Украинские производители продолжают активно искать пути выхода на международный рынок, и пандемия, как ни странно, им в этом даже помогла. Не верите? Тогда послушайте участников панельной дискуссии «Новые модели копродукции и дистрибуции контента в Украине», состоявшейся в рамках Недели украинского контента Content Ukraine on Demand на международном ресурсе С21 Media, а также показанной гостям отгремевшего в сентябре международного форума KYIV MEDIA WEEK.
Модерировал дискуссию знакомый всем Эд Воллер, который успел обзавестись роскошными усами,
а спикерами выступили директор по развитию и копродукции FILM.UA Group Катерина Вишневская, управляющий партнер Eccho Rights Никола Зодерлунд, глава департамента продаж телеконтента «Медиа Группы Украина» Ирина Черняк и руководитель отдела развития французской APC Studios Антуан Деррожа
Этой компании предстояло обсудить, где и как украинским производителям контента искать партнеров, но сперва Воллер предложил спикерам рассказать, как прошли для каждого из них полтора коронавирусных года - с точки зрения копродукции и дистрибуции, разумеется.
Катерина отметила, что исторически главные потребители украинского контента за границей - это страны Восточной и Центральной Европы, а также бывшего СССР, но в последние годы FILM.UA значительно расширила географию продаж. «Развитие индустрии в целом и повышение уровня восприятия неанглоязычного контента нам помогли. Ну и, разумеется, огромное влияние оказала пандемия: мы все поглощены глубинами Netflix и смотрим контент на разных языках. За последние год-полтора мы начали продавать свой контент новым игрокам на новых территориях, особенно это касается проекта «Прятки». Сериал, например, купила Германия, известная своими требованиями к дубляжу; его показывали на канале Rai в Италии, что еще несколько лет назад было невозможно; проект доступен в США, Канаде, Австралии. Регулярно появляется много возможностей как в плане территорий, так и разновидностей закупщиков украинского контента», - констатировала она.
Никола с Вишневской согласен: по его словам, в последние два года рынок открыл намного больше возможностей. «В индустрии произошел большой сдвиг: два из трех самых просматриваемых шоу на Netflix - неанглоязычные. Правила игры изменились. Мы работаем с украинским контентом около десяти лет, преимущественно с проектами студии «Квартал 95», но я не могу сказать, что был какой-то конкретный тренд - популярными становились разные шоу на разных платформах и территориях, от США до Японии, от Греции до Германии», - поделился он.
Ирина Черняк тоже отметила перемены на рынке, но с точки зрения территорий: «Каждый год мы производим около 2 тыс. часов сериальной продукции, а продаем ее не только в страны СНГ и Восточной Европы, но также в Африку, Латинскую Америку и Азию, например во Вьетнам. Очень интересная территория для нас в последние несколько лет - Северная Македония. Раньше местные каналы покупали только турецкие и корейские драмы, а сейчас очень полюбили наши теленовеллы. Действительно, правила игры изменились: количество часов контента, который мы продаем, ежегодно удваивается».
Для Антуана Украина - рынок относительно новый: он признался, что его компания в отличие от Eccho Rights еще не продавала местные продукты, но скоро это изменится. «Соглашусь: интерес к неанглоязычному контенту растет, как и спрос на продукцию из Восточной Европы в целом. Что же касается непосредственно Украины, то местный контент за последние годы стал более зрелым, выросло качество сторителлинга, изменилась природа историй. Раньше украинская продукция была более-менее однородной: производились исторические драмы, фокус был на местных историях, было много полицейских сериалов, набитых экшеном. Сейчас же ландшафт обновился, но контент при этом остался оригинальным. Сериал «Прятки» - прекрасный пример нового украинского продукта, который отлично экспортируется», - объяснил Деррожа.
Когда со вступлениями покончили, Воллер отметил, что, несмотря на возрастающий интерес глобального рынка к украинскому контенту, остается немало препон между ним и международной аудиторией. В особенности это касается проектов, произведенных без участия иностранных партнеров, однако у всех собравшихся в панели спикеров опыт копродукции уже имеется. Ну а раз так, то следующим пунктом Эд предложил участникам дискуссии поделиться опытом в этом вопросе.
Оказалось, что двое из четырех - Вишневская и Деррожа - прямо сейчас разрабатывают совместный сериал. По словам Катерины, это будет пример премиум-контента, что стало логичным продолжением опыта «Пряток». Над будущим проектом работает практически та же команда, что и над «Прятками», да и жанр, криминальная драма, остался прежним. Но теперь речь о документальном проекте, который соответствует главным мировым трендам, в частности - интересу к сюжетам о серийных убийцах.
«Мы нашли реальную историю, которую хотели бы рассказать и украинской, и международной аудитории. Это история Сергея Ткача, убившего около сотни людей - точное число жертв до сих пор никто не знает. Его поймали, но перед этим за преступления Ткача осудили восемь человек. Это просто чудовищная неудача правосудия на всех уровнях», - рассказала Вишневская.
При этом, по ее словам, авторы не хотят делать акцент именно на фигуре убийцы, поскольку тот не заслуживает такого внимания. Вместо этого голос дадут жертвам - Вишневская уверена, что это лучший способ сторителлинга в данном случае. Разумеется, большинство из них по понятным причинам не смогло бы рассказать свои истории, поэтому вместо них это сделают их близкие, а также в проекте уделят внимание несправедливо осужденным людям и их родственникам. «Если все сложится удачно, мы вместе с Антуаном сможем вынести этот проект на международный рынок. Нам уже повезло, что его компания присоединилась к работе: только партнер не из Украины мог на всех этапах следить, чтобы история была по-настоящему глобальной», - объясняет Вишневская.
Антуан в свою очередь поделился, что идея сериала о Ткаче заинтересовала APC Studios из-за того, что криминальные проекты в принципе хорошо продаются. Его компания действительно следила за тем, чтобы история была глобальной, но особенной ее сделали именно украинские авторы. «Наша задача как дистрибутора - сохранить эти особенности при выходе на глобальный уровень», - констатировал Деррожа.
Воллер поинтересовался, как сотрудничество украинской и французской компаний выглядит на практике. «С самого начала FILM.UA попросила, чтобы последнее слово оставалось за ней - это логично, поскольку это полностью украинская история. Но честно говоря, за время сотрудничества у нас не было ни одной конфликтной ситуации: FILM.UA задействует талантливых людей, а мы на каждом этапе их объединяем», - объяснил Антуан.
У МГУ копродукционный опыт тоже имеется: Ирина Черняк напомнила и о сериале «Маркус», который группа производила совместно с латвийской Helio Media, и о шоу «Зломовчання», создававшееся совместными усилиями хорватского продакшена Drugi Plan и украинской компании Star Media для стриминг-сервиса МГУ OLL.TV. Ирина отмечает, что копродукционная стратегия МГУ отличается от коллег - в первую очередь потому, что в авангарде группы стоит вещатель. Соответственно, главная задача здесь - отыскать баланс между тем, что будет интересно зрителю канала «Украина» и международной аудитории. В случае с «Маркусом» это получилось, поскольку сначала был написан сценарий, а уже потом нашлись международные партнеры, а вот премьера «Зломовчання» состоится на стриминге - но позже «Украина» его тоже покажет. То ли Ирина что-то путает, ведь раньше и Star Media, и OLL.TV утверждали, что вещатель от проекта отказался, то ли канал внезапно передумал - и такое бывает, так что не сдавайтесь после первого «нет».
Еще один копродукционный проект, пришедшийся к слову, - сериал «Бути монстром», который вы наверняка помните по Шестнадцатому конкурсу Госкино. Его FILM.UA разрабатывает совместно с канадской компанией Incendo, а Eccho Rights выступает дистрибутором. Вишневская признается, что ее зацепил жанр истории - там есть и хоррор, и детектив, и комедия, что определенно котируется на глобальном рынке. «Изначально мы не навязывали это как международное производство. По каким-то неизвестным причинам собрались два сценариста - один из Италии, а второй из Великобритании, которые и придумали эту историю. Появление канадского партнера, напротив, очень логично: во-первых, там проживает огромная украинская диаспора, а во-вторых, недавно Украина и Канада подписали договор о создании совместного аудиовизуального контента», - объяснила Катерина.
Воллер отметил: ему очень нравится, что украинские производители контента находят партнеров не из-под палки, а органично. По его словам, еще лет 20 назад в Европе такого не было и над сценаристами приходилось буквально стоять, чтобы те придумывали совместные для разных стран истории. Отсюда следующий вопрос: где еще кроме Канады украинцы могли бы найти копродюсеров своих проектов?
Ирина предлагает прежде всего обращать внимание на соседей: Польшу, Чехию, Словакию, страны Балтии и т. п. «А для одного проекта, в который я буквально влюблена, мы ищем партнеров в Турции. Это восьмисерийная драма, события которой развиваются в Черном море - обе страны имеют в него выход. В центре сюжета - женщина, у которой морские пираты выкрали дочь. Чтобы ее найти, героиня отправляется в Турцию, где знакомится с красивым турецким следователем. В проекте будет много экшена, красивых пейзажей - как наших, так и турецких, так что у него есть все шансы на успех. Правда, пандемия немного нарушила наши планы, процесс переговоров и производства существенно замедлился», - поделилась Черняк.
Впрочем, она уверена, что для партнерства со страной совсем не обязательно иметь с ней общую границу. «Какие-то истории могут происходить на корабле, какие-то - в поезде, где угодно. С другой стороны, копродукционный проект будет интересен обеим сторонам только в том случае, если действие будет развиваться и в одной, и в другой стране приблизительно поровну», - констатировала Ирина.
У FILM.UA схожий подход: сперва здесь разрабатывают сценарий проекта, а уже потом смотрят, в какую сторону с ним логичнее всего идти. Кроме соседей Вишневская призывает обращать внимание на страны, где живут большие украинские диаспоры - помимо уже упомянутой Канады это может быть, к примеру, Италия или Израиль. «Кроме того, не нужно забывать, что есть истории, партнером в которых может выступить компания из любой страны - например, что-нибудь шпионское. Такие проекты можно снимать в нескольких странах, и это будет не менее органично», - уверена Вишневская.
Антуан же высказался с точки зрения международного дистрибутора. «Принимая решение, присоединяться ли к тому или иному проекту, мы руководствуемся разными мотивами. Это необязательно должен быть международный проект - часто мы участвуем и в локальных историях. Главное - возможность что-то в них привнести. Мы смотрим, что именно нужно каждому проекту - либо в плане творчества, либо в финансах. Мне кажется, что органические истории, которые могут объединить несколько стран, - это скорее исключение, а не правило. Чаще все выглядит так, будто страны объединились искусственно, что проекту только вредит», - предостерегает Деррожа, призывая смотреть на вещи трезво.
Катерина с партнером согласна и подчеркивает, что для удачной копродукции необходимо прежде всего общее видение продюсеров из разных стран. «Но перед тем, как искать международных партнеров, следует понять, какая ваша история - локальная или глобальная, может ли она быть интересна международной аудитории и почему», - делится секретами Вишневская.
Еще один вариант выхода на глобальный рынок - стриминг-сервисы, которые сегодня развиваются крайне активно. Все участники дискуссии согласны, что это новые возможности для местных производителей, поскольку большинство платформ заинтересованы как в глобальных, так и в локальных историях. Кроме того, работая со стримерами, производители не так скованы рамками, как при сотрудничестве с линейными телеканалами.
Не меньше пользы приносят и копродукционные альянсы между государствами - как между Украиной и Канадой или по примеру скандинавских стран. Вишневская отмечает, что недостаток средств на создание качественного контента - это не только украинская реальность: та же Чехия, к примеру, может позволить себе лишь один-два международных проекта в год. «Я как продюсер всегда охочусь за деньгами, а такие альянсы значительно упрощают их поиск».
Напоследок спикеры дали несколько советов, благодаря которым Украина может закрепиться на международной арене производства контента. «Нужно пользоваться своими особенностями, как это делали скандинавы. Украина может рассказать миру много интересных историй о «Диком Востоке», это может стать неплохим трендом», - уверен Антуан. А Никола считает, что помочь пробиться может какой-нибудь хит - как было у скандинавов с «Мостом» или у Израиля с «Фаудой»: «Если появится прорывной проект, дальше будет легче - все будут ждать новых похожих историй».
Надеюсь, советы продюсеров и дистрибуторов пойдут вам на пользу. Ну и не переключайтесь: подробности KMW не заканчиваются!