Не зря Всемирный экономический форум назвал дезинформацию и фейковые новости одними из главных угроз мира. Последние подсчеты профессора Балтиморского университета Роберто Кавазоса показали, что общий ущерб от фейковых новостей превышает $70 млрд и имеет негативное последствие в различных областях - от фондовых рынков, СМИ, репутации, избирательных кампаний и финансовой информации до здравоохранения.
Цена фейков
По словам бывшего вице-президента Еврокомиссии Андруса Ансипа, за год Российская Федерация тратит минимум $1,2 млрд на поддержку прокремлевской пропаганды. В частности, российская фабрика троллей «Агентство интернет-исследований» для провокаций и распространения вражды в США во время президентских выборов 2016 года заказала 3,5 тыс. рекламных сообщений, авторами которых выступали якобы американские активисты. Общая стоимость рекламы составила $100 тыс.
По схожему принципу сомнительный британский вебсайт Mainstream Network, который поддерживал выход Британии из ЕС, за 10 месяцев потратил $336 тыс. на дезинформацию, которой охватил 10,9 млн пользователей.
В отчете киберкомпании Trend Micro говорится, что всего за $2,6 тыс. можно приобрести в соцсетях аккаунт с 300 тыс. подписчиков. А $55 тыс. позволит любому успешно провести информационную кампанию против журналиста. Чтобы повлиять на изменение положений торгового соглашения, выборов или результат референдума, придется выложить всего $400 тыс.
Финансовый сектор
В декабре 2017 года медиакомпания ABC сообщила, что советник по национальной безопасности генерал-лейтенант Майкл Флинн будет свидетельствовать о Дональде Трампе, который поручил ему сотрудничать с представителями российской власти во время выборов 2016 года. Эта информация могла запустить процесс импичмента и затянуть страну в кризис. Через 30 минут после публикации материала S&P 500 (фондовый индекс, в корзину которого включено 500 акционерных компаний США) упал на 38 пунктов. По подсчетам, таким образом американская экономика потеряла $342 млрд. Лишь впоследствии оказалось, что «сенсационный материал» ABC был просто-напросто фейком. СМИ опровергли информацию только после закрытия биржевых рынков, когда потеря уменьшилась до $51 млрд.
«Современные фейковые новости можно сравнить с бомбой в мире коммуникации, репутации и брендирования. Достаточно одной удачно организованной операции, чтобы навредить людям и организациям», - заявил Майк Пол, президент компании Reputation Doctor, которая работает с репутационными кризисами.
Исследователи определили, что ложные новости несут потенциальную потерю 0,05% глобальной фондовой стоимости, а это $39 млрд ежегодных убытков по всему миру.
Фейки также влияют на финансовое состояние граждан непосредственно. Только в США финансовая дезинформация влияет на $17 млрд пенсионных сбережений. 63% респондентов опроса American Institute of Certified Public Accountants заявили, что распространение неправдивой информации сделало принятие важного финансового решения значительно труднее. Эта цифра пугает, если учитывать, что люди, которые принимают большинство серьезных финансовых решений, и люди, которые масово распространяют фейки, входят в одну социальную группу - американцы 65 лет+.
Фейки и здоровья
Конечно, отмечают ученые, финансовые потери являются второстепенными по сравнению с рисками для здоровья. Например, ежегодно США приходится тратить почти $9 млрд на лечение заболеваний, которые можно с легкостью предотвратить с помощью вакцин. Ни одна из стран не имеет иммунитета к пропаганде антивакцинаторов, которая быстро может выйти из-под контроля.
Вместе с некорректными медицинскими советами и антипрививочными настроениями фейки активно распространяются в области защиты окружающей среды. Одно из исследований показало, что из 30 тыс. материалов об изменениях климата, опубликованных в открытом доступе, только 700 были фактологически правдивыми. Такая тенденция также повлияет на финансовый сектор, ведь отказ остановить изменения климата уменьшит ВВП каждой страны на 7,2% к 2100 году.
Выборы
Исследование Принстонского университета показало, что во время выборов президента США в 2016 году 2,6% от всех журналистских материалов составляли фейки. Исследователи также делают неутешительные прогнозы относительно будущего. Например, ожидается, что только во время президентской гонки 2020-го в США на дезинформацию потратят не менее $200 млн.
Но глобальный эффект фейков не касается исключительно США. Ожидается, что процент ложных новостей будет увеличиваться с каждым годом. В частности, анализ в Бразилии показал, что 42% вирусных сообщений, распространенных пользователями во время выборов, фактчекеры признали ложными.
Бренды
Большие бренды могут сильно пострадать, если их имя находится рядом с лживым или провокационным контентом. Однако размещение рекламы бренда на сайтах, которые распространяют экстремистскую или ложную информацию, стоит гораздо дешевле, чем где-либо. Маркетинговым отделам брендов приходится выбирать: жертвовать репутацией или деньгами.
Например, компания L'Oréal может потерять $8,6 млрд, если разместит рекламу продукта на сайте, где активно обсуждается псевдонаучная и ложная медицинская информация.
Брендам также приходится вкладывать значительные средства, чтобы бороться с клеветой и дезинформацией. В августе 2017 года на платформе 4Chan появилось сообщение, что компания Starbucks проводит «День мечтателей» и бесплатно будет выдавать напитки незадокументированным иммигрантам. Бренду пришлось оперативно провести кампанию против дезинформации, на что потратили немалые средства.
Решение проблемы
Facebook уже запустила ряд инициатив, которые должны бороться с дезинформацией в соцсети. Среди них - сотрудничество с фактчекинговимы организациями и проект News Integrity Initiative, направленный на повышение уровня медиаграмостности. По словам Марка Цукерберга, ежегодно компания выделяет больше средств на борьбу с дезинформацией, чем Twitter получает за год (то есть более $3 млрд).
За борьбу с фейками также взялись правительства стран. Агентство передовых оборонных исследовательских проектов США потратило $68 млн на исследование механического способа выявления манипуляции и дезинформации. Великобритания выложила более $23 млн на Фонд фейковых новостей Восточной Европы. Оо Бразилии до Китая разработчики создают многочисленные приложения, системы обнаружения и IT-системы для борьбы с ложной информацией.
Ученые заключают, что общие убытки от распространения фейковой или манипуляционной информации составляют не менее $78 млрд в год. Несмотря на технологический процесс и усиленную борьбу с дезинформацией, экономические последствия фейков будут только ухудшаться. И в будущем фейки будут иметь силу уничтожить огромные компании и спровоцировать глобальный хаос.