В последние месяцы все разговоры в украинской киноиндустрии сводились примерно к двум темам - введению системы рибейтов и назначению нового главы Госкино. И если вторая сослагательного наклонения не терпит (о новом конкурсе, как и о работе Юлии Синькевич, пройди она все этапы отбора, пока можно лишь теоретизировать), то о рибейтах, имея на руках факты, а не прогнозы, можно рассказать много интересного.
Так, одни говорят, что украинская схема возвратов, несмотря на увеличение общей ставки, неудачная, поскольку отечественные продюсеры не могут претендовать на финансирование. Другие - что схема изначально предназначена для создания имиджа страны как локации и в будущем украинские продюсеры также смогут претендовать на льготы. Но и те и другие сходятся во мнении, что рибейты - это все-таки хорошо. Чем оно подкрепляется? Хотя бы тем, что у соседей такие схемы (как с поддержкой местных продюсеров, так и без) давно работают, и работают успешно.
Собственно, о результатах рибейтов у соседей - в деньгах и количестве проектов, созданных иностранными продюсерами, - мы и хотим поговорить сегодня. Список большой, поэтому рассматривать будем по две страны в материале: для первой части мы отобрали Чехию и Сербию.
Рибейт - не новшество, а норма
Для начала немного вводных. По данным Европейской аудиовизуальной обсерватории (European Audiovisual Observatory), с 2007 по 2016 год включительно в Европе (а это помимо стран ЕС еще и Исландия, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория, Норвегия, Россия, Швейцария и Турция) было произведено свыше 18 тыс. фильмов. С каждым годом объем производства увеличивался: если в 2007-м в регионе сняли 1444 картины, то в 2016-м - уже 2124. За данный период количество копродукций выросло с 297 до 425, то есть примерно на 43%. Таким образом, ежегодно на долю копродакшенов приходилось около 20% от всех проектов, создаваемых в ЕС. Каждый пятый фильм. Грубо говоря, 20% продюсеров снимали с ближними или дальними соседями. И это только копродукции, а ведь продюсеры снимали ленты за рубежом и самостоятельно. Причина выбора «соседа» - в первую очередь рибейты. Кино - бизнес, и суть его не только в том, чтобы заработать больше, но и меньше потратить.
Чехия
В 2018 году иностранные продюсеры кино- и телеконтента потратили на территории Чешской республики почти 5 млрд крон или порядка €193,2 млн. Это почти на 2 млрд крон (или €77,3 млн) больше, нежели в предыдущем. На целых 66,7%.
Начиная с 2017-го среднегодовой бюджет, выделяемый государством на рибейты, составляет около €31,4 млн. Впечатляющая сумма, но даже таких денег может быть недостаточно: в некоторые годы из-за обилия иностранных проектов размер ставки по рибейтам приходилось сокращать. Например, в середине 2013-го он просел до 6-8% от производственных затрат. Спрос был настолько высоким, что средства почти закончились еще в первом квартале года. В 2018-м ставка оставалась на уровне 20% и, к счастью, не падала. Рибейты выделили следующим проектам:
№ |
Назва проекту |
Сума рібейту, млн крон |
Сума рібейту, євро |
1 |
Серіал Whiskey Cavalier (США) |
224 |
8 748 291 |
2 |
Другий сезон серіалу Knightfall (США, Чехія) |
146 |
5 702 011 |
3 |
Фільм Jojo Rabbit (США) |
35,6 |
1 390 353 |
4 |
Фільм Edmond (Франція, Бельгія) |
20,8 |
812 341 |
5 |
Фільм Amundsen (Норвегія, Швеція, Чехія) |
13,4 |
523 335 |
6 |
Серіал Lore (для американської Amazon) |
28 |
1 093 536 |
7 |
Мінісеріал The Wall (Німеччина) |
29 |
1 132 591 |
8 |
Серіал World on Fire (Великобританія) |
53 |
2 069 908 |
9,10,11 |
Цикл із трьох телефільмів Der Zurich-Krimi (Німеччина) |
12,5 |
488 186 |
12 |
Фільм Narziss und Goldmund (Німеччина, Австрія) |
15 |
585 823 |
13 |
Мінісеріал The Little Drummer Girl (Великобританія, США) |
10,5 |
410 076 |
14 |
Фільм Charlatan/Šarlatán (Чехія, Словаччина, Ірландія) |
11 |
429 603 |
15 |
Фільм Glass Room/Skleněný pokoj (Чехія, Словаччина) |
12 |
468 658 |
|
Разом |
610,8 млн |
23,85 млн |
Источник: Czech Film Center
В списке неоднократно встречаются США, и это неудивительно: снимать в Америке гораздо дороже. Производство американскими продюсерами поставлено здесь на «рельсы» давно, причем как в случае с полностью собственными проектами - например, Doom (2005) и «Ван Хельсинг» (Van Helsing, 2004), так и с копродукциями - например, «Номер 44» (Child 44, 2015). Следом за США идет Германия, а также сама Чехия, выступающая сопродюсером.
Особенности рибейта в Чехии
В настоящее время схема рибейтов в Чехии предполагает возврат 20% производственных затрат (в том числе и на постпродакшен), а также дополнительные максимум 10%, которые рассчитываются как 66-процентная скидка на подоходный налог, выплачиваемый в стране иностранными съемочными командами. Кроме того, что очень удобно, для проекта нет дедлайна, а для рибейтов нет установленного «потолка» из расчета на один проект. То есть чем больше потратили - тем больше компенсировали.
Сербия
Здесь программа поддержки иностранных и местных продюсеров стартовала в 2016-м. На первом году работы схема привлекла €20,8 млн инвестиций, в 2017-м - €31,9 млн, а в 2018-м - уже €35,3 млн. Поддерживают же в буквальном смысле все: фильмы, сериалы, документалки, клипы и рекламу.
В 2018 году бюджет программы рибейтов был на уровне €6,7 млн, тогда как в 2019-м его увеличили до €7,5 млн, то есть на 12%. Если в 2017-м рибейты получили 28 проектов, то в 2018-м их было уже 65 (среди полного игрового метра 13). В текущем году рибейтами поддержали более 40 проектов.
За отчетный 2018-й рибейты выделили следующим кино- и телепроектам:
№ |
Назва проекту |
Сума рібейту, динарів |
Сума рібейту, євро |
1 |
Фільм The White Crow/«Бела врана» (Великобританія) |
57 481 857 |
489 108 |
2 |
Фільм Anna (Франція) |
12 156 464 |
103 438 |
3 |
Фільм Sweetheart (США) |
8 050 240 |
68 478 |
4 |
Фільм Ibiza (США) |
70 095 045 |
596 432 |
5 |
Фільм «Duisburg-линија крви» (Італія) |
6 971 568 |
59 320 |
6 |
Третій сезон серіалу «Комшије» (Сербія) |
15 442 177 |
131 396 |
7 |
Третій сезон серіалу «Посольство» (Росія) |
8 408 389 |
71 546 |
8 |
Фільм Open 24 Hours (о. Маврикій) |
16 929 328 |
144 050 |
9 |
Другий сезон серіалу «Драге соседје» (Словенія) |
9 980 870 |
84 926 |
10 |
Фільм Undergods (Великобританія) |
18 803 268 |
159 995 |
11 |
Серіал «Немањићи - рађање краљевине» (Сербія) |
62 516 208 |
531 945 |
12 |
Другий сезон серіалу «Убице мог оца» (Сербія) |
23 412 133 |
199 211 |
13 |
Серіал «Сенке Балкана» (Сербія) |
29 495 965 |
250 979 |
14 |
Фільм «Заспанка за војнике» (Чорногорія, США) |
28 152 186 |
239 544 |
15 |
Серіал «Шифра Деспот» (Сербія) |
19 125 458 |
162 737 |
16 |
Серіал «Истине и лажи» (Сербія) |
53 823 606 |
457 980 |
17 |
Фільм Chekka Chivantha Vaanam/Crimson Red Sky (Індія) |
9 062 771 |
77 114 |
18 |
Серіал «011 дан и ноћ» (Сербія) |
11 648 413 |
99 115 |
19 |
Фільм Kotigobba 3 (Індія) |
20 355 724 |
173 205 |
20 |
Фільм The Islander (США) |
12 293 101 |
104 601 |
21 |
Фільм Uri/URI: Surgical Strike (Індія) |
49 450 416 |
420 769 |
22 |
Фільм Belgrade escape (Китай) |
16 838 046 |
143 273 |
23 |
Серіал «Корени» (Сербія) |
19 349 059 |
164 639 |
|
Разом |
579,84 млн |
4,93 млн |
Примечание: не считая музыкальных и рекламных роликов. Источник: Filmski centar Srbije
Поскольку в Сербии на рибейты могут претендовать локальные продюсеры, они пользуются своим правом в полной мере. Так, из таблицы видно: восемь проектов - национального производства. С другой стороны, примечательно, что абсолютно все они - исключительно сериалы, а не полнометражные игровые ленты. Ну а в сегменте кино очень активны США.
Особенности рибейта в Сербии
За весь период существования льгот на них претендовали свыше 150 проектов (включая рекламные ролики). В 2018 году ставка поднялась с 20% до 25% наличного возврата, а с августа 2019-го в стране действует и увеличенная ставка в 30% для игрового метра, расходы на производство которого в Сербии превысят €5 млн. Так же как и в Чехии, для рибейтов нет установленного «потолка» из расчета на один проект. А минимальный размер расходов существенно варьируется в зависимости от формата: если на игровой фильм нужно потратить хотя бы €300 тыс., то для клипов нижний порог держится на уровне €50 тыс.
Поездка в Сербию с целью съемок уже считается расходами на производство. Для въезда сюда виза, в частности, не требуется гражданам Индии и Китая - стран, снимающих очень много контента и ищущих новые локации. Поэтому неудивительно, что часть поддерживаемых проектов уже приходится на эти две страны.
Почему рибейты выгодны не только иностранным продюсерам?
В первую очередь, очевидно, рибейты выгодны государству в целом, с точки зрения отчислений в бюджет. Для роста ВВП. Притом из бюджета деньги идут на ту же поддержку национального кино, а не только рибейты для иностранных проектов и копродукций. Проще говоря, даже если в схеме рибейтов нет прямой поддержки локальных продюсеров, часть иностранных инвестиций получат местные проекты (в виде грантов). Чем больше продюсеры тратят, тем больший бюджет закладывают в национальный фонд кино (или кинокомиссию), который зачастую и распределяет средства между всеми программами стимулирования кинопроизводства.
Рабочие места
Рибейты положительно влияют на создание рабочих мест. Кто-то возразит, что они создаются не на постоянной основе. Но это лишь часть правды. Жители страны, куда приезжают иностранные продюсеры, действительно получают работу от проекта к проекту. Однако их может сниматься и десять в год, и больше, как было в Чехии в 2018-м. По оценкам все той же Европейской аудиовизуальной обсерватории, введение программы рибейтов в Чехии в 2010-м привело к увеличению количества занятых в производстве кино и ТВ как минимум на 2060 человек в год. А за первые шесть лет работы программы было создано более 12 тыс. новых рабочих мест. С каждого евро, выделенного в Чехии на поддержку аудиовизуального сектора (имеются в виду как гранты на производство, развитие и дистрибуцию, так и средства, компенсированные локальным и зарубежным производителям в качестве рибейта), обратно в государственный бюджет в итоге возвращалось €1,5-1,625.
Здесь стоит обратить внимание на исторический сериал «Падение Ордена/Падение рыцарей» (Knighrfall) и готовящуюся историческую драму-байопик «Средневековье» (Jan Žižka/Medieval). Чтобы добиться максимальной достоверности, продюсеры обратились за помощью буквально ко всем чешским специалистам по созданию брони, оружия и костюмов.
Если взять Сербию, то за первые два года работы схемы рибейтов каждый вложенный в программу евро вернул целых €9,6. За первые 16 месяцев программы было создано более 2 тыс. новых рабочих мест, из которых порядка 200 стали постоянными. По данным Serbia Film Commission, только на один кинопроект могут привлекать до 1,5 тыс. человек, притом около 10% производственных затрат уходят на лицензирование съемок и аренду локаций.
Кейтеринг и проживание
Нельзя забывать о дополнительных расходах иностранных продюсеров и съемочных команд. В частности, о кейтеринге и проживании. Да, это не самая важная статья затрат большинства кино- и телепроектов. Но к примеру, во время съемок первой части «Хоббита» в Новой Зеландии одного только кофе выпили на сумму $380 тыс., а на питание группы потратили порядка $1,5 млн. А ведь в Новой Зеландии тоже есть рибейты - ставка 20%. Схемы некоторых государств учитывают расходы на еду и жилье или размещение в гостиницах: предлагают возврат или же не облагаются налогом (lodging exemption). С другой стороны, странам, принимающим у себя продюсеров, даже выгоднее, если рибейтов на кейтеринг и проживание нет - поскольку с этих затрат не придется возвращать деньги из бюджета. В Чехии их нет, а в Сербии кинокомиссия предлагает особые варианты оплаты гостиниц, кстати, проживание и кейтеринг облагаются меньшим НДС - 10% вместо 20%.
Туризм
Наконец, рибейты оказывают положительный эффект на туристическую привлекательность локаций. В 2011-м, на следующий год после запуска рибейтов в Чехии, туризм, связанный непосредственно с сегментом кино- и телепроизводства, принес 4,08 млрд крон ($214,7 млн при перерасчете по курсу на то время). И сумма, скорее всего, будет расти, ведь, по словам министра культуры, власти планируют увеличивать как размер бюджета на рибейты, так и саму ставку. Не в последнюю очередь из-за соседней Венгрии, которая предлагает 30-процентный рибейт. Предполагается, что чешскую ставку увеличат хотя бы до 25% - это может повысить расходы иностранных продюсеров еще на 2 млрд крон. А больше проектов - больше туристов.
В Чехии уже делают акцент на гостях из Китая и Южной Кореи. И если ранее туристов со всего мира привлекала архитектура Праги в стиле барокко и готики, то теперь они все чаще приезжают и на киностудию «Баррандов», одну из старейших в Европе.
Туризм в Сербии стимулируется в основном за счет архитектурного разнообразия: есть очень старые здания, времен Средневековья, Османской империи, есть здания времен Социалистической республики. Например, продюсеров Востока и Запада (а в настоящее время особенно из Мумбая, Бангалора и Пекина) очень привлекает территория общины Нови-Белград - архитектура здесь мрачноватая, идеальная для антиутопических лент. Так, здесь снимался драматический триллер «Кориолан» (Coriolanus) режиссера Рэйфа Файнса. При этом студия Avala Film в Белграде, некогда павшая жертвой экономического и политического коллапса, нашла новых инвесторов, которые готовы вложить порядка €50 млн в восстановление производственных мощностей. Переименованная в Avala Studios, в перспективе она снова сможет производить фильмы и привлекать туристов, так же как и студия «Баррандов» в Чехии.
С учетом того, как развивается кино- и телеотрасль в Чехии и Сербии, а также квот международных VoD-платформ (Netflix, Amazon, теперь и Disney Plus) на контент европейского производства, популярность и востребованность рибейтов будет только расти. Ну а про эффективность системы поддержки в других странах Европы мы расскажем в следующем материале.