Если верить психологам, то кризис идентичности является нормальным этапом развития человека. Это состояние каждый переживает в юности, когда находится в процессе самоопределения. На какой стадии самоопределения сейчас украинцы в целом, трудно сказать, но если уж начинаешь что-то искать, то обязательно находишь.
Натолкнуть украинского зрителя на размышления о том, кто мы есть и куда идем, какова украинская мечта, - главная задача серии документальных фильмов «Фантастичні українці». Каждый из четырех эпизодов проекта посвящен одной из разновидностей искусства: кино, музыке, литературе и визуальному искусству. О том, какие процессы происходят за кулисами и какие достижения есть у страны, рассказывают инсайдеры креативной индустрии.
Во время закрытой (и здесь пандемия внесла свои коррективы) презентации проекта «Фантастичні українці. Кіно», состоявшейся на киностудии FILM.UA, ленту «тестировали в уютном кругу».
Одними из тех, кто представлял фильм аудитории, стали продюсеры, выпускники Ukrainian Film School Екатерина Кармалита и Алина Гысева, а также режиссер Дмитрий Авдеев, автор телеграм-канала о кино «Слышь, Тарантино!».
«Разрабатывая проект, мы говорили об аудитории, которая в первую очередь должна увидеть это. Мы представляли себе тинейджера, живущего не в Киеве или в другом городе, где можно быть частью большой бурной культурной жизни, а где-то на периферии. И мы очень хотим, чтобы такой тинейджер увидел проект «Фантастичні українці» и благодаря историям наших героев вдохновился, понял, что каждый из нас имеет огромный потенциал. Мы должны жить, расти здесь, гордиться нашей культурой, приумножать ее и смело заявить всему миру о себе, что мы - фантастические», - сказала Алина Гысева, начиная презентацию.
Главная миссия проекта заключается в том, чтобы рассказать о важных достижениях, влиятельных личностях и будущих векторах развития индустрии культуры. Авторы стремятся донести до зрителей в отдаленных частях Украины, что все возможно и возможно именно здесь. Создание проекта «Фантастичні українці» осуществляется при поддержке Украинского культурного фонда. Премьера документального цикла запланирована на ноябрь 2020 года.
Каждый эпизод исследует национальный культурный контекст, а герои рассказывают о создании современного художественного продукта, системе культурных ценностей в обществе и наследии младшим поколениям. Зрители смогут узнать о состоянии украинского современного искусства от тех, кто его творит. Например, Юрий Горбунов расскажет, как снять финансово успешное кино, Ирма Витовская честно поговорит о реалиях актерской профессии, а Сергей Созановский поделится прогнозами на будущее для украинской киноиндустрии.
Всего в проекте приняли участие около 90 художников разных направлений. Среди них - реперка Alyona Alyona, музыканты Onuka и The Maneken, актер и режиссер Ахтем Сеитаблаев, художники Никита Кадан, Жанна Кадырова, Арсен Савадов, Тиберий Сильваши и другие. Все серии цикла «Фантастичні українці» снимали разные режиссеры, хорошо разбирающиеся в том виде искусства, о котором идет речь в эпизоде. Сопродюсер проекта - Ирина Саурина.
Актера Роба Фельдмана, одного из героев эпизода «Фантастичні українці. Кіно», тоже пригласили к микрофону. Со словами «У нас, актеров, личных мыслей не так много» он встал и вынес стул для сценариста проекта Ярослава Войцешека. Пожалуй, это была самая длинная фраза Роба за весь вечер, но она способствовала дальнейшей непринужденной атмосфере события.
Свою мотивацию работать над проектом «Фантастичні українці» режиссер Дмитрий Авдеев описал короткой историей. Когда Дмитрию захотелось стать режиссером, он решил получить соответствующее образование за рубежом, поэтому поехал учиться в Лондон. Ему так понравился этот город и все происходившее вокруг, что он захотел остаться и снимать кино там. Однако часто слышал: «Слушай, ты из Украины, о вас знают только три вещи: что у вас женщина с косой выступает на телевидении, что немецкий боксер оказался-таки украинским боксером и что девушки у вас красивые. А у вас есть метро?» Впоследствии он понял, что хочет вернуться и снимать кино об украинцах. Поэтому, когда его привлекли к проекту, это была одновременно его мечта и миссия.
Ну что же, стул Роб Фельдман выносил Ярославу Войцешеку не зря, потому что сценарист проекта таки перетянул на себя львиную долю внимания. Небольшой спойлер - в эпизоде «Фантастичні українці. Кіно» произошло то же самое. А начал свое выступление Ярослав с шутки, что эпизод хороший, ему все понравилось, ведь он и сам там есть в кадре, но хотелось, чтобы его в кадре было больше.
Ярослав среди проблем украинского кино усматривает определенную романтизацию в глазах рядовых граждан, и их отношение к национальной киноиндустрии как к коту Шредингера - вроде есть, а вроде и нет. По специальности Ярослав - режиссер театра и кино, учился в Харьковской государственной академии культуры. Он вспоминает, что как-то надо было получить справку из поликлиники. Когда там узнали о его будущей специальности, сказали: «Ааа, порно снимать будешь...» В то время подумать, что в Украине вообще можно снимать кино, и даже не порно, было очень трудно. По словам Войцешека, например, в Мариуполе, в городе, где только порт и завод, есть только два пути - моряком пойти или пахать на заводе. О том, чтобы снимать кино, мнение не сильно распространено, особенно на периферии. Поэтому команда проекта «Фантастичні українці» как раз и пытается показать молодежи во всех уголках Украины наличие альтернативного пути.
Современный культурный контекст в Украине далек от депрессивного, утверждают авторы «Фантастичніх українців». И добавляют, что этот проект должен помочь украинцам объединиться.
«Как классно, когда люди не только говорят о чем-то, а берут и делают. Не надо сидеть и думать о том, что бы я хотел... идите и делайте. Вот видите, что-то получается! И даже выходит на большие экраны», - подытожил Дмитрий Авдеев.
Надеюсь, его оптимизм таки заразен!
На презентацию был приглашен и генеральный продюсер кинофестиваля «Молодость» Дмитрий Онисович. Он ленту также видел впервые и жалеет - не узнал всего, о чем шла речь в эпизоде, раньше. Общими, объединяющими для украинцев чертами Дмитрий считает желание постоянно совершенствоваться (жаль, маршрутчики не в курсе), создавать новое и «желание показывать желание» (что бы это ни значило).
И все же во время мероприятия с разных сторон периодически упоминали, что украинское кино такое молодое и недозрелое, недопеченное и комом. Но это ок, это ничего, надо с чего-то начинать. Так и крутилось в голове - то, что мы не знаем, для нас не существует. А мы, очевидно, многого не знаем о нашем кино. Да, это умаляет его достояние, но не уничтожает. Камон, в Киеве в 1900 году функционировало около 150 кинотеатров, из них 15 - на Крещатике. В основном зрители смотрели свадьбы и похороны, но и этого хватало, чтобы они доставали деньги и покупали билеты.
Если уж в сознании значительного количества украинцев украинского кино не существует или оно кажется им второсортным, логично сделать для них достояние индустрии видимым, рассказать, показать, даже привлечь к созданию. Потому что, как бы там ни было, идентификация - это то, что действительно является общим для нас. У нас есть собственная культура, уникальность, а также право называться фантастическими. Поэтому я не могу не приветствовать этот проект и его миссию.