Несколько дней назад случилось то, чего многие производители ждали с большим нетерпением: компания Media Resources Management объявила о старте четвертого сезона конкурса социально значимого контента PITCH UA, проводящегося при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) в рамках программы Transformation Communications Activity (TCA). Это значит, что в следующие несколько месяцев мы снова сможем наблюдать за украинскими авторами, которые в очередной раз докажут: важное не значит скучное, а о позитивных изменениях можно говорить буквально в любом формате. Но все это будет потом, а сейчас я, внимательно посмотрев пятичасовое открытие конкурса и выслушав всех его спикеров, хочу рассказать об изменениях в правилах PITCH UA, темах четвертого сезона и особенностях, с которыми участники конкурса столкнутся на этот раз. И не говорите потом, что ничего не знали.
В четвертый раз занимаясь организацией PITCH UA, компания MRM точно знает, каким должен быть социально значимый контент. Но в этом сезоне, как отметила директор MRM Катерина Удут, в правилах появились важные обновления: например, от одной компании теперь можно подать только один проект в рамках каждой категории. Подробнее об этом и остальных моментах спикеры пообещали рассказать чуть позже.
А пока приветственное слово взяла исполняющая обязанности директора Офиса содействия демократии и управления USAID в Украине и Беларуси Наида Зецевич-Бин. Напомнив, что благодаря прошлым сезонам PITCH UA на свет появилось много интересных проектов (например, шоу «Дома лучше!» Жени Синельникова, проект «Борщ» и полнометражный фильм «Найкращi вихiднi», который скоро выйдет в кино), Наида подчеркнула, что и в этот раз организаторы будут искать истории, которые продемонстрируют единство Украины и позитивные изменения, происходящие в нашем обществе.
А заместитель министра культуры и информационной политики Тарас Шевченко добавил, что PITCH UA делает огромный вклад не только в производство качественного контента, но и в информационную безопасность страны.
На этом приветственная часть закончилась, а спикеры наконец подобрались к главному - объяснениям, чем четвертый сезон конкурса будет отличаться от предшественников и почему участникам важно внимательно читать правила. Рассказать об этом предстояло хорошо знакомым вам представителям USAID Катерине Некрасовой (Чернолуцкой) и Александру Клейменову.
Для начала Катерина объявила темы PITCH UA 4. Их в этот раз всего две, и с обеими бывалые участники уже знакомы - это «Медіа мають значення» и «Видимi трансформації» (или «Відчутні зміни», что, в общем-то, одно и то же).
В первой категории организаторы ждут от участников контента, который поможет зрителям стать менее уязвимыми к дезинформации - это если коротко. Но есть и более подробное описание - на слайде выше
Вторая тема - это модификация категории «Я відчуваю зміни: реформуючи Україну», заявлявшейся в третьем сезоне PITCH UA. Как и прежде, здесь предполагается создание контента, который поспособствует освещению позитивных результатов проведенных в Украине реформ
Некрасова отметила, что в обоих случаях можно и нужно коммуницировать с потенциальными зрителями в развлекательном формате - так информация усваивается намного эффективнее. К тому же нет поводов думать, что о таких важных и, казалось бы, сложных темах нельзя говорить простым и понятным языком - предыдущие три сезона PITCH UA продемонстрировали, что, например, о земельной реформе можно снять остросюжетный экшен, а украинская культура - вообще бесконечный источник вдохновения.
Далее Катерина передала эстафету Александру, который начал с напоминания о том, что такое программа TCA и каковы ее главные цели:
«Конкурс PITCH UA проводится в рамках третьей цели, но, чтобы лучше ориентироваться в том, какой контент мы ищем, нужно понимать наши задачи в комплексе», - подчеркнул Клейменов. По его словам, из опыта прошлых лет организаторы поняли, что многие потенциальные участники, подавая заявки на конкурс, забывают, что их проекты прежде всего должны нести социальную значимость. «Мы хотим, чтобы истории, которые вы рассказываете, касались позитивных изменений», - добавил он.
И неспроста: философия и цели PITCH UA тоже ставят это качество во главу угла
При этом Александр развенчал миф, что от авторов ждут только рассказов о хорошем. Даже наоборот: в конкурсном контенте приветствуется освещение общественных проблем. Главное - не забыть предлагать пути их решения. К примеру, это могут делать герои проекта, пользуясь результатами все тех же реформ - считайте, готовая сюжетная завязка.
Еще один миф: темы, на которые предлагают говорить организаторы, сложно интегрировать в контент, особенно развлекательный, так, чтобы это не выглядело навязчиво и искусственно. В этом случае Александр также убежден, что все возможно, и живое тому доказательство - финалисты и победители предыдущих сезонов конкурса. А чтобы проекты нынешнего сезона получились интересными и полезными, Клейменов предлагает потенциальным участникам хорошенько подумать и ответить на следующие вопросы:
Если они у вас трудностей не вызывают, то самое время ознакомиться с графиком, по которому будет работать PITCH UA 4:
Прошлый сезон из-за пандемии полностью проходил в онлайн-формате, о чем было объявлено еще на открытии, а в этот раз организаторы с окончательным решением не спешат. «Сейчас декабрь, и открываемся мы в онлайне, но какой будет обстановка через два-три месяца - прогнозировать сложно», - объяснил Клейменов, выразив надежду, что встретиться с участниками вживую все же удастся.
В самом начале ивента Катерина Удут обозначила, что правила PITCH UA 4 претерпели трансформацию. Теперь же Александр рассказал об этом подробнее:
Во-первых, незначительно изменились требования к кандидатам: как и прежде, форма и размер компании значения не имеют (заявки могут подавать и ФЛП, и большие продакшены, но только не физические лица), а вот к политике и госслужбе контент не должен иметь никакого отношения. Кроме того, теперь среди тех, кто не может участвовать в конкурсе, появились организации, находящиеся под санкциями.
Во-вторых, как анонсировала Удут, теперь одна компания может подать только одну заявку в каждую категорию. Поэтому, чтобы избежать проблем в будущем, Александр просит все компании сразу указывать, аффилированы ли они с какими-либо группами или холдингами.
В-третьих, изменился порядок финансирования проектов. Отныне на конкурс принимаются только проекты на стадии разработки, а продолжать ли поддержку, эксперты будут решать после каждого этапа. Таким образом организаторы хотят гарантировать и себе, и участникам, что проекты, получившие гранты, будут завершены и дойдут до аудитории. По этой же причине к работе над проектом на разных этапах может присоединиться третья заинтересованная сторона - канал или диджитал-платформа.
Что касается жанров и форматов проектов-участников, то здесь требования остались прежними: это может быть практически любой контент, но важно, чтобы у него был длительный срок жизни и понятная схема дистрибуции. По этим причинам в конкурсе не участвуют новостные проекты и журналистские сюжеты, актуальность которых быстро сходит на нет, а также короткометражные фильмы (игровые и документальные) - их потом ни в кино не покажешь, ни телеканалам не отдашь.
Оценивать проекты, как и в предыдущих сезонах, будут как украинские, так и международные эксперты, а также представители организаторов. Познакомиться с ними поближе можно будет чуть позже (следите за обновлениями на сайте конкурса), а пока напоминаю: их задача - не только оценивать, но и помогать авторам полезными советами.
Критерии с прошлого года не изменились, так что если вы в PITCH UA не новичок, то сюрпризов не будет
Организаторы готовы отвечать на все возникающие вопросы. Но прежде чем их задать, советую внимательно изучить правила конкурса: там все расписано очень подробно и доходчиво.
На этом с техническими и организационными моментами было покончено. Но организаторы решили, что предела вдохновению будущих участников быть не может, а потому позвали на мероприятие победителей прошлых сезонов PITCH UA, чтобы те поделились опытом.
Наталка Якимович, победившая в первом сезоне конкурса с проектом «Борщ», а в третьем - с шоу «Я - лікар!», призвала потенциальных конкурсантов подаваться только с теми проектами, которыми они «горят»: «Главное - это энергия, а она будет лишь в том случае, если вы сами верите в проект. Во-вторых, тщательно готовьтесь к питчингам - презентация должна быть классной и энергичной, а в-третьих, умейте слышать экспертов».
Продюсер проекта «УніверCheck» Марьяна Нечипоренко (один из победителей третьего сезона) с Якимович согласна: энергия крайне важна. Но также она отметила, что авторам контента важно ставить перед собой цель не просто создать контент, а решить с его помощью какую-нибудь из существующих проблем. «Мы, например, поняли, что многие подростки не могут ответить на вопрос, куда они хотят пойти учиться, поэтому взялись решать задачу», - объяснила Нечипоренко.
Опыт победителей прошлых сезонов - это, конечно, хорошо, но организаторы PITCH UA предлагают вдохновляться не только им. В рамках открытия конкурса также состоялись выступления его украинских и международных экспертов, каждый из которых дал потенциальным участникам несколько дельных советов.
Исследователь общественных трансформаций и член Набсовета Общественного Евгений Глибовицкий, например, подчеркнул, что украинцам необходимо рассказывать о позитивных изменениях в стране, поскольку они часто остаются незамеченными. «Это следствие того, что мы постоянно находимся в мобилизированном состоянии и готовы к новым ударам. Но такая логика ведет к выгоранию, и тревожность становится нашей постоянной характеристикой», - объяснил он. Чтобы это побороть, Евгений советует концентрироваться на позитиве, руководствоваться социологическими исследованиями надежных специалистов и помнить, что доверие важнее рейтингов. Последнее утверждение должно стать надежным ориентиром для тех, кто заявляет, что телеканалы и платформы не любят транслировать социально значимый контент, считая его неинтересным.
Эксперт TCA Оксана Илясевич-Богородова с коллегой согласна: коммуницировать, что реформы ведут к улучшениям (пусть и не сразу), крайне важно. По ее словам, боязнь реформ часто возникает по незнанию: украинцы не понимают пользы изменений, как и того, что если их освещать и поддерживать, то они будут происходить быстрее и эффективнее. «Не обязательно называть реформы реформами: можно с помощью художественных средств показать, как изменилась жизнь конкретной ОТГ благодаря земельной реформе или децентрализации. Ищите любые позитивные перемены и стройте свой контент вокруг них», - призвала Оксана. Александр Клейменов ее поддержал, посоветовав конкурсантам относиться к социально значимым элементам в проектах, как к продакт-плейсменту - ведь если можно органично интегрировать в контент рекламный продукт, то и с реформами это реально.
Представители программы USAID АГРО Сергей Кубах и Виктория Оникиенко хорошо знакомы участникам прошлых сезонов PITCH UA: выступая экспертами конкурса, они не раз консультировали авторов на предмет земельной реформы. И теперь не устают доказывать: вдохновившись этой темой, можно создать очень зрелищный и интересный контент. «Фермеры сегодня - это не люди, которые постоянно копаются в земле, а крутые ребята, и они вполне могут быть героями, за которыми интересно наблюдать, и даже хочется брать с них пример», - объяснил Сергей. Вместе с тем, если авторы чего-то не поймут, Кубах и Оникиенко всегда готовы помочь: например, объяснить, как рынок земли работает на практике.
Директор ОО «Детектор медиа» Галина Петренко, в свою очередь, объяснила одну из центральных тем четвертого сезона PITCH UA - почему медиа имеют огромное общественное значение. По ее словам, это особенно важно для Украины, который год находящейся в состоянии войны с Россией, а последняя не устает распространять дезинформацию. И хотя ситуация на телевидении стала лучше после блокировки пророссийских телеканалов, в интернете продолжают плодиться вредные источники, поэтому повышать медиаграмотность людей буквально жизненно необходимо. Делать это можно разными способами (учить граждан отличать правду от лжи, подробно разбирать дезинформацию, развенчивать мифы) и в любой форме - от информационных программ до сериалов. Галина уверена, что работать в этом направлении можно практически со всем населением страны: согласно исследованиям, переубедить невозможно только закоренелых последователей пророссийских нарративов, но их, к счастью, абсолютное меньшинство - около 10%. А убеждать, считает Петренко, нужно тех, находится «посередине»: «Например, чтобы продвигать месседж о том, что в Европе не все так плохо, можно использовать формат, который я подсмотрела в другом месте - заимствовать ведь не стыдно (вот тут я бы, честно говоря, поспорила. - МН). Его суть в том, что известный тревел-блогер отправляется в путешествие в компании типичного жителя глубинки. И по ходу этого путешествия вредные мифы развенчиваются естественным образом», - объяснила Петренко.
Эксперт ТСА Елена Дудко, в компетенции которой находятся гендерные вопросы и инклюзивность, рекомендует потенциальным конкурсантам не забывать о соблюдении баланса в своих проектах, поскольку USAID поддерживает создание разнообразного и недискриминационного контента в целом. Во-первых, стоит помнить о ряде запретных тем: нельзя показывать наркотики, алкоголь и курение, допускать дискриминацию в любом виде, нужно избегать нецензурной лексики, сексуализации (в особенности женского тела) и чрезмерного насилия. Во-вторых, старайтесь не повторять и не распространять стереотипы, касающиеся гендерных вопросов, ЛГБТ-тематики, расы и т.п. Помочь в этом могут простые критерии, давно сформированные в культурной среде: тест Бехдель, тест Мако Мори, тест Вито Руссо, тест Дюверне. Прогнав через них свой контент, вы поймете, насколько он соответствует современным понятиям о diversity. Кроме того, дял создания качественного инклюзивного проекта Елена рекомендует не бояться задействовать инсайдеров из разных групп.
Высказавшись каждый по своей теме, украинские эксперты передали эстафету международным коллегам.
Американская журналистка и режиссер Дженнифер Крендалл поделилась лайфхаком: чтобы контент был качественным, интересным и эффективным, его авторам необходимо изначально ставить себе за цель достичь аудитории, которая находится за пределами их информационного пузыря. Те, кто внимательно следит за другим проектом MRM и USAID - Образовательной платформой PITCH UA - уже об этом знают. А если нет, советую внимательно прочесть конспект тематической лекции Дженнифер - конкурсантам нынешнего сезона это точно пригодится.
Вишенкой на торте ивента-открытия стали хорошо знакомые вам эксперты PITCH UA Адам Сигел и Джош Вайнсток. На этот раз они объяснили, какими должны быть питчи конкурсантов, чтобы впечатлить жюри. Ничего сложного здесь нет, но часто участники забывают о главном: им самим нужно хорошо понимать свой проект, уметь ответить на вопросы, где происходит история и о чем она, а также четко ориентироваться во внутреннем мире проекта и его законах. При этом не стоит грузить экспертов деталями - например, перечислять абсолютно всех персонажей, лучше сосредоточьтесь на двух-трех ключевых героях. Говоря о теме проекта, не нужно повторять темы конкурса - их эксперты и так знают, а от вас хотят услышать именно вашу историю. Главный же месседж Адама и Джоша в том, что вы должны гореть вашим контентом, ведь без искреннего интереса сложно создать что-то, что зацепит других.
От себя добавлю, что лучше и глубже понять требования экспертов вам поможет уже упомянутая Образовательная платформа PITCH UA: коллеги из MBR тщательно конспектируют каждую лекцию проекта, а хранятся они здесь. Совсем скоро виртуальная полка пополнится новыми конспектами, а пока вдохновляйтесь и спешите подать заявку на PITCH UA 4!