Уйти из крупного телевизионного продакшена, чтобы работать с YouTube, - такое кардинальное решение в конце прошлого года приняла Мартина Макеева, тогда еще креативный продюсер и руководитель проектов Friends Production. На телевидении Мартина проработала 17 лет, пройдя путь от журналиста до продюсера. Ее проекты вы хорошо знаете: «Удивительные люди» для «Украины», «Подиум» для «Нового канала», «Отпуск по обмену» для ICTV, «Лучший ресторан» для «Плюсов» и много-много других.
Не так давно Мартина сообщила, что без дела после увольнения не сидела - все это время она готовила к запуску свою компанию Here Action Production, которая будет заниматься созданием проектов для YouTube. Как пришло решение променять ТВ на диджитал, что на это сказал Алексей Гончаренко, кто стал первыми заказчиками продакшена - все это и многое другое Мартина рассказала нам в интервью.
- Мартина, расскажите для начала, с чего началась история вашего продакшена. Судя по всему, с работы над Win Win Show для Василия Хмельницкого?
- Да. Кстати, заметьте, я сегодня вся в Win Win - футболка брендированная, чехол для телефона. Потому что это действительно знаковый проект в моей карьере. Все началось зимой прошлого года: в 9 утра зазвонил телефон. Звонила приемная Хмельницкого - меня пригласили на встречу. От того звонка до запуска проекта прошло очень много времени. И мне пришлось полностью перекроить свои мозги, потому что ТВ и YouTube - совершенно разные вещи. Спустя 17 лет на телике мне пришлось учиться снимать по-другому, но... мне понравилось!
Мне часто говорили: «Мартина, ты уже так долго на рынке, тебе пора делать свой продакшен». У меня же таких планов не было. Но знакомство с Василием Хмельницким все изменило. На первой встрече мы обсуждали молодых предпринимателей, которые должны были стать героями шоу. И он сказал: «Слушай, ты такая яркая, может, придешь участницей? Нет своего бизнеса? Так будет!» Он пошутил, я даже не обратила внимания на эту шутку. Но сейчас понимаю: он предугадал, что произойдет.
- Каким был порядок действий? Сначала ушли из Friends Production, а потом возникла идея, или наоборот?
- Сначала было решение уйти с ТВ, а потом все произошло случайно. У меня не было никакого плана-урагана, как покорить YouTube. Моя коллега Алена - шеф-редактор Win Win Show, моя soul sister - однажды сказала, что придумала название для нашего продакшена. То есть сначала появилось название, а потом планы, не наоборот. Она решила, что он будет называться «Херакшн продакшн» (смеется). «Каааак?!» - «Нет, на оформлении мы подпишем красиво - Here Action Production» - мол, здесь экшен (мотор). А по-русски вот так звучит (смеется). В марте мы совместно с Хмельницким делали вечеринку для Win Win, и нас так и представили со сцены. Зал засмеялся, все запомнили. В тот момент я поняла, что не ошиблась, назвав так компанию. В общем, если миллиардер сказал, что название хорошее, то надо оставлять.
- Из Friends Production вы ушли в декабре, а в марте делали мероприятие для Хмельницкого. То есть переманили его как клиента?
- Это был мой личный заказ. Компании UFuture меня рекомендовал ее маркетолог, друг моей семьи - я пришла к нему четвертой и честно выиграла тендер. Это моя идея и договоренность, так что моя совесть чиста.
- Не страшно было так резко менять свою жизнь? Все-таки столько лет на телевидении.
- Вообще нет. Мне не страшно, потому что я умею зарабатывать деньги, они ко мне липнут. За время карантина я консультировала как нумеролог, представляете? И заработала больше, чем зарабатываю как продюсер, сама в шоке (смеется). У меня не было отбоя от клиентов, по четыре консультации в день. Да и на поэзии я зарабатывала: за один концерт иногда больше, чем на ТВ. Я точно знаю, что не пропаду в этой жизни. Деньги - везде, их нужно просто взять. А познакомившись с предпринимателями, поняла, что найти инвестора - это как щелкнуть пальцами. Когда я сказала, что создаю свой продакшен, тут же появились трое желающих стать инвесторами. Потому что люди знают: я эксперт в своем деле. И все, что запускаю, взлетает.
- Давайте вспомним о вашем уходе из Friends Production. Я правильно понимаю, что вы ушли ради создания собственного продакшена, или были другие причины?
- Меня там давно не держало ничего, кроме самого Леши Гончаренко. Мы с ним очень близки. В продакшене часто шутили, что мы как брат и сестра, у нас много общих воспоминаний: вместе летали в командировки, любим шопинг, вкусно поесть, он советовался со мной по множеству вопросов. Что касается работы… Ну вот Леша, например, считает, что крутой формат - это то, что должно «зажигать» сотрудника. Но после создания 24 проектов «зажечь» меня идеей крайне сложно. Единственный формат, который я мечтала снимать как продюсер, - «Холостяк». Да и было это лет десять назад. Сейчас меня зажигает только идея построить свой бизнес.
- Как объяснили все Гончаренко? И как он отреагировал, учитывая ваши отношения?
- Я себе придумала так: надо войти в новый год свободной. И просто позвонила Леше, узнала, в каком он ресторане, приехала и сказала: «Я ухожу». Кстати, восемь лет назад он брал меня на работу в том же ресторане, за тем же столом, и было это тоже в декабре. Он ответил: «Мартина, это были прекрасные восемь лет». Леша меня понял - понял, что я должна идти вперед, реализовывать свои таланты. Ну и, согласитесь, смысл работать, если тебя держат только хорошие отношения с шефом? Единственное, что могло бы меня удержать, - если бы он предложил партнерство, процент в компании. Сейчас, общаясь с бизнесменами, я часто слышу: когда человек сильно вырос, единственное, что может его удержать, - уравнять рост компании и сотрудника.
- Вы ему об этом говорили?
- Сказала только недавно.
- А он?
- Это в его планы не входило. Но он со мной договорился так: если появится проект, в котором я буду заинтересована, - Леша меня пригласит. Если шоу «Холостяк» дадут снимать Friends Production, то я вернусь, чтобы закрыть свой гештальт (смеется).
- Как отреагировала команда?
- Кто-то сильно удивился. Кто-то сказал: «Вот ты смелая!»
- Вернемся к продакшену. Вы создавали его самостоятельно?
- Стратегию я разрабатывала со своим мужем, он руководит бизнес-школой, так что умеет считать и прогнозировать. Мы с ним рассчитали, сколько каналов в YouTube мне нужно одновременно продюсировать, чтобы, зарабатывая по чуть-чуть, выйти на то, что приносил один телевизионный проект.
- Когда появились первые заказчики? И кто они?
- Я ушла в декабре, в феврале возникла идея, в марте у нас было уже три заказчика, собиравшихся снимать проекты для YouTube. Два бренда и человек, заказавший канал для себя. Даже публично не заявив о своей компании, на моих личных связях мы получили несколько клиентов. Но потом начался карантин, и все отменили. Один из заказчивов - огромная компания, занимающаяся ивентами. Сфера, которая умерла, увы. Кто-то совсем отменил, кто-то перенес на полгода. Второй сезон Win Win Show тоже заморозили. Я инвестировала свои деньги в покупку монтажек, в технику, сняла офис на Мечникова, потому что это самая фартовая улица в Киеве (смеется). Но получилось все не так, как мы планировали.
- Сейчас клиенты есть? Вы в соцсети писали про «Новую почту»...
- Вчера получила от них отрицательный ответ. Я так расстроилась, что полдня даже не разговаривала. Мы придумали пять отличных форматов, создали стратегию, но тендер выиграл кто-то другой. Из тех, кто ушел до карантина, никто не вернулся. Но мы надеемся, что второй сезон Win Win все-таки будет. Буквально в этом месяце в Украину снова заходит игорный бизнес, ждем принятия закона. Казино будут во многих пятизвездочных отелях. Вот у меня уже есть один такой клиент - готовит почву к возвращению на рынок. Он уже дал денег (смеется). Также я делаю канал для ведущей проекта «Подиум» Натальи Гоций, она - самая известная украинская модель (и моя подруга). За пять дней с запуска канала «Быть Гоций» у нас 3,5 тыс. подписчиков и больше 20 тыс. просмотров каждого видео. Если коротко, то это очень круто - мы уже можем монетизироваться. В целом хочу себе в кейс бизнес (и он у меня уже есть), лайфстайл, развлекательное шоу, бьюти-блог, детский канал, что-то о психологии и каналы для брендов.
- Насколько сильно работа с YouTube отличается от создания проектов для телевидения?
- Первое - на YouTube нет никаких сезонов. Нет такого, что ты зашел, снял 10-20 серий и ушел в отпуск. Твой проект просто умирает в таком случае. Нужно заходить на полгода, а лучше на год или на годы. Это главное отличие. Второе - это недорогой контент, то есть нужно научиться снимать дешево. Я - творческая, но проценты отнимать в голове умею. И когда вижу какую-то картинку на ТВ, то могу сразу сказать бюджет этой программы. Я очень хорошо считаю и знаю, где можно ужаться. В общем, придя на YouTube, я сразу поняла, где можно, например, снять на телефон, а где экономить нельзя. Там нет больших денег, к которым привыкли продакшены, работающие на ТВ. Может, поэтому большие продюсеры туда и не заходят: им проще снять для телевидения, когда серия стоит $40 тыс. YouTube - это про серию за $4 тыс. в лучшем случае.
Еще одно отличие - «трушность». «Непластмассовость». То, чего нет на телике, позволительно для YouTube. Грязные склейки, отсутствие цензуры. Ну и главное - на YouTube в отличие от ТВ успех не настолько зависит от драматургии.
- Поговорим о вашей команде. Кто в нее входит?
- Исполнительный продюсер Таня Олефиренко, работавшая со мной на Friends Production. Она же - мой концертный директор, она же продает мои книги, печатает их, организовывает все съемки, в общем, решает все проблемы. Она получает от всей моей деятельности процент. Есть еще Алена Кучернюк, мы тоже работали на «френдсах». Она отвечает за весь креатив - пишет презентации со скоростью звука, а мы их за последнее время штук 50 сделали. Еще в команде администратор, он же водитель, есть технический директор, режиссер монтажа. Ну и много-много кто на фрилансе. Также мы работаем с компанией Be True - они занимаются нашим продвижением на YouTube: оптимизируют видео, делают кликабельные обложки, графику, настраивают таргет.
- Много пришлось инвестировать в продакшен на старте? И почему не взяли деньги инвесторов?
- А зачем? У меня пока свои есть (улыбается). Инвестиции нужны были бы, если б я захотела снимать сериалы или другие масштабные проекты. Недавно мы сняли шоу, хотим запустить канал за свои деньги, чтобы раскрутить его и выйти на самоокупаемость, а потом зарабатывать на нем. Тестируем механизм!
- Какого формата шоу?
- Оно называется «Не гони». Про то, что не принято обсуждать в обществе. В программе встречаются два антипода, которые обсуждают, нормально ли: не рожать детей, давить прыщи парню, брить ноги его бритвой, чистить зубы его щеткой, курить при детях и т. д.
- По какому принципу работаете: предлагаете проекты клиентам или они на вас выходят?
- На меня выходят заказчики, а дальше как у всех: мы даем смету, периодичность выхода и получаем от них деньги. Все то же самое, только деньги другие (смеется). Если же клиент заходит на постоянной основе - будет уже ежемесячный платеж. Что касается монетизации YouTube - это индивидуально. Иногда я просто подрядчик: сделала проект и отдала. Если же я понимаю, что не зарабатываю на производстве, то получаю процент от рекламной интеграции, например. Но в перспективе мы хотим быть не продакшеном, а digital-агентством полного цикла.
- Про интеграции. Какими они должны быть, чтобы привлечь внимание зрителя?
- Вариантов - море. Например, Юра Дудь неправильно делает рекламу, как мне кажется. Он разрывает контент на самом интересном моменте: так можно делать на телевидении, чтобы зрители вернулись после рекламы, но не на YouTube. Тут ее можно перемотать. А вот Дурнев делает суперинтеграции, очень ненавязчиво. Что касается брендов, то YouTube любит прямую рекламу. Статистика говорит, что 53% украинцев покупают товар после того, как посмотрят на YouTube видео по его использованию. Поэтому у ROZETKA крутой канал. Классно заходить на YouTube, когда ты понимаешь, что твоему бренду он нужен. Но бывает, обращаются те, кому это совершенно не надо. Вот недавно я отказала дорогой клинике пластической хирургии: их клиенты не смотрят YouTubе, поэтому не вижу смысла. А я не хочу отрицательных кейсов.
- Как коронавирус и карантин повлияли на ваши планы? Три месяца было не до съемок…
- Ну есть такая примета: что запустилось в кризис, становится успешным. Да, потеряла деньги, которые ушли на офис, но ничего. Вернемся в другой - возвращаться на Мечникова денег нет (смеется). Главное, чтобы это был не стандартный офис, а коворкинг, нам нужны люди, движение, потому что наша команда молодая и модная.
- Когда вы полноценно зайдете в работу, какие это будут действия и как они будут корректироваться, учитывая ситуацию с пандемией?
- Сейчас мы готовимся ко второй волне и учитываем это, ведя переговоры. Планируем снять все до 15 сентября и уйти в постпродакшен, переждать этот период, если он таки будет. Да и YouTube позволяет работать дистанционно: вот Федорив сделал гениальный формат, в котором он берет онлайн-интервью, Дурнев сделал «Карантин Дурнева». YouTube дает полную свободу действий. Другое дело, что у людей денег не будет. А технически вообще не проблема. Мы очень гибкие, поэтому прорвемся!