В Киев по приглашению фестиваля LINOLEUM прибыл известный западный аниматор Хиско Хулсинг, одно из последних профессиональных достижений которого - сериал Amazon Prime «Отмена» (Undone), вошедший в ТОП-10 лучших шоу 2019 года. Уже завтра художник прочитает лекцию «Создание успешного анимационного сериала» в кинотеатре «Планета Кино» (РЦ «Блокбастер»), а накануне мы встретились с ним, чтобы узнать больше о феномене сериала «Отмена», особенностях техники ротоскопии, а также секретах работы над долгими и сложными проектами.
- Техника ротоскопии стала фактически вашей визитной карточкой. Как появилась идея работать с ней, что заинтересовало?
- Во-первых, возможность передать историю человека, столкнувшегося с галлюцинациями или мысленно возвращающегося в прошлое, - чтобы объединить в кадре реальность и вымышленный мир. Ведь герою, находясь в таком состоянии, сложно отличить иллюзию от реальности. Кроме того, я использовал ротоскопию потому, что эта техника уводит от детской «мультяшности», она больше подходит для анимации, рассчитанной на взрослую аудиторию. Изображение получается более утонченным, нежным, реалистичным. Именно этого я и хотел добиться для «Отмены». Мы использовали съемки с актерами как базу для анимации и хотели передать тонкую эмоциональную составляющую актерской игры.
- Есть мнение, что ротоскопия помогает сэкономить деньги и время в работе над фильмом. Так ли это?
- О нет! Совершенно не помогает. Это очень дорого! Я приезжал в Лос-Анджелес сделать первые кадры, а потом приходилось возвращаться туда еще семь раз, ведь я руководил съемками с актерами. В проекте было задействовано одновременно 15 аниматоров. И мой босс Майкл Айснер, руководитель The Tornante Company (человек, который почти двадцать лет был управляющим Disney), сказал: «Не могу понять, ты снимаешь в ротоскопии, чтобы это было дешевле или, наоборот, дороже?»
К тому же мы работали не только в технике ротоскопии. Рисовали также и на холстах, задействовав команду из девяти художников. Они работали в манере, использовавшейся еще в XVII веке, когда каждая картина была такой же детальной, как фотография. То есть девять профессиональных художников сотрудничали с нами полтора года. Команда аниматоров, в общем, состояла почти из сотни людей. В итоге это стоило нам очень дорого.
- Вы использовали масляную краску? Для чего?
- По моему мнению, многие современные аниматоры, особенно в Штатах, работают только с компьютерной графикой. Часто такие работы выглядят «пластиковыми», в них нет души. А в масляной живописи вы можете почувствовать материал, саму краску, ощутить фактуру мазка кисти. Вы чувствуете это как произведение искусства. Я использую масляные краски, смешиваю их на палитре, получаю слои на холсте, которые дают мне ощущение органичности происходящего. Не люблю «пластик».
- А если говорить о компьютерных программах: какие из них вы чаще используете?
- Если говорить о софте, то обычно для рисунка использую пакет TVPaint Animation. Есть еще программа Blender - она бесплатная и в ней удобно работать. Для цифрового моделирования я обращаюсь к ZBrush, а для композитинга использую Nuke. Все это идет в комплексе. У нас есть графическая анимация, мы работаем с цветом, с фоновыми изображениями, 3D-анимацией. Также используем проекционный мэппинг.
- Ротоскопия - не самая новая техника. Как, по-вашему, она будет развиваться дальше?
- О, я сейчас получаю много звонков относительно такой техники. Люди говорят: «Как ты это делаешь? Я тоже хочу!» Так что, думаю, скоро многие начнут копировать стилистику «Отмены». Должен признаться - не люблю ротоскопию. Потому что обычно это выглядит как отфильтрованное изображение. Возникает вопрос, зачем тогда вообще использовать ротоскоп, когда можно снять живых актеров. Но надеюсь, то, как мы интерпретировали ротоскопию, сделало ее более глубокой. Возможно, кто-то продвинется еще дальше.
- В фильме Junkyard («Свалка») вы тоже использовали эту технику, в чем было отличие?
- Я использовал только тела, отснятые на видео. А лица были смоделированы - не хотел использовать лица актеров, чтобы избежать ощущения отфильтрованности картинки. То есть в Junkyard все лица абсолютно вымышленные, но вот в семиминутном фрагменте картины о жизни Курта Кобейна («Чертов монтаж» (Cobain: Montage of Heck). – MBR) для моделирования его лица я использовал около сотни различных фотографий.
- Как можно работать над одним проектом шесть лет и не умереть?
- Как я выжил? Думаю, у меня, как у кота, девять жизней. Но если серьезно, над «Свалкой» работал шесть лет потому, что это государственное финансирование и его постоянно не хватало. Мне приходилось заниматься разными коммерческими заказами, делать сториборды для рекламы, чтобы хотя бы оплачивать аренду жилья. Плюс много работ в этом фильме делал самостоятельно: сториборды, дизайн, рисовал картины для бэкграунда.
А вот абсолютно все силы (и даже больше) забирала работа над фильмом о Кобейне. Стояла задача - за четыре месяца сделать семь минут анимации, при этом режиссеру постоянно что-то не нравилось. В определенный момент у меня началась сильная аритмия, я чувствовал скачки сердцебиения, пока однажды не проснулся среди ночи и не решил, что хватит.
Я понял, что не хочу умереть на этом проекте. И сел писать письмо режиссеру - о том, что больше не могу работать над проектом. Но вместо «сохранить» нажал «отправить». И несмотря на девятичасовую разницу с Лос-Анджелесом, он тут же ответил: «Что случилось? Ты хочешь больше денег? В чем проблема?» Я признался, что совершенно измотан. Тогда было решено нанять линейного продюсера, ему удалось как-то все свести. В результате фильм вышел.
- Какие техники вам еще интересны? В каком направлении вы хотели бы развиваться дальше?
- Сейчас работаю над проектом, к которому уже готов анимированный сториборд. Для этого я рисую огромные картины, под два метра в ширину. Проект очень дорогой, и, как только найдутся деньги, хочу приступить к нему. Сейчас покажу вам, как это выглядит.
Вот картина. Мы воссоздали ее в 3D. Видео смотрится как объемное изображение, это проекционный мэппинг. И это то, что мне сейчас больше всего интересно.
Проект находится в разработке, мы хотели бы использовать в нем музыку Дмитрия Шостаковича. И хотя ролик рассчитан на 4,5 минуты, он будет стоить порядка $500 тыс.
- Ого! Золотую краску использовали?
- Нет, конечно, но кое-что подороже! У меня есть идея на будущее: сделать полнометражный анимационный фильм наподобие диснеевской «Фантазии», состоящий из таких вот небольших роликов в данной технике, под музыку известных композиторов.
- Это будет классическая музыка?
- Нет, не обязательно. Да и пока это все - моя мечта. Хочу сделать то, что было бы интересно и через сто лет.
- Вернемся к «Свалке». В этом фильме вы выступали и режиссером, и аниматором, и композитором - что давалось сложнее всего?
- Композиторская часть. Причем проблема заключалась не в том, чтобы сочинить мелодию (у меня, кстати, был небольшой оркестр для ее исполнения). Музыка к фильму - совсем другая история. Это действительно сложно, ведь музыка должна быть интересной, но не отвлекать от самой истории. Она должна не брать на себя слишком много внимания, а двигаться вместе с сюжетом, помогать развивать его.
Что касается анимации, тоже были трудности, куча рутинной работы. Мне пришлось нарисовать около 50 тысяч теней - так невероятно скучно! Занимаясь их созданием, я слушал разные лекции вроде TED Talks. Ну что ж, это неплохо развивало.
- С какими трудностями вы столкнулись в начале работы и что вызывает сложности сейчас?
- Начиная, я не знал абсолютно ничего. Надеюсь, никто мой первый фильм никогда не увидит (смеется). Это что-то, совершенно лишенное истории. Вначале изучал, как работает компьютерная анимация, как передается движение. Я постоянно открываю что-то новое для себя и теперь считаю своим благословением работу над большим количеством разных проектов - это дало огромное количество знаний. Например, работал с двумя сотнями других профессионалов над «Отменой»: они доверяли мне, а я - их мнению в некоторых вопросах.
Сейчас главная сложность для меня заключается в эмоциональной нагрузке, стрессе из-за политических событий. Это огромная, очень серьезная машина. И если я предлагаю продюсерам что-либо на данную тему, они говорят: «Да, круто, но нет - мы не возьмем в работу, ведь не делаем то, что не приносит денег». Это бизнес, понимаете, и это сложно для меня.
- Главный совет начинающему аниматору.
- Все зависит от того, каким путем вы планируете идти. Если хотите быть исключительно аниматором, стоит сконцентрироваться на изучении процессов, программ и техник. Но если режиссером - думаю, лучше развивать свой общий культурный уровень. Проще говоря, интересуйтесь всем вокруг, глядите на окружающий мир широко открытыми глазами. Не фокусируйтесь на какой-то одной вещи, изучайте искусство, смотрите много фильмов, читайте книги и сценарии. Момент «насмотренности и начитанности» очень важен, даже если вы не осознаете этого.
- Хорошо, тогда в чем секрет успеха? Как неизвестному аниматору выйти на условный Netflix?
- Я могу говорить только о своем примере - не знаю, как это происходит у других. Процесс может занять определенное время, однако, если вы действительно хотите в будущем получить контракт с Netflix, стоит снять хотя бы одну хорошую короткометражку. Такую, которой вы будете по-настоящему гордиться. Секрет успеха не в самом контракте, а в том, чтобы иметь огромную мотивацию, хотеть сделать действительно классный фильм. Это может быть одна-единственная работа, но с сильной историей - вы должны вложиться в нее максимально. И затем продвигать на различных площадках и фестивалях. Нельзя сказать, что так работает абсолютно в каждом случае, и все-таки хороший продукт говорит сам за себя. В итоге вы сможете гордиться своей работой, собой. Думаю, в этом и заключается настоящий успех.
- Какими будут главные тренды анимации в ближайшем будущем?
- Говоря о трендах, хотел бы выделить анимационный полнометражный фильм «Человек-паук: Через вселенные» (Spider-Man: Into the Spider-Verse) 2018 года, получивший премию «Оскар». Проект SONY, а не Pixar. Наконец-то в этой жизни «Оскар» получило что-то не пиксаровское. Визуально фильм крутой, хоть это и история супергероя. Создатели картины очень много экспериментировали технически, там целый микс стилей, причем обоснованный. И вот в мире, где столько одинаковой, пластиковой и совершенно скучной анимации, такой концептуальный микс выглядит очень интересным. Это можно считать трендом, я думаю.
Кстати, после успеха «Отмены» SONY вышли на меня, и сейчас мы ведем переговоры о возможности совместного проекта. Видимо, их интересуют такие работы, они не боятся рисковать и готовы к подобным экспериментам.
- Знакомы ли вы с кем-то из украинских аниматоров? Можете вспомнить какие-то фильмы?
- Да, я знаком с Никитой Лыськовым, слышал о его короткометражной работе «Любовь», но сам фильм не видел. Мы познакомились на фестивале Dok Leipzig, там Никита выиграл один из призов с этим проектом.
- Открыты ли вы к сотрудничеству с украинцами?
- В работе над первым сезоном «Отмены» было задействовано много художников: из Польши, из Испании, Великобритании и других стран. Не знаю, какой станет следующая большая работа, но у меня есть крупный агент в Лос-Анджелесе - он ищет проекты, и, скорее всего, мы возьмемся за историю, основанную на научно-фантастической книге. Есть вероятность, что под нее будут также искать людей со всей Европы. Так что да, я открыт к сотрудничеству.
- Идет работа над вторым сезоном «Отмены». Будет ли в нем что-то технически новое?
- Точно в такой же стилистике будет и второй сезон, но история, конечно, уже другая.
- Как проходит обычный рабочий день аниматора?
- Ну, обычно аниматоры работают как монахи. Иногда приходится проводить до 12 часов в день за созданием рисунков или моделированием форм. А вот у режиссера все по-другому - много путешествий, встреч, включенность в этапы производства.
Я знаю разных людей из мира кино и современного искусства. Будучи современным художником, ты можешь прийти на какое-то пафосное мероприятие или в бар и вести себя как крутой. Все вокруг тебе поклоняются, и для этого не обязательно уметь хорошо рисовать. Однако с аниматорами не так: если ты плохой художник, с тобой никто не будет иметь дел. Потому большинство аниматоров очень скромно себя ведут и стараются как можно лучше работать. Хотя вот я - нескромный, но могу себе это позволить. И не прекращаю стараться, чтобы работать как можно лучше.
На том время нашей беседы вышло. Дальше в графике Хиско была запланирована экскурсия по студии «Анимаград».
Студия входит в состав FILM.UA Group и является одним из ведущих анимационных продакшенов в Восточной Европе. Так что заинтересовать гостя было чем.
Известный аниматор охотно общался,
высказывал свое мнение
и, возможно, уже завязал контакты с кем-то из украинских коллег.