Летом прошлого года мессенджер Telegram объявил о запуске собственного агрегатора новостей, не имеющего аналогов по степени свободы и эффективности. Разработку алгоритма, который будет использоваться в агрегаторе, Дуров и Ко выставили на конкурс, и основными требованиями к продукту (не техническими, а контентными) было умение отбирать новости на английском и русском языках, распределять заметки по семи категориям (общество, экономика, технологии, развлечения, наука, спорт, другое), группировать новости по одной теме и сортировать материалы по степени важности.
«Устройство таких сервисов как «Яндекс.Новости» впечатляет в техническом отношении, однако ограничено цензурой и русскоязычным рынком, - писал тогда основатель Telegram Павел Дуров. - Telegram обладает количеством данных и технологиями, которые позволяют создать подобный сервис рекомендаций новостей в глобальном масштабе - и без политической цензуры. У нас есть шанс создать первый в истории интернета эффективный и свободный агрегатор новостей».
11 мая этого года Telegram объявил второй этап конкурса по созданию алгоритма (закончится 25 мая, победители разделят призовой фонд в $100 тыс.), и из его условий можно сделать выводы о том, каким на самом деле будет обещанный новостной агрегатор. Из разбора издания «Мы и Жо» следует, что он будет уметь:
- отличать новости от всех других материалов СМИ (к этому пункту мы еще вернемся);
- рекомендовать пользователю дополнительные материалы на основе уже просмотренных новостей;
- составлять ежечасные подборки новостей;
- отбирать не просто русскоязычные, но релевантные для российского читателя новости (к этому пункту мы также еще вернемся);
- отбирать англоязычные новости для максимально широкого круга международных читателей (например, Xbox Series X - подходящая тема, а борьба с коронавирусом в одном из регионов Индии - нет);
- подбирать новости, релевантные сразу для нескольких категорий (но не более трех);
- исключать из выдачи агрегационные статьи (например, «Главные новости за выходные»);
- рекомендовать не только тексты, но и видео.
В общих чертах замысел Дурова и Ко понятен, но некоторые его элементы вызывают вопросы. Например, как алгоритм будет отличать новость от не-новости (собственно, ключевое требование к агрегатору) и каким источникам отдавать преимущество (ключевой вопрос для издателей). Пока что очевидна лишь привязка новостей ко времени - в агрегатор будут попадать события, происходящие прямо сейчас или случившиеся в недавнем прошлом (в подборку материалов на одну тему - «сюжет» - могут попадать материалы за период до 30 дней). И что новостями будут считаться даже прогнозы погоды и гороскопы - их алгоритм включит в рубрику «Другое» и, вероятно, пессимизирует в выдаче.
Вопрос отбора русскоязычных новостей также пока открыт: в объяснении для разработчиков говорится, что материал о Минском агентстве по госрегистрации не релевантен, а, например, «Скандальный разговор Трампа и Зеленского» - очень даже. При хорошем раскладе это может означать всего лишь заинтересованность Telegram в украинском сегменте аудитории, при плохом - все то, что подразумевают российские государственные телеканалы и информагентства, сосредотачиваясь на украинской повестке.
Почему это важно. По состоянию на май 2019-го украинская аудитория Telegram достигла 4,5 млн (данные Data Magic), и за минувший год эта цифра наверняка существенно увеличилась. Очевидно, что после запуска агрегатора новостные редакции моментально начнут оптимизировать под него свой контент (и украинские - не исключение). Не менее важно и то, как Дуров и Ко намерены бороться с цензурой (что в свое время не удалось технически удачному агрегатору «Яндекс. Новости») и противостоять засилию российских денег: по мнению медиааналитика Александра Амзина, Telegram медийно захвачен огромным количеством провластных каналов РФ, «которые легко смогут производить тысячи новостных статей для попадания в «сюжеты» под новостями идеологических противников».