Украинские и международные авторы форматов один за другим предлагают свои наработки общенациональным телеканалам. Однако мало кто в это время думает о региональных вещателях. Такую благородную миссию решила взять на себя «Незалежна асоціація телерадіомовників» (НАМ). В компании придумали проект «Лаборатория форматов», в рамках которого для региональных каналов писались форматы и лучшие вещатели брались за их реализацию с помощью НАМ.
Курировала его Оксана Панасивская, на тот момент возглавлявшая Ukrainian Media E-school, а нынче - телепродакеш НАМ. Благодаря «Лаборатории форматов» в эфире ряда региональных каналов появились новые проекты:
- «Відкритий урок» (ТРК «Вежа», «Новий Чернігів», «Приват ТБ», «МИГ» (Южный), ТРК «Відікон» (Сумы). В шоу политики отвечают на вопросы учеников 3-4-х классов и выполняют задания, которые для них придумали дети;
- «Нишпорки» («Рівне 1»). Проект-расследование, во время которого двое журналистов проверяют, как проходит внедрение реформ в их регионе;
- «Соціальний експеримент» («Рівне 1», ТРК «Відікон», «МИГ»). Веб-сериал о том, как двое журналистов определяют существенную проблему своего города и решают ее либо с помощью власти, либо с помощью общества;
- «Та що ті політики знають?» («Рівне 1», «Новий Чернігів», МТРК «Чернівці»). Ток-шоу, в котором политики и представители разных социальных групп (таксисты, пенсионеры, студенты) находятся по разные стороны баррикад. В начале каждой программы ведущий озвучивает проблему, которая есть в городе, и стороны за три минуты должны предложить методы ее решения;
- «Обіцянки-цяцянки» («Львівська хвиля», «Західний полюс», МТРК «Чернівці»). Радиопроект, в рамках которого ведущие анализируют предвыборные обещания политиков и выясняют, были ли они выполнены.
С Оксаной Панасивской, занимавшейся «Лабораторией форматов», мы поговорили о том, в каком состоянии находятся региональные каналы Украины, почему телевидению в отличие от кино не нужна помощь, отчего она не хочет возвращаться на телеканалы и о многом другом.
- Оксана, расскажите, кто и когда придумал проект «Лаборатория форматов»?
- Еще будучи генпродюсером «Нового канала», я задумывалась, почему нет отдельных креативных команд, которые придумывают форматы. На западе для этого есть целые институты. Меня расстраивало, почему мы не можем? Потом дело сдвинулось с мертвой точки: на каналах придумывают форматы и даже продают их, вспомнить тот же «Ревизор». В НАМ мы работаем примерно с 70 региональными теле- и радиокомпаниями, и они тоже нуждаются в форматах. Так и родилась идея открытия «Лаборатории» - когда садятся один или два мозга на ножках и придумывают форматы. Возможно, даже под заказ.
- А кто в вашем случае «мозги на ножках»?
- Это Ирина Шуст (самый профессиональный шеф-редактор, как по мне) и Лера Широкова, профессиональный журналист широкого профиля. Пока что работают только они. Но у нас есть заказ на второй сезон «Лаборатории форматов», так что посмотрим. Лера и Ира уже придумали девять форматов, из которых заказчик - медийная программа Internews - должна была отобрать три, чтобы мы работали с ними. Но случай совершенно прецедентный - они решили, что еще два формата тоже классные, и профинансировали их. В конкурсе участвовали компании, у которых была как минимум техническая возможность создавать такие проекты, а как их делать - мы научили. Кстати, каналы получали форматы абсолютно бесплатно, с техническим грантом в комплекте.
Считается, что региональные компании по умолчанию ниже уровнем, даже в плане той же креативности. Печально, что иногда сами компании так думают.
- Кто вас консультировал на предмет того, подходят ли форматы региональным каналам?
- Никто. Мы не придерживаемся принципа «Ах, раз это для регионального вещателя, надо придумать что-то попроще». Считается, что региональные компании по умолчанию ниже уровнем, даже в плане той же креативности. Печально, что иногда сами компании так думают. Когда к нам на лекции сотрудников общенациональных каналов приезжают представители региональных, то часто можно услышать: «Вы все правильно говорите, но у нас специфика другая». Мы же говорим: «Нет, мы преподаем как надо». Потому что не стоит разделять. Да, возможности разные, но стремление к качеству должно быть одинаковым. К нашей радости, каналы загорелись идеей «Лаборатории форматов» и, как по мне, сделали хорошие проекты.
- Кому принадлежат права на форматы? Как думаете, их можно куда-то продать?
- Независимой ассоциации телерадиовещателей. Форматы, которые мы производим, не то что можно - их нужно продавать! Ирина Шуст, обращаясь к руководителям телерадиокомпаний, сказала: «Вы молодцы, что участвовали, хоть финасирования всегда не хватает. Но подумайте, эти форматы стоят денег, а вы получили их бесплатно. Всегда нужно помнить, что стоимость формата обычно немаленькая». Мы сейчас в процессе оценки и подготовки наших коммерческих предложений.
- Проект реализуется в партнерстве с Internews - программа занималась только финансовыми вопросами?
- Internews - давний партнер НАМ и грантодатель проекта. Каналам сложно найти деньги на экспериментальный продукт. А когда есть грант - есть возможность делать значительно более качественный контент.
- Вещателей, которым достались форматы, выбирали с помощью конкурса. Как он проводился?
- Желание канала было первичным. Также мы смотрели на технические возможности вещателей - все-таки, если шоу студийное, у них должна быть студия, штат, журналисты определенного направления. Кстати, участвовали не только члены НАМ: например, представители из Сум просто подходили под критерии отбора и в результате чудесно сделали формат.
- Как учили победителей снимать?
- Во-первых, они умеют снимать. У нас были мастер-классы, которые давала и я, и Ира, были семинары для операторов, так что наши «студенты» уже были подготовлены. Мы учили делать именно их формат, приезжали к ним и оценивали сценаристов, студию, другие составляющие. Ира Шуст вынимает душу именно в плане редактуры. Например, формат «Та що ті політики знають», где собираются все «критики», которые считают, что лучше ориентируются в политике, и решают проблему. Вот там нужно было сильно подготовиться - придумать вопросы, найти героев, продумать викторину. Библии-то мы пишем, но на месте все зависит от редактуры.
- Вы лично ездили на съемки проектов?
- Конечно, мы их запускали, то есть были на съемках первой программы. После этого Ира Шуст рассказывала редакциям, какие ошибки были допущены и как их исправить к следующей программе.
Сейчас у региональных каналов, как мне кажется, все по-другому. Есть понятие медиа как бизнеса, есть работа с рекламодателем. Стереотип убогости остался, но мы пытаемся это искоренить.
- В пресс-релизе эти проекты названы уникальными. До интервью мы видели описание одного - «Обіцянки-цяцянки», когда радиоведущие вместе с экспертами обсуждают кандидатов в депутаты. Но уникальным его вряд ли назовешь…
- Может, он и не уникальный по реализации, но не было еще такого проекта, где политику задают вопрос «Вот вы обещали это, а выполнили это, почему?». Мы же проводим экспертизу накануне. «Та що ті політики знають» - тоже уникальный. Не было еще такого шоу, где сталкивали бы пенсионеров и политиков в игровом формате. Еще у нас был проект, который не отобрали, но мы его обязательно хотим реализовать. Это тревел «Це ми» про сокровища нашей страны, туристические точки. Хотим показать, что Украина - не только Чернобыль. Один из общенациональных каналов уже заинтересован в этом формате.
- Поговорим о региональных вещателях в целом. Как считаете, в каком они состоянии сейчас?
- Я пять лет работаю в НАМ и могу сказать, что вижу сдвиги. 20 лет назад, когда только начинала работать в Internews, было понятие выживания. Делали лишь бы было. Сейчас у региональных каналов, как мне кажется, все по-другому. Есть понятие медиа как бизнеса, есть работа с рекламодателем. Стереотип убогости остался, но мы пытаемся это искоренить. Учим их, например, преимуществам диджитала, настаиваем, что «мальчик по интернету» - это не должность: нужен диджитал-директор.
- И как скоро, по-вашему, региональные вещатели к этому придут?
- Они уже на пути. У них выбора нет. Региональные телекомпании понимают, что что-то надо менять, причем быстро. И я эти изменения вижу. Особенно на своих лекциях - глаза у них горят. Вот на курсах программных директоров мне показывали сетки: могу сказать, что очень даже неплохие проекты. Канал «Вита», например, в Виннице делает вполне конкурентоспособное утреннее шоу.
Телевидение - саморазвивающаяся система. Оно в порядке, зачем ему помогать?
- Возвращаясь к теме форматов. Насколько региональные каналы вообще знают, что это такое?
- Конечно, знают. Больше всего это понимают программные директоры. Хотя раньше даже не у всех вещателей была такая должность, все делал гендиректор. Сейчас ситуация поменялась, многие делают собственные проекты - то же утреннее шоу, о котором я говорила. Каналы стремятся к разнообразию, потому что людям это нравится.
- Достаточно ли того, что делают НАМ с партнерами, или региональным вещателям нужна еще какая-то помощь - от государства, от общего медиарынка?
- Им необходимо умение зарабатывать деньги, чтобы повышать свой технический уровень, и уверенность в себе обязательно.
- А помощь государства?
- Мне нравилась история, когда государство помогало кино. Это действительно было необходимо. Телевидение - саморазвивающаяся система. Оно в порядке, зачем ему помогать? Если коммерческий канал, то он должен быть полноценным телевидением. Это же бизнес, а потому должно работать как бизнес.
- Вы с 2015-го возглавляли Ukrainian Media E-School. Расскажите, какими проектами занимались.
- У меня давно была мечта открыть школу, потому что я видела в ней необходимость. Когда я пришла в НАМ, у Ukrainian Media E-School было всего два курса: для медиаменеджеров и мультимедийных журналистов. Тогда многое только развивалось. Затем мы начали воспитывать тех, кем медиаменеджеры должны управлять. Сейчас базовых курсов более 10 и больше 250 выпускников. Пятилетний цикл для школы повышения квалификации региональных медийщиков отлично прошел, и теперь самое время сделать новый рывок.
- Почему вы решили уйти из производства и сосредоточиться на образовании?
- Вы знаете, я все-таки преподаватель. В том же «Интерньюзе» работала тренером. А потом ушла на коммерческие каналы и стала продюсером. Когда я пришла в НАМ, то поняла, что вернулась в свою стихию. Страшно люблю делиться знаниями, меня иногда надо останавливать (смеется).
- В последние годы наш медиарынок активно меняется - не возникало желания бросить «социальную миссию» и начать снова что-то производить?
- Я же в производство периодически возвращаюсь, так как сейчас возглавляю Департамент контента в НАМ. Это телепродакшен. Мы и до этого неформально все равно производили контент - тот же «Полилог» о переселенцах на «5 канале», делали социальные ролики. Сколько волка ни корми, все равно смотрит в телевидение (смеется). А сейчас у нашего продакшена уже прописана стратегия помощи региональным компаниям. Также в планах снимать что-то социально важное.
С Зурабом Аласанией мы находимся в вечной дискуссии по поводу существования Общественного, регулярно спорим о том, что должно с ним быть.
- На каналы звали за все годы?
- Конечно.
- На какие должности?
- На высокие. Но увы, я работаю в НАМ, так что нет. В свое время это меня спасло, так как я ушла с «Нового канала» достаточно эмоционально. Тогда было сложно, казалось, что телевидение должно быть навсегда. А в НАМ я была в порядке.
- В 2017-м только что избранный глава Общественного Зураб Аласания называл ваше имя в числе тех, кого видит в своей команде, - это было его желание или вы действительно вели переговоры?
- Мы вели переговоры. Он приглашал, но тогда я точно не намеревалась никуда уходить. С Зурабом Аласанией мы находимся в вечной дискуссии по поводу существования Общественного, регулярно спорим о том, что должно с ним быть. Я написала уже два анализа, которые обсуждают у них в компании.
- Что стало с COOL Production? Он сейчас заморожен?
- Да, его заморозили. Некогда этим заниматься. Но все замороженное наверняка может быть когда-то кем-то разморожено.
- А что случилось с фильмом «Дело ангела»? Почему он не был завершен?
- Мы завершили съемки в 2012 году. Почти все главные актеры - российские. Тогда так было принято. Был даже Алексей Панин, правда, его задушили в первой же сцене (смеется). Пока мы монтировали, делали постпродакшен, наступили новые времена, и фильм попал под санкции. Его даже лишили прокатного удостоверения. Так что лежит на полочке.
- Вернемся к вашей новой должности - вы возглавляете телепродакшен НАМ. Кто есть или будет в вашей команде?
- Пока только пишем стратегию, затем будем формировать штат. Сейчас есть команда, которая придумывает и помогает реализовывать форматы. Мы ее собрали в прошлом году. Но в общем, все на начальной стадии, хотя уже даже есть отличная идея для сериала - мы хотим его снять для сети региональных каналов.
- Вы также упоминали, что будете организовывать питчинги…
- Да, это так. Нам тоже понадобятся идеи, понадобится участие кого-то в проектах. Мы-то можем сделать формат, но вдруг кто-то реализует его лучше? Потому будут питчинги и людей, и проектов, и идей. Победителей будем поощрять - как финансами, так и продвижением.