«Рано или поздно все сложится более или менее плохо». Эта короткая фраза Людмилы Алексеевой точно описывает, как на данный момент обстоят дела у человечества и его среды обитания. Ну правда, идеи всего «органического», «зеленого» и «экологического» никогда бы не стали такими популярными, не будь на то веских причин.
Индустрию кино и телевидения тема экологии тоже не обошла стороной. И хоть до недавнего времени в студиях не существовало должности «директор по устойчивому развитию», такой опыт уже есть. И сейчас мы расскажем вам о нем подробнее.
Киноиндустрия уже в игре
Студии в популярных кинопроизводственных центрах вроде Ванкувера, Лос-Анджелеса и Лондона уже используют методы устойчивого производства, но такая практика все еще не на слуху. Например, еще 2006 году в Британской Колумбии была создана программа Reel Green, которую сейчас внедряет Creative BC. Это независимое агентство по развитию креативных индустрий, помогающее делать кино экологически ответственным образом.
Кроме того, популярными становятся компании - такие как Keep it Green Recycling и Green Spark Group, - оказывающие услуги продакшенам в переработке и учете выбросов парниковых газов. Фильм «Земля будущего» (Tomorrowland) студии Walt Disney Pictures, снятый в Ванкувере, стал образцом производства с использованием экологического менеджмента. Лента сократила свой углеродный след на 91%.
В Лос-Анджелесе примерами студий устойчивого производства являются 20th Century Fox, NBC Universal и Sony Pictures.
Sony Pictures наняла независимого подрядчика Earth Angel на съемочную площадку «Нового человека-паука - 2» (The Amazing Spider-Man 2) и достигла 52-процентного сокращения уровня выбросов.
Почти 50 тонн материалов декораций картины (пиломатериалы, сталь, стекло) пожертвовали для повторного использования в будущих производствах, а предметы гардероба передали общественным приютам. Фильм получил сертификат о нейтральном углеродном следе и позиционируется как самый экологичный фильм в истории Sony Pictures. А еще он сэкономил студии примерно $400 тыс., перейдя в статус «эко».
В недавней перезагрузке «Секретных материалов» удалось утилизировать свыше 80% материальных отходов. Это была первая инициатива по переработке грязной полистирольной пены, которая в противном случае оказалась бы на свалке. «Это требует усилий, но если бы вы пошли на это, то смогли бы превратить мусор в хорошую цель», - заявляет продюсер Крис Картер.
А вот директор по устойчивому развитию NBCUniversal Шеннон Барт делает ставку на повторное использование. Еще в 2012 году студия оборудовала огромный склад, где хранится более 150 тыс. предметов - от реквизита до гардероба, декораций и мебели, которые производители NBCUniversal могут арендовать бесплатно. Студия разработала собственное светодиодное освещение Mac Tech и постепенно переходит на трейлеры с солнечными батареями.
Директор энергетической инициативы Fox Лиза Дей советует проводить энергоаудит и подключать использование биодизеля. Так, Warner Bros. применяла его в 20 различных производствах в течение последних шести лет. Правда, технология пока еще несовершенна и обходится дороже традиционного дизеля.
Британская академия кино и телевизионных искусств имеет свой собственный калькулятор углерода, схему сертификации и некоммерческую организацию Media Greenhouse, которая продвигает методы устойчивого производства в отрасли.
Бизнес-кейс
В 2009 году киностудия Green Screen Toronto опубликовала один из первых отраслевых отчетов, где подробно расписывалась экономия средств благодаря использованию определенных практик при создании полнометражных художественных фильмов. Отчет фокусировался на потреблении расходных материалов.
Например, уменьшение количества бумажных распечаток - тысяч страниц сценариев, правок и технических заданий. Сокращение использования офисной бумаги на 20% и двусторонняя печать позволяли сэкономить около $17,5 тыс. для одной картины.
При монтаже декораций сокращение строительства на 20% и последующее повторное использование 25% материала может сэкономить около $20,5 тыс.
Некоммерческая организация PGA Green, созданная Гильдией продюсеров Америки в 2009 году, опубликовала доклад с анализом затрат и выгод, предназначенный для распространения информации об устойчивом кинопроизводстве.
Экономия до 60% стала возможной благодаря таким простым мерам, как использование перезаряжаемых батарей и кулеров с водой вместо пластиковых бутылок.
Несмотря на то что об устойчивом подходе часто говорят как об экономии средств, пока это скорее моральный императив, нежели финансовый.
Согласно мониторингу Earth Angel только в США киноиндустрия ежегодно производит более 500 тыс. тонн выбросов. А по данным проекта Albert, телевизионный контент за час эфира производит 13 тонн углекислого газа. Авиаперелеты, неэффективная логистика и одноразовый характер многих съемок (в отличие от последовательной работы в студии) - все это способствует увеличению углеродного следа кинопроизводства.
Чтобы противостоять этому, крупные компании все чаще привлекают к работе менеджеров по устойчивому развитию. Например, двадцать пятый фильм франшизы о Джеймсе Бонде как бы намекает - «Не время умирать» (No Time To Die). Для работы над этим фильмом тоже наняли специального консультанта по устойчивому развитию и внедрению экологических практик.
Насколько мне известно, в Украине подобных сервисов и специалистов нет. Так что вот вам отличная идея для стартапа.
Даже Amazon обещает стать углеродно нейтральным к 2040 году, на 10 лет раньше даты, указанной в Парижском климатическом соглашении. Гендиректор компании Джефф Безос объявил о новой инициативе «Обязательство по климату»: Amazon заказал 100 тыс. электромобилей для своего сервиса доставки.
Компания также пообещала инвестировать $100 млн в лесовосстановление в партнерстве с благотворительной экологической инициативой The Nature Conservancy. Amazon инвестирует в ветряную и солнечную энергетику, чтобы достичь 100%-го использования возобновляемой энергии в течение всей своей деятельности к 2030 году, и ставит цель, чтобы 50% доставок были углеродно нейтральными. Киноиндустрии Amazon, вероятно, это тоже коснется (Mike Kane/Bloomberg via Getty Images).
Что сократить, а что переосмыслить?
Начнем с того, что внедрение экоэффективных процессов в индустрии - вопрос времени. Когда давление на подрядчиков и поставщиков возрастет, они начнут принимать видимые меры хотя бы по сокращению выбросов углерода.
Глава отдела устойчивого развития Albert Аарон Мэтьюс отмечает, что одноразовые пластиковые бутылки с водой составляют менее 1% выбросов углерода по сравнению с реквизитом, который тянет на все 5%, и перелетами, способными достигать 40% от общего загрязнения индустрией. Что же могут сделать продакшены, чтобы добиться заметных изменений?
1. Сокращение использования ископаемого топлива
По словам Мэтьюса, самый легкий способ уменьшить углеродный след - перейти на возобновляемые источники энергии. В 2017 году проект Albert помог 25 компаниям перейти на возобновляемую энергию с помощью «Схемы групповых закупок» Creative Energy. В результате было сэкономлено 300 тонн CO2.
Мэтьюз добавляет, что продюсеры должны настаивать на том, чтобы перевозчики и студии переходили на возобновляемые источники энергии. Идея хорошая, но в наших реалиях пока не особо осуществимая: по данным 2018 года, в Украине доля возобновляемой энергетики составляет не больше 8%. Не особо напасешься, но рекомендую запомнить на перспективу. А перспектива есть, ведь, по прогнозам агентства Bloomberg New Energy Finance, через 20 лет доля ветровой и солнечной электрогенерации в мире возрастет в шесть раз и превысит другие источники получения энергии.
Кроме того, сэкономить энергию возможно и на работе дизельных генераторов. Во время выездных съемок группы могут выручить мобильные солнечные батареи. Для небольшой записи пригодятся даже специальные рюкзаки с компактными батареями - ну хотя бы телефон или ноутбук зарядить.
Так, например, британский продакшен Mammoth Screen сократил выбросы студийного углерода на 85% и выбросы на локациях на 50% во время съемок последней части сериала ITV «Виктория», используя стационарное питание вместо генераторов. Увеличение энергопотребления в студии привело к увеличению счетов за электроэнергию, но в сравнении со стоимостью обслуживания генераторов продакшен даже немного сэкономил.
Конечно, не всегда можно обойтись без генератора, но этому есть более «зеленые» альтернативы. Green Voltage - компания, созданная кинематографистами Адамом Бейкером и Дэвидом Синфилдом, - разработала аккумуляторный генератор Voltstack с питанием от батареи.
Voltstack работает без токсичных выбросов, а еще бесшумный, что пригодится во время съемок в центре города.
2. Альтернативное освещение
Многие западные кинопроизводители стали использовать более энергоэффективные источники освещения - люминесцентные лампы, светодиодные пленочные подсветки на основе вольфрама или металлогалогенные газоразрядные лампы средней длины дуги (HMI), разработанные специально для кино и телевидения.
Например, HMI в четыре раза эффективнее традиционных осветительных приборов. Многокиловаттные HMI-лампы используются в киноиндустрии и для проецирования слайдов на большие экраны благодаря их световой мощности и эффективности. Хотя есть и минусы: они имеют проблемы с цветовой температурой, а еще могут мерцать, содержат пары ртути и должны быть специально утилизированы по окончании срока службы.
Альтернатива им - светодиоды. Использование светодиода меньшей мощности на съемочной площадке позволяет команде подключаться к местным источникам энергии и не использовать дизельные генераторы. К тому же они обходятся без солей ртути. Так, около 60% освещения в научно-фантастическом сериале BBC «Доктор Кто» экономит потребление энергии с помощью люминесцентных ламп, заменивших вольфрамовые.
Впрочем, стоит учитывать, что светодиоды ограничены в общей светоотдаче. Кроме того, крупномасштабные локации вроде собора или ангара требуют очень много дополнительного освещения, и в этом случае вольфрам все еще предпочтителен. Заменить такие мощные лампы пока нечем, но это только пока. Технологии не прекращают развиваться.
3. Реквизит и костюмы
Костюмы, декорации и реквизит - еще одна область, где съемочные группы могут сократить выбросы углерода.
Художники по костюмам временами могут достать подходящий реквизит на интернет-аукционах и даже на обычных барахолках. Многие так и делают и у нас, но пока, увы, не из экологических соображений.
Костюмы, произведенные с нуля, можно сделать более экологичными, используя подходящие материалы. А некоторую одежду после съемок - пожертвовать в благотворительные организации. В Киеве, например, есть 12 отделений Красного Креста, где с радостью примут на благотворительность любую одежду, обувь или домашнюю утварь - все, кроме обуви на каблуках.
Что касается реквизита, продакшенам советуют обращать внимание на материалы: сколько древесины используется, откуда она взялась, можно ли ее повторно применить или утилизировать. Демонтировать и повторно использовать декорации выгоднее, чем отправить на свалку и строить новые.
4. Звук
Шеф-повар и ведущий Рики Андальсио работает с командой BBC Wales Factual & Music, которая выпускает около 15 короткометражек в год для One Show. Рики живет в 300 милях от студии, и вечной проблемой для него была озвучка. Но съемочная группа нашла экологичное решение - микрофон iRig. Рики соорудил импровизированную студию на чердаке своего дома, оббив помещение звукоизоляционным материалом. Он подключил микрофон к iPad и после нескольких испытаний добился необходимого качества звука и правильного баланса. Проведя несколько сессий, команда поняла, что качество записи с микрофоном iRig было достаточно хорошим, и продолжила эту практику домашних озвучек. Кроме того, в One Show написали «Руководство для чайников» по домашней записи, и многие ведущие применяют его до сих пор. Как только приложение загружается на iPad, начинающему пользователю требуется несколько минут, чтобы разобраться с настройкой. И никаких жалоб на звук.
С точки зрения своего углеродного следа команда BBC Wales сократила путешествие Рики на сотни миль и на 0,6 тонны выбросов углерода в год, а еще сэкономила денег на бронировании студии. Плюс - меньше стресса в домашней обстановке, но это не точно.
5. «Зеленый райдер»
Не только продакшены могут влиять на углеродный след картины. Такая возможность есть и у актеров. Свои правила они устанавливают посредством райдера, в котором вместо частного самолета требуют от студии работать на возобновляемой энергии, а вместо дизайнерского гардероба заказывают ecofriendly костюмы для съемок.
Warner Bros. стала первой студией, работающей с актерами по «зеленому райдеру». Обычно в нем указывается, что вода должна быть в кулере, а не в одноразовых пластиковых бутылках; для декораций - только арендованная мебель; гримеры должны использовать органические средства, никаких химикатов и нетканых влажных салфеток; костюмы должны шиться из переработанных материалов; хотя бы один день в неделю кейтеринг делает блюда без мяса, используя локальные продукты и многоразовые или полностью биоразлагаемые посуду и приборы и т. д. Скачать образец такого райдера можно здесь.
Какие инициативы есть у нас?
В этом году украинская компания FILM.UA Group стала членом Глобального договора ООН в Украине - официального представителя сети UN Global Compact, самой крупной инициативы ООН для бизнеса в сфере стабильного развития.
На данный момент в Глобальном договоре участвуют более 9500 компаний и организаций из более 160 стран мира. Присоединившись к глобальной сети, компания обязуется содействовать целям стабильного развития. Принципы договора ООН заключаются не только в повышении ответственности за состояние окружающей среды и распространении экологически безопасных технологий, но и в соблюдении прав человека, исполнении норм трудовых отношений и поддержке движений против дискриминации в сфере работы и занятости.
Если же говорить о конкретном проекте, связанном с экологическими инициативами, то стоит упомянуть анимационный фильм «Мавка. Лісова пісня» студии Animagrad. История «Мавки» среди прочего раскрывает проблему взаимоотношений человека и природы. Еще на ранних этапах создания картины команда решила поддержать давние украинские традиции и высадить молодые ивы на берегу озера на Троещине.
«Экологии в нашем проекте уделено не меньше внимания, чем этнографии, ведь в современном мире человек редко задумывается о том, как его действия вредят окружающей среде. Ну а то, что мы посадили три дерева, - наш маленький вклад в озеленение Троещины, города и Украины, и это только начало! В общем, экология - действительно number one, и то, как бережно относились к природе наши предки, должно стать для нас всех уроком», - говорила тогда Анна Елисеева, одна из продюсеров проекта.
В рамках проекта «Мавка» состоялась еще одна социальная активность, которую поддержали Катя Осадчая, Маша Ефросинина и Екатерина Кухар. Создатели фильма совместно с ювелирным домом OBERIG jewelry и Всемирным фондом дикой природы (WWF) презентовали кулон «Мавчин Оберіг» - один из элементов вселенной «Мавки».
Кулон «Мавчин Оберіг» - это древняя руна, символизирующая гармонию четырех стихий. В мультфильме главная героиня Мавка украшена такой руной, что олицетворяет ее как Берегиню Леса. 100 грн от покупки каждого «Мавчиного Оберіга» направляются на счет Всемирного фонда природы WWF в Украине для защиты редкой и благородной семьи Рыси и ее дома - украинских лесов.
В 2018 году на Книжном Арсенале была представлена серия книг из вселенной Мавки: переиздание классической драмы-феерии Леси Украинки «Лiсова пiсня» в кинообложке, хрестоматийное изложение поэмы для детей с иллюстрациями из анимационного проекта и скетчбук с героями фильма. Новое изложение легендарной истории сделала украинская писательница Татьяна Щегельская.
Серия, опять-таки, была разработана в партнерстве со WWF в Украине. Фонд содействовал тому, чтобы для издания книг использовалась FSC-сертифицированная бумага, изготовленная с применением безопасных технологий для окружающей среды и сертифицированная по экологическим стандартам. Продажа книг - тоже часть экоакции «Дом для Рыси». С каждого проданного экземпляра серии будут отчислены 5 грн, которые пойдут на исследование популяции евразийской рыси в Полесье. После завершения исследования совместно с лесничествами и национальными парками начнутся работы по охране мест обитания рыси. Сама Рысь и ее детеныш являются героями мультфильма и сыграют в нем важную роль.
В общем, отличная инициатива, но, к сожалению, не показательная для индустрии в целом. Есть огромный пласт работы по внедрению принципов устойчивого развития в наш кинобизнес. И кто начнет быстрее, тот дальше продвинется. А двигаться в этом направлении нужно и важно, ведь мир не стоит на месте. С чего начать? Можно изучить опыт западных коллег, можно попробовать обратиться к местным организациям.
Вот, например, организация No Waste Ukraine временами поддерживает связанные с киноиндустрией мероприятия вроде прошедшего на арт-заводе «Платформа» международного конвента современной поп-культуры Comic Con Ukraine 2019. Каждый посетитель фестиваля тогда имел возможность научиться сортировать мусор, прослушать тематическую лекцию и приобрести экотовары многоразового использования.
В общем, не благодарите за идею, а начинайте проводить энергоаудит, сокращайте количество мусора и углеродных выбросов, и труд ваш не останется незамеченным. Иначе рано или поздно все сложится более или менее плохо, а нам это совсем ни к чему.