В начале мая на YouTube-канале «Хроніки пекла» появился документальный фильм «Маріуполь. Хроніки пекла», который моментально начали распространять другие площадки – от телеканалов до ОТТ-платформ. Режиссер Елизавета Татаринова вместе с командой продакшена TTB Studio зафиксировала истории одиннадцати человек, которым удалось выбраться из того самого пекла.
Лента Татариновой – это первая попытка документально зафиксировать и осмыслить одну из самых болезненных историй о преступлениях россиян, совершаемых на территории Украины. Очевидно, что впереди много художественных и документальных фильмов об ужасах, которые сегодня переживают украинцы. Документалисты собирают материалы в горячих точках, чтобы отрефлексировать эту войну со временем. А работа Елизаветы Татариновой прямо сейчас рассказывает о ране, продолжающей кровоточить. О Мариуполе.
Режиссер признается, что идея снять фильм о Мариуполе появилась в середине марта, когда люди начали выбираться из города и делиться своими историями. «В первый месяц войны, когда все мониторили новости, мы осознавали, что в Мариуполе происходит что-то страшное. Было ясно: там ад, но еще неизвестно, какого масштаба. Когда оттуда начали выходить первые люди, начали появляться первые интервью, это были очень короткие материалы – отдельные элементы пазла, не позволявшие составить полную картину. Поэтому мы решили: нужно из этих маленьких пазлов сложить историю и показать, что там происходит на самом деле», – говорит Татаринова.
В фильм вошли 11 историй тех, кто смог выбраться из Мариуполя: журналистки Надежды Сухоруковой, волонтерки Катерины Ерской, коменданта одного из самых больших бомбоубежищ в Мариуполе Евгения Тузова и других.
Своих героев Елизавета искала с помощью сарафанного радио. Сначала списалась с Надеждой Сухоруковой, которая выбралась в Одессу, и выехала к ней. Уже на месте через общих знакомых нашла еще нескольких героинь. «В первый день мы сняли видео с двумя героинями, и в одиннадцать вечера мне написала незнакомая женщина – мол, у ее сына живут беженцы из Мариуполя, которые готовы говорить. Утром мы должны были ехать в Киев, но задержались и записали. Звонила знакомым из Мариуполя, тоже делившимся контактами. А дальше мне начали просто присылать номера разных людей. Например: «Жека Мариупольский». Ты не думаешь, кто это такой. А потом выясняется, что это комендант самого большого шелтера в Мариуполе».
Тех, кто согласился поделиться своими воспоминаниями, а затем отменил разговор, не было. Впрочем, по словам Татариновой, многие люди с самого начала отказывались говорить. Причины разные: у кого-то остались родственники в Мариуполе или других оккупированных территориях, кто-то не хотел еще раз переживать этот ужас. Однако люди, все же соглашавшиеся на разговор, говорили: «Мир должен знать, что происходит в Мариуполе. И это наша обязанность – говорить о том, что здесь происходит».
Команда фильма работала в Одессе, Кропивницком, Днепре, Запорожье. Во время съемок было записано 12 часов интервью. Финальный хронометраж ленты составил 80 минут, но после победы режиссер планирует вернуться к работе над вырезанным материалом. Возможно, из него получится книга.
Во всех своих интервью Татаринова признается, что не может выбрать одну наиболее впечатляющую историю из своего фильма – каждая должна быть услышана. Можно лишь представить, как сложно ей было резать собранный материал, оставляя только небольшую часть, которую увидели зрители. Здесь Елизавете помог режиссер монтажа Илья Макаренко, работавший над лентой дистанционно, в Лиссабоне. «Мы работаем вместе больше десяти лет, чувствуем и хорошо знаем друг друга. Поэтому я послала Илье расписанный сценарий, мы проговорили несколько раз по телефону, и через неделю он сделал черновой вариант фильма, – рассказывает Татаринова. – Файл пришел в два часа ночи, я проснулась и не смогла заснуть. Очень страшно было смотреть. Дотянула до десяти утра, но все же усадила себя смотреть… Расплакалась где-то на первом закадре, прорыдала все полтора часа и поняла: если у меня это вызывало такие эмоции, значит, мы все правильно сделали».
По словам режиссера, каждое интервью, написанное командой проекта, заканчивалось слезами. Так что, конечно, работать с материалом было сложно. «Если ты не пропустил это через себя, у тебя не получится материал, который зацепит других. Эмоционально было сложно. Словно ты заполнен чужой болью до краев и должен ее хранить до последнего момента, пока не выплеснешь уже на таймлайне», – делится автор фильма.
Команда, с которой работала Татаринова, заслуживает отдельного внимания. Кроме режиссера ленту создавали операторы Виктор Левчук и Алексей Дидик, режиссер монтажа Илья Макаренко и звукорежиссер Александр Семчук, работающие в продакшене TTB по 10–15 лет. «Мы работаем от проекта к проекту, – говорит Елизавета. – А во время, когда не работаем, просто общаемся, праздники вместе отмечаем, дружим семьями».
Работу над документальным фильмом команда начала с разных географических точек. Режиссер с мужем находились в Киевской области, режмонт застрял в Португалии, звукорежиссер, у которого четверо маленьких детей, по программе для беженцев уехал в Британию, а один из операторов волонтерил, вывозив людей во Львов. Впрочем, сделать ленту удалось в рекордные сроки: с момента возникновения идеи до публикации готового материала прошло чуть больше четырех недель. 30 марта команда из трех человек отправилась в Одессу на первую съемку, а уже 3 мая состоялся диджитал-релиз фильма. «Сели в машину, поехали, сняли материал, потом все это передавали в Лиссабон, где режмонт монтировал, а звуковик в Лондоне сводил звук. К тому же в Киеве в марте были закрыты все ренталы. У нас не было профессиональной техники. Все снимали одной камерой, а второй был мой мобильный телефон», – признается автор. Усложнял ситуацию и тот факт, что ленту производили на волонтерских началах, за свой счет.
На сегодня фильм «Маріуполь. Хроніки пекла» показали каналы «Еспресо», «24», НТН, «Індіго TV», «Апостроф», «Київ» и несколько региональных, также картина вышла в эфире марафона на государственном российскоязычном канале «FreeДом». Ее выложили на многих YouTube-каналах. Кроме того, украинские зрители могут найти фильм в библиотеках сервисов «Київстар ТБ» и OLL.TV (тут на первой неделе мая он был лидером просмотров). Также ведутся переговоры с MEGOGO – по словам Татариновой, там очень хотят показать «Маріуполь. Хроніки пекла», но продолжаются бюрократические процедуры. «Из иностранных каналов нас показали в Тайване, Канаде, Болгарии, Эстонии, будет показ на «Настоящем времени», – говорит режиссер.
За это время команда фильма получила несколько щедрых предложений о продаже прав – например, от японцев и немцев. Но тогда работа должна быть удалена из общего доступа. И тем и тем Елизавета отказала, поскольку хочет, чтобы о Мариуполе знали люди во всем мире.
Сегодня «Маріуполь. Хроніки пекла» распространяется на международной арене при помощи друзей и небезразличных людей из разных стран. В то же время получать прокатное удостоверение в Украине создатели не спешат: «Мы с вами все взрослые люди, понимаем, что получить прокатное удостоверение – значит потратить две недели и кучу нервов. Это время можно прожить с большей пользой. Гораздо важнее показывать фильм на открытых мероприятиях, посвященных Украине», – считает Татаринова.
По словам Елизаветы, от иностранных зрителей приходит не просто положительный фидбэк: люди предлагают помощь с переводом, распространением, хотят быть полезными хоть чем-то. Сейчас режиссер ищет технические и финансовые возможности создать для фильма SRT-файл с субтитрами на основных международных языках (немецком, французском, испанском и т.д.), чтобы максимально расширить аудиторию. А поскольку никаких коммерческих проектов у TTB Studio пока нет (фильм, напомним, создавался исключительно за свой счет), в социальных сетях и в описании на YouTube команда оставила банковские реквизиты и ссылку на Patreon для донатов.
Останавливаться на одной ленте создатели не собираются и планируют сделать цикл «Хроники ада». И пока небезразличные зрители помогают финансово, команда готовит следующую документальную работу. «Когда мы начинали, я точно понимала, что у меня будет Мариуполь. Потом точно понимала, что будет Буча, Ирпень или еще что-нибудь. И пока мы сделали Мариуполь, тема Бучи, Ирпеня уже закончилась. А прошел всего один месяц. К огромному сожалению, в Украине есть ад, происходящий прямо сейчас. Герои следующего фильма, над которым мы работаем (об одном из оккупированных городов на юге Украины), ведут себя так же, как герои фильма о Мариуполе. Говорят: «Мы хотим об этом рассказать, привлечь внимание». И я понимаю, что за месяц, пока мы будем делать фильм, эта история не закончится. К большому сожалению, работы хватит до конца жизни», – говорит режиссер.
Когда выйдет следующая серия цикла, точно неизвестно. Но предварительно релиз запланирован на конец июня.