Netflix, Amazon, готовящийся к выходу Disney Plus… В сфере потребления видеоконтента в целом, да и телевизионного и киноконтента в частности, происходит самая настоящая революция. Точнее, уже произошла - только последствия долгоиграющие. И хотя исследования показывают, что традиционное ТВ по-прежнему лидирует с точки зрения охвата рекламой, действительно ли ее смотрит - а правильнее сказать, видит - столько потребителей? Как много пользователей уже перевели телевизор в разряд «фона» повседневной жизни и реального потребления контента на других устройствах? Кто с кем борется: вещатели с VoD или наоборот?
Пока, казалось бы, выигрывают лишь создатели контента, которые фактически получают больше площадок для дистрибуции. Но так ли это? Как часто европейские ленты попадают в каталог международных SVoD-сервисов за пределами стран, где снимались? И попадают ли вообще? О текущих реалиях и перспективах мы расскажем в этом материале, основываясь на результатах отчета Европейской аудиовизуальной обсерватории (здесь и далее - данные исследования за июнь 2019 года).
Общая картина
Всего в исследовании проанализированы 79 версий сервисов видео по запросу в 21 стране: Amazon Prime Video (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Малайзия, ОАЭ, Сингапур, Египет, Мексика, Япония, Индия, Россия, Турция), Britbox (Канада, США), HBO GO (Сингапур, Бразилия, США), Netflix (ОАЭ, Египет, Саудовская Аравия, Австралия, Аргентина, Новая Зеландия, Индонезия, Бразилия, Малайзия, Канада, Мексика, Филиппины, Сингапур, США, Таиланд, Индия, ЮАР, Россия, Япония, Турция), Claro Video (Аргентина, Бразилия, Мексика), Foxtel Now (Австралия), Hooq (Индонезия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Индия), Lightbox (Новая Зеландия), CBS All Access (США), Neon (Новая Зеландия), CraveTV (Канада), Starz Play (ОАЭ, Египет, Саудовская Аравия, США), Hotstar (Канада, США и Индия), Stan (Австралия), Hulu (США и Япония), Wavo (Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ), Showtime Anytime (США), Sundance Now (Канада), Super Channel (Канада), Viu (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Индия), Eros Now (Индия), ivi (Россия), iQiyi (Китай), Tencent Video (Китай) и Youku (Китай).
Исследователи идентифицировали 51 973 уникальных тайтла - фильмы, не дублировавшиеся в библиотеках разных SVoD-сервисов или в разных версиях одной и той же услуги. Это и игровые, и документальные, и анимационные, и любые другие ленты, размещенные в разделах «кино/фильмы» видеосервисов. Суммарно на долю идентифицированных лент производства ЕС и США приходится половина:
*Под EUR OBS следует понимать Албанию, Армению, Боснию и Герцеговину, Швейцарию, Грузию, Исландию, Лихтенштейн, Черногорию, Северную Македонию, Норвегию, Россию и Турцию
При этом исследователям не удалось идентифицировать принадлежность еще 10 064 уникальных тайтлов, поскольку они не числились в базах данных вроде IMDb, LUMIERE и TMDB. Так что в отчет они не вошли, но важно понимать, что реальная картина все-таки выглядит немного иначе.
Что же касается доли европейских лент в составе упомянутых SVoD-сервисов, то ситуация следующая:
Кто производит на экспорт больше всех
Большинство фильмов производства ЕС, которые потом «курсируют» по миру в библиотеках SVoD-платформ, снимают всего в пяти странах содружества (если учитывать в копродукционных проектах только страну-мажоритарного продюсера). Крупнейшим поставщиком выступает Великобритания с показателем 38% всех тайтлов производства ЕС. Следом идут Франция с 18%, Германия с 12%, Италия с 11% и Испания с 6%. Таким образом, на долю пяти этих государств приходится 85% всех европейских лент.
Еще 11% приходятся на долю семи стран: Ирландия, Бельгия, Австрия, Нидерланды, Дания, Швеция, Финляндия. Для остальных стран ЕС экспорт тайтлов остается чем-то вроде тайного и достаточно редкого ритуала. Надежды они возлагают в основном на Netflix и Amazon.
Куда европейские фильмы закупают чаще
В Северной Америке (16 видеосервисов) и Китае (3 видеосервиса) находятся наибольшие библиотеки фильмов производства ЕС - 4095 и 2585 уникальных тайтлов соответственно. Следом идут Россия (3 сервиса) и Новая Зеландия (8 сервисов) с показателями 1813 и 1644 тайтла. Интересно, что лидером является не Netflix, а Amazon: последний насчитывает 3281 европейский тайтл в каталоге на территории 14 стран, тогда как у Netflix - только 1816 тайтлов в 20 локальных каталогах.
Средний показатель потенциала экспорта картин европейского производства - то есть их объема от общего каталога SVoD-платформ - держится на отметке 15% по миру. Однако, как свидетельствует нижеприведенная таблица, показатель существенно варьируется в зависимости от территории:
Средняя доля* фильмов производства ЕС в каталогах SVoD-сервисов по регионам, %
Туреччина |
22,4 |
Росія |
21,3 |
Латинська Америка |
18,6 |
Близький Схід |
18 |
Північна Америка |
17,3 |
Австралія і Нова Зеландія |
16,4 |
ПАР |
15,6 |
Південно-Східна Азія |
12,7 |
Китай та Японія |
12,4 |
Індія |
8,1 |
*считая те фильмы, которые удалось идентифицировать
Более высокому показателю способствует культурная и/или языковая близость, как, например, в случае с Испанией и странами Латинской Америки. Или Австралией и Новой Зеландией. Не в меньшей мере важна и географическая близость, что касается государств Ближнего Востока и Азии, в частности Индии. Как видно из вышеприведенной таблицы, в Индии популярность европейских тайтлов не так высока, зато эта страна активно экспортирует свои ленты за рубеж. Локальные SVoD-игроки не столь заинтересованы в контенте производства ЕС, и даже показатель в 8,1% обязан международным платформам - тем же Netflix и Amazon.
Британские ленты больше всего представлены в каталогах Северной Америки, ЮАР, Индии, Юго-Восточной Азии, Австралии и Новой Зеландии. Французские - на Ближнем Востоке, в Турции, Китае и Японии. Испанские - в Латинской Америке, что неудивительно, но также и в Юго-Восточной Азии. Итальянские - преимущественно классика - наиболее «популярны» в Северной Америке. А немецкие пользуются примерно одинаковым спросом по всему миру.
Если брать во внимание ТОП-5 лент производства ЕС, то испанские фильмы, несмотря на наименьшее присутствие в каталогах, циркулируют в мире чаще остальных - средний показатель 5,3 каталога видеосервисов. Далее идут британские ленты - 3,4 каталога SVoD, и французские - 3,2. Немецкие и итальянские фильмы продвигаются сложнее - 2,8 и 2,1 соответственно.
В среднем тайтл производства ЕС присутствует в каталоге SVoD-платформ на территории по крайней мере трех стран. А тайтлы стран с небольшим объемом национального производства из библиотек локальных видеосервисов - Швейцарии, Болгарии, Кипра и Хорватии - могут получить широкое распространение, если попадут в каталог того же Netflix. Например, ленты Швейцарии можно в среднем увидеть в SVoD-каталогах семи стран.
Cui bono
С учетом введения в Украине рибейтов, а также ввиду нарастающего интереса в создании типичных копродакшенов с украинскими продюсерами из-за рубежа (хотя уже и без рибейтов) для нашей индустрии было бы неплохо привлечь внимание продюсеров ТОП-5 крупнейших рынков ЕС. Тем более что такой опыт уже есть. Например, среди недавних проектов можно выделить боевик «Холодная кровь» (Cold Blood Legacy), который снимался Украиной, Францией и Бельгией, а ныне идущая в национальном прокате историческая драма «Захар Беркут» - вообще копродакшен Украины и США.
Совместный фильм - не просто известные зарубежные актеры и инвестиции в валюте, но также и имидж Украины. Больше площадок дистрибуции, больше прибыль. Украинское кинопроизводство наконец имеет все шансы превратиться в бизнес в полном понимании этого слова.