Актуальный для украинского рынка вопрос, как сделать государственную поддержку кино- и сериального производства эффективнее, а дистрибуцию национального контента - успешнее, подробно рассматривался на прошлой неделе на международном форуме «Креативная Украина», в рамках которого состоялся воркшоп «Стратегия успешного сотрудничества аудиовизуальной индустрии и государства». В качестве примера такого сотрудничества был предложен кейс Nordisk Film & TV Fond - базирующейся в Осло институции, занимающейся финансированием и продвижением местного контента в пяти странах Северной Европы (Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции).
Украинские реалии
Мероприятие открыл доклад первого заместителя Министра молодежи, культуры и спорта Анатолия Максимчука, содержавший отчет о работе Государственного агентства Украины по вопросам кино за последний год, а также планы развития сектора на ближайшее будущее.
По данным Максимчука, в 2019-м Госкино в целом выделило кинематографистам 520 млн грн, а общий бокс-офис украинских кинотеатров за прошлый год составил 198,936 млн грн. В 2018-м было завершено и выпущено 35 фильмов разных жанров и хронометража, еще 48 лент получили финансовую поддержку (в частности, 26 полнометражных, 4 анимационные, 4 дебютные и 14 документальных работ). Количество проектов, получающих государственные гранты, растет с каждым годом: так, в 2014-м финансирование получили 23, в 2015-м - всего 11, в 2016-м их количество увеличилось до 35, а в 2017-м Госкино смогло профинансировать уже 47 проектов. В общей сложности сейчас на разных стадиях производства находятся 65 картин. Как известно, отдельной строкой проходит создание патриотического кино - на 2019-2020 год запланированы съемки 90 соответствующих требованиям фильмов и сериалов.
Сегодня на финансовую поддержку со стороны государства могут рассчитывать полнометражные и короткометражные игровые ленты, анимационные и телевизионные проекты. Предоставляются гранты на организацию кино- и анимационных фестивалей (в том числе кинорынков и отраслевых мероприятий), проведение тренингов для профильных специалистов, оплату их участия в профессиональных программах повышения квалификации, представление украинского кино на зарубежных фестивалях и рынках, а также проведение Дней украинского кино за рубежом. Отдельным бюджетом в Госкино проходит промотирование фильмов, в том числе ведение «оскаровских» кампаний претендентов. Планируется усиление позиций и образовательного сектора.
На сегодняшний день в Украине действует формула финансирования, предусматривающая покрытие до 80% бюджета полнометражного художественного фильма государством, подтверждение еще 20% необходимо предоставить продюсеру. Иная ситуация с анимационными, дебютными, документальными, образовательными проектами и авторским кино - они могут рассчитывать на покрытие до 100% бюджета. На 50% могут также рассчитывать сериалы (имеющие права на интеллектуальную собственность). Согласно обновленному закону о кино, одна из главных инноваций - переход прав на контент продюсеру, теперь подотчетному Государственному агентству по вопросам кино.
Спикер также озвучил проблемные места и зоны роста сектора, отметив приоритетность работы над сектором образования кинематографистов.
Опыт Nordisk Film & TV Fond
Вторую часть воркшопа провел CEO Nordisk Film & TV Fond Петри Кемппинен (Petri Kemppinen), рассказавший об особенностях функционирования своей институции и предоставления финансирования различным проектам. Петри Кемппинен также является членом Совета Шведского института кинематографии, бывшим членом Совета фонда Eurimages и отборщиком TV Drama Vision Goteborg (на котором в следующем году будет презентован украинский проект).
Nordisk Film & TV Fond предоставляет финансирование на развитие и дистрибуцию игрового кино, документальных фильмов, анимационных картин и телевизионных сериалов, а также выделяет гранты на проведение различных отраслевых мероприятий.
Петри Кемппинен отметил основное правило функционирования Nordisk Film & TV Fond - необходимость одновременно работать над качеством продукта и увеличением аудитории. Большой успех проекта национального производства вне скандинавских территорий на сегодняшний день является скорее исключением, чем правилом, поэтому немалое внимание фонд уделяет работе с локальной аудиторией. Если же говорить об успехе фильмов на зарубежных территориях - несравнимо большие шансы закономерно имеет авторское кино, а не блокбастеры местного производства.
В структуре фонда 19 партнеров: Скандинавский Совет министров, пять национальных кинофондов/киноинститутов, 11 общественных и частных телеканалов региона, которые и выделяют финансирование. Также к фонду могут присоединяться SVoD-платформы. Стратегия организации пересматривается каждые пять лет. В приоритете у фонда - проекты для детской и юношеской аудитории, которая сегодня составляет 15% населения Европы. Ежегодно на это выделяется 20% бюджета институции (в том числе финансирование дубляжа). В среднем 10% контента для юношеской аудитории составляют документальные картины, еще 75% - игровые. Одним из главных условий получения гранта от фонда является наличие подписанного контракта на дистрибуцию как минимум в двух странах региона, а также подтверждение финансирования хотя бы одной из девятнадцати партнерских институций.
Для профильных институций региона характерно финансирование проектов еще на этапе препродакшена. Правообладателями фильмов при этом являются их производители. В кадровой же структуре фонда находятся два проектных советника, проджект-менеджер, финансовый и офисный управляющий и новостной редактор, отвечающий за рассылку новостей киноиндустрии Скандинавии (на нее можно подписаться на сайте фонда). Также существует пул штатных консультантов, но СЕО может привлекать к консультациям и независимых экспертов.
В прошлом году фонд профинансировал 24 полнометражные игровые работы, 16 телесериалов, 18 документальных картин и выделил 54 гранта на дистрибуцию. Соотношение между финансированием телевизионных и кинопроектов обычно составляет приблизительно 1:1 (в 2018-м телепроекты получили 48% бюджета). Как правило, гранты покрывают от 3% до 10% бюджета (soft loan). Еще 4-5% в год тратится на различные ивенты: например, фонд проводит Nordic Talents для выпускников киношкол, участникам которых выделяют два дня на презентации своих фильмов.
В 2019 году бюджет фонда составил €10,5 млн.
Также существует отдельная программа помощи в дистрибуции - для вторых и третьих фильмов режиссеров.
Тем не менее большинство проектов, получающих финансирование Nordisk Film & TV Fond, - это картины уже зарекомендовавших себя режиссеров, ведь для получения поддержки необходим предварительный договор о дистрибуции, а также наличие 70% бюджета.
Nordisk Film & TV Fond открыт к сотрудничеству и готов делиться опытом с Украиной. А ознакомиться со свежим шоурилом проектов и электронным каталогом Coproduction with the Nordic countries 2019 можно здесь.