Украинский актер Роб Фельдман, который сыграл в сериале BBC «Убивая Еву», провел в рамках фестиваля «Молодость» мастер-класс для актеров-новичков с интригующим названием «Убивая карьеру». Смею заверить: ни одна карьера не пострадала, и тот, кто выбрал это мероприятие, ни разу не пожалел о пропущенной красной дорожке церемонии закрытия.
Роб Фельдман уже более десяти лет в профессии. В свое время, не поступив в Киевский университет театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого, он отправился учиться в Лондон и в 2013 году закончил магистратуру в актерской школе Drama Centre London. Именно там Роб научился радоваться успеху коллег и не зацикливаться на неудачах.
Вернувшись в Украину, молодой актер снялся в популярных сериалах «Наследники» и «Нюхач», во французском фильме «Наследие: Застывшая кровь» с Жаном Рено и Томом Хоппером. Роб работает с «Диким театром», с нью-йоркской труппой Yara Arts Group и театром «Мизантроп». И вот однажды украинец попадает на кастинг в популярный сериал BBC America. Этот путь был простым и сложным одновременно. Как все произошло и что делать, чтобы добиться успеха, Роб рассказал во время мастер-класса. А я просто записала для вас самое интересное.
Лучший друг актера - интернет
- Почему я не снимаюсь у Скорсезе? Потому что он меня не знает. Чтобы Скорсезе меня узнал, нужен контакт. И вы удивитесь, сколько всего можно найти в открытом доступе в интернете.
Для поиска международных проектов могу порекомендовать сайт spotlight.com. Это платформа, через которую находят актеров на большинство западных проектов. Там доступны любые контакты - агентов, кастинг-директоров, фотографов. А найти имена кастинг-директоров по странам можно на e-talenta. Также в свободном доступе появляется информация о том, что ищут актеров. Например, буквально на днях была возможность отправить самопробы в «Очень странные дела». Найдется много скептиков, которые скажут, что это не сработает: нужна рабочая виза или еще что-то. Никого не слушайте, будьте наивными - записывайте и отправляйте.
Тем, кто хочет участвовать в международных проектах, стоит прежде всего учить английский язык. Есть множество полезных ресурсов (например, видео на Spotlight), в которых рассказывают все обо всем. Кастинг-директоры международного уровня делятся советами, объясняют, каким должно быть портфолио. Заинтересованным в кино советую посмотреть интервью Майкла Кейна. Он учит очень простым вещам: как работать с партнером, как больше открываться на камеру, что делать, чтобы взгляд не начинал бегать.
Дабы узнать специфику работы, стоит ознакомиться с Hollywood Reporter's Roundtables, на которые собирают кастинг-директоров, продюсеров. Многое из этого - вода, но через некоторые вещи стоит пройти, чтобы найти алмазы.
Модель карьеры Вина Дизеля
- Многие актеры жалуются, что их не утверждают, хотя они записывают бесконечные самопробы и ходят по кастингам. Есть альтернативная модель, которая работает. И это именно то, что случилось с Вином Дизелем. Он очень долго пытался пробиться в кино и дошел до ручки, решив снять собственный фильм - «Многоликий». Денег едва хватило, чтобы закончить работу, но картина попала в Канны и там ее случайно увидел Стивен Спилберг. Так Вина Дизеля пригласили сниматься в «Спасти рядового Райана».
Еще один пример - сериал «Дрянь». Изначально это был моноспектакль, который перерос в сериал, и теперь мы знаем Фиби Уоллер-Бридж по многим другим работам. Например, сейчас она помогает писать Джеймса Бонда. Так что можно 20 лет искать, а можно взять ситуацию в свои руки.
У нас есть такие же примеры: актер Слава Бабенков, снявший короткометражку «Внутренний монолог» (и попавший в проект Paramount. - МН).
Иногда полезно вкладывать деньги в «безобразия»
- Как-то я увидел пост в фейсбуке: ищут актера на подростка-чеченца в зарубежный фильм. Мы в Лондоне давно снимали короткометражку для фестиваля, и я там играл чеченца. Ну какой из меня чеченец с фамилией Фельдман? Но я написал им, что играл чеченца в коротком метре. Меня попросили записать самопробы, а после - утвердили. Так в моей карьере случился один из самых популярных польских сериалов «Ватаха», который выходит на платформе HBO GO.
В том же году мы с театром «Мизантроп» привозили спектакль на фестиваль в Эдинбург - один из старейших театральных фестивалей, туда съезжаются просто все и за один месяц показывают порядка 4 тыс. спектаклей. Денег не хватало, как всегда в театре - каждому нужно было платить за себя. Гонораром с «Ватахи» я смог покрыть фестивальные расходы. То есть иногда вы берете деньги из проектов, в которых они есть, и вкладываете вот в такие «безобразия». Это замкнутый круг.
Так как нашу труппу никто не знал, у меня была цель пригласить на спектакль как можно больше кастинг-директоров, продюсеров, режиссеров. Я разослал около 500 писем по всему миру в надежде, что кто-то придет. Ответов не получил, но через несколько месяцев, когда мы уже вернулись в Украину, мне написала кастинг-директор сериала «Убивая Еву».
Для тех, кто никогда с этим не сталкивался: когда на проект ищут актеров, кастинг-директор присылает кандидатам определенные сцены. Актеру нужно их записать и отправить обратно, чтобы показать, как он попадает в типаж, правильно ли понял сценарий. В зависимости от этого кастинг-директор делает выбор.
У меня свой подход - хочется максимально приблизиться к тому, как все будет выглядеть в проекте, использовать реквизит, живую камеру. Но для международных проектов, как правило, просят нейтральный фон и никакого движения, просто портрет. Они хотят увидеть, как ты все это отыграешь, ничего не используя. Это многое у вас забирает в плане действия, с другой стороны, выглядит гораздо чище. Советую пробовать и так и так, находить свой путь.
Достаточно ли русский твой английский?
- У нас была voice coach Баджо Салам, которая работала над «Игрой престолов». Ее задачей было «сплотить» игравших семью актеров, ведь все они приехали из разных стран: Израиля, Беларуси, Сербии, Германии. Не было ни одного человека, живущего в России, поэтому ей надо было сделать нас семьей. Дело происходит в городке на периферии, но в сериале все подозрительно хорошо говорят на английском, и пришлось немного приврать - акцент мы сбивали на русский сознательно. Из меня коуч его буквально вытягивала, как ни странно, русский акцент не получался: когда привыкаешь играть с каким-то другим акцентом, свой потом дается очень сложно. На это стоило потратить время. Баджо помогла создать русскую семью - со скидкой, что все делается для британского и американского рынка. Дикция и слова должны быть понятны.
Еще один момент, который меня поразил. На проекте был продюсер, который постоянно находился рядом, но правки озвучивал коучу, а не тебе напрямую. Есть специальный человек, чтобы решить эту задачу. Никто не забирает чью-то работу.
На площадке «Убивая Еву»
- Они очень много работают, но в переработки не уходят: полностью выкладываются во время смены. Когда я попал на площадку (не в свой день), команда как раз сделала перерыв на обед. Режиссер Шеннон Мерфи, увидев меня, сразу позвала пообщаться. Обсуждали историю и то, как мой герой взаимодействует с остальными персонажами. За полчаса мы успели все разобрать настолько точно и детально, что отпали многие вопросы. При этом у меня далеко не главная роль в сериале! У нас такого не хватает - бывает, попадаешь в кадр, даже не общаясь с режиссером. Однажды я отснялся 12 часов, не зная, кто режиссер... У нас периодически случается бардак, и, мне кажется, это та штука, которую актерам стоит взять на себя. Если вас утверждают в проект - идите на контакт первыми. Если вы знаете, кто режиссер, - приглашайте его встретиться, познакомиться.
У нас были репетиции, полная читка сценария со всеми, много времени на подготовку. Впрочем, это возможности бюджетов. Шеннон говорила, что у нее в запасе восемь съемочных дней: если что-то вдруг не сняли, то в бюджете заложена возможность. Выработка - 3-4 минуты в день, можно спокойно снимать, пока не получишь желаемый результат.
Актер в этом случае чувствует себя соавтором - ты что-то предлагаешь, тебя всегда выслушают. Могут ответить: «Это ужасная идея, но спасибо, что сказал». Вы делаете столько дублей, сколько нужно, пробуете разные варианты. Режиссер спокоен на монтаже, потому как есть варианты. И ты спокоен - чувствуешь, что находишься в надежных руках.
Всегда есть рычаги, но без перехода на личности
- На другом проекте был случай, когда попался трудный актер, категорически не желавший слушать режиссера: «Мой персонаж этого делать не будет!» Ладно, снимаем дальше - никто никого не переламывает. Но на следующий день на площадке появился агент этого актера, и он тут же изменился в поведении. Всегда есть рычаги, но люди не переходят на личности. Никого никто не обидит, но мы же договорились на определенных условиях.
Когда-то на «Молодости» кто-то из молодых режиссеров жаловался, что актеров невозможно собрать на репетицию, потому что она не оплачивается. Я бы задался вопросом: если актер не хочет выходить бесплатно на репетицию, того ли актера вы выбрали, захотите ли вы с ним работать? В первую очередь актер заинтересован в том, чтобы получить максимально классный результат. Как по мне, для репетиций деньги в принципе не нужны. Чем больше я знаю, чем больше могу углубиться в историю, тем легче себя чувствую на площадке. Мы просто приходим и все быстро выдаем - как на съемках у братьев Коэн. Они уже думают о следующем дне, потому что сегодня точно знают, что и как делать.
У нас столько объективных препятствий: уходит свет, срываются локации, еще что-то. Отвлекаться на эмоции между собой вместо того, чтобы быть в одной лодке, - это плохо влияет на результат.
Как перестать быть помехой и начать играть
- Попадая на площадку, вы сталкиваетесь со множеством разных департаментов и, в принципе, им всем мешаете. Слышны фразы: «лови свет», «встань на точку», «брак по звуку», «ударь его по-настоящему». Все от вас чего-то хотят, возникает много препятствий, и нужно удерживать внимание. Для начала научитесь терпению, потому что работа в этой профессии - работа со сложными людьми.
Есть штуки, которые вы можете найти еще до того, как приходите на площадку. Всегда думайте как сценаристы. Если попадается персонаж с недостаточно интересной аркой и вы видите, что можете ее улучшить, - предлагайте, как сделать интереснее, на каких контрастах можно сыграть. Наблюдайте, ищите идеи, воруйте приемы у других (приводит в пример сцену из «Крестного отца», где Марлон Брандо говорит одно, друмает о другом, а делает третье). «Говорю», «думаю», «делаю» - это три разные вещи. Когда они сливаются в одно, нам становится скучно, получается плоская картинка. Это я советую иногда напоминать себе.
Талант выйти сухим из… пролитого вина
- Я считаю, что наши артисты гораздо сильнее зарубежных. То, с чем нашим артистам приходится работать... выгибаться, и чтобы не зацепить петлю, и в кадре волос убрать, и не перекрыть свет на партнере. Или, как часто бывает на съемках рекламы, одежду берут напрокат. Потом ее нужно вернуть в магазин. «Мы на тебя прольем вино, но надо так, чтобы все осталось сухим». Если вы увидите такие вещи в сценарии, постарайтесь их уточнить. Например, драка, даже небольшая - у нас почему-то принято, что мы своими силами все легко снимем. Но актер не обязан быть хореографом сцен боя. Был случай, что кому-то проломили череп на площадке. Ну кому нужны такие съемки! Надо очень бережно относиться к партнерам. Это не искусство, если вы кому-то заедете в голову. Мастерство заключается в том, чтобы преподать это как настоящее, а не сделать это на самом деле. Вот эти моменты старайтесь проговорить наперед, когда получаете сценарий.
Как совладать с хаосом съемочного процесса
- Обязательно познакомьтесь с оператором, осветителями, вообще общайтесь с людьми, заводите друзей на площадке. Потому что есть дифференциация - актеры и съемочная группа, нас выпить после смены особо не зовут. Мы варимся в своем, хотя работаем над одной историей и должны быть одной командой. Старайтесь знакомиться с людьми. Ведь проблемы возникают не потому, что вас ненавидят, а потому, что они хотят достичь максимального результата в своей работе. Оператору важна картинка, звукорежиссерам - хороший звук. Общайтесь с ними, пытайтесь им помочь в том, что они делают. Вы можете независимо от режиссера отрепетировать технические моменты. Все сводится к кругам внимания: нужно постараться все это сделать, еще и легко, еще и рассказав историю.
Уровень профессионализма или бюджеты?
- За рубежом хаоса меньше, потому что есть очень серьезная подготовка. Допустим, на примерке предлагают два костюма на выбор. Ты отвечаешь, что надо спросить у оператора. А они уже утвердили у оператора и всех остальных - тебе лишь нужно выбрать один из двух. Каждый департамент настолько в курсе всего, что, в принципе, готов сам писать сценарий дальше. Все знают линии всех персонажей, и вопросов «Подожди, а кто ты и в чем ты должен быть?», как у нас часто бывает на площадке, никогда не возникает.
Конечно, бюджеты и выработка, которую ставят у нас, влияют на качество. Человек не может держать все во внимании. Но важна и заинтересованность в том, что мы снимаем. Ты можешь чуточку помочь другому в его деле и так получишь себе союзника. Потом вы пересечетесь в следующем проекте и тебя будут помнить.
Плохая роль - опыт, а не причина стыдиться
- Есть классные проекты, а есть проекты, за которые немножко стыдно, но это опыт, и за него нужно быть благодарным. Возможно, именно там вы встретите людей, с которыми сделаете что-то крутое потом. Будьте благодарны за такой проект, но не тяните его за собой: необязательно указывать его в резюме или тащить в шоурил. Стыдиться тоже особо нечего, это часть опыта. У голливудских актеров тоже есть кошмарные роли, ну а как еще?
Я когда-то ходил вольным слушателем на лекции Университета им. Карпенко-Карого, чтобы узнать, как работают режиссеры. И меня всегда удивлял такой момент: есть актерский курс, есть режиссерский, но режиссеры ищут случайных людей где-то по улицам, а актеры ищут режиссеров, но не пересекаются. Непонятно, почему так до сих пор происходит. Гораздо проще в Ukrainian Film School, где ребята начинают общаться на практике. Студенты UFS быстро входят в индустрию, потому что сразу получают контакты.
За рубежом считается, что смысл учиться в киношколе - в основном ради контактов. Люди знакомятся, создается тусовка, а все знания можно найти и в интернете. Советую сценарную группу Terrarium, у них проходят читки, на которые приглашают актеров. Если у вас есть знакомые сценаристы, предлагайте им проводить читки: это и для вас практика, и для сценариста способ услышать свой текст, лучше его проработать. Ищите варианты, от которых будут побеждать все. Госкино проводит конкурс - вы сразу можете узнать все о новых проектах. Нужно смотреть, что происходит вокруг.
«Дикий театр» - шикарный независимый театр. В каждый новый проект они делают открытый кастинг. Я так к ним и попал. А театр необходим, это как тренажерный зал. Есть классный фестиваль «Неделя актуальной пьесы», раз в год они проводят читки: отличный опыт и шанс раззнакомиться, войти в тусовку. Нужно быть активным: не наглым, но смелым.
И не стоит рассчитывать, что один проект все решит. Будьте активными постоянно. Надеюсь, что-то из рассказанного сегодня приблизит вас к заветной цели.