Казалось бы, сегодняшние обстоятельства не очень-то располагают к хорошему настроению и дают мало поводов для шуток. С другой стороны, именно чувство юмора всегда было залогом выживания даже в самые сложные времена. Так считает и шеф-редактор «Дизель Студио» Алексей Бланарь: по его словам, сейчас качественный юмористический контент актуален как никогда и команда «дизелей» изо всех сил старается обеспечить им украинцев.
Против цифр переть сложно, а они говорят, что продукция студии пользуется спросом, причем с недавних пор сразу на двух телеканалах - ICTV и СТБ. Надо ли говорить, что продакшен одним из первых вышел из затянувшегося карантина на съемочную площадку, чтобы оперативно восстановить поток свежего контента. Кроме того, и Алексей, и его команда только и ждут момента для возобновления концертной деятельности.
Словом, поводов для разговора с Бланарем собралось достаточно, так что редакция MBR не стала откладывать его в долгий ящик.
- Алексей, давайте начнем с «Папанек». Сериал переехал с ICTV на СТБ - почему так случилось? С вами это обсуждали или решение принималось внутри StarLightMedia?
- Расскажу все как на духу. Это придумали мы, причем достаточно давно - больше года назад, а может, и раньше. У нас стартовали переговоры с СТБ по новому шоу, а параллельно писался второй сезон «Папанек». Уже тогда стало ясно, что проект больше подходит традиционно женской аудитории СТБ, к тому же во втором сезоне мы планировали добавить романтики и любовных линий. Поэтому предложили каналу вариант перекупить сериал у ICTV, на что нам ответили, что тоже об этом думали и даже ведут соответствующие переговоры с Леной Белик (экс-руководитель департамента по развитию контента ICTV. - MBR). Через какое-то время на СТБ сказали, что ничего не получится - Белик выступила против переезда. Затем в StarLightMedia произошла трансформация: Белик покинула компанию, единым руководителем вещания группы стал Митя Троицкий, а на СТБ появилась Люда Семчук. Как-то мы втроем посидели, поговорили, снова подняв вопрос «Папанек» на СТБ - в SLM дали понять, что заинтересованы и дело лишь за тем, чтобы уладить переезд внутри холдинга. Результат вы знаете (улыбается).
- Вы довольны цифрами, которые проект собрал на СТБ? Оправдались ли ожидания от переезда?
- Да, нам в «Дизель Студио» кажется, что в сетке СТБ проект смотрится органичнее, так что переезд в целом считаем удачной затеей. Что касается цифр, то я, честно говоря, никогда не бываю ими доволен. Причем речь не только о «Папаньках»: даже когда доля свежего выпуска «Дизель Шоу» составляет 22%, а очередной повтор «На троих» собирает 17%, мне кажется, что мы можем больше (смеется). С другой стороны, наш сериал продемонстрировал очень хорошие результаты даже в рамках СТБ: мы подняли показатели всех слотов, в которых стояли, и каждый эпизод «Папанек» собирал выше средней доли вещателя. Более того, насколько мне известно, большая часть аудитории СТБ и раньше перетекала на ICTV, когда в его эфире были наши проекты. Вполне логично, что СТБ хотел получить лица «Дизеля», и третий сезон, думаю, зайдет еще лучше.
Возвращаясь к вопросу о результатах, отмечу, что «Папаньки» даже в повторах собирают хорошо и рост прослеживается буквально с каждой серией. Например, эпизод может начаться с показателем 5,6% - то, что мы берем от предыдущего проекта в сетке, а закончиться в районе 10-11% - то, что набираем непосредственно мы. То есть зритель приходит, кривые растут, и мне это нравится.
Также радуют отзывы о сериале, которые СТБ собирал с помощью опросов - порядка 90% были положительными. А если говорить о лояльности аудитории в диджитале, то «Папаньки» демонстрируют лучшие результаты среди всех наших проектов - даже «Дизель Шоу» уступает им по количеству лайков и положительных комментариев. И наши, и приглашенные актеры все это читают, делятся друг с другом скринами, гордятся, когда их хвалят. В общем, у меня справедливо сложилось впечатление, что все кайфанули от проделанной работы и ждут продолжения.
- Планируете как-то использовать фидбэк аудитории при написании сценария третьего сезона?
- Тут вы попали прямо в точку (улыбается). 20 мая мы как раз внесли в скрипт коррективы с учетом зрительских отзывов о персонажах, линиях, каких-то наших новшествах. Надеюсь, аудитория оценит.
Кроме того, совсем скоро - 21 июня, в День отца - «Папаньки» станут не просто сериалом, а брендом. В этот день мы откроем YouTube-канал «Сериал «Папаньки», где будут доступны как первые два сезона проекта, так и всевозможные связанные с ним материалы: бэкстейдж, фильм о фильме, который готовит Лена Сныткова, интервью с актерами и т. п. Канал будет регулярно пополняться контентом для аудитории «Папанек». А еще первый сезон теперь доступен на MEGOGO - пока только он, поскольку второй оказался слишком востребован и по нему еще идут переговоры.
- Не рассматривали вариант углубить сотрудничество с MEGOGO и, к примеру, запустить в рамках платформы интерактивный канал «Дизель Студио»?
- Конкретно с ними - нет, так как, признаюсь, мы планируем запустить собственный канал.
- В обозримом будущем?
- Скажем так, мы бы хотели как можно скорее, но многим встречам и переговорам помешал карантин. Так что со сроками пока будем осторожны.
- На каких платформах будете вещать - диджитал, спутник, кабель?
- Кабель точно, но также планируем выйти на спутник. Возможно, рассмотрим и другие варианты.
- Что изменилось с тех пор, как вы основали совместную с SLM компанию «СуперДизель»? Прошло полгода - можно делать выводы.
- По факту прошло не полгода, а чуть больше двух месяцев - карантин существенно ограничил наше общение с партнерами. Но изменения действительно есть. Например, сейчас мы чувствуем, что можем больше влиять на реализацию собственных продуктов - как в телепространстве, так и в диджитале. Стало проще доносить идеи, мы стали быстрее договариваться: о новом шоу для СТБ мы говорили еще со времен Бородянского, и только сейчас процесс сдвинулся с мертвой точки. Здесь стоит сказать спасибо руководству канала, которое, с одной стороны, хорошо понимает, чего мы хотим, а с другой - вносит огромное количество идей и хочет реализовать проект как можно скорее.
- Карантин основательно нарушил ваши планы, особенно в части концертов. Как это отразилось в материальном аспекте - много ли денег потеряли и как быстро получится наверстать?
- Из-за карантина планы действительно очень пострадали, а самое обидное - пришлось перенести собственное пятилетие, которое мы собирались отмечать пятью концертами с пятью разными программами и большим количеством звезд. Но от задумки не отказываемся: как только ограничения снимут, мы эти концерты проведем, причем звездные участники тоже согласны ждать столько, сколько потребуется - за что им огромное спасибо.
Кроме того, очень жаль, что мы не можем встретиться со зрителями именно сейчас. Вы просто не представляете, какое количество сообщений от них мы получили во время жесткого карантина и продолжаем получать сегодня! Людям не хватает развлекательного контента - это видно и по телерейтингам, и по показателям в диджитале. Нам даже писали: ничто так не отвлекает от карантина, как просмотр наших шоу. Так что по большому счету главные потери связаны не с деньгами. Честно говоря, мы не считали карантинных убытков, поэтому даже приблизительных цифр я вам сказать не могу.
- Вы счастливые люди, раз не пришлось считать.
- (Смеется.) Мы счастливые люди, поскольку 90% контента для телевидения успели снять до начала карантина, а что не успели - доделали сейчас, как только разрешили съемки. Потери были бы намного больше, если бы какой-то из проектов пришлось сворачивать на начальном этапе, а так, можно сказать, отделались малой кровью.
Да, мы потеряли на туре, но, во-первых, концертная деятельность не является значительной частью наших доходов, а во-вторых, куда больнее по нам ударило отсутствие живого общения с аудиторией. Мы же из тех команд, которые всегда фотографируются с поклонниками, общаются с ними, устраивают встречи, а карантин нас этого лишил. Подобное нам уже пришлось пережить после аварии в 2018-м (в которой погибла Марина Поплавская. - MBR), но тогда люди могли заполнить вакуум другими концертами. В этот раз альтернатив не было - остался только телевизор.
- Зато показатели ваших проектов на ТВ выросли...
- Да, цифры того же «Дизель Шоу» очень радуют: несколько недель подряд мы выигрывали не только пятницу, но и весь недельный пул. Прекрасно, что наш народный юмор смотрят лучше, чем выпуски новостей, где то карантин, то политика, то убийства.
- Сначала вы планировали перенести концерты на 13-17 июня, а на днях анонсировали, что они состоятся 2-6 сентября. Думаете, к тому времени массовые мероприятия возобновятся?
- Признаться, мы бы с удовольствием подвинули их на более ранний срок и даже были готовы к ограничениям по количеству зрителей. Но Дворцу «Украина» запретили проводить концерты до изменения ситуации, так что на лето площадка запланировала ремонт, а мы «подвинулись» на сентябрь. Конечно, существует угроза, что и тогда все может сорваться, но мы твердо решили, что отметим пятилетие пятью концертами, и сдаваться не собираемся (смеется).
- Как карантин повлиял на индустрию ивентов в целом? Понятно, что сильно, но интересует мнение человека изнутри - как быстро люди снова начнут ходить на концерты, будет ли посещаемость на докарантинном уровне, ждете ли просадок?
- Лично я считаю, что наших людей излишне перепугали и теперь кто-то должен понести ответственность. Во всех этих действиях, когда закрывают парки, выставляют там полицию, а затем говорят, что это просто «психологические» меры, можно проследить отношение к людям - и нечего удивляться, когда те начнут проявлять взаимность. Да, во многих странах принимались жесткие меры, но им как-то удавалось обходиться без перегибов и запугиваний.
Я, например, не прекращал работать и ездить в офис, но многие два месяца просидели дома - а некоторые и сейчас продолжают. Возможно, это отразится на посещаемости всех ивентов, не только «Дизель Студио». Впрочем, судя по отзывам аудитории, особого страха у нее нет, а желание попасть на наш концерт есть (улыбается). Думаю, нужна нормальная разъяснительная работа, чтобы люди успокоились, - и проводить ее должны те, кто пугал. Вместо этого у нас открывают для посещений монастыри, а концерты остаются под запретом...
- Вы уже немного затронули вопрос производства контента - получается, проектов, не вышедших в срок из-за карантина, у вас практически нет?
- Сорвались только апрельские съемки «Дизель Шоу», поэтому в мае у нас вышел лишь один из запланированных четырех телеконцертов - остальные перенесли на осень. ICTV и Дворец «Украина» (еще до ремонта) предлагали последовать примеру студии «Квартал 95» и записать концерты без зрителей, но мы отказались. Мы очень ценим «живую» реакцию и работаем в первую очередь для зрителей, поэтому не хотим их обманывать.
Единственное, на что существенно повлиял карантин, - это производство фильма («Мій тато - вчителька», победитель Одиннадцатого питчинга Госкино. - MBR). Почти наверняка мы не успеем снять и выпустить ленту к заявленной дате [1 октября 2020-го]. Но и здесь повезло: мы не успели зайти в съемки, так что деньги не потратили. Все лежит на спецсчете, все хорошо - надо просто снять (смеется).
- Телеканалы, как и производители, стали заложниками ситуации, в которой поступления нового контента заморозились. Начал ли ваш старый контент пользоваться большим спросом для повторных трансляций?
- Я вам так скажу: больше некуда (смеется). В году всего 52 пятницы, а свежих выпусков «Дизель Шоу» на ICTV в 2020-м запланировано 17 - включая те, которые нам пришлось перенести на осень. В остальные пятницы сетка вещателя тоже занята нашим контентом - дайджестами, повторами и т. п. Сюда добавьте праздничное спецпрограммирование - например, новогоднее, когда «Дизель Шоу» выходит каждый день в течение недели. Как видите, больше действительно некуда, хотя потенциально контент это позволяет - повторяемость всех наших продуктов очень высока.
- Вы несколько раз упомянули новый проект для СТБ - расскажите о нем подробнее.
- Это большое юмористическое шоу, которое я сравниваю с Saturday Night Live - сразу раскрою интригу, что выходить оно будет по субботам (смеется). Там будут не только участники «Дизель Шоу», но и другие ведущие юмористы Украины, а также звезды - и наши, и западные. Финального названия у него пока нет, но есть рабочее - «Дизель Night».
Мы задумали проект больше двух лет назад, но по разным причинам его разработка все время откладывалась. Во-первых, подобного у нас в стране еще никто не делал, а во-вторых, масштабы напрямую влияют на уровень сложности производства. В шоу будет множество рубрик, и некоторые из них требуют постройки специальных локаций. Основным местом действия станет студия, созданием которой мы сейчас занимаемся, и, разумеется, у проекта будут ведущие - правда, их имен я вам пока сказать не могу. Зато могу с уверенностью ответить тем, кто считает, что мы будем производить клон «Дизель Шоу», но для СТБ: это не так. Новый проект кардинально отличается от всего, что мы делали раньше, - как размахом, так и содержанием. Например, все привыкли к нашему народному юмору, но в этом шоу мы будем часто поднимать актуальные темы, причем не только из украинской, но и из мировой повестки - думаю, пандемии тоже достанется (смеется).
- Премьеру планируете в осеннем сезоне?
- Изначально действительно рассматривали осенний сезон, но теперь что-либо прогнозировать сложно. Приходится делать поправку на карантин, поскольку студийные съемки предполагают присутствие зрителей, а подпольно работать мы не привыкли. Единственное, в чем я сейчас уверен, - премьера состоится в этом году.
- Складывается впечатление, что шоу достаточно дорогое в производстве. Если это так, то почему вы взялись за него именно сейчас, когда с одной стороны карантин, а с другой - экономический кризис?
- Были мысли отложить проект до лучших времен, но есть два момента: во-первых, мы умеем снимать так, чтобы было качественно, но недорого. Если сравнить «Дизель Шоу» с аналогичными проектами на других каналах, то мы уступаем только бюджетами. Во-вторых, наши продукты всегда себя окупают - каналы это тоже знают, поэтому выгода для них очевидна. Более того, я уверен, что это шоу сможет стать имиджеобразующим для СТБ - на уровне лучших проектов вещателя.
- Это ваша собственная разработка? Планируете ли продажу формата за границу?
- Разработка собственная, о продаже формата пока не думали. Возможно, займемся этим позже, к тому же коллеги из SLM могут с этим помочь - у них в подобных делах богатый опыт.
- Кстати, насколько SLM участвует в производстве?
- Вообще не участвует, мы все делаем своими силами. Конечно, со стороны СТБ поступают идеи и предложения, но финальное слово остается за нами.
- Съемки этого шоу еще не начались, но, насколько я знаю, другие ваши проекты уже вернулись на площадку.
- Да, как только получилось возобновить процесс, мы досняли второй сезон «Выжить любой ценой», прямо сейчас снимаем десятый и одиннадцатый сезоны «На троих». В планах на ближайшее время - третий сезон ВЛЦ, а в конце июля собираемся начать съемки третьего сезона «Папанек». Потом, надеюсь, мы наконец сможем вернуться к нормальной жизни (смеется).
- Новые реалии как-то повлияли на съемочный процесс? Принимаете ли вы дополнительные меры для безопасности членов группы?
- Еще до начала мы разработали собственный протокол, где прописали порядок съемок и учли все, что только можно. Например, на первых порах действовал строгий запрет не только на общественный транспорт, но и на такси - доставку членов группы по соображениям безопасности осуществляли исключительно собственными силами. На площадке есть все необходимые средства защиты, группа (кроме актеров в кадре) работает в масках, все помнят о социальной дистанции. Словом, соблюдаем все, что нужно соблюдать.
- Эти меры сказались на выработке, стоимости производства или количестве команды каждого проекта?
- Нет, поскольку, как я уже говорил, мы и раньше снимали быстро и бюджетно (улыбается). К тому же у нас очень сплоченная и сработанная команда, каждый знает свои задачи, и даже в нынешних обстоятельствах трудностей не возникает.
- Говорят, что кризис - это еще и новые возможности. Есть ли в ситуации с карантином хоть какой-то позитив?
- Нет. Я категорический противник всех этих историй типа «на карантине я наконец-то начал учить испанский язык». Главный вопрос - а что тебе раньше мешало? Кто знаком с моей биографией, тот в курсе, что когда-то я устраивал себе нечто похожее: с 2012-го по 2015-й уходил, скажем так, в творческий отпуск. Но это было мое личное, никем не навязанное решение. В нынешней же ситуации я не вижу ни единого плюса, ведь если человек не может заставить себя что-то сделать в обычных обстоятельствах, то никакой карантин ему не поможет. А с точки зрения производства контента и концертов на ум и вовсе приходят только минусы.
- Давайте все же попробуем найти хоть что-то хорошее. Учитывая, насколько люди устали от негатива, ожидаете ли вы в ближайшее время роста спроса на юмористический контент?
- Мне кажется, спрос уже увеличился, причем я связываю это не с карантином, а с неким общемировым кризисом. В начале года, когда коронавирус был где-то далеко в Ухане, я читал аналитику - то ли американскую, то ли британскую, сейчас точнее не вспомню - о том, что в мире уже вырос запрос на юмор. Когда-то трагические новости трогали нас значительно больше, мы больше сопереживали. Но постепенно реакция притупилась, а в итоге выработался защитный механизм в виде юмора и повышенной потребности в такого рода контенте. Во всяком случае так там было написано - я склонен этому верить.
- А на украинском рынке это чувствуется или мы отстаем от мировых тенденций?
- Ну, цифры у нас хорошие… Да, можно сказать, чувствуется, потребность есть. Еще пару лет назад говорили, что скоро наш юмор надоест зрителю, но цифры на каналах идут вверх, восприимчивость в диджитале идет вверх, фидбэк положительный. Наверное, в этом есть и доля нашей заслуги - значит, мы производим что-то хорошее (улыбается). Скажу так, сегодня есть потребность в качественном юмористическом контенте. А мы делаем его качественно, искренне, для аудитории - стараемся учитывать ее интересы и ожидания. Пожалуй, такой контент будет нужен всегда.
Теперь вы знаете все секреты «Дизель Студио» и даже немного больше. Остается лишь дождаться выхода перечисленных проектов в эфир - будет смешно, Алексей пообещал.