29 февраля на украинском стриминг-сервисе Sweet.TV ожидается премьера второго сезона едва ли не самого популярного украинского сериала в мире – детской анимации «Хоробрі зайці», которую смотрят более чем в 80 странах. В частности, в Австралии, Великобритании, Израиле, Латвии, Южной Корее, Финляндии, Италии, странах Латинской Америки и др. И не просто смотрят, а еще и очень-очень любят!
Вот лишь несколько фактов о сериале «Хоробрі зайці». Так, в Великобритании проект стал №1 в слоте выходного дня Milkshake (детский блок на телеканале Channel 5. – MBR) и в мае 2022-го охватил британскую аудиторию более 4,4 млн зрителей. В Южной Корее сериал стал любимым шоу зрителей на канале Dayeko Baby TV. В Италии – №1 среди детских программ FTA в слотах вещания. В Израиле вошел в топ-10 шоу канала HOP, в Австралии – в топ-3 детского контента 2021 года для ABC Kids. Ну и в Украине премьера сериала была в топе контента для детей 4–6 лет.
Кроме того, с 2022 года в разных странах продаются лицензионные игрушки BRAVE BUNNIES, а с 2021-го – еще и тематические книги, изданные в сотрудничестве с международными паблишинг-партнерами.
К тому же создатели подавали первый сезон Brave Bunnies на премию Emmy в категории анимации. Проект не получил награду, но был отмечен жюри как первый украинский сериал, подававшийся на конкурс. «Нашу Big Idea и качество сериала жюри оценило очень высоко и пригласило меня представлять Украину в академии, в частности быть в жюри конкурса для анимационных проектов», – рассказывает глава креативного продакшена Glowberry, автор идеи и креативный продюсер сериала «Хоробрі зайці» Ольга Черепанова.
Как удалось сделать украинский бренд глобальным, еще и настолько быстро? Почему дети – самая требовательная аудитория, как ее удовлетворить и зачем тут психологи? Как онлайн-газета может стать инструментом тимбилдинга для департаментов одного проекта из пяти стран? Как компании привлечь к своему дебютному сериалу режиссера, работавшего над «Свинкой Пеппой» и «Мистером Бином». Об этом и многом другом – в нашем большом интервью с Ольгой Черепановой.
– Ольга, премьера «Хоробрих зайців» состоялась в конце 2020 года в Украине, на канале «ПлюсПлюс». Но мне кажется, что сейчас проект приобрел за рубежом большую популярность, чем на родине. Это так?
– Не могу так сказать. Скорее это такое когнитивное искажение, которое вы подметили. Действительно, сейчас «Хоробрі зайці» транслируются и известны более чем в 80 странах. И когда мы берем Украину и добавляем еще 80+ стран, то кажется, что в мире проект гораздо заметнее, чем дома. Но если присмотреться, то и в Украине, и в других странах он имеет одинаково высокие рейтинги. И надеюсь, что сейчас, с премьерой второго сезона, он всюду станет еще заметнее. И подчеркиваю, что премьера опять же сначала состоялась в Украине. Для нас очень важно, чтобы продукт, рожденный в Украине и созданный украинскими специалистами, сделал первые шаги именно дома. Мы это согласовали со всеми партнерами: все ждали украинскую премьеру и только после этого запускают свои территории.
«Хоробрі зайці» действительно самый любимый украинский сериал в мире, так как просто попасть на телеканал не равно быть популярным – всегда нужно смотреть на рейтинги, и у нас очень хорошие результаты как дома, так и во многих странах. Мы очень гордимся, что создали что-то, популярное и в Украине, и в мире. Особенно потому, что работаем с аудиторией, которую невозможно подкупить маркетингом или чем-то еще. Потому что это зрители, которым пять лет: они либо любят, либо нет.
– Ваша аудитория действительно требует особого подхода и искренности. Расскажите, как родилась идея проекта, и помогло ли вам в разработке детского контента психологическое образование? Ведь, если не ошибаюсь, по первому диплому вы маркетолог, а затем также получили образование в Киевском институте гештальта…
– Немного ошибаетесь: не маркетолог, а экономист, выпускница Харьковской академии. Но я всегда хотела творческой реализации, поэтому еще студенткой стала ведущей радиопрограмм. После этого перешла в сферу кино, очень много работала как продюсер, получила практическое образование касательно того, как создавать и продюсировать контент. Но когда я заинтересовалась именно детским контентом, то осознала, что моего предыдущего опыта мало: просто интересные истории не будут исцелять, не будут приносить пользу – а хотелось делать именно истории целебные, полезные и интересные всем. Именно поэтому я пошла учиться на психотерапевта.
Наша компания Glowberry существует почти 14 лет, а семь лет назад мы вместе с FILM.UA Group, нашим крупнейшим партнером в Украине, начали делать и анимационные проекты. Мы стартовали как издательство, и моей целью и интересом как издателя, основательницы компании и креативного продюсера было открывать новые имена в украинской иллюстрации. Мы с самого начала очень гордились, что плеяда молодых украинских творцов может издаваться у нас с историями, которые могут быть интересными и в мире тоже.
Идея «Хоробрих зайців» родилась у меня еще в мирные времена, когда все были беззаботны, спокойно путешествовали семьями во время каникул и т. п. Тогда мы разработали детскую книгу о том, как путешествует семья зайцев: чем дальше они уезжают, тем больше встречают очень непохожих на себя животных. Ведь Украина – это такая страна, где в целом все более-менее похожи друг на друга. Это же не Лондон и не Нью-Йорк, где выходишь на улицу – а там космопорт (улыбается). Там ребенок просто на своей улице видит всех сразу: все расы, все национальности. Тогда как украинские дети иногда видят, что мир очень разный, только когда путешествуют. Эта идея понравилась маленьким читателям: тираж распродали за полгода. Ну и в дальнейшем идея книги для малышей переросла в идею сериала – 100 серий, 100 оригинальных историй. И знаете, когда говорят, что сериал – это один продукт, я отвечаю: нет, это 100 историй, а значит, отдельно 100 сценариев. И в каждый добавлено много оригинальных приключений, новых вопросов и детских игр, а еще полезных обучающих месседжей.
– Что именно это за месседжи, как они формировались и закладывались?
– Когда я поняла, что нам нужно разрабатывать истории для международной аудитории, то просто стала интересоваться, что же именно нужно детям во всем мире, что в центре их интересов. Как я уже говорила, очень сложно быть интересным детям – это самая требовательная аудитория. Поэтому ты должен знать, что нужно ребенку в определенном возрасте: смотреть его глазами, знать его ценности и потребности.
Для этого мы привлекли к разработке сериала украинских специалистов по психологии и консультантов из Северной Америки. Также нам очень помогало, что команда была международной и мы имели возможность обсуждать разницы менталитетов и национальные особенности.
С самого начала целью я поставила разработать не просто очень веселый, яркий, интересный для детей контент, но – контент, который учит через игру. И при этом никакой дидактики, нет! Вместо этого нам нужно было сформировать для детей привлекательные ролевые модели – собственно, это зайцы, брат и сестричка Бу и Бо. Они путешествуют со своей семьей и чуть ли не в каждой серии встречают нового друга (а в некоторых – по несколько раз). И каждый друг – это новое животное-ребенок с уникальным характером. Вместе со специалистами мы сделали так, чтобы в этих образах были представлены почти все типичные характеры людей.
Большая идея сериала – показать, что мы все разные, и не только внешне, но и характерами, настроениями, предпочтениями. И поэтому на одну и ту же ситуацию можем реагировать по-разному: кто-то будет смеяться, кто-то будет советовать, как лучше сделать, кто-то будет плакать. И все это нормально. Итак, в каждой серии мы показываем ребенку, как адаптироваться к этому разнообразному миру.
Когда в три годика ребенок идет в садик, он уверен, что все в мире похожи на его семью. А здесь выясняется, что все разные. Также мама может все время говорить малышу, что тот самый лучший в мире, а в садике оказывается, что таких лучших много. Чтобы смягчить это испытание для малышей, в каждой серии мы показываем, что можно найти креативный способ, как подружиться и сыграть новую игру с любым ребенком. И это не о том, чтобы подстроиться, а именно о том, чтобы найти способ сделать игру интересной для обоих и решить проблему без привлечения родителей.
– В одном интервью среди ключевых составляющих успеха проекта для малышей на международном рынке вы прежде всего назвали уникальную креативную идею, которая дает поле для создания различных историй. И добавили, что в случае «Хоробрих зайців» эту идею можно сформулировать как «приветствие и признание разнообразия» (celebrating and accepting diversity)…
– Да, diversity у нас очень большое. В нашем сериале есть активные девушки, которые хотят быть космонавтами, лидерами. Есть такие же парни. Есть девочки, которые стремятся быть дома, готовить, вязать. И – такие же ребята. Мы показываем, что это нормально: и мальчики, и девочки могут иметь очень разные характеры, проявления. В общем, наш сериал – это инструкция, как интегрироваться в этот мир и иметь много друзей. А еще это антибуллинговая терапия.
– А можно подробнее о терапевтическом эффекте? Возможно, сериал также может оказывать положительный эффект в контексте преодоления стресса – в частности, стресса из-за войны…
– Конечно! Давайте по порядку. Что касается буллинга: он появляется там, где нет принятия инаковости. А наш сериал формирует именно это позитивное отношение к инаковости – с заинтересованностью и реакцией принятия.
Теперь о преодолении стресса... Наш сериал для детей 3–5 лет. Нам, взрослым, их проблемы могут казаться смешными: сыграли в новую игру, поссорились из-за игрушки. Но для маленьких детей такие события – это как для нас найти новую работу, переехать в другую страну или еще что-то действительно важное. И я уверена: если ребенок не будет бояться инаковости, будет открытым к новым знаниям и знакомствам, то сможет познать гораздо больше. И впоследствии все это комплексно повлияет на формирование более счастливой жизни. Ребенок будет открыт к тому, что мир меняется, что все разные. Это не станет для него травматичным, поскольку он точно будет знать, что и для него в мире есть свое место.
Знаете, сейчас нам пишут некоторые украинские мамы, которые из-за войны были вынуждены уехать за границу вместе с детьми, и рассказывают, что наш сериал помогает детям адаптироваться. Наблюдая, как Бу и Бо каждый день общаются с новыми друзьями, находят с ними общий язык, радуются новым знакомствам, дети тоже учатся так делать. И это превращается в приключение, возникает желание интегрироваться.
Мы проводили несколько фокус-групп в Украине и за пределами, и обобщить их результаты можно так, что сериал в целом стабилизирует психологическое состояние детей. А вне контекста войны родители в один голос говорят о том, что проект повышает уверенность детей в себе. Рассказывают: «Мой начал смотреть сериал уже в два годика. И когда пошел в садик, просто подходил ко всем и говорил: «Привет, меня зовут так, а тебя как?»
Кроме того, сериал показывает, как справляться с конфликтными ситуациями. Психологи, работающие с детскими группами, много интересного рассказывали нам о конфликтах вроде «кто-то забрал мою куклу» или «меня не берут в игру» – это все большие проблемы маленьких зайцев, которые мы решаем вместе с главными героями сериала.
А еще должна сказать: мне ну очень-очень нравится, что украинские дети полюбили украинских героев. Да, полномасштабная война нам не позволила развернуться в Украине так, как того мы хотели. Наши иностранные лицензионные партнеры были вынуждены отложить запуск на наш рынок игрушек, уже вышедших в некоторых других странах. Но мы надеемся, что вскоре игрушки по «Хоробрим зайцям» появятся в наших магазинах. И несмотря на все обстоятельства, украинская команда лицензиатов делает много для малышей.
– Мы с вами говорим о востребованности детского контента и в Украине, и в мире. И эту же востребованность демонстрируют разные исследования рынка. Так почему же, по вашему мнению, в Украине в целом производится мало детского контента, хотя он по своей природе универсален, хорошо путешествует – так что органично может выходить на международный рынок, куда сейчас все так стремятся?
– Думаю, прежде всего потому, что это только кажется, что производство детского контента не требует особого труда и ресурсов. Нам удалось получить такого мощного партнера, как FILM.UA, а также целый пул ведущих международных партнеров. Мы за три года разработали свыше 700 минут оригинальной анимации. Это очень быстро! И это не просто анимация: это два сезона, 100 отдельных серий очень высокого уровня. В общем, это разработка всей вселенной проекта: мы придумали и нарисовали километры локаций, по которым путешествуют зайцы; у нас более 50 оригинальных персонажей. И наша скорость реализации действительно экстраординарна: иногда даже у таких крупных компаний, как Netflix, Disney, только разработка самой идеи может занять два-три года. А у нас от начала питчингов проекта на международных площадках до захода в анимацию прошел год.
Над такими сериалами всегда работает много профессионалов, команды могут быть от ста человек и больше. И они трудятся долго. И это очень большие бюджеты.
Так что только кажется, что анимация для детей проста – ну что там такого, зайцы просто едут на автобусе и встречают друзей. Однако, чтобы все было так легко и одновременно высокого качества, нужны хорошие специалисты, которые будут работать несколько лет. И только одной страной такие бюджеты обычно не покрываются.
– И здесь на сцене появляется копродукция. Вы искали международных партнеров еще на этапе девелопмента…
– Прежде всего опять подчеркну: мы пошли искать партнеров не потому, что нам мало Украины, а поскольку хотели, чтобы украинские идеи были развиты, чтобы их увидели в мире. Но миру нужно подтверждение потенциала твоего проекта: сначала покажи нам, что твоя идея нравится в твоей стране, например серией книг, и только после этого мир поверит в тебя. Следовательно, этот путь мы и избрали. Мы в конце концов сами стали как храбрые зайцы – взяли и поехали (улыбается).
Пять лет назад мы с FILM.UA начали ездить с презентацией проектов «Хоробрі Зайці» и «Мавка» по всем престижным международным фестивалям – и вместе везде имели большой успех, который трудно переоценить, ведь это были первые в истории два таких мощных анимационных проекта из Украины. Естественно, их нельзя сравнивать: один – полный метр, 3D, другой – телесериал. Но оба этих анимационных проекта начали идти в мир и позиционироваться как украинский контент.
Знаете, по поводу тех ролевых моделей, о которых говорила раньше, – я тогда почувствовала на себе, как это работает. Я выходила презентовать проект – анимационный сериал из Украины – аудитории, никогда не видевшей сериалы из Украины. И говорила примерно так: что я чувствую себя сейчас словно мне три года, когда ты впервые приходишь в садик и никого там не знаешь. Но вот – мы здесь. Мы «Хоробрі зайці», и мы хотим вместе с вами сделать что-то очень интересное и полезное для всего мира. И аудитория откликалась на такую искренность.
Все международные партнеры появились у нас в 2020 году почти сразу после первой презентации. Первыми международными партнерами, поверившими в нас, стали мощная итальянская компания De Aagostini, занимающаяся вещанием и лицензированием, и испанская компания студия Anima, ставшая нашим анимационным партнером. В 2023 году добавилось важное стратегическое партнерство – мировой лидер в производстве детского контента, компания WildBrain (Канада), которая стала совладельцем проекта «Хоробрі зайці» и участвует в копродукции, а также в глобальной дистрибуции и лицензировании проекта.
Детский анимационный сериал – это не авторское кино: у тебя нет времени на размышления и самосовершенствование. Нужно делать все очень быстро и качественно, особенно когда уже есть международные партнеры. И если что-то делаешь в первый раз – учиться в процессе.
– В конце концов вы зашли в производство с копродакшен-партнером – испанской студией Anima. Подозреваю, что при таком интересе к проекту это были не единственные кандидаты, поэтому вопрос: по каким критериям вы выбирали партнера? И как в итоге между вами распределились права и обязанности по проекту?
– Да, у нас действительно было несколько предложений от нескольких стран. Компания Anima предлагает высокий уровень анимации, и они были готовы быстро реагировать на все изменения. А еще это очень крупная компания: не только европейская, но и с офисами в странах Латинской Америки. Они стали нашим анимационным партнером в первом сезоне. Кроме того, они разрабатывали дубляж на все латиноамериканские страны, и мы очень опирались на их экспертизу по этому региону. Второй сезон производится анимационной студией WildBrain в Ванкувере и студией Anima Kitchent на Канарских островах.
– Творческая команда проекта «Хоробрі зайці» интернациональна: вы – автор идеи и креативный продюсер, главный режиссер – британец Тим Ференбах, главный сценарист – канадец Джон ван Брюгген, автор визуального стиля и арт-директор – украинка Анна Сарвира. Как подобралась эта команда? И почему при наличии испанского копродакшен-партнера здесь нет испанцев?
– Чтобы сделать такой амбициозный проект в очень короткие сроки, нам нужны были лучшие специалисты. А привлечь их для компании, вышедшей с первым проектом и представляющей страну, которая никогда ничего подобного не делала, – это тоже была очень амбициозная идея... Знаете, чтобы заинтересовать этих людей, я делала почти такие же презентации, как для больших финансовых партнеров. Поскольку, чтобы взяться за проект, они должны поверить, что из маленькой идеи вырастет большая – и она будет на уровне или даже лучше тех, что уже есть в их портфолио. Потому что, например, Тим Ференбах работал над «Свинкой Пеппой», был режиссером «Мистера Бина».
А что касается испанцев, то они полностью делали анимацию, в частности с их стороны был режиссер анимации. Кроме того, они разрабатывали и озвучивали перевод для всех латиноамериканских стран, и это было очень важно для нас.
– Поговорили о лицензиатах, о копродакшен-партнере, а теперь – о дистрибуторе. Первоначально глобальным дистрибутором проекта «Хоробрі зайці» стала британская студия Aardman Animations. Но в декабре 2022-го появилась новость, что теперь глобальным дистрибутором проекта стала канадская компания WildBrain. Почему так?
– Aardman Animations – очень крупная «оскароносная» компания; среди их проектов как производителей – мультфильмы «Баранчик Шон», «Побег из курятника» и т. д. И мы были очень довольны, что нас со старта представлял столь мощный дистрибутор. Первый сезон имел большой успех: 80 стран для нового проекта; высокие рейтинги – в частности, в Великобритании, где мы попали в топ-10 детского контента и держались там очень долго. Это очень показательно, поскольку Англия – одна из самых закрытых стран для нового контента. И еще стоит подчеркнуть: каждый новый сериал в рейтингах конкурирует со всеми популярными сериалами, уже существующими 15 лет. С той же «Свинкой Пеппой». С брендом, родившимся в Англии; с брендом, игрушками которого заполнены все детские магазины. И «Хоробрі зайці» даже при таких условиях были конкурентоспособны! Но начало полномасштабной войны сломало наши планы...
К тому времени мы разработали 30% второго сезона, а дальше были блокированы почти на полгода. Мы с партнерами работали над тем, чтобы перевезти определенную часть команды из Украины на испанские Канарские острова и как можно быстрее восстановить полноценную работу. В то же время вся эта ситуация прибавила проекту международного интереса, и у нас появился крупный североамериканский партнер WildBrain. Это глобальная компания с офисами по всему миру, и сейчас она управляет дистрибуцией второго сезона. Так что смена дистрибутора в этом случае – это продолжение истории успеха проекта: бренд растет с большими партнерами.
– Но если я понимаю правильно, теперь у WildBrain мажоритарные права на IP проекта…
– Это то, как разрабатываются и развиваются бренды. Если вы хотите быть глобальным брендом (а это было нашей стратегией с самого начала) – нужно приобщать к проекту больше глобальных партнеров. Например, первый сезон не вышел в США, но теперь у нас есть достаточно обоснованные надежды, что это может осуществиться с более глобальным партнером. Также есть планы на Китай, Японию – это очень стратегически интересные для нас территории. Да, глобальные права на дистрибуцию и лицензирование интеллектуальной собственности сейчас у WildBrain, но в Украине эти права остаются за нами. Glowberry является совладельцем прав на интеллектуальную собственность, равно как и Anima в Испании.
WildBrain работает на разных территориях и знает специфику каждого рынка. Такой партнер имеет больше опыта, ресурсов, специалистов, которые разбираются в мировых трендах производства, дистрибуции и лицензирования. И может дать проекту больше. Сейчас, общаясь с людьми по маркетингу, я объясняю: у тебя есть определенные вызовы, когда ты хочешь продвинуть проект на одном рынке, а теперь представь – у нас 80 рынков, и мы хотим 100. Когда бренд становится глобальным, вам нужны глобальные механизмы, работающие с ними на разных территориях.
– А как в целом происходил вывод проекта «Хоробрі зайці» на международный рынок?
– Наша стратегия всегда предполагала, чтобы мы выходили в крупнейших странах и странах с наибольшим покрытием: ведь бывает, что страна не очень большая, но в то же время она является лидером какой-то территории. Поэтому небольшая страна Израиль или небольшие страны Скандинавии были для нас так же важны, как Австралия, Канада, Великобритания или Германия. Не могу сказать, что какая-то страна была для нас самой важной, но сразу после премьеры в Украине мы в течение полугода вышли почти на всех основных территориях. К вышеперечисленным это еще, например, Италия – наши замечательные поддерживающие партнеры – и даже Южная Корея. Мы сразу начали получать очень хорошие отзывы, которые помогли нам продвигать проект дальше.
Но когда речь идет о стратегии, важна не просто страна, в которой вышел проект: еще важно, на каком канале. Нам требовались центральные каналы и хорошие слоты. И если да, то иногда нужно ждать, потому что, например, эти слоты уже заняты. В целом политика продвижения – очень сложная модель, которая имеет много нюансов и корректируется ежедневно в соответствии с новыми данными.
То же и в отношении международного лицензирования: успех в каждой стране – это успех отдельного маркетинг-отдела, занимающегося лицензированием именно в этой стране. Мы никогда не поймем из Украины, какова специфика развития в Австралии. Но мы можем сделать очень качественный контент и выбрать лучший способ продвижения бренда на какой-либо территории – это всегда или локальный партнер, или большой партнер с локальным офисом.
Игрушки – это отдельная экспертиза, отдельный крупный бизнес. И в этом контексте наша задача как авторов бренда, креативной идеи – заложить в нее потенциал, с которым другие специалисты смогут работать дальше.
– В контексте креатива очень важные аспекты для детского анимационного контента – это рисунок, музыка, озвучка…
– Когда мы разрабатывали, как выглядят зайцы и их мир, то стремились соединить украинские и международные визуальные тренды. Я пригласила в проект Аню Сарвиру, которую считаю одной из лучших современных украинских иллюстраторов. Она неоднократно получала награды Болонской художественной ярмарки, считающейся одним из самых креативных европейских мероприятий такого направления.
Но до проекта «Хоробрі Зайці» Аня никогда не делала анимацию, поэтому я просто попросила ее поэкспериментировать. Как креативный продюсер я точно знала, что мне нужно. В частности, необходимо, чтобы эти персонажи были уникальными и смотрелись везде: и в книгах, и в анимации, и в виде игрушек. В общей сложности мы разработали 20 концепций, из которых впоследствии выбрали одну.
После утверждения персонажей мы экспериментировали с фактурами и наконец остановились на штриховке: нашей целью было создать ощущение, будто это рисовал ребенок. Но действительно это очень сложно – сделать просто (улыбается).
Музыка тоже оказывает большое влияние на восприятие детей такого возраста. И потому в каждой серии у нас есть песня и танец дружбы. Также важно подобрать детские голоса, которые были бы по душе аудитории, сделать точную адаптацию на разных языках и т. д.
– И все это – с командой, разбросанной по разным странам, разным часовым поясам. Непростая была задача всех скоординировать, объединить?
– Что касается тимбилдинга, то я лично и вся наша украинская команда стали лидерами, которые организовали работу всех отделов из пяти стран. Мы очень много внимания уделяли тому, чтобы создатели сами вдохновлялись проектом, чтобы им нравилось то, что они делают. А они все – очень разные люди, которые общаются на разных языках. Взрослые люди – за тридцать, сорок – не самая целевая аудитория песенок о зайчиках.
Главное в таком тимбилдинге – необходим фан. Поскольку анимация – это марафон, и, чтобы его выдержать и не выгореть, должна быть настоящая вовлеченность. Чтобы сформировать этот командный дух, мы даже делали свою онлайн-газету, где публиковали интервью людей, работающих над проектом. Поскольку твой коллега работает на другой стороне океана, ты никогда его не увидишь, но вот ты читаешь интервью с ним и понимаешь, что вы делаете что-то общее.
Так мы шли – как зайцы: показывали, как мы играем, и приглашали к игре. Мы все росли на этом проекте. В украинской команде после четырех лет работы над сериалом все специалисты очень высокого уровня. Мы все учились адаптироваться: к разным таймзонам (когда у тебя «доброе утро», а у коллег «добрый вечер»), к разным языкам и особенностям работы в других странах. Новые условия в таком большом и продолжительном проекте появляются довольно часто.
– И одно из этих новых условий – полномасштабная война. Наверное, очень психологически непросто делать веселый детский контент, когда голова занята совсем другими, очень страшными вещами…
– В этом контексте я хочу сказать, что наши украинские люди невероятны. Часть команды осталась в Украине и работала, несмотря на обстрелы, отключение света и т. д. Адаптироваться к этому технически нам помог опыт ковидных локдаунов. А психологически… Да, действительно, очень непросто разрабатывать веселый позитивный детский контент, когда мы все взрослые люди и у нас фоном идет совсем другая ситуация. А также фактор международной команды: когда, например, люди в других странах не понимают до конца, с чем мы сталкиваемся. Такая ситуация – вызов всем, и нам всем нужно это понимать. И всем адаптироваться.
Наши партнеры сталкивались с невозможным для них, и мы тоже: «Мы никогда, никогда в жизни не могли подумать, что, выбрав своей профессией анимацию, столкнемся с тем, что кто-то из наших коллег в опасности бежит в бомбоубежище и не может сегодня работать». Но все эти вызовы одновременно и объединяли нас в желании сделать что-то хорошее, интересное и полезное для малышей. История о ценности личных границ, радости общения и дружбы – это наш вклад в то, чтобы последующие времена были мирными.
На фоне войны вроде бы неважно, что там в следующей серии скажет лисичка или как мы разрешим проблему с енотом. Но это должно быть важно, иначе не сделать проект и не достичь того, к чему стремился. Важным это делает осознание того, что дети много лет будут смотреть сериал и это будет для них важно. И тогда все снова обретает смысл.
– Второй сезон сериала «Хоробрі зайці» украинские дети уже скоро смогут увидеть на платформе Sweet TV. А каковы планы по дальнейшему продвижению проекта именно в нашей стране? И над какими еще проектами сейчас работает Glowberry?
– В этом году мы планируем издать очень много книг – это будут и книги-истории, и activity books, и раскраски. Также надеемся, что в конце концов и в Украине выйдут игрушки по сериалу «Хоробрі зайці».
Что касается нового сезона, то немного позже также ожидаем премьеру на одном из украинских телеканалов. И кстати, вскоре оба сезона выйдут в Польше, где сейчас очень много украинских малышей.
В общем, новый сезон расширяет границы. Раньше наши зайцы встречались с друзьями на нейтральных территориях, где-то на лужайке: метафорически учили, как вести себя в детском саду, на площадке и т. д. А во втором сезоне мы добавляем контекст походов в гости – в семьи друзей, где совсем другие традиции и правила, совсем другие профессии, совсем другой образ жизни. То есть если раньше мы концентрировались на этапе дифференциации, то сейчас добавляем этап исследования границ.
Конечно, мы продолжаем тему diversity: показываем разные профессии, семейные традиции и уклады. Семьи, где много детей, где только один ребенок, семьи с усыновленными детишками. Или семьи, где мама работает за городом, а ребенок живет, например, с родственниками. И это все не значит, что что-то не так с твоей или чужой семьей. Но прежде всего в сезоне будет много приключений, веселья, смеха и музыки – всего того, что нравится ребенку и формирует его положительное отношение к жизни.
Также Glowberry запустил проект «Вмикай дітям українське»: это будет ролик и эпизоды сериала, которые будут транслироваться в музеях, в сети «Єва», в клиниках «Добробут», уже присоединившихся к программе, призывая выбирать украинский контент. Делаем это, чтобы мамы знали и выбирали современный и качественный украинский контент для своих детей, потому что на самом деле уже есть из чего выбирать! Это еще одна дополнительная миссия нашего проекта – мы стремимся, чтобы Украина могла гордиться собственным качественным контентом. Очень хотим, чтобы наш сериал пересмотрело больше детей в Украине, и надеемся, что маленькие зайцегерои помогут им адаптироваться в новых условиях, находить общий язык с другими и, конечно, разговаривать на грамотном украинском.