Любой разговор о медиаиндустрии сегодня начинается с того, как на процессы повлиял самый большой и, к сожалению, непредсказуемый фактор – война. Иногда речь заходит не только о производственных изменениях, но и о смысловых, и сегодня наша беседа будет именно такой. Вы же помните, что телеканал СТБ, объявив о «гуманитарном программировании», вернул в эфир и проект «Неймовірна правда про зірок»? Вот только в новых условиях он получил новое название – «Неймовірна правда про українцiв», а его фокус, как говорят на канале, сместился с шоу-бизнеса на смыслы и ценности нации. Производственный процесс также изменился, и о его нюансах мы поговорили с руководителем проекта (и исполнительным продюсером канала ICTV по совместительству) Дмитрием Слободяном.
«Война изменила практически все не только в наших жизнях, но и на телевидении. Телеканалом СТБ было принято решение, что нужно делать кроме новостей еще и позитивный контент. Для этого выбрали проект «Неймовірна правда про зірок», но его нужно было видоизменить – теперь это программа как о звездах, так и о простых людях, доказавших своими поступками, что ими может гордиться вся страна», – говорит Дмитрий, добавляя, что инициатива выбора именно «Неймовірної правди про зірок» тоже была за вещателем.
Продакшену же нужно было сделать так, чтобы обновленный формат был не только интересен, но и полезен зрителям. Для этого, собственно, изменили оптику: наряду с историям звезд стали рассказывать и об обычных украинцах, по тем или иным причинам ставших известными на фоне войны. «Наши нынешние герои – это люди, которых по большому счету выбирают зрители, а не мы. Основной источник поиска для нас – это социальные сети. И чем чаще тот или иной человек в них мелькает, тем интереснее он другим людям. В военных условиях совсем неважно, звезда ли это шоу-бизнеса, Арестович, простой человек или даже пес Патрон. Главное – это те, о ком говорят все», - отмечает Слободян. Поиск историй, впрочем, ведется не только в соцсетях. «Это хоть и основной, но не единственный источник сюжетов. Например, мы следим за различными благотворительными мероприятиями, за ивентами, которые организовывают те же звезды. Также берем интервью у участников боевых действий, волонтеров. Направлений, откуда мы можем взять информацию, очень много», – говорит Дмитрий.
Независимо от того, откуда пришел сюжет и кто стал его героем, авторы стараются сохранять позитивный вектор: «Я считаю, что нашим зрителям нужно больше именно позитивного контента. Даже когда мы рассказываем какую-нибудь трогательную историю, то в конце всегда стараемся выйти на позитив. Например, есть сюжеты о разрушенных домах. Разумеется, это очень печально, но мы акцентируем: дома можно восстановить, а человеческая жизнь – бесценна. Если в такой тяжелой и сложной ситуации мы сделаем так, что человек немного улыбнется, хоть маленьким краешком губ, я считаю, что это победа», – делится Слободян.
Что ж до производственного процесса, то тут продюсер не скрывает: приходится непросто – как морально, так и с точки зрения ресурсов. Но присутствия духа команда при этом не теряет: «Все объединяются вокруг единой цели – мы делаем важную вещь, немного отвлекаем людей от войны, развлекаем их, даем позитив и надежду. Благодаря этому команда сплотилась. Поменялась ли система? Да, причем полностью. Начиная с того, что наши крутые ведущие стали не только ведущими, но параллельно и операторами, и режиссерами. Они сами снимают, сами выставляют кадр, вешают себе петличку, высылают видео нам, а мы только монтируем. Это очень круто, ведь мы можем быть не привязаны к одной точке. Мы точно так же, как и все украинцы сейчас, не понимаем, что будет завтра. Очень важно, что члены команды могут перемещаться, и это не влияет на творческий процесс. Даже монтаж у нас происходит удаленно, люди сидят в разных концах страны, а иногда и за ее пределами. Но общая цель заставляет шестеренки работать», – объясняет Слободян.
По словам продюсера, частично отладить производство таким образом помогла пандемия, но сейчас стало сложнее, ведь люди сидять не у себя дома, а в других местах. Тем не менее на скорость это не повлияло: поставить проект на, так сказать, военные рельсы удалось за три недели – от момента, когда канал пришел с предложением, и до того, как продакшен вышел на еженедельный выпуск. При этом объемы производства проекта в сравнении с довоенными сократились вдвое. Это связано с тем, что пришлось пожертвовать частью команды – самый болезненный для Дмитрия момент. «Очень не хотелось терять людей, которых ты так долго и скрупулезно собирал, мы же все работали как единая семья. Но ситуация такова, что часть людей пришлось не взять в новый проект».
Для продакшена это вопрос экономии ресурсов. «В сравнении с довоенным периодом реклама сейчас приносит несоразмерные доходы. Мы отталкиваемся от того, что есть у канала», – объясняет Дмитрий. Из-за этого не только ведущие снимают сами себя, но и другие процессы делаются параллельно, а сотрудники занимаются тем, чем раньше не занимались: кто-то ищет видео, кто-то самостоятельно записывает интервью и редактирует. Ресурсов не всегда хватает, сам Слободян тоже подключается к процессу, но при этом говорит: «Нам грех жаловаться, это мелочи по сравнению с тем, что переживают люди на передовой».
В то же время, как и в сюжетах «Неймовірної правди про українців», есть в нынешней ситуации и хорошее. По словам Дмитрия, война смыла все границы, очень изменив украинских звезд: «Все идут на контакт, все готовы сами себя снимать, даже проводить интервью в окопе, когда рядом бомбежки – у нас такое было с Даниэлем Салемом. То есть звезды стали максимально контактными. В жизни же тоже так: раньше казалось, что звезды недосягаемы, а теперь мы видим их на полевых кухнях, в метро. Границ больше нет: мы все вместе, все делаем одно дело, и при этом неважно, кто ты: певец, айтишник или рабочий на стройке».
На канале говорят, что военная «Неймовірна правда про зірок» – не о шоу-бизнесе в привычном понимании, а о смыслах и ценностях, которые есть в украинском обществе. И как показывает фидбэк от зрителей, именно это им сейчас необходимо. «Да, мы не можем посмотреть в цифрах, в рейтинговом выражении, поскольку панель сейчас не работает. Но отклик зрителей в соцсетях только положительный: они благодарят за то, как мы доносим информацию, время от времени веселим. В этом темном моменте нашей истории мы даем зрителям маленький лучик позитива и надежды, и им это нравится», – говорит Дмитрий.
Послевоенные планы у проекта тоже есть. «Во-первых, мы очень надеемся, что война закончится как можно скорее нашей победой, и мы снова войдем в режим производства большого проекта. Конечно, планировать здесь ничего нельзя. Но определенно мы думаем о том, чтобы в мирное время расширить список тем и обсуждений, рассказывать не только о звездах шоу-бизнеса, но и об обычных людях, чьи истории будут резонировать в обществе».
«Неймовірна правда про зірок» – один из первых проектов «старого» времени, который, хоть и видоизменившись, вернулся к зрителям. Уверена, в будущем таких кейсов будет намного больше, а пока совет продюсерам: если вы еще не сориентировались, как подстроить уже существующие форматы под новые условия, – берите этот пример на вооружение.