Может ли Украина стать одной из наиболее популярных восточноевропейских площадок для организации съемочного процесса иностранными продюсерами? Риторический вопрос, если честно. Все зависит от того, смогут ли украинские чиновники, изучив опыт большинства европейских стран, все же приступить к реальному реформированию аудиовизуальной отрасли и системы взаимоотношений государства с кино- и телепроизводителями.
Проведение кардинальных реформ действительно нужно отрасли как воздух, ведь Украина обладает уникальными географическими и историческими локациями, на территории страны достаточно неплохо развита производственная инфраструктура, а украинские профессионалы уже успели поднабраться опыта и готовы конкурировать на равных с киношниками из стран с гораздо более высоким уровнем развития продакшен-индустрии.
Иностранные кинематографисты также достаточно сильно заинтересованы как в сотрудничестве с украинскими специалистами, так и в организации съемок своих картин на территории нашей страны. Чтобы не быть голословными, утверждая это, редакция Media Business Reports решила проанализировать, какие именно художественные фильмы снимались иностранцами на территории независимой Украины. В нашем сегодняшнем обзоре не фигурируют проекты российского производства, так как для их полного перечня не хватит и нескольких сотен страниц (россияне действительно много снимали в Украине из-за более доступных цен на услуги местных компаний и профессионалов). Также в обзор не вошли сериалы, документальные и короткометражные картины иностранного производства, съемки которых проходили на территории нашей страны. Помимо этого, мы сознательно не брали в материал международные совместные художественные проекты, если одним из копродюсеров выступала украинская сторона (о копродакшенах мы напишем более детально в одном из следующих материалов).
Работая над этим текстом, мы сами были удивлены количеству фильмов, которые в разное время снимались в Украине (о некоторых до этого вообще не слышали, в отношении иных даже не подозревали, что часть съемочного процесса протекала на украинских локациях). Понимая, что кое-что могло ускользнуть от нас, мы не утверждаем, что наш перечень абсолютно полный, однако уверены, что более полного списка на сегодняшний день не существует. Предлагаем и вам ознакомиться с полнометражными картинами, снятыми иностранцами в Украине (проекты расположены в хронологическом порядке по годам премьер).
«Темные воды» (1993 год, Россия, Италия, Великобритания)
В 1993 году на улицах постсоветского Киева, в одесских катакомбах, в Крыму, Москве и Лацио (Италия) проходили съемки совместной российско-итальянско-британской работы - хоррора «Темные воды». Режиссером ленты по сценарию Эндрю Барка (Andrew Bark) выступил британец Мариано Баино (Mariano Baino). Продюсировали проект Эндрю Барк со стороны Великобритании и Виктор Зуев со стороны России.
По утверждениям кинокритиков, знакомое всем жителям бывшего СССР по перестроечным лентам ощущение тотальной угрозы и безысходного ужаса в этом фильме достигалось средствами чистого жанра, из-за чего картина является ярким примером эстетизированного кошмара. Столь лестные отзывы кинокритиков имели под собой почву: хоррор был отмечен призом зрительских симпатий на международном кинофестивале в Лондоне, а позже получил главные призы на кинофестивалях в Эдинбурге и Риме.
«Спасибо за каждое новое утро» (1994 год, Чехия)
Одним из первых иностранных полнометражных фильмов, авторы которого решили попробовать организовать съемочный процесс в независимой Украине, была комедия «Спасибо за каждое новое утро» (Díky za kazdé nové ráno) чешского режиссера Милана Штайндлера (Milan Steindler). Сюжет развивается во времена действия Варшавского договора и рассказывает об украинской семье, проживающей в Праге. Каждый год родственники из Украины приезжают к ним «погостить на курорте», а также купить вещи и продукты, которых в советской Украине просто нет. Но однажды семья сама едет в Австрию к друзьям и только там понимает, что означает быть «вторым сортом». Производством ленты занимались чешские компании Ceská Televize и Сzech film corporation. Премьера состоялась в Чехии в ноябре 1994 года. Позже картину демонстрировали в Польше, Венгрии, Австралии и Японии.
«Честь Шарпа», «Битва Шарпа», «Золото Шарпа», «Меч Шарпа» (1994-1995 годы, Великобритания)
В первой половине 90-х годов прошлого века побывать на съемках в Украине довелось молодому Шону Бину (Sean Bean), который снимался в фильмах «Честь Шарпа» (Sharpe's Honour), «Битва Шарпа» (Sharpe's Battle), «Меч Шарпа» (Sharpe's Sword) и «Золото Шарпа» (Sharpe's Gold) британского режиссера Тома Клегга (Tom Clegg). Все вышеперечисленные проекты снимались в Крыму. Частично съемки «Меча Шарпа» проходили в Португалии. За производство этих исторических боевиков отвечали британские компании Celtic Films Entertainment, Central Independent Television и Picture Palace. При работе над картинами «Битва Шарпа», «Меч Шарпа» и «Золото Шарпа» к продюсерам присоединилась британская Carlton Films. Кинотеатральная премьера «Чести Шарпа» состоялась в 1994 году в Великобритании, а в 1995-м - в США. Позже права на нее приобрели Финляндия, Германия, Испания, Венгрия и Болгария. Остальные ленты из цикла также прокатывались в Великобритании и США (в 1995-1996 годах) и были приобретены для телевизионного показа и распространения на физических носителях на территории целого ряда стран Европы. Фильм «Честь Шарпа» номинировался в Британии на соискание премии BAFTA Awards.
«Теневые воины» (1995 год, США)
Фантастический боевик американского режиссера Ламара Карда (LamarCard) «Теневые воины» (Shadow Warriors), как оказывается, также частично снимался на территории Украины, а точнее - в Киеве. Производством ленты занимались американские кинокомпании Steven Finly Productions и New Horizons. Главные роли сыграли Терри О’Куинн (Terry O'Quinn), Тимоти Патрик Кавано (Timothy Patrick Cavanaugh) и Эван Лурье (Evan Lurie).
По сюжету в недалеком будущем некая американо-украинская электронная корпорация занялась созданием биороботов из подходящих покойников, начиняя их электроникой. Но нашлись умники, решившие превращать их в боевые машины, для чего лишали жизни спортивных ребят и программировали их на убийства. Так, один экземпляр из Украины, крепкая биомашина Михаил, пройдя подобную процедуру, перебил кучу охранников и рванул на родину - в Киев… Фильм вышел на экраны США и нескольких стран Европы, а также неплохо показал себя в японском прокате. Фестивальными наградами работа отмечена не была.
«Ветер над городом» (1996 год, Греция, Франция, Россия)
Драма «Ветер над городом» (Anemos stin poli) греческого режиссера Петроса Севастикоглу (Petros Sevastikoglou) в свое время снималась в Одессе. Над ее производством работали греческие компании Greek Television ET-1, Hyperion и Stefi S.A. в сотрудничестве с французской MACT Productions и российской Lumiere. Одним из сценаристов картины была Ольга Михайлова. Продюсерам проекта удалось привлечь к съемкам Марину Влади, а также собрать крепкий каст: Зиновий Гердт, Анна Яновская, Сергей Десницкий, Геннадий Назаров, Тарас Колядов, Анатолий Антонюк и др. Фильм участвовал в ряде кинофестивалей и был номинирован на награды в Салониках и в Каире.
«Первый удар» (1996 год, Гонконг, США, Австралия)
Гонконгский режиссер Стэнли Тонг (Stanley Tong) решил снимать свою криминальную комедию-боевик «Первый удар» (Ging chaat goo si 4: Ji gaan daan yam mo) не только в Гонконге и Австралии, но и в России и Украине. Производством занимались гонконгские компании Golden Harvest Company и Paragon Films Ltd. Права были проданы на десятки мировых территорий. В кинотеатральном прокате лента собрала более $15,3 млн в США и около $13,5 млн на других рынках (основную кассу принесли кинозрители Японии, Гонконга, Сингапура, Германии и Нидерландов).
По сюжету герой Джеки Чана (Jackie Chan) преследует шпионку Наталью, которая направляется в Украину. В фильме сыграли известные российские актеры Нонна Гришаева и Юрий Петров. Кино снимали в Крыму - в основном в Симферополе и Ялте. При этом украинские горы создатели фильма решили снимать в Австралии. В некоторых местах встречаются зеленые эвкалипты и неправильные надписи на украинском языке.
«Черноморский рейд» (1997 год, США)
В 1997 году голливудские специалисты из компании Paramount приехали в украинский Крым для съемок боевика «Черноморский рейд» (Black Sea Raid) о противостоянии агентов ЦРУ и российских террористов. Режиссер картины Ене Ходи (Jenö Hodi) облюбовал для своих целей Севастополь и Инкерман, где американские специалисты провели в общей сложности несколько недель. Хоть главную роль и сыграл американский актер швейцарского происхождения Дэниэл Бернхард (Daniel Bernhardt), все же к съемкам привлекли немало российских и украинских актеров: Марину Могилевскую, Михаила Бекоева, Валентина Богданова, Людмилу Брусенцову, Сергея Головкина, Игоря Гузуна, Вячеслава Крамарева и др. Фильм, также известный под названием «Спецвойска» (Special Forces), прокатывался не только в США, но и в Испании, Греции, Венгрии, Нидерландах и на Филиппинах.
«Перемирие» (1997 год, Италия, Франция, Германия, Швейцария)
За производство военной драмы Франческо Рози (Francesco Rosi) «Перемирие» (Latregua) отвечали компании 3 Emme Cinematografica (Италия), Stéphan Films и UGC Images (Франция), DaZu Film (Германия) и T&C Film AG (Швейцария). Съемочной группе довелось работать не только в итальянских Турине и Пьемонте, но и в Украине. По сюжету главный герой возвращается на родину в Италию. Его путь проходит через польские и украинские земли. Режиссер картины удачно подобрал кинематографичные украинские пейзажи. Актеры и режиссер остались довольны организацией съемочного процесса во Львове и в Киеве. Примечательно, что во время съемок Львову был нанесен ущерб в $100 тыс.
Фильм получил «Золотой глобус» за лучшую операторскую работу, был отмечен наградами ряда престижных международных кинофестивалей (в частности, на São Paulo International Film Festival, Palic Film Festival, Daviddi Donatello Awards и др.), а также номинировался на «Пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Лента прокатывалась в кинотеатрах Италии, США, Бразилии и Нидерландов.
«Легенда о пианисте» (1998 год, Италия)
Фильм Джузеппе Торнаторе (Giuseppe Tornatore) «Легенда о пианисте» (La leggenda del pianista sull'oceano) снимали не только в Риме и Лацио, но и в украинской Одессе. Над производством проекта, бюджет которого составил $9 млн, работали итальянские компании Sciarlò и MedusaFilm. Фильм прокатывался в кинотеатрах США, Италии, Нидерландов и Франции. Был номинирован на премию «Оскар», получил «Золотой глобус», премию Европейского международного кинофестиваля, шесть премий Итальянского национального общества киножурналистов и столько же национальных кинопремий Италии. Удивительно, но реквизит для этого шедевра, вплоть до корабля, на котором снята львиная доля киноленты, режиссеру предоставили городские музеи и Одесский морской порт. Оказывается, главный герой фильма, пианист Дэнни Будман Т. Д. Лемон, много раз переплывал Атлантический океан на украинском судне «Лесозаводск». Пароход списали еще в 1983 году и переоборудовали в учебно-тренировочное судно для украинских моряков.
«Черное море 213» (1998 год, США)
Полнометражный боевик американского режиссера Рафаэля Айзенмана (Rafael Eisenman) «Черное море 213» (Black Sea 213) тоже снимался в украинском Крыму - а именно в Ялте и ее акватории. К работе над картиной был привлечен оператор Владимир Климов, художниками выступили Игорь Лемешев, Илья Иову и Алина Будникова, одним из линейных продюсеров - Феликс Клейман. А ряд ролей получили актеры из России и Украины: Вера Сотникова, Елена Затолокина, Ирина Григорьева, Анна Дубровская, Анфиса Нежинская, Валерий Деркач, Александр Князев, Вероника Изотова и др. За продакшен отвечали американские компании Zalman King Entertainment Inc. и Playboy Entertainment Group. Особых заслуг ни на фестивальной арене, ни в кинопрокате у фильма нет.
«Марко Поло: Невероятные приключения» (1998 год, США)
Американский режиссер Джордж Эршбэймер (George Erschbamer) в конце 1990-х снимал свою приключенческую ленту «Марко Поло: Невероятные приключения» (The Incredible Adventures of Marco Polo) в украинском Крыму - на натурных локациях, а также на улицах Ялты. К работе были привлечены местные художники Константин Загорский и Аня Кузнецова. Главную роль в фильме исполнил Дон Даймонт (Don Diamont), но американские продюсеры не обошли вниманием и местных актеров: Людмилу Брусенцову, Виктора Полусмака, Юлию Волчкову, Михаила Шаевича, Игоря Гузуна и др. Проект официально был выпущен на экраны России, Испании и США.
«Эйзенштейн» (2000 год, Канада, Германия)
География съемок полнометражной биографической драмы совместного производства Германии и Канады «Эйзенштейн» (Eisenstein) охватывает Мексику, Россию и Украину. Режиссер и автор сценария картины, канадец Ренни Бартлетт (Renny Bartlett), решил снимать свою работу на натуре Санкт-Петербурга, Киева и Одессы. Впоследствии он отмечал, что остался доволен как организацией самого съемочного процесса в нашей стране, так и общим уровнем подготовки подрядчиков.
Непосредственно за производство проекта отвечали компании Amérique Film (Канада) и TiMe Film- und TV-Produktions GmbH (Германия). Премьера состоялась в 2002 году. Похвастать впечатляющими кассовыми сборами создатели проекта хоть и не могут, но все же киносообщество тепло отнеслось к ленте - она была несколько раз номинирована в различных категориях на международных кинофестивалях (в частности, только на Genie Awards в 2002 году фильм получил пять номинаций).
«Англия» (2000 год, Германия)
Драма «Англия» (England!) немецкого режиссера Ахима фон Борриса (Achim von Borries) снималась не только во Франции и Германии, но и в Украине. Производством занимались сразу пять немецких компаний: Deutsche Film- und Fernsehakademie Berlin (DFFB), Egoli Tossell Film, Studio Babelsberg Independents, Tossell Pictures и ZDF. К съемкам были привлечены российские, украинские и грузинские актеры. В частности, в проекте снялись Иван Шведов, Мераб Нинидзе, Александр Левит, Чулпан Хаматова, Максим Ковалевский, Денис Бургазлиев. Премьера картины состоялась в июне 2000 года на Filmfest München, после чего ее ждала достаточно успешная фестивальная судьба: участие в киносмотрах в Берлине, Торонто, Карловых Варах, Сиэтле, Варшаве, Тбилиси и т. д. Фильм был отмечен призами Brussels European Film Festival, Festróia - Tróia IFF, Trieste Film Festival, получил German Film Critics Association Awards и Prix Europa, а также четыре награды на кинофестивале в Коттбусе.
«Голубая луна» (2002 год, Австрия)
Режиссер австрийской романтической комедии «Голубая луна» Андреа Мария Дусл (Andrea Maria Dusl) изрядно поездила с командой по Украине, так как съемки фильма проходили в Киеве, Одессе и Львове (также съемочные работы проводились в Словакии и Австрии). Одним из линейных продюсеров ленты была Елена Фетисова, активно работающая над различными международными проектами. На сегодняшний день в ее «копилке» копродукции «Теперь я буду любить тебя» (Грузия и Украина), «Параджанов» (Украина, Франция, Грузия и Армения), «Шахта №8» (Украина и Эстония) и др.
Главные герои «Голубой луны» на границе Австрии и Словакии угоняют машину у простодушного бандита. В Братиславе парочка безуспешно пытается продать автомобиль. Пока парень нагружается пивом, девушка бесследно исчезает, и вместе с проходимцем из Восточной Германии герой отправляется на поиски своей подруги, следуя за ней по всему континенту - в том числе через Львов и Киев. Одиссея героев подходит к концу лишь у Черного моря, в шумной Одессе. В «Голубой луне» были задействованы украинские актеры Орест Огородник, Виктория Малекторович, Алла Масленникова, Борис Георгиевский, Алексей Горбунов, Константин Ткаченко и др. Производственный процесс лег на плечи австрийской кинокомпании Lotus Film, подрядчиком в Украине выступил «Интерфильм». Картина вышла на экраны кинотеатров в Австрии, Швейцарии, Нидерландах, Германии и Италии; взяла Гран-при австрийского кинофестиваля Diagonale, а также попала в несколько номинаций кинофестивалей в Локарно и Братиславе.
«Варвар» (2003 год, США)
Фэнтези-боевик «Варвар» (Barbarian) американского режиссера Джона О'Халлорана (John O'Halloran) также частично снимался в Украине, а именно - в Крыму. В горах полуострова расположилась волшебная страна, ею правил темный маг, с которым и предстояло сразиться герою. Майкл О’Херн (Michael O'Hear), исполнитель главной роли в фильме, остался приятно впечатлен Крымом и моделями, участвовавшими в съемках.
К работе над картиной были привлечены и украинские актеры: Ирина Григорьева, сыгравшая принцессу, Дмитрий Шевченко, Юрий Данильченко, Полина Джакаева и др. Сказку снимала американская компания Concorde-New Horizons непосредственно в горах Крыма, Ялте и средневековом городе Чуфут-Кале.
«Дом летающих кинжалов» (2004 год, Китай, Гонконг)
Древний Китай, по версии режиссера Чжана Имоу (Zhang Yimou), находится в украинской части Карпат: на огромных территориях своей родины китайцы не смогли найти места, где не ступала нога человека, а украинские горы вполне подошли для воссоздания китайских пейзажей IX века. Именно здесь отсняли 75% фильма «Дом летающих кинжалов» (англ. - House of Flying Daggers, кит. - Shí miàn mái fú). Первоначально задумывалось, что финал ленты будет снят на цветущем лугу, поэтому съемочная группа ежедневно поливала карпатские склоны. Несмотря на все усилия команды, в октябре в горах выпал снег. Тем не менее режиссер остался доволен отснятым в окрестностях городка Косив Ивано-Франковской области эпизодом. Умиротворяющий снежный пейзаж выгодно подчеркнул последнюю смертельную схватку.
Производством проекта, бюджет которого составил 100 млн юаней (порядка $12,1 млн), занимались китайские компании Beijing New Picture FilmCo., China Film Co-Production Corporation и Zhang Yimou Studio, а также гонконгские Edko Films и Elite Group Enterprises. Мировая премьера фильма состоялась в мае 2004 года. В международном прокате картина собрала в общей сложности почти $93 млн, из которых $20 млн в Японии, $11 млн - в США, $10 млн - в Китае и более $7 млн в Великобритании. Лента дебютировала на Каннском кинофестивале 2004 года, вызвав небывалый ажиотаж. В 2005 году была номинирована на «Оскар» и на «Золотой Глобус», в ее копилке в общей сложности около полусотни номинаций и более десятка наград престижных международных кинофестивалей (в частности, Boston Film Critics и Los Angeles Film Critics).
«Эвиленко» (2004 год, США, Италия)
Итальянский режиссер Дэвид Греко (David Grieco) в 2004 году приступил к съемкам фильма о самом опасном маньяке СССР - Андрее Чикатило. Только в художественных целях фамилия главного героя была заменена на Эвиленко, а действия перенесены из российского Ростова-на-Дону в украинский Киев. Последнее было сделано вынуждено: изначально проект должны были снимать в РФ, но Россия не любит своих антигероев (тем более в случае, если картины снимают иностранные режиссеры), поэтому не сложилось. Из киевских локаций в фильме фигурируют школа №110, а также военный лицей имени Ивана Богуна (в массовке участвовали лицеисты, одетые в свою повседневную форму).
Главная роль досталась Малкольму Макдауэллу (Malcolm McDowell), который позже признался, что ему очень понравилось сниматься в Киеве. Сам же Дэвид Греко после съемок заявил, что полюбил Украину и хотел бы переехать сюда на постоянное место жительства (но пока так и не переехал). Сыграли в ленте и украинские актеры: Остап Ступка, Владимир Левицкий, Дмитрий Лукьянов, Александр Крижановский и др. За продакшен отвечала американская компания Pacific Pictures. Проект также был поддержан Министерством культуры Италии (MiBAC). Производственный бюджет составил $9,7 млн. Картина получила Гран-при европейского фестиваля фантастических фильмов Fanta festival, Греко был назван лучшим режиссером фестиваля Golden Graals, также лента номинировалась на «Золотой глобус» и была отмечена в общей сложности на шести фестивалях.
«Двенадцать стульев» (2004 год, Германия)
Немецкий вариант экранизации романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» (Zwölf Stühle) снимался в свое время в Одессе, Крыму и «украинской Венеции» - поселке Вилково Одесской области. За работу взялась немецкая режиссер Ульрике Оттингер (Ulrike Ottinger), а в съемках активное участие принимали Георгий Делиев и Наталья Бузько, известные всему постсоветскому пространству по проекту «Маски-шоу». Также в проекте сыграли украинские актеры Геннадий Скарга, Борис Раев, Ольга Равицкая, Алла Бродская, Анатолий Падука и др.
Хоть фильм снят немецким режиссером, все диалоги в нем - на русском языке, а текст от автора - на немецком, причем точно в соответствии с книгой. Картина дебютировала в 2004 году на Берлинском кинофестивале в рамках «Международного форума молодого кино», демонстрировалась в кинотеатрах Германии, Австрии и Швейцарии, а также принимала участие в Mardel Plata Film Festival в Аргентине в 2005 году.
«Свет вокруг» (2005 год, США, Чехия)
Драмеди «Свет вокруг» (Everything Is Illuminated) снята по одноименному роману Джонатана Фоера (Jonathan Safran Foer). В 1999 году автор посетил места, где когда-то жил его дед, и это путешествие стало основой книги. По сюжету молодой американец еврейского происхождения пытается найти женщину, которая спасла его дедушку во времена Второй мировой войны в украинской деревне. Через несколько лет актер украинского происхождения Лев Шрайбер (Liev Schreiber) захотел экранизировать эту историю. Пожалуй, это один из немногих зарубежных проектов, создатели которого хотели передать национальные особенности нашей страны. И им удалось, несмотря на то что многие эпизоды, в том числе поля подсолнечников, снимались в Чехии. В ленту также попали городские пейзажи Одессы и Львова.
Производством фильма с бюджетом $7 млн занимались американские компании Warner Independent Pictures (WIP), Telegraph Films и Big Beach Films, а также чешская Stillking Films. Главную роль исполнил Элайджа Вуд (Elijah Wood), его напарником стал выходец из Украины Евгений Гудзь, фронтмен группы Gogol Bordello. Картина получила две награды Венецианского кинофестиваля, в том числе как лучший биографический фильм; прокатывалась в США, нескольких странах Европы, в Австралии, Аргентине и Мексике, собрав в общей сложности более $3,6 млн (больше всего - в США и в Италии).
«Код ликвидации» (2005 год, США)
Режиссер американского фантастического боевика «Код ликвидации» (Circadian Rhythm) Рене Бессон (René Besson) организовал съемки своего фильма в двух местах - хорошо знакомой ему Калифорнии и в Киеве. По сюжету в середине ХХ столетия был запущен проект для создания идеальных ликвидаторов. Воздействуя на подсознание людей с помощью визуального и звукового кода, спецслужбы программировали профессиональных убийц, которых не могли остановить никакие преграды.
За производственный процесс этой картины с бюджетом всего $3 млн отвечали американские компании 285 Pictures, Mondrado Filmworks и Signature Pictures. Премьера состоялась в США в ноябре 2005 года. Сборы были более чем скромными, так что проект можно назвать провальным, несмотря на то что по нему были заключены несколько международных сделок (в частности, по продаже в Германию).
«Возвращение живых мертвецов - 4: Некрополис», «Возвращение живых мертвецов - 5: Рейв из могилы» (2005 год, США)
Новозеландский режиссер Эллори Элкайем (Ellory Elkayem) одной из съемочных площадок своих фантастических хорроров «Возвращение живых мертвецов - 4: Некрополис» (Return of the Living Dead: Necropolis) и «Возвращение живых мертвецов - 5: Рейв из могилы» (Return of the Living Dead: Rave to the Grave) выбрал украинскую зону отчуждения вокруг Чернобыля. Съемки также проходили непосредственно на Чернобыльской АЭС. Помимо этого, съемочные работы велись в Румынии - в Бухаресте и в павильонах студии Castel Film.
Если вкратце, то сюжет фильмов незамысловат и повествует о группе тинейджеров, спасающихся от нападок некой злобной корпорации, в результате деятельности которой из земли вылезают орды жаждущих крови живых мертвецов. Производством четвертой и пятой частей франшизы занимались американские компании Denholm Trading Inc. и Aurora Entertainment совместно с румынской Castel Film Romania. Каждая из картин обошлась создателям приблизительно в $6 млн. Премьеры обеих состоялись в 2005 году на американском телеканале SciFi Channel. Права на фильмы были проданы в страны Европы, в Латинскую Америку и Южную Азию.
«Зеркальные войны. Отражение первое» (2005 год, Россия, США)
Съемки боевика «Зеркальные войны. Отражение первое» (Mirror Wars. Reflection One) российского режиссера Василия Чигинского проходили как в мировых киностолицах - Лос-Анджелесе и Лондоне, так и в Москве, и на просторах украинского Крыма. Картина рассказывала о двух бывших сотрудниках ЦРУ, ставших наемными боевиками и решивших чужими руками столкнуть два государства: Россию и США. Главные роли в фильме сыграли Малкольм Макдауэлл (Malcolm McDowell), Арманд Ассанте (Armand Assante), Александр Ефимов и Ксения Алферова. Бюджет составил около $10 млн. Производством занимались российская Kremlin Films и американская Juniper Post. Кинотеатральная премьера боевика состоялась в России в сентябре 2005 года, бокс-офис превысил $1,7 млн. Международная премьера прошла в октябре 2007-го. Права на ленту проданы в Японию, Аргентину, Польшу, Италию, Кувейт, Венгрию, Грецию и Португалию.
«Контейнер» (2006 год, Швеция)
Облюбовали Чернобыльскую зону отчуждения с ее уникальными объектами для натурных съемок и шведы. В частности, шведский режиссер и сценарист Лукас Мудиссон (Lukas Moodysson) снимал здесь свою драму «Контейнер» (Container) - а также на территории Швеции и Румынии. Ответственными за производство проекта были шведские компании Memfis Film & Television и Memfis Film. В кинотеатральный прокат фильм вышел всего на трех территориях - в Швеции, Великобритании и Дании, но участвовал во многих международных кинофестивалях: в Берлине, Роттердаме, Таллине, Рейкьявике, Осло и др.
«Это свободный мир» (2007 год, Великобритания, Италия, Германия, Испания, Польша, Швейцария)
Организовать часть съемочного процесса своей полнометражной драмы «Это свободный мир» (It's a FreeWorld...) в Киеве решил британский режиссер Кен Лоуч (Ken Loach). Помимо украинской столицы съемки картины проходили в Лондоне, а также в польских Кракове и Катовице. За производственный процесс отвечали британские компании Film4, Sixteen Films и Pathé Distribution, испанская Tornasol Films, польская SPI International, итальянская BIM Distribuzione, немецкая EMC Produktion и швейцарская Filmcoopi Zürich.
Фильм с продакшен-бюджетом $6 млн вышел в кинопрокат более чем на десяти рынках и собрал в общей сложности около $6,3 млн. Работа завоевала сразу три награды на Венецианском кинофестивале 2007 года, была признана лучшим фильмом на Seville European Film Festival, номинировалась на премию BAFTA и ряд других престижных кинонаград.
«Душка» (2007 год, Нидерланды, Бельгия, Россия)
Голландский режиссер Йос Стеллинг (Jos Stelling), выбирая локации для съемок своей драмеди «Душка» (Dushka), решил не ограничиваться территорией Нидерландов и перенести часть работы в Украину. Львиная доля украинского блока съемок проходила в Киеве в мае 2007 года. Производством занимались голландская Eyeworks Egmond и российская кинокомпания «Твинди» в копродукции с бельгийскими Umedia и u Film. В актерском ансамбле были задействованы популярные российские (Сергей Маковецкий) и украинские исполнители (Руслана Пысанка, Микола Луценко, Борис Харитонов).
В 2007 году фильм получил приз за лучшую женскую роль второго плана (Сильвия Хукс) на фестивале в Утрехте, а в 2008-м номинировался от Нидерландов на «Оскар» и на приз Европейской киноакадемии. Картина вышла в ограниченный прокат в России (собрала более $41 тыс.) и Нидерландах (было продано 8,8 тыс. билетов).
«Перевозчик-3» (2008 год, Франция, Великобритания, США)
Нашумевший экшен-триллер французского режиссера Оливье Мегатона (Olivier Megaton) «Перевозчик-3» (Transporter 3) тоже снимали в Одессе. Производством блокбастера, бюджет которого оценивается в €30 млн, занималась компания EuropaCorp Люка Бессона в сотрудничестве с французскими TF1 Films Production и Apipoula, а также британской Grive Productions при участии американской Current Entertainment. В мировом прокате (более чем на полусотне рынков) фильм собрал около $109 млн, из которых на США пришлось чуть более $31,7 млн, на Францию - $11,4 млн, на Украину - около $830 тыс.
Продюсер ленты Люк Бессон решил не ограничивать географию съемок Румынией, Венгрией и родной Францией, поэтому на пару дней привез съемочную команду и на Черноморское побережье Украины. Кинематографисты снимали все: одесские улицы, порт, море, дороги и даже базар на Молдаванке. Именно здесь главный герой будет спасаться от погони, сметая на своем пути прилавки и сбивая с ног людей. После монтажа этот эпизод занял всего семь минут, но съемочной группе пришлось убить на него целый день. Дублершей главной героини Валентины была актриса одесского театра русской драмы и звезда сериала «Ликвидация» Елена Захаревич, а многие одесситы работали на площадке как массовка.
«На моем западе» (2008 год, Франция)
Живущая и работающая во Франции режиссер чешского происхождения Божена Хорачкова (Bojena Horackova) решила снимать драму по написанному ею же сценарию «На моем западе» (À l'est de moi) с размахом: во Франции, Чехии, России, Беларуси, странах Балтии и Украине. По сюжету главная героиня решает уехать из родного Парижа путешествовать на восток - ее путь лежит в Москву через Прагу, Минск, Вильнюс, Таллин и Киев. Где бы ни останавливалась, она расспрашивает местных женщин о недавнем прошлом их стран. Из привлеченных к съемкам картины украинок стоит отметить голливудскую актрису Ольгу Куриленко, сыгравшую русскую проститутку. Производством занимались французские компании Les Filmsdu Poisson и Couleur Films при поддержке французского киноцентра CNC. Кинотеатральный релиз фильма состоялся в 2009 году, правда, прокатывался он исключительно во Франции.
«Дело Фаруэлла» (2009 год, Франция)
Шпионская драма «Дело Фаруэлла» (L'affaire Farewell) Кристиана Кариона (Christian Carion) рассказывает о полковнике КГБ Владимире Ветрове, в 1981-1982 годах передававшем на Запад секретную информацию. В результате его деятельности только из Франции были высланы 47 советских разведчиков. Во французской контрразведке Ветров получил кодовое имя Farewell.
На подготовительном этапе работ Карион был окрылен заинтересованностью российских кинематографистов в его проекте. Главную роль должны были играть Никита Михалков или Сергей Маковецкий. Впрочем, со временем посольство РФ и министерство культуры выразили протест против съемок этого фильма на территории страны, да и актеры отказались сниматься в ленте о предателе - мол, человек, передавший французской контрразведке около 4 тыс. секретных документов КГБ, не может стать героем.
В результате шпиона, которого французы величали Farewell, сыграл Эмир Кустурица (Emir Kusturica). Съемки проходили в Киеве и Харькове, а зимние сцены снимали в Финляндии. При этом в проекте все же снялись известные актеры: Ингеборга Дапкунайте, Дина Корзун, Евгений Харланов и Алексей Горбунов. Производством фильма с бюджетом €17,5 млн занимались французские компании Nord-Ouest Productions, Le Bureau и Pathé. Картину тепло приняли зрители ряда международных кинофестивалей: в Турине, Торонто, Глазго, Сиэтле, Хельсинки и др. Права были проданы на более чем два десятка территорий. Наибольшие сборы обеспечили кинозрители Франции, Испании, Бельгии, Португалии и Турции. В России и Украине лента не прокатывалась.
«Лигейя Эдгара Аллана По» (2009 год, США)
Американский режиссер Майкл Стэнингер (Michael Staininger) выбрал съемочной площадкой своего триллера-хоррора «Лигейя Эдгара Аллана По» (Ligeia) локации украинского Крыма (помимо США). По сюжету главный герой прибывает в древнее поместье у Черного моря, где чувствуется незримое присутствие прекрасной Лигейи (которая смертельно больна и крадет души других людей, чтобы продлить свою жизнь), что постепенно сводит его с ума. Съемки проходили в Ялте, Севастополе и Балаклаве, для организации съемочного процесса привлекались местные технические специалисты.
Производство было организовано американскими Jeff Most Productions, Lamplight Films, Most Films и Poe Vision. Местным субподрядчиком выступила украинская кинокомпания «Ялта-Фильм». Бюджет картины оценивается в $8,8 млн. Премьера состоялась в 2009 году в рамках St. Louis International Film Festival. Фильм демонстрировался не только в США, но и в Испании, Канаде, Германии, Нидерландах и Греции.
Естественно, в 2009 году съемки западных проектов в Украине не закончились, но об этом - в следующем материале.