«Кино должно быть в кинотеатрах. Мы же хотим развивать культуру походов в кинотеатры, причем семейных», - говорит директор «Артхаус Трафик» Денис Иванов об одном из проектов своей компании «Чилдрен Кинофесте», который ежегодно проводится с 2014-го, собирая в кинотеатрах малышей, подростков и их родителей, причем бесплатно.
В этот раз детский кинофестиваль должен был состояться 27 мая. Организаторы до последнего надеялись, что его удастся провести, хоть и с ограничениями. Но за месяц до мероприятия стало понятно, что это невозможно, и команда начала готовить онлайн-версию. Что помогло решить технические трудности, были ли проблемы с финансированием и как удалось привлечь более 130 тыс. посетителей - об этом и многом другом (включая грядущую Киевскую неделю критики) мы и поговорили с Денисом.
- Денис, вы довольно долго думали, переносить фестиваль на следующий год или переводить в онлайн. Что вызывало главные сомнения?
- Да, мы до последнего искали даты для офлайна и думали переносить кинофестиваль на лето. Но со временем поняли, что в этом нет смысла: ограничения, скорее всего, сохранятся, да и здоровье важнее. Мы понимали, что нельзя подвергать опасности ни детей, ни взрослых. Но и переносить на осень - тоже не вариант: совенок Чарли всегда прилетает к последнему звонку. Не хотелось нарушать эту традицию, поэтому буквально за месяц до фестиваля решили провести его в онлайн-режиме.
Для нас это был удар, потому что программы показов, договоренности, стратегия - готово было все. Оставалось только нажать кнопку «Старт». Но пришлось придумывать фестиваль заново - от фильмов в программе до церемоний открытия и закрытия.
- Как на изменения отреагировали партнеры?
- К сожалению, в этом году мы остались без ключевого партнера - он обрезал бюджеты, не касавшиеся его основной деятельности. А фестиваль благотворительный, так что сами понимаете. Думаю, масштаб был даже меньше, чем в 2014 году, когда мы начинали «Чилдрен Кинофест». Плюс ко всему уменьшилась поддержка Госкино: подав заявку на половину необходимых нам денег, мы получили только половину заявленной суммы. Решение Госкино поставило мероприятие на колени. По сути, мы его провели как волонтеры.
- То есть вкладывал деньги «Артхаус Трафик»?
- У нас были партнеры, поддержка посольств стран-участников, помог также ЮНИСЕФ, и да, вкладывались сами.
- Какие дополнительные технические инструменты пришлось задействовать, учитывая, что мероприятие проводилось онлайн?
- Все, что мы провели, было сделано за месяц. Основной удар пришелся на веб-команду, которая трудилась без выходных и с ненормированными рабочими днями. Много спорили, каким должно быть голосование: все-таки перед экраном будет иногда сидеть вся семья, и надо, чтобы право голоса было и у мамы, и у бабушки, и у сына, например. Мы сделали взможность зарегистрироваться для нескольких пользователей, и каждый мог оставить оценку.
Еще один из вызовов - проведение онлайн-церемонии. Мы привыкли делать открытие в «Киевской Руси», в огромном зале, с выступлением посла, музыкантов, представлением программы. Теперь же решили сделать церемонию на основе фокусов, которые придумал Жорж Мельес еще в конце 19-го века. Он начал снимать не просто художественные фильмы, а со спецэффектами. Взяли его принципы - комбинированная съемка, монтажные склейки - и сделали онлайн-церемонию. Нам помог режиссер Денис Евстигнейкин, с которым мы раньше работали. Мне кажется, получилось мило.
- Пришлось ли нанимать кого-то под проект? В тот же веб-отдел.
- Организовывая Фестиваль европейского кино, мы подружились с Element Agency - давно мечтали с ними познакомиться, так как те работали со многими большими структурами. Например, делали сайт УКФ. С ними мы разрабатывали технические решения для показов - и они же помогли нам сделать рабочую и очень классную платформу.
- Сложностей много, но что-то в режиме онлайн наверняка было сделать легче?
- Я бы не сказал, что что-то сильно отличается. Затраты такого фестиваля касаются не только непосредственно показов: это выбор фильма, права на него, локализация картин, проведение церемонии. А у нас кинопоказ просто был заменен показами в онлайне, остальная работа осталась такой же. Фестиваль не стал дешевле с переходом в онлайн. Аренда кинотеатров просто превратилась в аренду серверов и разработку платформы.
- Выступление Марины Круть и речь Андрея Хлывнюка для церемонии снимались в офлайне. Это происходило в «Жовтне»?
- Да, он находится недалеко от нашего офиса, мы давно дружим, потому нам руководство кинотеатра очень помогло.
- Какие меры безопасности при съемке предпринимались?
- Совенок Чарли находился в наибольшей безопасности, он же и есть маска (улыбается). Конечно, были и маски, и дезинфекторы, и социальная дистанция. Все остальное снималось дома с помощью веб-камер, ZOOM, как обычно.
- Как думаете, детский фестиваль сложнее переформатировать, чем взрослый?
- Наверное, проще, потому что наш фестиваль связан с какими-то естественными циклами в жизни ребенка - окончанием школы, например. В последнее время родители вместе с детьми учились онлайн, потому привлечь их к такому полезному онлайн-фестивалю было проще. Количество посетителей доказывает, что это так. Плюс детским кинофестивалям не так важна премьерность. Мы просто хотим заниматься развитием детского творчества, которое будет вырастать в профессию.
- Фестиваль, впервые прошедший онлайн, собрал более 130 тыс. посетителей сайта, на просмотр лент и голосование за Гран-при зарегистрировались более 20 тыс. зрителей, вместе они посмотрели 20 441 час фильмов. Это больше или меньше, чем вы ожидали?
- Честно говоря, мы вообще не знали, чего ожидать. Наверное, думали, что увеличим свою аудиторию вдвое, а увеличили в 2,5 раза. Но даже будь показатели меньше, нас бы это порадовало. У нас очень верная аудитория, они ходят на фестиваль уже не один год. А в этом году «Чилдрен Кинофест» стал даже терапевтическим для людей, уставших от всего происходящего.
- Как страховались от форс-мажоров при таком наплыве посетителей?
- Наш первый блин комом вышел месяцем раньше на Фестивале европейского кино. Даже не столько наш - просто у людей были проблемы с техникой или интернетом. К «Чилдрен Кинофесту» мы поправили основные проблемные моменты, подключили резервные серверы - если видели большой приток людей, у нас была возможность их переключить, чтобы ни у кого ничего не висло.
- Как думаете, за счет чего удалось привлечь столько посетителей и активных пользователей?
- Нам многие помогали. В распространении информации - посол фестиваля этого года Андрей Хлывнюк и 24 облгосадминистрации. За предыдущие годы собралась неплохая база зрителей, которых мы могли информировать сами при помощи региональных координаторов. В общем, думаю, это работа команды. И медиапартнеров, разумеется.
- Как удалось перевести фестиваль в онлайн, при этом не потеряв свойственной ему сказочности и «детскости»? Вижу, рядом с некоторыми спикерами размещали игрушки...
- Да мы же все выросшие дети, и всем нам надо немного фокусов и магии. А тут все просто: поставил камеру, остановил, поставил в кадр игрушку, включил - вот тебе и магия.
- Когда фестиваль проводится в кинотеатре, вы сразу же получаете фидбек, потому что люди выходят из зала и делятся впечатлениями. Как в этот раз удавалось получить отзывы?
- Да, когда ты делаешь фестиваль, ты видишь публику, ее реакцию, общаешься с ней. Это наша награда за часть проделанной невидимой работы. Онлайн такой возможности не давал. Но тут помогли соцсети: нам писали комментарии со словами поддержки, говорили, что с нами Днепр, Житомир, Запорожье, другие города Украины, - это было трогательно и приятно.
- Не собираетесь часть фестиваля и в следующем году провести онлайн?
- Это все было придумано как антикризисная мера, кино должно быть в кинотеатрах. Мы же хотим развивать культуру походов в кинотеатры, причем семейных. Огромное количество детей впервые попадает в кинозалы именно в рамках «Чилдрен Кинофеста», особенно в маленьких городах. Но посмотрим, как все будет развиваться. Думаю, индустриальную часть фестиваля можно продолжать делать в онлайн-формате.
- Какие прогнозы по премии «Кіноколо»? Все опасаются второй волны заболеваний осенью.
- Мы приняли решение, что не будем проводить ее онлайн. Все будет в офлайне с соблюдением всех ограничений. Если ситуация сильно ухудшится - поищем возможности альтернативных показов, но на больших экранах: чтобы аудитория была либо на большом расстоянии, либо в автомобилях, либо в скафандрах (смеется).
- Расскажите о студенческой программе, которую вы запустили в рамках Киевской недели критики. Для чего она, кому принадлежит идея?
- Хороший вопрос. Пару лет назад мы с коллегами посмотрели все студенческие фильмы в Карпенко-Карого, хотели найти неизвестного дебютанта, чтобы подружиться и вместе сделать кино. У нас появилась идея, которую утвердила селективная комиссия фестиваля - посмотреть абсолютно все студенческие работы и что-то отобрать для лонг-листа. Причем выбирать их тоже предстоит студентам. А потом вместе с критиками они отберут фильмы и для шорт-листа. Со своей стороны мы поможем пяти отобранным талантам собрать на показе их фильма важных кинопрофессионалов. Чтобы возникла связь поколений, которой у нас особо нет, чтобы они захотели помочь и знали, как это сделать. Сейчас у нас идет предварительный отбор этих фильмов для программы «Перший погляд».
- Напоследок, как карантин повлиял на вашу команду? Учитывая сокращение финансовой поддержки, вам не пришлось сократить количество людей, работающих над фестивалем?
- Мы, как и многие компании, урезали всем зарплаты, включая топ-менеджеров. Но всех сотрудников сохранили, потому что они - самое важное.
Этот материал создан в рамках тематического развития спецпроекта MBR «Снять корону» - «Снять корону: образовательные проекты». События последних месяцев и их последствия кардинально меняют правила игры, а возможно, и саму игру. Как в нее играть, чтобы выиграть? Или хотя бы не проиграть еще на старте? Об этом спецпроект MBR «Снять корону», частью которого является этот материал, - личный опыт представителей украинской аудиовизуальной и медиаиндустрии, компаний и отдельных людей, сумевших быстро сориентироваться в изменившихся из-за коронакризиса условиях. Реальные и уже реализованные адаптационные кейсы кино, ТВ, рекламы и интернет-медиа - из первых уст.
Материал опубликован в рамках программы Media Emergency Fund, которую реализует Львовский медиафорум при финансовой поддержке Фонда развития СМИ Посольства США в Украине. Взгляды авторов материала не обязательно совпадают с официальной позицией правительства США.