Высокие крепкие мужчины с битами на входе. А внутри - весь цвет украинского бомонда: бывшие и нынешние политики и политические активисты вместе с деятелями культуры на любой вкус, от кинематографистов до блогеров. Так выглядел киевский Дом кино в день премьеры криминальной драмы Олега Сенцова «Носоріг» - одного из самых ожидаемых украинских фильмов, находившегося в разработке с 2011 года.
Почему так долго - объяснять, очевидно, не нужно: в свое время каждый украинец, хоть как-то интересующийся новостями, был в курсе истории режиссера. А вот короткий экскурс в историю его второго полнометражного фильма я себе все же позволю: в 2012-м проект картины победил в Третьем конкурсе Госкино и должен был получить 43% бюджета, который тогда составлял почти $1 млн. В следующем году «Носоріг» получил финансирование немецкого кинофонда Medienboard Berlin-Brandenburg и поддержку Хорватского аудиовизуального центра - и осенью должен был начать производство, чему помешало заключение режиссера в оккупированном Крыму.
Летом 2020 года Совет по господдержке кинематографии выделил на производство фильма 25 млн грн вне конкурса - чтобы «Носоріг» имел возможность податься на поддержку фонда «Евримаж» (которую он впоследствии получил). К тому времени продюсированием картины кроме Сенцова занялся Денис Иванов с компанией «Артхаус Трафик», а к финансированию вместо Хорватии присоединилась Польша. Международная премьера ленты состоялась в сентябре 2021 года на 78-м Венецианском кинофестивале в рамках конкурсной программы «Горизонты», свои главные международные призы - за лучший фильм и лучшую актерскую работу - «Носоріг» получил на Стокгольмском кинофестивале, а накануне украинского проката ленту приобрел Netflix (она стартует на стриминге через три месяца после проката).
Фильм повествует историю становления и формирования бандита на фоне «лихих 90-х». Он с детства хорошо знает, что нужно быть сильным и жестоким. И всегда идет напролом - собственно, как носорог, поэтому его так называют. Подробно и откровенно о работе над «Носорогом» Олег Сенцов рассказал в интервью коллегам из MBR, я же покажу, что происходило на премьере.
О крепких пацанах с битами на входе я уже говорила? К счастью, никто из присутствующих не пострадал
Интересно, оценивал ли Ярослав Пилунский работу своего польского коллеги Богумила Годфреюва, выступившего оператором «Носорога», с профессиональной точки зрения
А Виктор Ющенко, наверное, вспомнил фильм «Оранжлав», вышедший при его президентстве и оператором которого был Ярослав Пилунский
Во времена президентства Петра Порошенко украинское кино вышло на качественно новый уровень - так что теперь ему рады на любой премьере
Журналист Руслан Горовой явно был на одной волне с...
...Олегом Сенцовым и Ирмой Витовской
Солист группы «Гайдамаки» Александр Ярмола демонстрирует неплохую физическую подготовку. Но я бы не советовала ему мериться силами с исполнителем роли Носорога Сергеем Филимоновым. Тот уже продемонстрировал на экране, что способен на многое
Писатель и режиссер Андрей Курков выглядел несколько одиноко в компании ряда политиков, пришедших на премьеру
В отличие от нардепа Гео Лероса, которого нечасто можно увидеть на публичных культурных мероприятиях
Так же как и его коллегу по Верховной Раде Сергея Рахманина
После двух сроков в должности министра культуры ходить на премьеры украинских фильмов для Евгения Нищука, видимо, стало профессиональной привычкой
А вот Алексей Москаленко не просто гость премьеры - он создавал VFX для фильма «Носоріг»
Сегодня Татьяна Власова - гостья премьеры, а уже на следующей неделе сама будет принимать кинотусовку на Зимнем кинорынке ОМКФ
Наталья Ворожбит сейчас также рефлексирует на тему 90-х, работая над сериалом «Наша Галя»
Как историк Вахтанг Кипиани точно знает интересные подробности о 90-х
А «троещинский» Борислав Береза, вероятно, знает тогдашние реалии уже не из книг
В 90-е Игорь Кондратюк и Антон Мухарский начинали свои кино- и телекарьеры - надеюсь, они не встречали тогда персонажей, подобных Носорогу
Предприниматели Андрей и Ирина Андрющенко очень рады, что сегодня бизнесовые дела решаются не так, как в 90-е
А следующим трендом в украинском кино, пожалуй, будут 60-е: об этом периоде снимает свой полнометражный дебют Андрей Алферов
Во время оттепели будут происходить и события новой ленты Филиппа Ильенко
А Дмитрий Суханов копнул еще глубже - прямехонько в 20-е
Ну хоть Дмитрий Сухолиткий-Собчук рефлексирует на теме, не связанной с историей
Из-за определенных сцен фильм «Носоріг» называют очень жестоким. Но похоже, Егора Соболева, Маричку Падалко и Юрия Макарова таким не испугать
Премьеру посетил и Александр Кольченко, который вместе с Олегом Сенцовым попал в российский плен
Еще один земляк Сенцова на премьере - журналист Павел Казарин
А вот и тяжелая артиллерия - Рефат Чубаров в компании Айдера Муждабаева
Ну а пока гости поздравляли Олега Сенцова с его долгожданной премьерой, я выждала подходящий момент и поговорила с продюсером фильма Денисом Ивановым.
- Работа над «Носорогом» была начата еще в 2011 году с продюсером Ольгой Журженко. Когда и почему к проекту присоединились вы?
- Мы с Олегом переписывались, когда он сидел в российской тюрьме. И тогда начали работать совсем над другим проектом - «Сияющий мир». Это должен был быть фильм на английском языке. Мы подписали договор и сейчас продолжаем над ним работать. Но когда Олег вышел, он сказал, что хотел бы все-таки сделать фильм «Носоріг», который планировался еще раньше. Он собирался продюсировать ленту своими силами, потом попросил помощи на этапе разработки, я начал помогать и в конце концов стал продюсером проекта. Вообще с Олегом мы знакомы с 2011-го, со второго Одесского кинофестиваля, куда он подавал свой фильм «Гамер». Мы поддерживали связь, но профессионально начали работать, когда Олег попал в российский плен.
- Ольга Журженко работала над фильмом после освобождения Сенцова?
- Ольга Журженко прошла очень тяжелый этап разработки фильма - еще до того, как он получил новых партнеров. В 2012 году это уже была копродукция: там была и Германия, и Хорватия. Когда Олег был почти неизвестным режиссером, она с ним прошла определенный путь. И я ее очень уважаю. Имя Ольги будет в титрах ленты, в специальных благодарностях.
- С одной стороны, «Носоріг» - фильм авторский, предусматривающий минимальный продюсерский контроль. С другой - понятно, что на ленту еще до старта производства делались определенные ставки, и поэтому контроля, возможно, было больше. А как на самом деле?
- В авторском кино у продюсера действительно нет финального слова. Он не может уволить режиссера или переписать сценарий. Я работаю преимущественно с авторским кино. И у меня очень простая идеология: я говорю все, что думаю, а режиссер уже выбирает, откликается это мнение или нет.
- И как реагировал Олег?
- Споров у нас не было - мы занимались каждый своей работой, были партнерами. Я очень уважаю Олега и его видение. Это его первый профессиональный фильм. И думаю, что он классно справился. А я просто старался быть хорошим партнером.
- Для фильма вы должны были получить права на российскую и советскую музыку. И без посредников, по словам Олега, ничего бы не вышло. Кто именно вам помогал?
- Это было агентство Pit bogs. Владислав Мицовский был тем человеком, который помогал нам еще до начала съемок очищать права на композиции. И слава богу, это удалось.
- Какой вы видите аудиторию этого фильма? Кого должна привлечь ваша маркетинговая кампания?
- Маркетинговая кампания разработана и работает полгода. Наша аудитория - это мужчины 20+. Считаю, что фильм будет интересно посмотреть людям, жившим в 90-е. Это определенная машина времени. Я думаю, людям будет реально интересно погрузиться в эту атмосферу. Мы пытались воспроизвести довольно точно это время.
- А как насчет «пацанов»? Видите ли вы своего зрителя среди этой аудитории?
- Я думаю, что аудитория этого фильма не столько бандиты, сколько люди, имеющие определенное романтическое представление о 90-х. То есть современным двадцатилетним, мне кажется, также будет интересно посмотреть на эпоху, предшествующую их рождению. Есть также определенная категория людей, ходящих в кино очень редко. И полагаю, «Носоріг» будет именно тем фильмом, который сможет их мотивировать на поход в кинотеатр.
- Не могу не спросить о государственной поддержке фильма, полученной вне конкурса: если не ошибаюсь, такое в нашей индустрии произошло впервые. Трудно ли вам было это сделать, учитывая, что проект победил в конкурсе Госкино 2012 года, но денег тогда не получил?
- У нас не было никаких споров с индустрией. По крайней мере это точно не было интерактивно с нашей стороны. Поскольку фильм был в планах кинопроизводства, он уже выиграл свой питчинг, мы просто подались на Совет, который принимает решение об изменениях в финансировании. Бюджет фильма изменился, потому что курс гривны был совсем другой, люди начали получать совсем другие деньги в кинопроизводстве, по сравнению с 2012 годом изменился финансовый контекст. Мы прошли этот Совет, он принял решение, выделил 25 млн грн, мы подписали контракт и начали съемки.
- Общий бюджет фильма - 1,6 млн евро. Украина выделила 25 млн грн. Как распределились другие доли?
- Польша выделила 20% бюджета, Германия - 12%. Еще 16% - это «Евримаж».
Первые впечатления критиков от фильма разделились: кто-то говорит, что картина правдиво воспроизводит атмосферу 90-х, другие критикуют за чрезмерную романтизацию тех времен. Вам, уважаемые читатели, остается только сходить в кино и сформировать собственное мнение. Я же традиционно желаю фильму и всей его команде успешного проката.