«Мое желание что-то менять воспринималось как вмешательство в редакционную политику», – вспоминает сейчас о первых днях на посту СЕО ekonomika+ Илья Чудновский, экс-генеральный директор издательского дома «Капитал». С тех пор в издании delo.ua, по его словам, обновилось примерно 90% штата, изменился дизайн, появился совсем другой контент, ждут обновления и другие издания компании.
Спустя 200 дней после назначения Чудновского MBR поговорил с ним о ребрендинге изданий ekonomika+, увольнениях из холдинга, стремительном росте трафика delo.ua, реальных связях владельца компании Константина Паршина с Юлией Тимошенко и о многом другом.
– Илья, давайте начнем с того, как вы оказались в ekonomika+. Кто вас пригласил, на каких условиях, сразу ли вы согласились?
– Мы с Константином Паршиными знакомы давно, потому решение зайти в медиабизнес у нас было общим. Начали подбирать наиболее оптимальный актив, который можно развить и вывести на качественно новый уровень. Выбор был невелик, и мы остановились на ekonomika+, поскольку ориентировались на неполитические ресурсы.
– Почему вы посчитали компанию наиболее перспективной?
– Интересный по позиционированию и тематике пул площадок, и при правильном управлении возможна ощутимая положительная синергия. Мы посчитали, что ekonomika+ имеет серьезный потенциал развития, который очевиден для нас. Если другие ресурсы, которые мы рассматривали, себя уже исчерпали и там скорее необходимо проводить полное реформирование, то тут мы увидели, что есть еще с чем работать, есть что улучшать.
– Какие задачи перед вами ставил собственник?
– Задача одна – лидерство на рынке, не нишевое, а в целом.
– «Капитал» приостановили в январе 2015-го. В ekonomika+ вы появились в феврале 2019-го. Что было между?
– Работал с собственными проектами, связанными с медиа, консультировал частных заказчиков.
– Пиар-служба холдинга сообщила нам, что за 200 дней с новым CEO – с февраля по апрель – посещаемость сайта выросла до 2 млн пользователей. Речь о сайте «Дело»?
– Да, речь идет о delo.ua. Мы оптимизировали редакционную политику, усовершенствовали контент, усилили новостную ленту, обновился кадровый состав. Привлекли лучших редакторов, таких как Вячеслав Мироненко (экс-главред «Капитал 500. Лучшие работодатели Украины». – MBR), Елена Мошенец (экс-заместитель главного редактора газеты «Капитал». – MBR), Андрей Лохматов, Дарья Исакова (экс-редактор Forbes Woman і Forbes Life. – MBR), Максим Бироваш (экс-главред Leadership Journey. – MBR). Таким образом, delo.ua наконец получило тот высокий уровень экспертизы, который давно был утерян. Мы нацелены на сотрудничество с профессионалами, способными детально и объективно анализировать ситуацию. Качество контента стало гораздо выше. Поработали над дизайном и продолжаем думать над новыми идеями в этом направлении.
– Аудитория «Дела» – собственники и управляющие бизнесов, то есть пусть и широкая, но ниша. И их явно не 2 млн. Что это за аудитория и на что она пришла?
– Мы видим свою целевую аудиторию намного шире. Именно поэтому формируем новостную ленту так, чтобы читатели видели общую картину дня, а не только то, что касается экономической и финансовой сферы. Там есть и политические новости, например, и новости международного характера, и многое другое. Теперь на сайте не только бизнес. Это и была изначальная задача – расширить тематику материалов, чтобы люди не шли на другие ресурсы искать актуальные новости, что происходило ранее, а оставались c нами.
– Заступив на пост, вы анонсировали новую стратегию. Она касалась только «Дела» или всех изданий холдинга? И в чем эта стратегия заключалась?
– В первую очередь, конечно, оживить delo.ua, потому что сайт находился совсем не в том состоянии, в котором должен был находиться. До нас основной упор в ekonomika+ делался на ивенты, что не есть правильно. Delo – сильный бренд, мы намерены вернуть ему былую славу и делаем все для этого. Ивенты переводим на новый уровень, с лучшим качеством и большими масштабами. Что касается других изданий, то практически утвержден новый дизайн сайта MMR, и скоро мы его анонсируем. Также планируем на MMR больше внимания уделять серьезной аналитике индустрии маркетинга, рекламы и PR. Сейчас мы полным ходом запускаем свой продакшен, чтобы развивать направление видеоконтента, что со временем должно перерасти в полноценный канал 24/7.
– А что было не так с редакционной политикой «Дела»? Почему ее решили менять?
– Они в спокойном режиме без конкретного вектора наполняли сайт информацией об экономической ситуации. Сейчас же мы формируем другую редакционную политику: хотим писать обо всех сферах жизнедеятельности страны, подавать полную и исчерпывающую картину дня.
– Изменение редакционной политики было продиктовано желанием нового собственника? На рынке говорят, что Паршин связан с Тимошенко и что настоящий мотив покупки холдинга – политический.
– Насколько я помню, за все время нашей работы в ekonomika+ не было ни одного материала о Тимошенко. За исключением публикаций об итогах голосования на выборах. С кем нас только ни связывали, особенно оставшиеся не у дел журналисты, желающие хоть как-то о себе напомнить.
– Цитата из пресс-релиза о вашем назначении: «То, что вызывало интерес и удовлетворяло информационные потребности аудитории delo.ua пять лет назад, не может обеспечить развитие сейчас». Расскажите подробнее, что вы имели в виду.
– Все было не структурировано. Каждый журналист фокусировался на какой-то интересной только ему теме и работал сугубо над ней. Не было в этом никакой согласованности, сбалансированности, редакционной политики и редакторской работы. Лента была непривлекательной. Это как дворовой футбол: каждый бежит кто куда, а командной игры нет. Все просто писали то, что им нравилось.
– Одной из сложностей, с которыми столкнулся новый менеджмент, оказалось «принципиальное нежелание части журналистской команды делового портала delo.ua проводить любые изменения». Многих пришлось уволить?
– Кто-то сам ушел, кого-то уволили. Сейчас примерно 90% штата – новые люди.
– Что конкретно коллектив не хотел менять и на чем в итоге сошлись?
– Нежелание что-то менять действительно было. Их устраивало то, что есть, их устраивало то, что они делают. Поэтому мое желание что-то улучшить воспринималось как вмешательство в редакционную политику. А ведь я, кроме того, чтобы поменять подход к работе, ничего не предлагал. В любом случае каждый принял свое решение, мы приняли свое – и идем вперед.
– Как искали новые кадры?
– На ключевых позициях сейчас люди, с которыми я когда-то работал и которых уважаю. А они уже под себя собирают профессиональную команду, это их сфера полномочий. Спрос за результат будет именно с «ключевых».
– Кадровые перестановки произошли только в «Деле» или и в других изданиях холдинга?
– Кадровые изменения коснулись всех проектов ekonomika+.
– Насколько сейчас удачный момент для рестарта? С одной стороны, ходят упорные слухи о втором пришествии Forbes, что говорит о хороших перспективах рынка, с другой стороны, в стране только что поменялась власть и не очень понятно, чего от нее ждать.
– Рынок же существует. Значит, есть с чем работать. И я не вижу взаимосвязи между сменой власти и успешностью рестарта. Наоборот, так даже лучше: больше событий – больше инфоповодов.
– Холдинг позиционирует «ТОП-100. Рейтинги крупнейших» как флагманское издание, хотя со стороны флагманом выглядит «Дело»…
– «ТОП-100. Рейтинги крупнейших» – специальный проект delo.ua, потому их следует рассматривать как единое целое.
– В релизе также упоминалось, что в «ТОП-100. Рейтинги крупнейших» вы «обновили тематику и изменили регулярность выхода» издания. Расскажите подробнее об этом.
– Раньше «ТОП-100» выходил раз-два в год, сейчас будет шесть, может, даже и чаще. Есть спрос, есть о чем писать, говорить, и мы хотим это делать. А тематика не то чтобы обновилась, она в принципе появилась. Сейчас всем нравится, его покупают, мы получаем позитивные отзывы. То, что журнал так редко выходил, видимо, связано с недостатком кадров нужной квалификации. Полностью обновился дизайн журнала, его стало приятно держать в руках, мы получили массу положительных отзывов о новом дизайне и верстке, все благодаря тому, что у ekonomika+ появился лучший за все время креативный директор Сергей Дода (бывший арт-директор «Капитала». – MBR).
– В 2015 году, когда сворачивался «Капитал», этот процесс объясняли сильным сокращением рекламного рынка. Как, по вашим оценкам, на нем обстоят дела на данный момент? Есть ли предпосылки для дальнейшего роста?
– Да, сейчас у нас все хорошо, проблем мы не испытываем. Есть новые клиенты, рекламодатели. Они видят наши изменения, хотят с нами работать, многие приходят сами с предложением о сотрудничестве. Однако в большей степени это заслуга [коммерческого директора] Ирины Сердюк, она тонко чувствует рынок и его актуальные потребности, ее умение вести переговоры с клиентами не дает конкурентам ни единого шанса. За плечами у Ирины множество успешных проектов и богатый опыт по развитию бизнеса с нуля, который нам очень полезен.
– В каком состоянии на данный момент ekonomika+ как бизнес: приносит прибыль, зарабатывает только на себя, требует дотаций?
– Она приносит прибыль, но мы все и даже больше инвестируем в развитие: в кадры, техническое обеспечение, ивенты. Вот запускаем продакшен, это требует инвестиций, расширяем редакцию, делаем новый сайт.
– Насколько во все эти изменения, перевороты вмешивается Константин Паршин, совладелец ekonomika+? Изначально заявлялось, что команда его «Хартии будущего» точно так же будет работать с ekonomika+.
– В операционную деятельность он не вмешивается вообще. Мы размещаем работы «Хартии будущего» у нас на сайте, и это все. Они ведут свою отдельную деятельность.
– Судя по презентации, которую я видела, компания организовывала такое количество спецпроектов и мероприятий, что глаза разбегаются. Планируете в дальнейшем поддерживать эту историю?
– Часть мероприятий нам досталась в наследство, мы их все стараемся поддерживать и усиливать. У нас это хорошо получается, так почему бы этим не заниматься? Отзывы с рынка и от участников тоже хорошие, это вдохновляет нас создавать новые проекты.
– Расскажите о команде, которая занимается ивентами – это разные люди или одна команда? И вообще, это прибыльный бизнес?
– Организацией занимается отдельная команда во главе с [маркетинг-директором] Светланой Чауровой, человеком с безграничной энергией и желанием быть лучшей. До Светланы всех все устраивало, никто не искал пути, как стать лучше и лучшими. Продюсерами ивентов являются профильные редакторы наших медиа, что позволяет делать контент максимально полезным. Наши ивенты – это качественная информация. Мероприятия у нас только прибыльные. Мы не занимаемся убыточным бизнесом, это было бы странное развлечение – спонсировать то, что невыгодно. Конкуренция высокая, и, конечно, не у всех организаторов получается. У нас получается. Ивенты успешны во многом благодаря Виктории Покатис, одной из немногих, кто остался из старой команды и кто, так же как и мы, видел всю бесперспективность старой политики. К слову, Виктория назначена главным редактором WoMo, уверен, что она сможет поднять ресурс на новый уровень.
– Расскажите подробнее о видеопродакшене, который вы создаете.
– Это в наше время просто необходимость, он должен быть. И он должен быть самым лучшим. У нас уже есть план, мы не хотим делать это чем-то вроде просто говорящей головы в кадре, ничего заезженного. Собираемся снимать разные форматы, павильонные и натурные. Хотелось бы, чтобы это в ближайшее время превратилось в полноценный телеканал. Руководят продакшеном Александр Козаченко, один из лучших фотографов, и шеф-редактор Дарья Исакова, которая гарантированно наполнит канал интересными форматами и гостями.
– Где брать финансирование на осуществление больших планов? Сейчас вы используете деньги собственника или есть другие источники?
– Денег можно потратить сколько угодно. Сейчас такая задача не стоит. При правильном менеджменте нам хватит и того, что мы сейчас зарабатываем. Нет задачи вложить как можно больше денег.
– Пресс-служба рассказала нам, что у вас есть планы по захвату новых медиа. На какие вы нацелились?
– Мы не захватываем. Мы покупаем. Многие медиа сегодня имеют неактуальные бизнес-модели. Мое мнение подтверждается их финансовыми показателями. Но у них есть активы, которые нам интересны в плане расширения холдинга. Я вижу их просчеты и знаю, как это исправить. Но важно, чтобы медиа подходило нам еще и по аудитории, финансовым показателям и другим параметрам.
– И сколько таких на примете?
– Пока ни одного.
– А сколько хотелось бы?
– 15-20. И сроками это не измеряется. Мы хотим выгодно инвестировать деньги, и для этого готовы подождать, многие сами придут, чтобы мы помогли им стать в один ряд с нами.
– Какая общая проблема у этих неуспешных медиа?
– Руководители слишком боятся потерять те копейки, которые зарабатывают, – соответственно не инвестируют в развитие, даже в такое необходимое направление, как диджитал. Мы в отличие от них понимаем всю важность этого направления и привлекли лучшего диджитал-директора на рынке Александра Климашевского (руководил разработкой онлайн-версий газет «Капитал» и «Взгляд». – MBR). Все хотят, чтобы им было хорошо здесь и сейчас. Это жадность. А жадность порождает бедность. Мы не жадные, поэтому будем самыми богатыми и успешными (улыбается).