Весна 2022 года для Украины и украинцев оказалась по-настоящему трагической. На этом фоне, кажется, неуместно говорить о проблемах стриминг-сервиса Netflix, но они есть. Причем такого масштаба, что способны изменить глобальную стратегию компании в дальнейшем, поэтому обратить на них внимание будет нелишним. К тому же на днях издание The Hollywood Reporter выпустило инсайдерский материал, демонстрирующий, к каким именно изменениям планируют прибегнуть в руководстве Netflix, чтобы удержать позиции на мировом VoD-рынке. И поскольку украинская индустрия в последнее время обращает мало внимания на то, что происходит в мире, мы пересказываем основные моменты, позволяющие понять, куда теперь идет стриминг-гигант и какие у него планы на ближайшее будущее.
Немного предыстории
Чтобы как можно лучше понять, почему в руководстве Netflix вообще задумались о каких-то изменениях, необходимо вернуться в конец апреля, когда компания опубликовала финансовый отчет за первый квартал 2022 года. Из него стало понятно, что у сервиса наметились проблемы с количеством подписчиков: впервые за десять лет оно не увеличилось, а, наоборот, снизилось. В принципе, падение оказалось не таким уж и масштабным – всего на 200 тыс. (цифра 221,84 млн из прошлого отчета изменилась на 221,64 млн), но этого оказалось достаточно, чтобы общая стоимость компании упала на 44%. К тому же в руководстве высказали довольно неутешительный прогноз: во втором квартале, по их ожиданиям, от сервиса отпишутся еще около 2 млн человек по всему миру. Это в определенной степени связано с тем, что в первые же дни российского вторжения в Украину Netflix заявил о полном прекращении работы в россии. Но не только. Основные причины оттока подписчиков в компании видят в том, что в январе 2022-го сервис впервые за два года поднял стоимость ежемесячной подписки на территории Северной Америки – с $13,99 до $15,49, а еще проблемы создают пользователи, делящиеся своими аккаунтами с другими. Собственно, с ними в компании планируют бороться: в некоторых странах Netflix уже начал тестировать субаккаунты, которые можно подключать к основным подпискам за $3 в месяц.
Количество проектов уменьшится, но их качество вырастет
Но все же самые интересные планы компании удалось узнать не из отчета, а у инсайдеров. Это, как пишет THR, и непосредственные руководители Netflix, и продюсеры и агенты, связанные со стримингом-гигантом, однако все высказались анонимно. Впрочем, этого оказалось достаточно, чтобы нарисовать приблизительную картину будущего компании, которая не только переживает, наверное, самые трудные для себя времена, но и сталкивается с жесткой конкуренцией на глобальном рынке – например, из-за активного развития других сервисов вроде Disney Plus и HBO Max.
Чтобы удержать лидерство в таких условиях, в Netflix намерены изменить подход к производству контента, прежде всего полнометражных лент. В первую очередь речь идет о том, что фильмов станет меньше именно по количеству, а вот на их качестве не будут экономить. Красивая формулировка, но, что конкретно за ней стоит, в компании пока сказать не могут. Сегодня есть лишь приблизительные очертания будущей стратегии.
Например, по словам одного из руководителей Netflix Теда Сарандоса, в приоритете стриминг-сервиса останутся блокбастеры вроде будущей ленты от братьев Руссо «Серый человек» и сиквела «Ножи наголо» с Дэниелом Крейгом. Это достаточно логично: именно такие проекты привлекают немало новых подписчиков, поэтому отказываться от них не стоит.
Доказательство этого – показатели подобных лент, уже вышедших на Netflix. По данным Nielsen, первая тройка фильмов, набравших больше всего просмотров на платформе в период с августа 2020-го по апрель 2022-го, выглядит так: «Красное уведомление» (5,57 млрд минут), «Проект «Адам» (4,8 млрд минут) и «Не смотрите вверх» (4,24 млрд минут).
А вот более скромных, так называемых среднебюджетных проектов, спасателем которых в последние годы выступал Netflix, станет меньше. Это не означает, что они исчезнут, но, по словам одного из источников, отныне их отбор будет более жестким, чтобы готовые фильмы точнее соответствовали своим нишам и лучше удовлетворяли вкусы хоть и небольшой, но страстной аудитории. Как говорят инсайдеры, отныне стриминг-сервис будет отдавать предпочтение подходу, предусматривающему не производство двух проектов с бюджетом $10 млн каждый, а одного на $20 млн: «Цель состоит в том, чтобы сделать лучшую версию вместо удешевления ради количества». Собственно, такой подход уже работает: на кинорынке в Каннах Netflix за $50 млн приобрел права на ленту Pain Hustlers с Эмили Блант в главной роли.
На данном этапе руководство Netflix не планирует изменять существующий подход к релизам картин, что предполагает выпуск новых фильмов еженедельно. Впрочем, в будущем изменения не исключены: в ближайшие недели в компании собираются провести серию переговоров с режиссерами и продюсерами по поводу нового производственного графика.
Зато все источники THR единогласно подтверждают, что слишком дорогостоящих проектов вроде «Ирландца» Мартина Скорсезе (с бюджетом $175 млн) у сервиса станет меньше. «Тенденция делать все, чтобы привлечь к работе конкретных кинематографистов, а затем давать им карт-бланш, сойдет на нет», – говорят инсайдеры. Конечно, исключения из этого правила возможны, но в целом подход будет более взвешенным, а дисциплина – более суровой.
Сериалы отменяют, а к анимации будут относиться пристальнее
О сериалах инсайдеры говорят немного, но можно понять, что к ним будут применять тот же подход, что и к полному метру: проектов станет меньше, а их качество будут стараться улучшить.
Представление о стратегии ближайшего будущего в этом направлении можно составить из отдельных сообщений: например, за последние несколько месяцев стриминг-гигант отменил около десяти проектов, среди которых сериалы «Архив 81» и «Лок и ключ». Это стало неожиданностью, ведь оба шоу регулярно попадали на первые ступени списка самых популярных сериалов площадки. Продюсеров, сотрудничающих с Netflix, такой подход несколько смущает, но никаких объяснений от руководства компании они не получают. Единственный пока ответ: стриминг-гигант и в дальнейшем будет оптимизировать расходы и пристальнее следить за тем, на что тратятся средства.
Изданию Wall Street Journal удалось выяснить: по сериалам у руководства Netflix сейчас в фаворитах проекты типа «Игры в кальмара». Это шоу не слишком дорогостоящее в производстве, но сумело привлечь очень широкую аудиторию. В будущем сервис будет искать подобные проекты, а еще уделять больше внимания документалкам – они тоже неплохо отбивают расходы. А вот показатели ток-шоу и мюзиклов руководство Netflix не удовлетворили, потому инвестиции в эти жанры прекратили вообще.
Еще одно направление в компании, которое ждут существенные изменения, – анимация. Собственно, именно этот отдел реструктурировали самым первым, сократив около 70 должностей и уволив даже директора по развитию оригинального анимационного контента Фила Рынду. Позже стало известно, что сервис отменил несколько многообещающих проектов – например, сериал Авы Дюверней Wings of Fire, адаптацию комикса Bone и шоу для дошкольников Antiracist Baby.
Теперь основная цель руководства – выпускать как можно больше хитов, которые походили бы на франшизу «Босс-молокосос». Она, говорят в Netflix, хороший пример того, как анимационный контент стабильно привлекает внимание зрителей.
От увольнения не застрахован никто
Наиболее болезненным для работников Netflix в этом процессе является то, что во время реструктуризации уволить могут любого, включая топ-менеджмент. Пока кроме анимационного отдела чистки прошли в команде, отвечающей за инди-фильмы с бюджетом до $30 млн, а в будущем, по словам инсайдеров, уволить могут даже Скотта Стубера, управляющего всем кинопроизводством компании. Пока это только слухи, но источники утверждают, что в руководстве Netflix пришли к выводу, что сейчас в компании работает больше менеджеров различых уровней, чем это нужно для качественного роста.
Общий вывод таков: отныне в Netflix будут делать ставку на дисциплину во всех ее проявлениях, от структуры самой компании до производства контента. А вот вопрос, приведет ли это к желаемым результатам, пока остается открытым.