По следам нетворкинг-ивента Script & Cast Pitch 2021, который прошел в Киеве в конце августа, Дмитрий Сухолиткий-Собчук - украинский режиссер и основатель сценарной платформы Terrarium - рассказывает о том, как начинающему сценаристу презентовать свой проект продюсеру, где его искать и какие документы подготовить для своего питчинга.
***
Когда речь идет о продюсерском питчинге, как правило, у вас есть две минуты на то, чтобы «продать» сценарий. Это так называемый elevator pitch. В Terrarium (а вместе с ним и на Script & Cast Pitch) мы практикуем боле длинные форматы - семь минут. Пять из них дается на выступление и две - на сессию вопросов-ответов. За это время вы должны рассказать свою историю, объяснить, чем она вас поразила, и почему вы хотите, чтобы она стала фильмом. Для первых сценариев важно указать, как именно вы связаны с этой историей и/или персонажем. Персональная вовлеченность может стать плюсом и эмоциональным рычагом для выбора в вашу пользу.
Также стоит рассказать о каких-то особенностях, если они есть. Например, это может быть локация или деятельность персонажа, которые показывают, насколько глубоко вы исследовали тему, уникальность созданного вами мира или другие детали.
Из моего опыта, у питчингов обычно есть модератор (мы тоже ввели такую практику на Terrarium и Script & Cast Pitch) и несколько питчинг-консультантов, подготавливающих участников к этому стандартному выступлению и Q&A. Меня больше всего поразил питчинг в TorinoFilmLab. Там всем дали много возможностей попрактиковаться, были классные тьюторы. Нас на девелопменте сценария было 12 участников, но в этой лаборатории есть и другие программы, в день это порядка 50 питчингов. У всех фактически одни и те же преподаватели, одни и те же консультанты, которые вкладываются в одно время, плюс-минус по одной и той же структуре. Это выглядело невероятно профессионально и захватывающе.
В самих выступлениях отличаются только участники, их манера подачи и история. И ты просто отключаешься и запоминаешь лишь, о чем история. В чем главный трюк, прием, архимедова точка. Когда кто-то пробовал жонглировать своим выступлением или сделать что-то вроде перформативной презентации, было ужасно стыдно. Ведь ты понимаешь: суть не в том, как кто презентуется, какие подготовил слайды или у кого какое количество фондов. Суть в самой истории.
Другое дело - поведение на сцене. Бывают люди, которые берут микрофон и говорят, что это для них первый раз, они волнуются. Не надо такого говорить. Всем безразлично, все в равных условиях. Надо рассказывать историю. Никто не смеется над этим, все и все понимают.
Документы, которые сценарист должен подготовить для питчинга
Еще один секрет удачной презентации - заранее подготовленные «сценарные» документы. В пакете документов, который обычно просят на питчинг или для заявки в любой международный фонд, должны быть: логлайн, синопсис, тритмент, несколько готовых сцен из сценария - от пяти до десяти страниц.
— Логлайн - это одно предложение, где вы коротко описываете главную идею вашего фильма;
— Синопсис - пересказ основного сюжета сценария размером от 50 до 250 слов;
— One page treatment - расширенный синопсис, который пересказывает всю историю на одной странице А4;
— Тритмент - основной документ, где в краткой форме изложены все коллизии и важные для сценария события. Занимает от одной до десяти страниц.
К пакету документов также прилагается биография участника (CV). Если у кого-то есть фильмография, это указывают. По желанию можно подготовить презентационные материалы, но не более нескольких изображений. Мы обычно просим ограничится семью. Это важно, потому что на этапе сценария самому сценаристу (если он только сценарист) тяжело понять, каким будет кастинг и даже визуальный ряд. Если он еще и режиссер, можно добавлять и припрятанные режиссерские козыри.
Где искать продюсеров
Поиск продюсера - дело непростое. Сложно найти своего человека, с которым ты можешь несколько лет плечом к плечу в нетоксичной, плодотворной атмосфере креативно существовать и двигаться дальше. В особенности дебютные проекты - большой вызов, требующий поиска финансирования и удачной мировой премьеры.
Тут работает только метод проб и ошибок. Нужно обязательно знакомиться и общаться. Собственно, потому финал нашего интенсива на Terrarium - это такая встреча с приглашенными продюсерами, где каждый сценарист может заявить о себе в зале на публичном питчинге, а затем в неформальном общении поговорить детальнее о своей работе. Продюсерам может понравиться проект, а возможно, как у нас очень часто бывало, через проект пригласить сценариста к сотрудничеству.
Где искать в других случаях? Конечно, на разных кинофестивалях, у которых есть профессиональные секции, так называемые Industry. Вас интересуют события Work in Progress и питчинги. Вы можете сидеть в зале, смотреть, кто и что питчингует, увидеть, в сторону какого кино или жанра смотрят продюсеры, и предложить то, что есть у вас на руках. После этого можете встретиться и понять, подходите ли вы друг другу. В Украине это можно делать на ОМКФ и «Молодости». Также рассмотрите вариант поездки за границу для участия в индустриальных секциях.
Если по каким-то причинам вы не можете поехать на кинофестиваль, стоит попробовать поискать продюсера в интернете. Просто погуглить - мало, вы получите какие-то новости и несколько известных имен. Потому я бы советовал искать в двух местах. Во-первых, заходить на сайт Государственного агентства по вопросам кино, смотреть каталог фильмов - кто из продюсеров на какое кино ориентируется (кто на авторское, кто на массовое), и стучать в эту дверь. Во-вторых, у нас есть ежегодный каталог украинских фильмов, выпускаемый Довженко-Центром. Там есть все контакты. То есть вы можете сразу увидеть продакшен-компанию и продюсеров, которые в ней работают. Далее ищите или профиль этой компании в фейсбуке, или их сайт и связывайтесь напрямую. В большинстве таких компаний есть ридеры, которые прочитают вашу заявку, а в некоторых случаях это сделает сам продюсер.
Как защитить свою идею
Зарегистрировать именно идею, к сожалению, невозможно, однако есть варианты для защиты сценария. Вы можете зарегистрировать свое авторское право на синопсис и тритмент, а также на сам скрипт. Это распространенная практика, и на тот же питчинг в Госкино обычно приходят авторы с документами, подтверждающими авторское право. Важно понимать, что защита распространяется лишь на определенную территорию - для международных питчингов, лабораторий и воркшопов стоит предусмотреть еще и международную регистрацию.
Собственно, этих знаний достаточно, чтобы подготовиться к питчингу своего проекта перед продюсером. Но я на всякий случай подчеркну: никакие документы и защищенные авторские права не помогут сделать главное - влюбить в историю и ее героев. Потому внимательно изучайте свой проект и тренируйтесь рассказывать о нем лаконично, вдохновенно и точно при любых обстоятельствах.
И в завершение - несколько международных сценарных лабораторий, куда вы можете податься и запитчить ваш сценарий: Berlinale Talent Campus, Midpoint, TorinoFilmLab, Nisi Masa.