В идеальном мире 2022 год должен был пройти под знаком «Мавки»: премьеру полнометражного украинского мультфильма отечественным зрителям обещали 29 декабря, а до этого их бы постепенно знакомили с героями будущей картины, подкидывали сюжетных интриг и очаровывали визуалом. Но когда разразилась полномасштабная война россии против Украины, работа над мультфильмом, как и буквально все в стране, приостановилась, некоторые аниматоры оказались на временно оккупированных территориях, некоторые ушли в ЗСУ защищать страну, а маркетинговый план действий на ближайшие месяцы утратил актуальность. Впрочем, закаленные годами продакшена и пандемии, создатели «Мавки» сумели наладить рабочий процесс даже в военных условиях. Более того, нарастить активность в публичном пространстве – и украинском, и международном. Так, на недавно завершившемся каннском кинорынке Marché du Film мультфильм поучаствовал в целом ряде мероприятий, среди которых Animation Day, организованный анимационным фестивалем Annecy. Подробнее о международном направлении работы и продолжении производства «Мавки» в новых реалиях мы поговорили с продюсерами Ириной Костюк и Анной Елисеевой, а также режиссером Олегом Маламужем.
Главное, что сейчас нужно знать о производстве «Мавки» – оно не остановилось, а лишь взяло небольшую паузу в первые недели полномасштабного вторжения. «Около недели мы определялись, кто где находится и что с каждым происходит», – говорит Маламуж, добавляя, что на момент начала вторжения проект был на финальном этапе, что означает плотный и безостановочный производственный процесс. Война его прервала, но ненадолго: «Сначала мы, как и все, собирались с мыслями, выясняли, кто в каких условиях находится. Обстановка была очень разной – одни застряли в оккупации, другие переместились на Запад Украины, кто-то выехал за рубеж. Но к счастью, все остались живы и здоровы, а большая часть людей уже хотела и была готова вернуться к работе», – вспоминает Олег.
Но нельзя просто так взять и возобновить работу аниматоров в условиях войны – сперва нужно реорганизовать систему производства. Это, впрочем, удалось довольно быстро, и тут помог опыт, приобретенный во времена пандемии. «Ковид научил, что необязательно всем сидеть и работать в одном месте. Главное – чтобы человек был самоорганизованным и понимал: у меня есть задача, нужно ее решить», – объясняет режиссер. По его словам, у создателей проекта сначала была мысль организованно переместить аниматоров во Львов, но затем от нее отказались: «Как и во время пандемии, сейчас мы используем систему Shotgun, позволяющую в реальном времени следить за работой каждого департамента. Аниматоры могут находиться в любой точке мира, на процессе это никак не сказывается».
В довоенные времена аниматоры тоже работали над «Мавкой» удаленно – например, в процессе участвовали фрилансеры из других стран. Война в этом плане ничего нового не добавила, а сложности заключались в том, что, во-первых, не всем сотрудникам удалось быстро вырваться с временно оккупированных россией территорий, а во-вторых, не все могли найти необходимую технику в новых местах. «У нас были случаи, когда человек сумел переехать во Львов, но рабочей машины у него не было. Тогда мы везли ее из Киева», – делится Олег.
Основную часть команды «Мавки» удалось сохранить. По словам режиссера, несколько человек еще в первые дни полномасштабного вторжения ушли в ТРО (позже – в ЗСУ), а некоторые решились на полноценную эмиграцию в другие страны, но это скорее исключение. Сейчас главное – что производство идет по графику.
Без сложностей, конечно, не обходится. В первый месяц полномасштабного вторжения, когда враг стоял под Киевом, аниматорам «Мавки», как и всем украинцам, вместе с собственными детьми сутками приходилось прятаться в подвалах. Особенно тяжело было тем, кого временная оккупация застала в пригородах столицы, например в Буче. Сегодня ситуация не легче: россия продолжает обстреливать наши города, а украинцы по-прежнему регулярно спускаются в бомбоубежища. Но остановить процесс создания украинского мультфильма не в силах даже ракеты.
Когда же ждать премьеру «Мавки», спросите вы? Отвечаем: по словам продюсеров, сроки готовности мультфильма остаются довоенными – четвертый квартал 2022 года. Но это, к сожалению, не значит, что и дата премьеры осталась прежней: ее придется подождать до конца войны. Обещать, что 29 декабря украинские зрители смогут пойти в кино на «Мавку», сейчас нельзя, ведь неизвестно, будут ли в это время полноценно работать кинотеатры, да и индустрия в целом.
При этом сидеть сложа руки – тоже не выход. Костюк и Елисеева уверены, что сегодня как никогда важно, чтобы украинский голос звучал со всех возможных международных площадок, поэтому работа по международному продвижению «Мавки» усилилась в разы. «Миссия экспорта украинской культуры в целом сейчас еще более важна. Это то, что хотят у нас отобрать, денацифицировать, лишить нас нашего ДНК. Так что нам очень важно и реализовать «Мавку» в Украине, и распространить ее в мире», – объясняет Ирина Костюк.
Мир в этом отношении отвечает «Мавке» взаимностью. В Каннах мультфильм поучаствовал не только в питчинге Animation Day (Annecy Goes To Cannes 2022), но также получил собственный отдельный скрининг, стал одним из проектов на Национальном стенде, а еще хедлайнером всего каталога FILM.UA Distribution. Как объясняют продюсеры, этот лайн-ап мероприятий был направлен на достижение единственной цели – распродать права в как можно большее количество стран и добиться максимально широкого мирового проката. Результаты себя ждать не заставили: недавно компания FILM.UA Distribution объявила, что картину продали в страны Скандинавии, а также Грецию и Монголию (в дополнение к ранее заключенным сделкам с Италией – с Ватиканом включительно, Испанией, Сан-Марино, Швейцарией, Польшей, Португалией, Румынией, Чехией, Словакией, Венгрией, Болгарией, Вьетнамом, Индией, Израилем, а также с балканскими странами, странами Ближнего Востока, Северной Африки и Балтии и другими).
Интерес к «Мавке» чувствовался и на уровне количества посетителей мероприятий, где ее презентовали: по словам продюсеров, приходили как представители компаний, с которыми сделки уже заключены, так и потенциальные партнеры, и фидбэк был исключительно положительным. А к примеру, перед скринингом гостям показали тот самый ролик, рассказывающий, как украинские аниматоры работают в условиях войны. «Это произвело на всех огромное впечатление», – отмечает Костюк.
Также в Каннах состоялся ивент Annecy Goes To Cannes 2022, на питчинг в рамках которого была отобрана «Мавка». По словам продюсеров, большинство его участников – проекты на более ранних стадиях производства, чего об украинском мультфильме не скажешь, но и для него эта площадка была очень полезной. Во-первых, речь идет о питчинге от крупнейшего анимационного фестиваля, а во-вторых, участие в нем – это активизация работы с b2b-аудиторией плюс новые упоминания в международной прессе.
Последнее для создателей «Мавки» особенно актуально, поскольку перед ними стояла по-настоящему глобальная задача: «Мы питчили не только наш мультфильм, но и целую страну. Важно, чтобы наши голоса слышали, ведь идет война, от которой никому нельзя отворачиваться. Это война диктатуры против демократии и свободного мира. Мы работаем в бомбоубежищах, убивают наших детей, нашу культуру – в центре Европы в XXI веке происходит настоящий геноцид. Об этом нужно кричать на любой доступной площадке», – говорит Елисеева. Продюсеры в целом не только не скрывают, но и подчеркивают свою активную гражданскую позицию: «Так должно быть со всеми. Украинские компании, работающие сейчас без публично заявленной гражданской позиции, – это не украинские компании», – подчеркивает Костюк.
Но вернемся к производственному процессу и планам создателей. С первым все более-менее понятно – он движется почти по довоенному графику, сдвинувшись лишь на неделю вынужденного простоя. Что же до планов, то ясности на сегодняшний день меньше: если украинскую премьеру можно перенести на «после войны», то международным партнерам, уже купившим права на проект, этой формулировки скоро будет недостаточно. «Раньше мы подчеркивали, что релиз сначала состоится в Украине и только потом мультфильм выйдет в других странах. Это было актуальным, когда мы озвучили дату украинской премьеры – 29 декабря, и все понимали, когда можно планировать премьеры у себя. Теперь это не так, ведь украинский релиз сложно планировать, пока идет война, а кинотеатральная индустрия фактически замерла. Но внутренне мы понимаем, что ориентировочно до конца лета нам нужно принять решение, когда мы сможем планировать премьеру в украинских кинотеатрах», – говорит Ирина.
Международных партнеров можно понять: сейчас «Мавка» стала еще более актуальной, как и ее главный месседж – это сильный персонаж украинской мифологии и Леси Украинки, который стремится к миру в своем лесном Мире. Познакомить с ним широкую аудиторию все хотят как можно скорее, поэтому на данном этапе создатели рассматривают разные конфигурации. Например, не исключены одновременные премьеры мультфильма и в Украине, и в других странах, а также вариант, когда международный релиз состоится раньше локального. «Это становится актуальным еще и потому, что меняются статусы некоторых стран. Например, Польши, где сегодня живет очень много украинцев. Поэтому мы думаем над разными сценариями, а действовать будем в зависимости от ситуации», – объясняет Костюк.
Единственное, что о премьере можно сказать наверняка – сначала она состоится на большом экране и лишь потом в диджитале. «Это касается не только Украины, но и территорий, куда мы продаем полный пакет прав на проект. Наше неизменное условие – наличие кинопроката», – акцентирует Ирина, добавляя, что исключение может составить разве что США, где пробиться в полноценный прокат сложно из-за большого количества «своих» блокбастеров.
Из-за полномасштабной войны изменились и тайминги маркетинговой кампании проекта. Это, к примеру, касается реализации сделок по лицензированию: еще в начале мая Костюк сообщала, что в те дни должны были стартовать продажи товаров под брендом «Мавки», однако их пришлось перенести на более подходящее время. При этом все сделки с лицензиатами остались в силе. Похожая история и с активным предпремьерным промо, которое должно стартовать за 3–6 месяцев до релиза: этапы будущей кампании остались прежними, а вот довоенные графики сместились. Насколько сильно – пока сказать сложно, однако, по словам продюсеров, руку на пульсе происходящего в стране они держат. «Конечно, не будет так, что в один прекрасный день мы проснемся, а война закончилась. Все об этом мечтают, но очевидно, что процесс растянется на какое-то время. Мы следим за тем, что происходит в Украине, так что будем готовы», – уверяет Анна Елисеева.
Впрочем, скучать тем, кто с нетерпением ждет «Мавку», создатели не дают. За последние несколько месяцев они презентовали сразу два новых образа главной героини мультфильма:
в начале апреля была Мавка с искрой настоящего украинского гнева,
а в первый день лета она предстала в украинском образе
Надо ли говорить, что оба проявления аудитория приняла положительно, а интерес к премьере в очередной раз повысился. И хотя изначально создатели не планировали показывать «огненный» образ Мавки, поскольку он используется в одном из ключевых моментов мультфильма (а спойлеров не любит никто), его актуальность оказалась настолько очевидной, что и в дальнейшей промокампании образ тоже задействуют.
И продюсеры, и режиссер в один голос подчеркивают, что «Мавка», как часто бывает с творчеством, предвосхитила время. Настолько, что в будущей промокампании не пришлось ничего менять – лишь слегка подкорректировать акценты. «Для украинского и зарубежного рынка у нас одинаковые месседжи: мы не дадим уничтожить украинскую культуру, а Мавка – один из ее ярчайших символов. Она – наша Берегиня, теперь вдвойне, и мы верим, что она нас защитит. Раньше у нас не было конкретного слогана, все формулировки были недостаточно хороши и объемны, но мы активно использовали цитату «Я в серцi маю те, що не вмирає».
Теперь это выражение обрело новые смыслы, поэтому стало официальным слоганом всей кампании. Кроме того, в конце трейлера у нас звучало, что самая ценная вещь, которая есть у человека, – это любовь, а теперь мы добавляем: и мир. Это две наши основные ценности», – говорит Елисеева. Костюк уточняет, что по этим же причинам авторы немного переформулировали логлайн проекта: «Раньше картина была о Мавке, которая в какой-то момент предстает перед сложным выбором – идти за своим сердцем или за обязательствами Хранительницы Леса. Теперь же проект о Мавке как о сильном женском персонаже из украинской мифологии, который защищает свой Мир перед лицом угрозы».
Словом, «Мавке», конечно же, быть, но вопрос сроков релиза остается открытым до окончания войны и стабилизации украинского кинопроката. Ну а возрастающий интерес на международном рынке в итоге может принести плюсы украинской анимации в целом. «Актуальность копродукции, в том числе и анимационной, с Европой сейчас возросла, особенно в отношении стран-соседей. И если раньше все переговоры велись в контексте того, что мы заработаем столько, а вы столько, то теперь финансы ушли на второй план. С нами хотят работать, потому что в Украине много классных специалистов, а «Мавка» – анимация нового образца и качества для нашей страны, что также отмечают международные партнеры и коллеги. Нас поддерживают и относятся с полным пониманием», – говорит Ирина Костюк. Анна Елисеева с ней согласна, но отмечает – это совсем не значит, что прилагать усилия теперь не нужно: «Это большой исторический шанс для всех нас, но одновременно и большой челлендж. Нужно понимать, что после 24 февраля украинские сценаристы не начали резко лучше писать, а продюсеры не обрели за одну ночь волшебных настроек на успех. Это по-прежнему бизнес, и чем дальше от Восточной Европы, тем больше это чувствуется. Всем нужно расти над собой, ведь долго ехать исключительно на том, что мы – украинцы, не получится».