24 февраля 2022 года украинская медиасфера претерпела кардинальные изменения, осознание масштаба и окончательной формы которых еще впереди. Впрочем, уже сегодня понятно, что часть проектов (издания, продакшены, телеканалы и т. д.), не сумев найти себя в новой реальности, исчезнет с отечественного медиаландшафта, а часть перепридумает себя заново, чтобы быть максимально полезными своему потребителю. Одним из проектов, который трансформируется буквально в режиме реального времени, стал «Телебачення Торонто» – еженедельный сатирический дайджест новостей «Ґрати, песик, дужка, гривня, знак питання, долар, нуль», выходивший на трех телеканалах с 2016 года, и одноименный YouTube-канал, на котором кроме флагманского шоу #@(₴?$0 «прописаны» еще две программы в формате объяснительной журналистики. С началом полномасштабной войны команда «Телебачення Торонто» мощно выступила сразу на трех фронтах – новостном, волонтерском и информационно-психологическом, в частности создав YouTube-проект, ставший для сотен тысяч украинцев настоящей терапией в первый месяц боевых действий. О том, как ведется эта робота, нам рассказал Максим Щербина – один из ведущих и сценаристов «Телебачення Торонто».
Казалось бы, юмористическому контенту не место в нынешнем медиапространстве украинцев. Но пример «Телебачення Торонто» свидетельствует об обратном: на четвертый день полномасштабной войны с россией в YouTube-канале проекта вийшов первый стрим – по сути, рефлексия происходящего в стране и вокруг нее. Именно такой формат – разбор текущих новостей в основном в сатирическом ключе, включение интересных гостей (от украинских музыкантов, изменивших свою деятельность во время войны, до экспертов по психологии, военному делу и т. п.), информирование о волонтерских инициативах и живое общение с аудиторией – оказался тем, что нужно людям, которые, говоря на языке ведущих, начали «плавиться» от ужасной реальности. Впрочем, поначалу никто из команды не сознавал, насколько полезной окажется эта работа.
«У нас не было никакого плана на случай войны, все происходило довольно хаотично, – вспоминает Максим. – Майкл Щур (фронтмен «Телебачення Торонто» Роман Винтонив. – MBR) пошел воевать. Два наших продюсера, Вячеслав Рушник и Андрей Кондратенко, пошли волонтерить в крупные благотворительные фонды, такие как «Фонд Притули» или «Повернись живим». Еще один креативный продюсер Евгений Самойленко и [ведущая] Ярослава Кравченко остались в Киеве. Остальная команда, работавшая непосредственно в офисе, выехала. Причем это не было централизованно. Так просто сложилось, что мы с Сашей Гонтар (соведущая и сценаристка «Телебачення Торонто». – MBR) выехали в Ивано-Франковск. Где-то на восьмой день сюда выехал Анатолий Остапенко».
В военное время Максим Щербина и Александра Гонтар стали главными лицами «Телебачення Торонто»
Вести стримы им помогали Анатолий Остапенко и Сергей Чирков
Итак, часть команды оказалась в Ивано-Франковске и решила возобновить вещание хоть в каком-нибудь виде. «Мы поняли, что не успеваем делать еженедельный дайджест, поскольку события несутся с такой скоростью, что все устаревает уже через час, – продолжает Щербина. – Поэтому решили делать ежедневные стримы и примерно первый месяц в таком режиме существовали: стримы каждый день, шесть раз в неделю. Формат этих стримов выстраивали постепенно: первые три-четыре выпуска была просто попытка рефлексии новостей, потом поняли, что нужно добавлять нечто уникальное. Поэтому начали акцентировать внимание на духоподъемных новостях из Украины. Технически это тоже было довольно непросто – где-то к восьмому выпуску мы вышли на определенную техническую устойчивость. Спасибо нашим зрителям: они помогли купить пульт и еще некоторые вещи.
Потом, когда все более-менее стабилизировалось, насколько можно употреблять слово «стабилизировалось», мы решили оставить стримы, поскольку этот формат зашел аудитории. И кроме того, делать полноценные выпуски [дайджеста]».
Студию в новом городе нашли за день, с оборудованием помогли зрители, часть команды, которой не хватало, отыскали с помощью поста в фейсбуке
На время ежедневных стримов из старой команды, состоящей из почти 30 человек, остались Максим, Саша, Анатолий и Сергей, а также Вадим Ерченко и еще пять сценаристов. «Но добавились новые люди, которых мы нашли на месте, – говорит Щербина. – Это часть съемочной группы, выпускающий редактор на стрим, человек в редакторской команде. Конечно, это меньше, чем до войны, но команда постепенно возвращается. Наш монтажер уже более-менее в безопасности, человек, занимающийся постпродакшеном, уже тоже работает с нами. Ярослава Кравченко, иногда просто включавшаяся, сейчас делает полноценные сюжеты из Киева». Всего над выпуском сегодня работают до пятнадцати человек. Половина – удаленно.
За два месяца безостановочной работы команды проекта количество подписчиков канала увеличилось примерно на 100 тыс. человек. По словам Максима, если до войны на канале было 4 млн просмотров в месяц, то сейчас их 13–14 млн. Ведущий предполагает, что часть новых зрителей – это старая аудитория, по тем или иным причинам отписавшаяся ранее. «Условно говоря, мы критикуем Порошенко – кто-то отписался, мы критикуем Зеленского – тоже кто-то отписался. Сейчас другие времена. Есть нечто общее. Часть людей вернулась, решив, что политические дрязги не ко времени», – говорит Щербина. Впрочем, география все же немного изменилась: увеличились просмотры из Европы, ведь туда выехала часть зрителей, также среди новой аудитории появились россияне, доля которых составляет 2–3%. А определенные видео (например, расследование Анатолия Остапенко о соцсетях свиногорья россиян), несмотря на украинский язык, даже попадали в тренды российского YouTube.
Отдельного внимания заслуживает телеграм-канал «Телебачення Торонто». До 24 февраля это был просто вспомогательный инструмент для распространения новых выпусков #@(₴?$0 и других программ команды. А с началом полномасштабной войны канал превратился в самостоятельную информационную платформу, где можно найти всю актуальную и, главное, проверенную информацию. На сегодняшний день телеграм-канал имеет более 115 тыс. подписчиков, что почти вдвое превышает показатели крупнейших украинских общественно-политических (не желтых) изданий на этой площадке.
Оказывается, канал ведет один человек – это Евгений Самойленко, один из продюсеров #@(₴?$0. «С началом войны Самойленко полностью сконцентрировался на телеграм-площадке и фактически превратил ее в самостоятельное медиа, – говорит Щербина. – Это новостная лента, где почти нет иронично-сатирической торонтовской движухи. Просто новости. Хотя в последнее время Евгений позволяет себе более неформальную новостную подачу. Он профессиональный медийщик. У него были скилы это сделать, и он сделал. Кроме того, я так понимаю, для него эта работа – определенный способ психологической поддержки. Держаться за что-нибудь. Делать что-нибудь полезное. Он сделал это достаточно успешно и будет продолжать делать».
Кроме того, «Телебачення Торонто» развивает другие каналы коммуникации – например, полностью англоязычный twitter-акаунт, в котором уже более 16 тыс. подписчиков. Этим направлением работы занимаются 4 человека (редакторы и переводчики).
Максим признается, что работа является своего рода терапией для всей команды: им это помогает отвлечься от бесконечного потока новостей и обобщить конкретные сюжеты этой войны, так же как зрителям помогают отвлечься новые выпуски их программ. «Мы не только «раскручиваем» зрителя, мы с первых дней поддерживаем кучу волонтерских инициатив, собираем деньги на волонтерские или благотворительные организации», - говорит ведущий. За два месяца работы команда «Телебачення Торонто» рассказала своей аудитории о штабе волонтеров «Порт Франківськ», координационном центре #SaveUkraineNow, волонтерском объединении «КОЛО», благотворительном фонде «Восток SOS», коалиции правозащитных организаций «Україна. П'ята ранку», инициативе Save Pets of Ukraine, телеграм-канале «Шукаю рідних – Маріуполь», фонде Rescue NOW UA и других волонтерских движениях и инициативах, не говоря уже о крупнейших фондах, которые сегодня знает вся страна.
Находящаяся в Ивано-Франковске команда даже провела первый в истории «Телебачення Торонто» офлайн-ивент, на котором собирали средства для благотворительного фонда Brave Ukrainians. Собранные 276 тыс. грн были направлены на помощь жителям Харькова и Бучанского района Киевской области
До полномасштабной войны монетизация «Телебачення Торонто» происходила благодаря рекламным интеграциям и донатам подписчиков на Patreon (по данным «Еспресо», в конце 2021 года аккаунт проекта на этой площадке был первым среди украинских по количеству патронов и вторым по сумме пожертвований). Теперь же, по словам Максима, из источников финансирования остался только Patreon: причем он не просел, а даже немного увеличился. Сегодня у «Телебачення Торонто» более 1800 патронов, которые ежемесячно донатят более $10 тыс. К тому же команда снова начала работать с грантовыми программами, что делала несколько лет назад. А деньги, аккумулированные от рекламных интеграций, помогли финансировать переезд части команды и выплачивать зарплаты в первый месяц.
Недавно «Телебачення Торонто» продало на NFT-аукционе один из своих самых популярных мемов «Жуй сраку» за 1,1111 ETH ($2,5 тыс. на момент продажи). Эти деньги были направлены на развитие YouTube-канала проекта (кликните на скрин)
Сейчас команда «Телебачення Торонто» планирует работать в формате, выработавшемся в последнее время: еженедельные выпуски и иногда стримы. Как уже упоминалось, Анатолий Остапенко исследует соцсети россиян, и такие видео собирают миллионы просмотров – так что он точно продолжит заниматься этим делом. В начале апреля журналистка проекта Алина Шеремета делала спецрепортаж о мариупольцах, которым удалось спастись, – скорее всего, подобный серьезный контент также будет появляться на канале. А вот куда команда вернется после вынужденного перемещения, пока неизвестно: «Наша студия в Киеве, где мы постоянно писались, была эвакуирована (речь о студии телеканала «24», помогавшего технически обеспечивать создание программ. – MBR). Фактически в Киеве нам некуда возвращаться, – констатирует Щербина. – Нужно искать или создавать с нуля какую-то новую площадку». Впрочем, в «Телебаченні Торонто» все же надеются, что до лета удастся вернуться в Киев.