Лето-2020 вполне могло бы войти в историю полным отсутствием крупных массовых ивентов, но организаторы 49-го КМКФ «Молодость» сделали все возможное, чтобы форум состоялся. В прошлые выходные его красная дорожка не успевала принимать гостей, а уже послезавтра станет известно, какой из картин повезло взять гран-при смотра.
Однако в этом году кинофестиваль интересен не только бесстрашием перед пандемией: над его организацией работала кардинально обновленная команда, во главе которой - очень молодой генпродюсер Дмитрий Онисович. Именно под его началом КМКФ получил новую айдентику, а в будущем 24-летний топ-менеджер обещает снабдить его свежим брендом, имиджем и стратегией. Планы Онисовича и команды впечатляют размахом, поэтому мы решили встретиться с ним лично и расспросить обо всем подробно.
- В разгар карантина «Молодость» до последнего придерживалась прежних дат и традиционного формата. Затем форум передвинулся на август, сохранив офлайн-часть, но добавив онлайн-составляющую. Андрей Халпахчи говорил, что кинофестиваль в онлайне - так себе затея, потому для начала скажи, ты с ним согласен?
- Начну с того, что в команде фестиваля сейчас два поколения, причем не те, что идут по очереди, а перескакивающие через одно - то есть старшее поколение и мы, чересчур молодое (смеется). Мы в хорошем смысле слова конкурируем между собой, и в этом рождается истина. По поводу мнения Андрея Яковлевича, с одной стороны, я тоже с этим согласен: прожить и понять авторский замысел, знакомясь с фильмом в домашних условиях, без особой обстановки, зритель вряд ли может. С другой, наша онлайн-платформа для показа авторского кино была задумана до начала пандемии - к ее разработке мы с Иваном Дмитриевичем [Адамчуком] пришли намного раньше. За 50 лет существования фестиваля «Молодость» в его рамках показывались невероятнейшие картины, невероятные режиссеры получали гран-при или просто принимали участие. Так почему бы не создать площадку, где можно было бы показать первые фильмы Тыквера, Озона или Балабанова, которых просто так не найти? Уверен, они бы пользовались спросом у ценителей - потому мы пошли в эту историю. А потом, когда УКФ поменял условия финансирования в пользу онлайна, очень быстро переформатировались, поскольку бизнес-модель уже была готова.
- Ты говоришь только об онлайн-платформе, но объясни, почему вы не отказались от офлайн-части, учитывая, что остальные либо ушли в онлайн (как ОМКФ), либо отменились (как Канны)?
- Потому что не хотели отказываться (улыбается). Мы - та самая слишком молодая часть команды - пришли с определенным видением будущего фестиваля, а COVID стал испытанием наших идей на прочность. Что-то, конечно, отсеялось, однако что-то осталось - прежде всего сама концепция, предполагающая наличие офлайн-части. Поначалу мы взвешивали все за и против, думали - пусть у нас не будет полноценного офлайна в кинотеатрах, как у Венецианского кинофестиваля (и как в итоге получилось у нас), но тогда сделаем всю программу на открытых площадках, абсолютно бесплатной для гостей. Да, это пошло бы вразрез с дистрибуторами, впрочем, мы были убеждены, что люди соскучились по такого рода мероприятиям и засиделись дома.
- Но эпидемиологическая обстановка оставляет желать лучшего…
- За три месяца карантина потребление контента полностью изменилось. С момента как кинотеатры возобновили работу, я был там раз восемь, из которых только два - ради просмотра кино. Честно говоря, это очень грустно: людей в залах почти нет. С другой стороны, нет и новых картин, а именно это - новизну - мы предложим посетителям фестиваля. Конечно, сложно предсказать, как отреагирует зритель с учетом изменившихся реалий, но мы надеемся на лучшее.
- Вы, кстати, разрабатывали какой-то план на случай, если в Киеве возобновят жесткий карантин?
- Откровенно говоря, нет. Мы же все это время находились в тесном контакте с КГГА и Минздравом, так что держали руку на пульсе и знали, к чему готовиться.
- Решение проводить офлайн-часть как-то сказалось на переговорах с партнерами?
- Нет, все проходило, как всегда. Что касается УКФ, то и в офлайн-формате у нас был неплохой рейтинг, а после этих изменений… Скажем так, коммуникация не поменялась, но в новых обстоятельствах фонд был очень ограничен в сроках. Было сложно и для них, и для нас: нужно было подготовить заявку за три дня, тогда как обычно это происходит в течение месяца, а у фонда на ее рассмотрение было всего две недели - что тоже намного меньше обычного. Из-за срочности нам все время приходилось быть на связи с УКФ - мне звонили даже тогда, когда не должны были (смеется). Это сейчас у нас появился отличный менеджер Алиса Бондаренко, которая занимается такими вопросами, но в тот период паниковали все (смеется). Зато сейчас нам есть чем гордиться: «Молодость» впервые взяла грант УКФ, у нас получилось защититься на сумму, которую мы запрашивали, а также подготовить и провести самый большой и срочный проект в рамках программы фонда.
- То есть вам никто не говорил: «Да вы с ума сошли!»?
- Нет, но мы регулярно слышали это от подрядчиков - до последнего никто не верил, что у нас все получится. Буквально три недели назад, когда стартовал монтаж локации на Арке дружбы народов, у меня состоялся разговор с подрядчиком по брендированию, который с удивлением спрашивал, состоится ли фестиваль в принципе - хотя мы уже подписали с ним договор (смеется).
- Как, кроме очевидного, на подготовку фестиваля влиял карантин? Какие сложности были, к примеру, с формированием программы, приглашением гостей - в том числе, иностранных?
- Главная сложность при формировании программы - не столько в карантине, сколько в периоде отпусков, в том числе у дистрибуторов. Перенося фестиваль на август, мы и подумать не могли, что наши запросы останутся без ответа, потому что никого нет (смеется). А если серьезно, из-за отпусков коммуникация растягивается очень надолго: некоторые картины мы до сих пор не получили. То есть официальное подтверждение и вся необходимая документация есть, а самого фильма нет. В принципе, «Молодость» не первый раз сталкивается с такой проблемой, и в целом это распространенная история для кинофестивалей, но мне бы не хотелось, чтобы такое происходило с нами. Хотя мы справляемся. Что же до гостей, то большая проблема в разном регулировании карантина в разных странах - вот эти красные, желтые, зеленые зоны. Например, если человек прилетает в Украину из Германии, то ему не нужна двухнедельная обсервация, а если наоборот - нужна. Для гостей это, конечно, не очень приятно. Мы планировали, что на «Молодость» приедет генпродюсер Берлинале, но у нее не получилось, сорвался еще один немец. Наладили коммуникацию с Дастином Хоффманом, однако из-за пандемии все пришлось отменить. Та же история с Аль Пачино.
- Судя по всему, у вас в этом году были очень большие амбиции.
- Да, это так (улыбается). Скажу больше: мы почти договорились о приезде Паоло Соррентино, но COVID и этому помешал. К слову, трудности возникают не только с известными гостями - хотели прилететь многие ребята-дебютанты, однако мы не можем гарантировать, что их не отправят на самоизоляцию. Впрочем, для тех, кому кажется, что на «Молодости» в этом году мало приглашенных кинематографистов, у меня есть хорошие новости: 19 сентября к нам приедут два очень известных человека - актер и режиссер, которые выступят в Киеве в рамках питчинга B2B Doc.
- Ты уже можешь назвать их имена?
- Актер - Пилу Асбек, известный по «Игре престолов», а имя режиссера пока раскрыть не могу, поскольку еще не получил официальных документов.
- Как карантин повлиял на выбор локаций? Например, церемонии открытия и закрытия вы перенесли под Арку дружбы народов, хотя изначально они должны были проходить во Дворце «Украина».
- Да, с Дворцом «Украина» получилась отдельная история. Когда я присоединился к команде «Молодости», церемонии открытия и закрытия действительно планировалось проводить там. Мы с Иваном Дмитриевичем начали считать бюджет, чтобы его забрендировать, и поняли: это нереально - во всяком случае, с имеющимися средствами. Потому решение перенести церемонии под Арку было принято еще до карантина, и изначально планировалось создать там локацию на 700 мест. После пандемии это количество уменьшилось вдвое.
- А был ли в истории с пандемией хоть какой-то позитив?
- Трудно поверить, но да (смеется). У нас появилось время, чтобы без спешки доработать брендбук, сделать айдентику и наладить необходимую коммуникацию. Я не говорю, что мы сделали все идеально, однако если бы «Молодость» состоялась в мае, то нам бы пришлось финалить многие процессы в марте, и они были бы менее проработанными. Кроме того, почти наверняка тогда бы не родился слоган «Кіно не без питань». То есть фестиваль бы состоялся, он был бы стилизован и «одет», но дополнительные сроки пошли ему на пользу. А еще пандемия и связанные с ней трудности очень закалили команду форума: молодая ее часть научилась справляться с различными обстоятельствами, старшее же поколение - доверять молодежи (улыбается). Мы однозначно стали сильнее и сплоченнее.
- То, что старшее поколение начало вам больше доверять, связано с твоим назначением на должность генпродюсера?
- Я бы так не сказал. Этот пост освободился еще в январе, когда фестиваль прекратил сотрудничество с Иванной Дядюрой. Тогда же Игорь Шестопалов стал и. о. генпродюсера, а я пришел на позицию маркетинг-директора. Честно говоря, у меня были и другие предложения, но я очень хотел поработать с Иваном Дмитриевичем.
До моего прихода команда «Молодости» работала, что называется, от фестиваля к фестивалю, общей концепции при этом не было. Например, в период отчетности за май запросил наши пиар-проявления, увидел те 14 публикаций и схватился за голову (смеется). Присоединившись к команде, я взял месяц, чтобы понять, как здесь все работает. А когда разобрался, принялся разрабатывать стратегию того, куда мы вообще идем.
- А как ты стал генпродюсером?
- Все было в формате «генпродюсера как лица нет, а он нужен». А поскольку к тому времени я уже выполнял работу, которую предполагает эта должность, то и с назначением вопросов не возникло. Но, честно говоря, я не слишком стремился ее занять и сейчас не спешу этим гордиться. С одной стороны, было приятно, что Иван Дмитриевич доверил мне важный пост, а с другой - сначала нужно чего-то добиться, а уже потом называться молодцом.
- На одной из пресс-конференций фестиваля ты говорил, что «Молодости» нужно сформировать бренд. Каким ты его видишь?
- У фестиваля большая история, и главная ассоциация с «Молодостью» у большинства - ностальгия. Эту ностальгию можно было бы условно запаковать в формат советской соды - сделать чем-то стильным и трендовым. Ведь по сути бренд - это то, что продается, а «Молодость» в том виде, к какому мы привыкли, нет. Нужно также понимать, что помимо бренда есть понятие имиджа, который формируется годами. Но его у «Молодости» тоже нет, есть только история. Андрей Яковлевич может обидеться на меня за эти слова, но, по моим ощущениям, если когда-то о «Молодости» в Киеве знал каждый второй, то сейчас хорошо, если знает каждый пятый, и лишь каждый пятый из последних когда-то посещал фестиваль. Рынок очень изменился: за последние годы в Киев переехало очень много людей, в том числе из Донецкой и Луганской областей. По сути, изменились сами люди: Киев стал городом типа Москвы, куда съезжаются со всей страны, коренных киевлян осталось мало. И поскольку Андрей Яковлевич входит в их число, ему порой сложно принять новые реалии. Нам, младшей части команды, это осознать проще, поэтому все, кто уже переехал в Киев и интересуется авторским кино, автоматически попадают в наш таргетинг (смеется).
- Возможно, есть какой-то концептуальный референс, на который ты ориентируешься?
- Мне очень нравится «Сандэнс», поскольку это не просто кинофестиваль, но целое движение по продвижению авторского кино. Так что было бы круто сделать из «Молодости» его украинский аналог. С точки зрения маркетинга любопытен Пусанский кинофестиваль, а еще есть чему поучиться у Таллинна - они стараются делать полностью проработанный продукт, и практически каждое заведение города становится частью смотра. В этом году мы, кстати, стремились к чему-то подобному, однако планам помешала пандемия. В пример можно приводить многие фестивали, но в одном я уверен: мы не стремимся стать похожими на Канны, Берлинале или Венецианский кинофестиваль. Они давно застолбили классический формат - зачем делать еще один смотр в том же духе? Более того, ни у кого из них нет четкой специализации, а у нас она есть - дебюты.
- Чего кроме денег сегодня не хватает «Молодости», чтобы стать украинским «Сандэнсом»?
- Прежде всего индустрии. Она разобщена, и часто ее представители даже не пытаются найти точки соприкосновения. Это мешает появлению нового поколения талантливых кинематографистов. Да, они есть, но скорее вопреки, а не благодаря: отсутствие индустрии автоматически означает отсутствие хорошей, качественной школы. И кстати, именно из-за этого кино сегодня снимают преимущественно не выпускники Карпенко-Карого, что было бы логично, а самоучки. Сценаристы не могут договориться с режиссерами, не ценится индивидуальность, и в итоге нет сообщества, появление которого избавило бы нас от множества проблем.
- «Молодость» может стать местом зарождения этого сообщества?
- Да, и моя команда стремится к этому. С этой целью мы, к примеру, не так давно организовали и провели форум «Продакшн в Украине», где кинематографисты и рекламщики наконец смогли познакомиться и пообщаться лично. Наша стратегия направлена на то, чтобы подобных ивентов становилось все больше.
- Теперь давай о потерях. В этом году «Молодость» и UFS планировали масштабный проект Student Hub. Molodist, который пришлось перенести на следующий год. Какие еще проекты пострадали из-за пандемии?
- Пожалуй, главная потеря - Национальный кинофестиваль студенческого кино, который мы планировали провести в конце октября. Этот смотр вернул бы нас к истокам самой «Молодости», ведь она была основана как смотр лент студентов Университета им. Карпенко-Карого. Предполагалось, что в новом фестивале будут участвовать студенты разных украинских вузов, но из-за пандемии его пришлось поставить на паузу. Кроме того, сместился проект нашей киношколы, но я надеюсь, что в течение ближайшего года его также удастся реализовать.
- У фестиваля много новых партнеров - от креативных агентств, разработавших айдентику, до M.A.G. и Ulichnaya Eda. Это часть новой стратегии кинофестиваля или необходимость, рожденная карантинными реалиями?
- Безусловно, это часть нашей новой стратегии. Мне кажется, такого количества партнеров, как у «Молодости» в этом году, еще не было ни на одном украинском фестивале. Мы прозванивали вообще всех, до кого только могли дотянуться! То есть партнеров могло быть еще больше, но карантинные реалии, о которых ты говоришь, помешали - кому-то урезали бюджет, кто-то просто заморозил деятельность до следующего года. Но к счастью, со многими классными брендами удалось ударить по рукам: это и коммерческие компании, и кинотеатры, и та же Ulichnaya Eda. Скажу больше: практически все партнерства в этом году - первый шаг к долгосрочным отношениям. Например, с брендом Ulichnaya Eda вполне реально организовать небольшой совместный тематический кинофестиваль, посвященный еде или, например, поварам. Почему бы нет? С одной стороны, это кайфовый ивент, на который люди пришли бы с удовольствием, а с другой - таким образом мы бы воспитывали новое поколение зрителей.
Если говорить о компании M.A.G., нам захотелось, чтобы о белоцерковских ребятах, которые занимаются инсталляцией акустических систем по всему миру, больше знали в Украине. Надеюсь, после «Молодости» это изменится: здесь, в Красном зале Дома кино, теперь стоит их оборудование.
- После фестиваля зал будет работать?
- Да, в будущем мы хотим превратить его в полноценную локацию для просмотра винтажного кино. Собственно, поэтому мы сюда и переехали, сделав Дом кино своего рода базой для «Молодости»: это ведь культовое место, в свое время в местном баре тусовались Быков с Миколайчуком. Пропитое место (смеется). Но к сожалению, с 70-х здесь ничего не поменялось, все находится в плачевном состоянии, так что работы предстоит много.
- Как в этом году обстоят дела с бюджетом «Молодости»?
- Ужиматься пришлось практически во всем - запланированный изначально бюджет урезали где-то на 60%. Всего же, с учетом спонсорства и грантов, нам плюс-минус удалось выйти на бюджет прошлого года.
- Кстати, о спонсорах - их в этом году, я так понимаю, осталось немного?
- Именно так. Причем я бы не сказал, что они от нас ушли: в прошлые годы «Молодость» в основном привлекала спонсоров разово, почти не заводя долгосрочных отношений. Чуть ли не единственное исключение - лотерейный оператор МСЛ, поддерживавший фестиваль, кажется, всегда. Также с прошлого года остались компании «Илта» и Aloft, и на этом, пожалуй, все. Зато в этот раз нам удалось заручиться мощной медиаподдержкой: метро, наружка, радио, телик, печатные и онлайн-СМИ. Мы с Иваном Дмитриевичем задались целью присутствовать везде, где только можно, и это сработало.
- «Молодость» часто испытывала проблемы с финансированием от КГГА - оно то было, то нет, то не в полном объеме, то позже, чем надо. А как в этот раз?
- Денег нам дали. Точную сумму сейчас не вспомню, но она такая же, как в прошлом году. Конечно, это никак не соответствует обещаниям столичных властей, которые несколько лет назад говорили о том, чтобы превратить «Молодость» в имиджевый кинофестиваль, регулярно проводящийся в День Киева. Вообще это нормальная мировая практика, когда смотры финансируются по схеме 30-30-30-10: 30% дает государство, 30% - спонсоры, 30% - муниципальные власти, а 10% - гранты. Это идеальная формула, но в реальности у нас работает 90-10, где 90% - грантовые и государственные деньги, а 10% - от КГГА. Впрочем, это не их вина: мы понимаем, что ни у муниципальных властей, ни у частных лиц интереса к «Молодости» сегодня нет. И нам нужно работать, чтобы он появился.
- Ты уже упоминал онлайн-платформу «Молодости», а теперь расскажи о ней подробнее.
- На платформе объединены три направления: показы кино, мастер-классы и киножурнал. Первое подразумевает трансляцию фестивального контента, причем не только «Молодости», но и будущих проектов-ответвлений - например, студенческого кинофестиваля. Кроме того, мы планируем покупать права и показывать отдельные фильмы - того же раннего Балабанова или Тыквера. Направление мастер-классов в период фестиваля будет наполняться благодаря образовательной программе Molodist Talent Workshop, а после мы будем самостоятельно проводить онлайн-лекции, мастер-классы и продавать этот контент. Ну и киножурнал, где будем писать о кино, чтобы давать аудитории как можно больше новых знаний.
- На платформе будет доступна вся кинопрограмма «Молодости»?
- На период фестиваля - вся конкурсная программа. После окончания смотра ее придется немного сузить, но мы ведем переговоры, чтобы добавить некоторые фильмы, идущие вне конкурса. Не исключаю, что в будущем полноценно займемся дистрибуцией интересных нам картин - как в онлайне с помощью платформы, так и в офлайне.
- Каким образом планируете предоставлять доступ - по подписке или продавать каждый фильм и мастер-класс отдельно?
- Каждый фильм нужно будет покупать отдельно, зато потом его можно будет смотреть сколько угодно раз. От модели подписки мы отказались, поскольку убеждены: в Украине она на данный момент не работает.
Теперь вы знаете о планах Дмитрия Онисовича все, чтобы как следует подготовиться к фестивалю следующего года. Для «Молодости» это будет 50-й раз, и команда постарается, чтобы он был особенным.
Этот материал создан в рамках тематического развития спецпроекта MBR «Снять корону» - «Снять корону: образовательные проекты». События последних месяцев и их последствия кардинально меняют правила игры, а возможно, и саму игру. Как в нее играть, чтобы выиграть? Или хотя бы не проиграть еще на старте? Об этом спецпроект MBR «Снять корону», частью которого является этот материал, - личный опыт представителей украинской аудиовизуальной и медиаиндустрии, компаний и отдельных людей, сумевших быстро сориентироваться в изменившихся из-за коронакризиса условиях. Реальные и уже реализованные адаптационные кейсы кино, ТВ, рекламы и интернет-медиа - из первых уст.
Материал опубликован в рамках программы Media Emergency Fund, которую реализует Львовский медиафорум при финансовой поддержке Фонда развития СМИ Посольства США в Украине. Взгляды авторов материала не обязательно совпадают с официальной позицией правительства США.