Наблюдать за питчингами проектов на финальной стадии производства всегда интересно - детально разработанные истории могут неожиданно измениться до выхода в прокат. Поэтому я не могла пропустить презентацию Work in progress Одиннадцатого Одесского международного кинофестиваля. Мероприятие, как и другие события этого года, проводилось онлайн.
В состав жюри вошли председатель Berlinale Co-production Market Мартина Блайз, соучредитель дистрибуторской компании Alpha Violet Виржини Девеса, исполнительный директор Films Boutique Габор Грейнер, заместитель директора МКФ в Софии Мира Сталева и директор департамента производства телевизионных программ телеканала «Украина» Елена Канишевская. Модерировала встречу генеральный продюсер ОМКФ Юлия Синькевич. Забегая наперед, отмечу, что этот состав жюри на вопросы был не очень щедр - большинство касалось деталей сюжетов, а о процессе производства почти не говорили.
За три награды питчинга боролись десять проектов. Некоторые из них уже успели выступить на других индустриальных мероприятиях. Например, драма «Як там Катя?» - один из участников программы MIDPOINT Feature Launch 2019, секции Works in Development на Международном кинофестивале в Карловых Варах, отмеченный в программе Nowe Horyzonty Studio+ на вроцлавском Международном кинофестивале «Новые горизонты», презентовался в сессии EAVE ON DEMAND IN KYIV и на Одиннадцатом питчинге Госкино, получив 11 млн 599 тыс. 977 грн (98,75% бюджета).
Продюсер проекта (100 мин.) - Ольга Матат, производство - EVOS FILM, бюджет - 380 тыс. евро, запланированная дата релиза – 2021 год. Режиссер Кристина Тинькевич описала свой фильм как историю о физической потере близкого человека и метафорическую потерю главной героиней самой себя.
По сюжету, жизнь 35-летнего врача скорой Анны в корне меняется, когда ее десятилетняя дочь Катя попадает в смертельное ДТП. Анна сталкивается с моральной дилеммой, что ставит под сомнение ее личные моральные границы в обществе, не имеющем таких границ.
Жюри представили сцену, где Анна встречается с антагонисткой Ириной, влиятельной женщиной из сферы политики, матерью девушки, которая сбила дочь героини. Это первая встреча двух матерей в картине.
Следующим рассматривали проект «Рома» (Roma) - фильм-наблюдение за ромом по имени Рома, который превращается из тринадцатилетнего активиста Майдана в совершеннолетнего парня. Он возвращается из детского центра реабилитации в родной провинциальный город и пытается адаптироваться ко взрослой жизни.
Продюсеры проекта (75 мин.) - Дарья Бассель, Вика Хоменко, Уиллем Баптист, Ниенке Кортоф, Анна Кьонке и Моника Геллстром, производство - ООО «Мун Мэн», бюджет - 240 тыс. евро, запланированная дата релиза - февраль 2021 года. Копродукция Украины, Нидерландов и Дании стала одним из победителей Двенадцатого питчинга Госкино, получила поддержку IDFA Bertha Fund и The Netherlands Film Fund, а также четыре награды East Doc Platform и две награды кинорынка Sunny Side of the Doc.
Режиссер документальной ленты Ольга Журба познакомилась с главным героем еще в 2014-м и наблюдала за ним в течение шести лет. Оказавшись за дверью учебного заведения, парню не было где жить. Из-за ряда неудач он ступил на криминальный путь и попал за решетку (украл мотоцикл и связался с наркотиками). «Не спал, играл, выигрывал, отжимал, отдавал… и все», - так описывал период своего совершеннолетия герой на видео. История Ромы нелинейная, содержит флэшбеки, в которых он вспоминает прошлое и пытается понять, почему стал преступником.
По словам авторов фильма, такая судьба постигает около 70% детей из приютов. Украина полна таких примеров, но история Ромы в целом репрезентативна для сирот по всему миру. Сейчас парень находится в тюрьме, где проведет еще пять лет.
Далее жюри рассматривало проект психологического триллера «Між нами».
Полнометражный дебют Соломии Томощук (90 мин.) продюсирует Полина Герман, производство - ООО «АП ЮЭЙ СТУДИО», бюджет - 341 тыс. евро, дата релиза - октябрь 2021 года. В проекте речь идет о выборе между близкими и моралью, который приходится делать двум главным героиням: Саше - относительно собственного мужа, Ане - в отношении сына. Драматизм ситуации усугубляется, когда они оказываются вовлечены в преступление.
Очевидно, для режиссера это уже личная история. Она призналась, что выросла в полноценной любящей семье, и все же была нелегким подростком, стремилась к полной самостоятельности и очень рано начала жить отдельно. Но потом, создав собственную семью, поняла, какую ответственность несут родители за своих детей и насколько важна их поддержка.
Главная героиня Саша в определенной степени отражает историю самой Тимощук. Детство Саши непростое, она пытается создать идеальную семью и жаждет родительской любви. Уже во взрослом возрасте героиня находит псевдородителей, однако, как это бывает, выбирает не тех людей. Лента будет касаться вопросов нравственности, домашнего насилия, самоопределения. В ней будут задействованы Ирма Витовская, Анастасия Пустовит, Евгений Ламах и Дмитрий Сова.
Продюсер считает, что фильм имеет потенциал заинтересовать иностранных зрителей, поэтому его хотят представить на фестивалях класса А.
На вопрос Габора Грейнера, что для режиссера важнее - триллер или драма, Соломия ответила, что драма является главной. Но интересно сделать ленту как триллер, потому как это новый жанр для украинской киноиндустрии.
Трагикомедию «Небо Парасолька» во время питчинга представляли режиссер Заза Буадзе и продюсер Андрей Суярко. Производитель фильма - «ИнсайтМедиа», бюджет - 890 тыс. евро, дата релиза - 2021 год. Проект принимал участие в онлайн-кинорынке Международного кинофестиваля в Торонто.
По сюжету, молодой итальянец Майк, у которого есть украинские корни, едет в карпатское село, дабы развеять прах своей матери. Здесь живет его дед Михаил, бывший клоун по кличке Буба. Знакомство деда и внука сопровождается цепочкой сногсшибательных событий, после чего парень понимает, что его жизнь изменилась навсегда.
Главные роли в фильме исполняют Богдан Бенюк и молодой актер Симоне Коста.
Ранее сообщалось, что фильм создают в копродукции с греческой компанией Faliro House (продюсер Костас Кефалас), однако на питчинге это почему-то не упоминалось.
Андрей Суярко рассказал, что 80% материала уже отсняты, нужны еще шесть дней в Италии - это планируют сделать в ноябре. На вопросы членов жюри, есть ли партнеры в Италии, продюсер ответил, что нет, а с поиском локаций помогли дружественные производители вина из Генуи. В картине используют музыку итальянского композитора - об этом уже есть договоренности с его семьей.
Рабочее название следующего проекта - копродукции с Польшей и Германией - «Степне» (120 мин.). Его продюсеры - Марина Врода, Агнешка Джидич, производство - ООО «ВРОДАСТУДИО», Tandem production, Koi-Studio, бюджет - 850 тыс. евро, дата релиза - начало 2021 года.
Это история о нескольких днях жизни пожилого мужчины Анатолия, который приезжает в маленькое село Степное ухаживать за больной матерью. Смерть матери, встреча с братом и неразделенная любовь к женщине заставляют Анатолия почувствовать себя живым, и он осознает, что все это - лишь отголоски жизни, которую он мог бы прожить. Что теперь делать с домом, с землей, с собственной жизнью? Фильм показывает отчуждение между людьми, возникшее в постсоветском обществе.
Лента находится на срединной стадии производства. Команда ищет партнеров для постпродакшена, агентов по продаже и дополнительные возможности на фестивалях.
Драмой «Стоп-Земля» (90 мин.) занимаются продюсеры Виталий Шереметьев, Вика Хоменко и Наталия Либет, Ольга Бесхмельницина, производство - Esse Production House, бюджет - 829 тыс. евро, запланированная дата релиза - февраль 2021 года.
16-летняя Маша переживает напряженную обыденность последнего года перед окончанием школы. Ее поддерживают родители и близкие друзья Яна и Сеня. Есть еще одна деталь в жизни Маши, что не дает покоя и занимает голову, - одноклассник Саша, который станет проверкой ее смелости в решающий момент.
Все изображенные события являются выдумкой, но их пытались передать как импровизацию. Когда создавался сценарий, у персонажей был набор действий, однако характерные черты они получили, когда были найдены актеры.
Екатерина Горностай, режиссер фильма, начала презентацию с того, что для ленты очень важно название «Стоп-Земля», поэтому команда пытается подобрать подходящий перевод на английский, чтобы передать вложенный смысл. Почти год Екатерина искала аутентичных персонажей - актеров на роль героини и класса учеников, а затем отобранных школьников обучали актерскому мастерству. Сейчас 92% финансирования картины получено от государственных фондов, чтобы покрыть остаток бюджета, ищут партнеров.
Трагикомедия «Злегка прочинені двері» (104 мин.) с Риммой Зюбиной и Александром Быковым рассказывает историю душевного парня, который заботится о благополучии близких, но они, лишенные бытовых проблем, наоборот, вязнут в лени, гневе и разочаровании. Тогда он решает по-другому проявить к ним свою любовь - отправиться добровольцем на фронт. Герой надеется, что это побудит их переосмыслить свои ценности, однако сталкивается с яростным сопротивлением. И это обнажает единственный уместный вопрос: а стоят ли они любви?
Продюсеры фильма - Сергей Амеличев, Юлия Чернявская, Олег Щербина, производство - Stage service, бюджет - 366 тыс. евро, дата релиза - 2021 год.
В истории много аллегорических образов и отсылок к известным художественным произведениям, например, к «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. Одним из главных образов являются цветы, они параллельно воспроизводят события в семье на протяжении ленты. Еще один образ - слегка приоткрытая дверь - как приглашение войти, начать диалог, наладить отношения. Но, к сожалению, никто не входит в нее, пока не становится слишком поздно. Главный герой Петр жертвует своей жизнью, чтобы объединить родственников. Война здесь выступает опосредованно, настоящие военные действия происходят внутри семьи.
Впрочем, эта история - не стопроцентная драма, ведь комического и трагического в ней почти 50 на 50.
Ева Нейман не зря называет себя одесским режиссером. В документальном проекте «Привоз», посвященном самой известной одесской локации, она выступила сценаристом, режиссером и даже оператором.
Продюсеры ленты (75 мин.) - Геннадий Кофман и Ольга Бесхмельницина, производство - кинокомпания «Магика-фильм», бюджет - 119 тыс. евро, дата релиза - 2021 год.
Фильм документирует жизнь одного из старейших и крупнейших базаров Европы. Страсти по обе стороны прилавков, сны грузчиков, тайные мечты продавщиц рыбы. Размышлениями о мироздании и смысле жизни делится базарная охрана и руководитель рынка.
Что было, что есть, что будет - цыганские гарантии, «очень точный вес» и щедрые порции на пробу. На Привозе представлены все слои населения города. И каждый находит что-то для себя. Кто ищет чудес - метаморфоз в судьбе, человеческой душе и времени - тоже не уйдет отсюда с пустыми руками.
Съемки уже завершены. По словам Ольги Бесхмельнициной, команда сейчас ищет агентов по продаже, прокатчиков и фестивальных агентов.
Еще одна трагикомедия на питчинге - документальный фильм «Деміург» (72 мин.). Продюсеры - Александр Течинский, Елена Семак, производство - кинокомпания «Метрополис», бюджет - 65 тыс. евро, дата релиза - 2022 год.
Это рассказ о сельском театре на Волыни и его режиссере, известном актере Петре Панчуке. В поисках преодоления личного кризиса актер из столицы возвращается в родную деревню, чтобы вместе с односельчанами создать театр, доказав самому себе, на что он способен в искусстве.
Под вечер собираются актеры здешнего любительского театра: руководитель клуба, землераспорядительница, учительница, баянист, директор школы, охранник местного кирпичного завода, студенты и сельские дети. В потрепанном клубе разворачивается драма планетарного масштаба.
По словам режиссера Ольги Семак, демиург в фильме - сельский режиссер, и здесь есть доля иронии, потому что у его замысла почти нет шансов на успех. Режиссер и труппа знакомы с детства, однако между ними очень мало общего. Режиссеру немного завидуют, а он чуть загордился… и бездельничает, когда другие работают. Ольга описала ленту как взрывную смесь пародийности обновления для каждого из персонажей.
Снята уже почти половина проекта. Для него планируют большое фестивальное будущее, он отобран в индустриальную секцию Варшавского кинофестиваля.
Завершили питчинг рассмотрением проекта из Грузии «Реквієм за спекотними літніми днями» (75 мин.). Продюсеры - Гиорги Паркосадзе, Тамта Твалавадзе, производство - Level2 Films, бюджет - 62 тыс. евро, дата релиза - март 2021 года.
Гури и его мать Саната живут в горном селе, поодаль от признаков цивилизации. У них есть только они сами и собака Туя. Но что произойдет, если кто-то третий вмешается в молчаливые отношения матери с сыном? Внезапное появление молодой женщины меняет их жизнь. Лента лишена классического конфликта и фокусируется на экзистенциальных вопросах.
История - вполне документальная, а с появлением молодой женщины в ней произошло неожиданное развитие событий, это было везение. Трудно представить, как выглядел бы фильм, если бы такого везения не случилось.
Режиссер Гиорги Паркосадзе работает над картиной более четырех лет, уже готов черновой вариант монтажа. Команда ищет копродюсеров и фестивальных агентов.
Надеюсь, эпидемиологическая ситуация не помешает представленным проектам выходить на экраны и появляться в программах международных кинофестивалей в следующем году. По крайней мере этого я желаю всем командам.