18 октября в Каннах завершилось крупнейшее событие телевизионной индустрии Европы - рынок телеконтента MIPCOM 2019. Традиционно в рамках MIPCOM были представлены новейшие форматы главных производителей мира, проекты из разных стран, снискавшие популярность у локального зрителя, а также новые разработки компаний, претендующих на звание главных трендсеттеров индустрии в ближайшие несколько лет.
Стоящие на повестке дня темы феминизма, буллинга и институализированного насилия заметно отразились на тенденциях в производстве контента. Наряду с этим эксперты отмечают растущий интерес к unscripted-форматам - в частности перезапуску популярных проектов 90-х. По словам главы аналитической компании The WIT Вирджинии Муслер, выступавшей на MIPCOM, состоянием на 2019 год рынок scripted-драмы пребывает в стагнации, но стриминг-сервисы проявляют все больше интереса к реалити-шоу. Спросом у зрителей пользуется контент корейского производства, перезапущенные музыкальные проекты, которые были популярны на линейном телевидении около 20 лет назад, а также традиционные dating-форматы.
В этом году на рынке scripted-форматов не было абсолютных фаворитов, наподобие прошлогодних «Убивая Еву» (Killing Eve) и «Годы» (Years and Years), хотя «Эйфория» (Euphoria) телеканала НВО стала безусловным прорывом-2019 для аудитории. Покупатели сосредоточились на неанглоязычных локальных проектах, сумевших привлечь широкую аудиторию на домашних территориях. В частности, это испанская драма «Бумажный дом» (Money Heist), чилийская драма «Стая» (La jauría) и японская «Длинный отпуск Наги» (Nagi's Long Vacation). В последние несколько лет в центре внимания закономерно находились праймовые драмы, сегодня же покупатели, особенно телеканалы, заинтересованы в нишевом продукте, который мог бы заполнить не только праймовый слот. А вот сделки с Netfliх постепенно теряют ценность.
Одним из любопытных изменений в сфере дистрибуции контента стала растущая популярность сервисов AVoD (Advertising Video on Demand), постепенно сменяющих привычных нам SVoD-игроков. Так, все большее количество подписчиков набирает Pluto TV, входящий в состав Viacom, а Rakuten TV объявил о запуске в 42 странах. Также о своем расширении на зарубежные территории заявили Tubi, ProSiebenSat.1 и Joyn канала Discovery.
Предлагаем подробнее остановиться на наиболее примечательных сделках MIPCOM 2019, преимущественно касающихся территорий СНГ и стран Восточной Европы.
В этом году контент на MIPCOM активно скупали новые стриминговые сервисы. К примеру, компания Topic приобрела у французского StudioCanal права на телевизионную драму «Вернон Субутекс» (Vernon Subutex) - экранизацию романа сценаристки, писательницы и режиссера Вирджини Депант (Virginie Despentes), который был номинирован на Букеровскую премию в 2018-м. Главный герой - пятидесятилетний владелец одного из самых известных музыкальных магазинов в Париже 80-х - становится банкротом. Он имитирует успешную жизнь, чтобы повидать старых друзей, но в конце концов оказывается на улице. Компания Topic также приобрела датскую комедию «За и против» (Friheden) о проблемах женатой пары. Отметим, что сервис Topic, подконтрольный компании First Look Media, запускается 21 ноября и будет доступен в США и Канаде.
CBS Studios International продала права на «Стартрек: Дискавери» (Star Trek: Discovery) британской сети E4, принадлежащей Channel 4. Действие сериала разворачивается в 2256-м, за десять лет до событий, описанных в «Звездном пути». В центре сюжета оказывается экипаж исследовательского корабля под названием «Шень Чжоу», отправленного на границу пространства федерации, чтобы расследовать повреждение одной из межзвездных антенн. Изучив выведенную из строя антенну, командование корабля приходит к выводу, что она была повреждена неестественным путем, как будто этим кто-то намеренно хотел привлечь внимание федерации. Вскоре датчики звездолета засекают неизвестный объект, находящийся в поле астероидов, а его сканирование оказывается невозможным из-за помех. При более детальном обследовании объект оказывается космическим судном, принадлежащим клингонам - гордой и воинственной расе, представители которой решили объединить разрозненные дома, дабы возродить былое величие Империи. В тот момент экипаж «Шень Чжоу» еще не догадывается, что они оказались на пороге новой войны.
CBS Studios International также продала сериал «Все схвачено» (Man With A Plan) с Мэттом ЛеБланом (Matthew LeBlanc) на Е4. По сюжету, отец большого семейства обнаруживает, что быть родителем намного сложнее, чем он думал, после того как его жена выходит на работу, а он становится «домохозяином». Действие сериала происходит в пригороде Питтсбурга.
Индийская стриминговая платформа Hotstar Specials, принадлежащая корпорации Disney, приобрела права на ремейк сериала «Доктор Фостер» (Doctor Foster) компании BBC Studios. Главная героиня Джемма Фостер, врач Парминстерского медицинского центра, уважаемая пациентами и коллегами за профессионализм, долгие годы счастливо живет со своим супругом Саймоном, воспитывая сына Тома. Однажды она замечает на шарфе мужа длинный светлый волос, что дает ей повод подозревать любимого человека в неверности. Тайно посвятив в свои догадки подругу и коллегу по работе Рос, доктор Фостер начинает собирать компромат на Саймона. Со временем, открывая все новые тайны и неожиданные подробности из жизни своего мужа, Джемма начинает терять облик спокойной, рассудительной женщины.
Компания Wild Bunch закрыла ряд сделок по продаже сериала Nudes производства норвежского телеканала NRK. Права приобрели телеканал AMC для территории Испании и Португалии, австралийский SBS, британский BBC Three - для него проект стал первым неанглоязычным приобретением, а также российский «Яндекс». Сериал рассказывает о судьбе трех подростков, которые проходят через психологический кризис в связи с тем, что в сеть по тем или иным причинам попадают их фото в голом виде.
Работающий в регионе Восточной и Центральной Европы оператор SPI/FilmBox приобрел все четыре сезона сериала «Наркос» (Narcos) от Netflix. Шоу будет показано на каналах FilmBox в странах Бенилюкса, Турции, на Ближнем Востоке, в том числе на Kino TV в Польше в ноябре этого года. Сюжет первых двух сезонов рассказывает о ключевых событиях из жизни Пабло Эскобара, который начал с воровства и мошенничества еще в детстве. После он перешел на рэкет, вооруженные налеты и похищение людей. Когда вокруг Пабло сформировалась мощная группировка, он решил расширяться в сторону самого перспективного и бездонного рынка - поставки колумбийского кокаина в Соединенные Штаты.
ITV Studios Global Entertainment (ITVSGE) продала свой новый сериал «Крестики-нолики» (Noughts and Crosses) компании M-Net на территорию Африки, британскому BBC First, новозеландскому TVNZ и российской онлайн-платформе more.tv, принадлежащей Национальной Медиа Группе. Это экранизация серии романов Мэлори Блекман, показывающих антиутопическую альтернативную историю, где «черные» правят «белыми» крестьянами.
Словацкий вещатель Markiza, в свою очередь, приобрел права у MADD Entertainment на турецкую драму «Дочка» (Kizim). По сюжету, родители Ойкю расстались и теперь она живет с отцом. Отец в ней души не чает, но однажды Ойкю перестает узнавать его, у нее случаются провалы в памяти. Выясняется, что у Ойкю в детском возрасте развилась болезнь Альцгеймера. Видя, как страдает отец, Ойкю решает познакомить его с Зейнеп - девушкой, которая помогает ей во всем. В Украине сериал был показан осенью 2018 года на телеканале «1+1».
Китайская мобильная платформа Migu Video заключила специальное соглашение с BBC Studios, согласно которому компании выступят копродюсерами нового десятисерийного проекта «Невозможные животные» (Animal Impossible). «Невозможные животные» станут вторым проектом BBCS. Напомним, что в июле этого года BBC Studios - производственное отделение британского медиагиганта ВВС - заключила сделку с китайской мобильной контент-платформой Migu, по условиям которой ВВС займется для китайского сервиса созданием документального сериала под названием «Одна чашка, тысяча историй» (One Cup, A Thousand Stories). За всю историю ВВС это первая сделка с китайскими партнерами, где последние являются 100%-ми инвесторами. ВВС также занимается международной дистрибуцией проекта. Ранее компания выступала копродюсером проекта «Династии» (Dynasties) с ведущим Дэвидом Аттенборо, рассказывающего об исчезающих видах животных, и документального сериала о жизни в океане «Планета Земля - 2» (Blue Planet II) для китайских вещательных компаний.
Компания PBS International продала права на шоу «Законы Серенгети» (The Serengeti Rules) на территорию Великобритании, немецкому ZDF, французскому Arte, а также венгерскому телеканалу MTVA. Документальный сериал снят по мотивам одноименной книги Шона Кэррола. В 1960-е годы несколько молодых экологов начали исследования в разных концах света: джунглях Амазонки и глубинах Северного Ледовитого океана, в сердце Африки и на тихоокеанском побережье. Они выдвинули революционную теорию - без хищников не может быть разнообразия. MTVA в общей сложности приобрел около 200 часов детского контента у базирующейся в Бельгии компании Studio 100 Media, в том числе сериалы «Хейди» (Heidi), «Шепот» (Wissper), а также «Космо» (Kosmoo).
Израильская Armoza Formats продала российскому «Первому каналу» права на адаптацию шоу «Танцевальная революция» (Dance Revolution). Это проект, в котором участники готовят танцевальные номера в разных жанрах и представляют их жюри и публике с возможностью интерактивного голосования.
Российские производители в свою очередь заключили ряд сделок по продаже анимации. Так, студия «100 Киловатт» подписала соглашение с дистрибуционной компанией Beijing Time Flying Fish Culture Media о продаже эксклюзивных VOD-прав на показ первого сезона анимационного сериала «Домики» (52 серии) в Китае. Проект погружает зрителей во вселенную мировых архитектурных достопримечательностей. Домик на колесах Гриша путешествует по миру, чтобы познакомиться со знаменитыми строениями в разных концах света и рассказать о них своим друзьям.
Международная компания FUN Union объявила о сделке с австрийским вещателем ORF по продаже прав на трансляцию первого сезона российского анимационного сериала «Пинкод». Сделка была заключена при содействии немецкой Studio 100 Media GmbH. Правообладатель сериала - группа компаний «Рики». «Пинкод» - научно-познавательный спин-офф сериала «Смешарики», в котором дети знакомятся с миром инноваций и технологий. Основная задача сериала - вовлечение юных зрителей в мир науки, развитие их творческих и изобретательских способностей. Вместе с героями сериала ребенок делает множество открытий и узнает интересные теории.
Кроме того, компания «Рики» совместно с компанией APC Kids объявили о первых международных продажах анимационного сериала «Диносити» на территории Италии и Финляндии. De Agostini Kids стала эксклюзивным дистрибутором проекта на территории Италии, а YLE Finland получила права на телепоказы в Финляндии. Первый сезон проекта будет состоять из 52 эпизодов по пять минут каждый. APC Kids занимается дистрибуцией сериала во всех странах, за исключением России и Китая. Комедийный сериал для дошкольников «Диносити» (ранее «Динозавр Рики») рассказывает о повседневной жизни города динозавров. В центре сюжета - семья Завров: мама и папа Завры, десятилетняя Тира и пятилетний Рики, благодаря которому их жизнь превращается в одно большое приключение.
Ранее в рамках рынка детского контента MIPJunior, который проходил в Каннах 12 и 13 октября, «Рики» продала еще один из своих мультфильмов: французская France Télévisions купила права на показ анимационного сериала «Тима и Тома». Главные герои сериала - верные друзья бегемотик Тима и слоненок Тома. Они живут в поселке «Пряники» и вместе со своими соседями попадают в веселые приключения. Этот уютный мир - отражение игры за дверьми детской комнаты, где правят дети, оживляя своей фантазией любимые игрушки.
Российская студия «Аэроплан» продала права на третий сезон мультсериала «Фиксики» американской компании Condista’s Kids Central, а также расширила контракт с VME Kids в США. Мультсериал рассказывает о приключениях маленьких человечков - Фиксиков, которые живут внутри различных приборов и техники. Мультсериал в легкой, занимательной форме объясняет детям, что и как устроено в окружающем мире.
Для справки: MIPCOM 2019 проходил в Каннах с 14 по 18 октября, всего в рынке приняли участие 4700 компаний.