С 2010 года, когда в Северной Ирландии состоялись съемки пилотного эпизода «Игры престолов», по 2018 год - когда закончили снимать финальный восьмой сезон - национальное агентство Northern Ireland Screen (NI Screen) поддержало производство проекта на сумму в 15,95 млн фунтов (около $20,7 млн). Много? Вовсе нет, если сравнивать с тем, сколько за этот же период принесла «Игра престолов» локальной экономике Северной Ирландии. А именно - 251 млн фунтов ($325,25 млн). То есть вложения региона окупились больше чем в 16 раз.
Как это стало возможным? Как вообще «Игра престолов» очутилась в Северной Ирландии и осталась там на долгие годы? Как сериал повлиял на становление киноиндустрии региона и благодаря чему она продолжает развиваться после его завершения? В специальной презентации KYIV MEDIA WEEK «Дом» для «Игры престолов»: как один проект изменил жизнь целой страны. Кейс Северной Ирландии» обо всем этом и многом другом рассказал Эндрю Рейд (Andrew Reid), руководитель производства NI Screen. А MBR - законспектировал.
Десятилетия - с конца 1960-х - в Северной Ирландии продолжался этнополитический конфликт между центральными властями Великобритании и выступающими за независимость местными национальными организациями (в первую очередь - военизированным формированием ИРА). За эти годы в ходе конфликта, сопровождавшегося многочисленными терактами, в Северной Ирландии погибло свыше 3,5 тыс. человек, из которых более половины были гражданскими лицами. Безусловно, все это никак не способствовало развитию экономики и привлечению в регион инвесторов или вообще каких-либо внешних бизнесов. Периодические попытки урегулирования конфликта не давали нужного результата, пока в июле 1997-го не начались очередные переговоры о прекращении огня. Они привели к тому, что в апреле 1998 года было наконец подписано мирное соглашение, одобренное потом на референдуме большинством жителей региона. К сожалению, теракты продолжались еще какое-то время после его подписания, но, так или иначе, мирный процесс был запущен.
Этот экскурс в историю нужен для того, чтобы лучше понимать, в каких условиях в сентябре 1997 года начало свою работу агентство NI Screen. То, что на тот момент в регионе не существовало ни одной полноценной киностудии, было далеко не главной проблемой - по сравнению с отсутствием мира. Эндрю Рейд, работавший в киноиндустрии с начала 1990-х, присоединился к NI Screen в том же 1997 году и хорошо помнит все трудности, с которыми столкнулось агентство в начале своей деятельности. И подчеркивает: именно мир стал залогом дальнейшей успешной работы организации.
Первым делом тогда, в 1997-м, запустилось финансирование девелопмента североирландских проектов. Объем фонда на тот момент составлял достаточно скромные 500 тыс. фунтов. Сейчас это направление деятельности NI Screen финансируется куда лучше и имеет сразу несколько векторов. В частности - разработку сценариев фильмов и сериалов. NI Screen может выделять североирландским компаниям до 40 тыс. фунтов на разработку сценария или до 50% всего девелопмент-бюджета в зависимости от того, какая сумма меньше; а также в текущем году в рамках программы New Writer Focus у индивидуальных авторов была возможность получить финансирование написания сценария на сумму до 2,250 тыс. фунтов. Занимается NI Screen и поддержкой девелопмента фильмов, телепродукта всех жанров и интерактивного контента (может выделить 90% бюджета для проектов стоимостью до 10 тыс. фунтов, 75% - для проектов в рамках 10-20 тыс. фунтов и 50% - для проектов стоимостью 20-100 тыс. фунтов). На программу разрешено подаваться как североирландским компаниям, так и европейским продакшенам с офисами в этом регионе и локальным персоналом.
В 1999 году, следующей после девелопмент-фонда, развернулась программа поддержки производства. Тогда на это выделили 300 тыс. фунтов и уже к 2001 году получили возвратов на сумму 3,3 млн фунтов. А к 2003 году полноценно запустился Northern Ireland Screen Fund.
NI Screen предлагает разные схемы и пакеты финансирования проектов - как в форме возмещаемых кредитов, так и в некоторых случаях грантов.
Сегодня на продакшен-поддержку со стороны Northern Ireland Screen Fund могут подаваться любые легально зарегистрированные компании, чьи проекты соответствуют условиям британских культурных критериев, а также уже имеют минимум 65% финансирования. В приоритете - фильмы, сериалы, анимация, документальный или развлекательный телеконтент, интерактивные проекты с доказанным коммерческим потенциалом. «Northern Ireland Screen Fund ищет продакшены, которые будут способствовать устойчивому развитию аудиовизуальной индустрии Северной Ирландии и смогут принести прямую экономическую выгоду региону», - подчеркивается на сайте организации.
И прямая экономическая выгода в случае Северной Ирландии - это не просто красивые слова: кейс «Игры престолов» наглядно доказал, что она может быть прямее некуда. Так, уже во время съемок первого сезона траты HBO в Северной Ирландии составили чуть менее $30 млн, а за последний сезон потратили свыше $80 млн.
На этом графике хорошо видно, как сезон от сезона росли прямые траты HBO в регионе и как при этом уменьшались вложения североирландской стороны
Но HBO пришел не на пустое место. Ведь агентство NI Screen методично, год за годом, работало над привлечением в страну масштабных съемочных проектов и формировало для них соответствующую инфраструктуру.
В 2007 году в распоряжении агентства оказался The Paint Hall - огромное историческое здание с прилегающей территорией, переоборудованное силами NI Screen для съемочных нужд.
Переоборудовали его не просто так, а под конкретный проект - стимпанк для подростков «Город Эмбер: Побег» (City of Ember, 2008) с Сиршей Ронан, Тимом Роббинсом и Биллом Мюрреем. Действие фантастического проекта производства американских продакшенов Walden Media и Playtone происходит в подземном городе, созданном перед апокалипсисом ради сохранения жизни на планете. Собственно, этот город и воссоздали в павильонах The Paint Hall, также съемки проводили на других локациях Белфаста. Но несмотря на звездный каст, интересную историю и креативные декорации, фильм с треском провалился в прокате: при бюджете в $55 млн он собрал всего $17,9 млн. «Мы ничего от этого не получили», - вспоминает Эндрю Рейд.
По его словам, почти полтора года после завершения съемок «Города Эмбер» The Paint Hall попросту простаивал. При этом NI Screen методично выделяло немаленькие суммы на поддержание его функционирования. «Даже если здания простаивают, ими необходимо заниматься, иначе вы их потом не восстановите и все потеряете, - объясняет Рейд. - Мы заботились о The Paint Hall, чтобы сохранить инфраструктуру. А потом сюда пришел HBO».
Знаменитая тенистая дорога, по которой Арья Старк сбегает из Королевской гавани, - это аллея Темный Хеджес в Северной Ирландии, высаженная еще в XVlll веке
Потом - это в 2010 году, когда The Paint Hall стал главной площадкой павильонных съемок первого сезона «Игры престолов», а природные красоты региона - натурных.
Впрочем, примерно в то же время студия Universal Pictures сняла здесь же фэнтезийную комедию «Храбрые перцем» (Your Highness, 2011) с Джеймсом Франко и Натали Портман. Только - опять провал: $21,5 млн сборов при бюджете в $49,9 млн.
Так или иначе, суперрейтинговый проект Дэвида Бениоффа и Дэна Уайсса по книгам Джорджа Р. Р. Мартина исправил репутацию (или карму) The Paint Hall. А финансовый поток, который пришел в регион вместе с «Игрой престолов», помог Северной Ирландии в дальнейшем обустройстве кино- и телеинфраструктуры.
На графике отчетливо видно, какой сильный и резкий толчок развитию инфраструктуры дал приход HBO
В 2012-м - всего через два года после старта съемок «Игр» - открылась Titanic Studios, частью которой теперь является The Paint Hall.
Общая площадь Titanic Studios - 8 акров (примерно 3,24 га), что делает ее одной из крупнейших студий Европы. Только и этого воодушевленным ирландцам показалось мало.
В 2013 году в Белфасте на базе бывшего завода по производству газировки The Britvic была создана одноименная студия, позже переименованная в Loop. Но и это еще не все.
В 2017 году открылась еще одна восьмиакровая студия - Belfast Harbour Studios. И тут же анонсировала, что здесь будет сниматься ни много ни мало приквел «Супермена» - сериал «Криптон» (Krypton, 2018-2019).
Но одной инфраструктуры и фантастических природных локаций недостаточно. И HBO, и другие крупные продакшены пришли в Северную Ирландию еще и из-за позитивного финансового климата. В настоящее время Великобритания, в состав которой входит регион, предлагает cash rebate в размере 25% от квалифицированных затрат на производство в стране кино и высокобюджетных телесериалов. А также систему других налоговых льгот (tax relief).
Одним из факторов получения налоговых преференций является участие в проектах граждан Великобритании. И вот как с этим обстояли дела у той же «Игры престолов».
«Это дает настоящим людям настоящую работу», - говорит Эндрю Рейд о выгоде от системы cash rebate для региона. Однако возникает встречный вопрос - а откуда все эти люди для такого большого количества проектов взялись в стране, где чуть более 20 лет назад вообще не было ни одной киностудии? На него у Эндрю есть ответ: «От сотрудничества с зарубежными продакшенами мы получаем не только деньги, но и опыт». По его словам, NI Screen тратит около $1 млн в год на обучение стажеров кино- и телепроизводства, а потом их нанимают на работу локальные продакшены. Вот, к примеру, динамика привлечения стажеров к съемкам «Игры престолов».
«Очень важно вкладывать полученные от зарубежных продакшенов деньги в развитие своих талантов - если вы это игнорируете, то делаете только половину работы. Ведь однажды HBO к вам не приедет, а контент производить придется», - подчеркивает Рейд.
Так, благодаря доходам от «Игры престолов» и других проектов в Северной Ирландии смогли запустить программу развития локального производства New Talent Focus. Она стартовала в 2007 году и за это время ее участники презентовали десять фильмов и два сериала: каждый год - по дебюту от молодых североирландских кинематографистов. Проекты, созданные благодаря программе, представлены на многочисленных платформах - от Netflix до BBC, были номинантами и призерами BAFTA, IFTA и других премий, а также участвовали в фестивалях (Toronto IFF, Galway FF и др.).
Сегодня Северная Ирландия - сильнейший «кинорегион» Великобритании, не считая Лондона, и такого успеха удалось добиться только лишь за последние 10 лет - благодаря «Игре престолов». Съемки сериала проходили на локациях по всему миру: в Хорватии, Испании, Марокко, Исландии, на Мальте и в других странах. Но именно Северная Ирландия по праву считается «домом» сериала, а удивительной красоты пейзажи - его визитной карточкой. Здесь было снято примерно 75% телесаги. На Titanic Studios проходило большинство павильонных съемок. А природные локации превратились на экране в Стену и ее окрестности, Риверран, Железные острова. Мировой успех сериала дал огромный импульс развитию туризма, и побережье региона стало одной сплошной туристической достопримечательностью.
И в этом - огромная заслуга агентства NI Screen, которое неустанно промотирует Северную Ирландию по всему миру и постоянно ищет новые проекты, которые можно привести в регион. Цифры говорят сами за себя. К примеру, за период с 2014 по 2018 год агентство, в штате которого всего 29 человек, получило финансирования на $52 млн. Его деятельность за этот период принесла локальной экономике $345 млн.
Итак, как же привести в страну стоящий проект? Вот что советует Эндрю Рейд:
- Как можно быстрее представьте партнерам локального продюсера и локейшен-менеджера - люди должны лично знать тех, с кем им предстоит работать.
- Не используйте в переговорах базу локаций. Странный совет? Отнюдь. «Мы не едем к продакшенам - мы привозим их к себе и показываем все вживую, на месте. Это намного эффективнее», - объясняет Рейд.
- Будьте всегда готовы предоставить достаточно высококвалифицированного персонала (минимум два-три продакшена на выбор), чтобы быть в состоянии удовлетворить любые потребности.
- Работайте над тем, чтобы получить максимальное содействие профильных государственных департаментов и общественности.
- Приветствуйте разнообразие (все то, что сегодня вкладывается в термин diversity).
- Найдите «возвращающийся» сериал - и он принесет вам не разовую, а долгосрочную пользу.
Если говорить о глобальных, а не предметных рекомендациях, то они таковы:
- Будьте стабильны - избегайте неопределенности и ненужных изменений.
- Всегда работайте над тем, чтобы создавать возможности - пропорциональные желаемому доходу.
- Сводите таланты с возможностями - и возможности будут расти в разы органически.
- Будьте кредитоспособны.
Говоря об успехах Северной Ирландии и кейсе «Игры престолов», Эндрю Рейд не раз и не два сказал: «Нам повезло». Но очевидно, что дело не только в везении, а прежде всего в грамотной, системной, многолетней деятельности, направленной на то, чтобы максимально облегчить работу в регионе зарубежным продакшенам и притом всячески развивать и поддерживать собственную индустрию. Рейд говорит: «Главный секрет нашего успеха - мы всегда делаем именно то, что обещали». Да, есть чему поучиться. И последнему принципу - в первую очередь.