Автор колонки - Лиза Смит, основательница продакшена TABOR и режиссер, в творческом портфолио которой награда Berlinale Generation KPlus за документальный фильм «Школа номер 3» (2017).
***
Я сняла два документальных фильма («Петро Цимбаліст», «Школа номер 3») и один игровой короткометражный (Solitude). Следующая история нуждалась уже в полнометражной форме. И, анализируя свои ошибки в сценарии короткого метра, я решила писать полнометражный скрипт постепенно в сценарных мастерских, чтобы история была хорошо построена и проработана.
Так что последние два года я работала над сценарием полнометражного игрового фильма «Вакуум», который сейчас находится на завершающей стадии девелопмента. «Вакуум» повествует об археологе, приезжающей в город детства, чтобы уладить дела после исчезновения отца. Решая проблемы, она и сама не замечает, как постепенно все больше растворяется в мире, который стремилась забыть. Продюсер фильма - Александра Костина.
Для разработки сценария я участвовала в сценарных мастерских Terrarium (Киев, Украина), The Write Retreat (Майорка, Испания), TorinoFilmLab Extended (Турин, Италия) и Midpoint Feature Launch.
Кстати, «Вакуум» получил награду как лучший фильм на кинорынке Connecting Cottbus 2020 года, что открыло нам многие двери: аккредитация на Cannes Producers Network 2021, презентация фильма ключевым европейским экспертам киноиндустрии и денежный приз. Мы попали на этот индустриальный питчинг, так как получили награду в индустриальной секции Eastern Promises Международного кинофестиваля в Карловых Варах, когда разрабатывали сценарий в лаборатории Midpoint Feature Launch 2020.
Международные сценарные лаборатории бывают разного формата: сценарные ретриты, программы написания сценария на целый год, короткие интенсивы. Но общая черта - они помогают в разработке от идеи до синопсиса или готового сценария.
Итак, зачем участвовать в сценарных лабораториях?
- Понимание актуальных европейских проектов на стадии девелопмента
Проект вашего будущего фильма получит международную экспертизу и будет отобран наравне с сильными проектами со всего мира, с которыми вы можете познакомиться на стадии девелопмента. Это, с одной стороны, понимание контекста движения современного авторского кино, а с другой - понимание для автора, что его история работает не только в локальном пузыре.
- Глубокое сотрудничество команды будущего фильма уже на этапе девелопмента
Если проект станет участником международной лаборатории, это означает, что сценарист, режиссер (который в случае авторского кинематографа часто сам пишет сценарий) и продюсер вместе примут участие в общей разработке. Это приведет к глубокому сотрудничеству команды будущего фильма уже на этапе девелопмента. Во время разработки проекта члены команды (сценарист, режиссер, продюсер) лучше понимают друг друга, историю, художественные решения, возможности промоции и даже бюджет, потому что во время воркшопов команда погружается в каждый аспект будущего фильма. Это помогает по-настоящему сработаться уже на первом этапе работы и поладить в будущем.
- Питчинг международным экспертам киноиндустрии
Почти в каждой мастерской участники питчингуют свой проект. Перед этим часто проходят консультации по питчу с тьюторами. Это позволяет потренироваться в презентации будущего фильма и, возможно, выиграть награду. Награды бывают финансовые и нефинансовые: например, предоставляющие право участия в международных киномаркетах, услуги по PR, разработки промостратегии и т. п.
- Промо проекта в международном сообществе уже на стадии девелопмента
Селекцию проходят совсем немного украинских проектов, потому это привлекает внимание общественности и медиа. Часто воркшопы проводятся на крупных международных фестивалях, где у авторов фильма есть возможность нетворкинга с коллегами, посещения различных лекций и ивентов. После проведения питчинга проходят встречи с потенциальными копродюсерами, партнерами, сейлз-агентами и отборщиками фестивалей, которые узнают о проекте и следят за ним в будущем. Например, на программе Midpoint Feature Launch первая сессия проходит во время фестиваля в Триесте, а вторая - на фестивале в Карловых Варах.
- Разработка универсальной истории, актуальной не только для украинского контекста
История тщательно прорабатывается в зависимости от этапа, на котором находится проект (синопсис, тритмент или драфт сценария). Но происходит не только доработка истории: сотрудничество с международными тьюторами помогает увидеть, какие темы, линии и детали сработают только в украинском контексте, а что понятно и близко европейской аудитории. Например, могут обратить внимание на конкретное слово в диалоге, имеющее несколько значений, или шутку - то, что может быть понятно только носителю языка, но не считываться иностранной аудиторией.
- Фидбэк от коллег из Европы
Коллеги в группе из разных стран и контекстов могут дать вам больше для развития истории и фильма, чем все воркшопы, ведь именно в таких узких творческих группах происходит настоящая химия: обсуждение, получение фидбэка и, возможно, рождение будущего соавторства или партнерства.
- Главное - инструменты, которые помогут вам в работе над сценарием
Поделюсь с вами заметками со своими размышлениями и советами от тьюторов, с которыми мне посчастливилось разрабатывать сценарий от идеи до написанного драфта (это Резван Редулеску, Дьюда Газдаг и Иво Трайков).
1. Всегда пишите о том, что вы знаете. Если не знаете - сделайте документальный ресерч. Ищите прототипов героев, посещайте локации, которые описываете. Если в вашей истории продается квартира - посмотрите цены на квартиры. Ресерч всегда натолкнет на новые идеи, решения, а главное, придаст истории точности и деталей.
Например, уже на этапе разработки сценария мы с оператором-постановщиком (Вячеслав Цветков) посмотрели специфические локации для фильма - древнегреческий город Никоний в Одесской области. Он, к сожалению, не является заповедником, как, например, Ольвия, и поэтому разграблен черными археологами. Чтобы понять, как в нашей стране работает рынок черной археологии, я нашла черного археолога, согласившегося со мной общаться. Без диктофона, правда, но он позволил прийти с ним на блошиный рынок, где я записала их диалоги, увидела реальные ситуации и людей.
2. Одно и то же событие можно показать через дорогостоящую для бюджета сцену, а можно передать малой формой - деталью, светом, словом.
3. Когда вы выписываете именно сюжетную линию еще на уровне тритмента, стоит выбирать события, двигающие действие вперед.
4. Ведите дневник с заметками о будущем фильме и дайте себе в нем свободу - записывать детали, запахи, выражения лиц. Этот дневник, если автор сценария - это режиссер, впоследствии превратится в то, что называют director’s note.
5. Все время задавайтесь вопросами: о чем сцена, какова в ней коллизия, как меняется персонаж?
6. Работайте со страхом перед белой бумагой. Для таких моментов тоже есть интересный лайфхак. Поставьте таймер. Первые три минуты пишите потоком от себя, продолжая предложение: «Сегодня утром, зайдя в комнату, я...» Когда срабатывает таймер, останавливайтесь. Далее вы продолжаете писать таким же потоком, но теперь от своего персонажа. Начала предложения могут быть разными, их можно заготовить для себя, отталкиваясь от истории. Например: «В тот день, когда не стало моей матери...»
7. Пишите биографию ваших персонажей от рождения до момента начала истории. Добавляйте персонажам реальные черты людей, знакомых вам. Подбирайте фото.
8. Работая над конфликтом в истории, напишите два письма от обоих участников конфликта (например, от дочери - матери, а потом от матери - дочери, если это семейный конфликт).
9. Создайте доску с карточками-сценами. Это поможет вам увидеть структуру со стороны и позволит монтировать (переставлять местами, убирать лишнее или добавлять то, чего не хватает) еще на этапе сценария.
10. Если чувствуете, что застряли в сцене, попытайтесь представить противоположную по значению сцену, как бы поменять плюс на минус. Это точно подарит новые детали и решения и позволит сдвинуться с места.
11. Попробуйте выкинуть из сцены все диалоги. Это заставит вас выразить тот же смысл через действие или атмосферу.
12. Проработайте главного героя:
- найдите его want - то, чего персонаж хочет достичь;
- найдите need - о чем персонаж может не знать вначале, но на самом деле нуждается. В конце истории он, скорее всего, найдет его;
- разберите слои мотивации: что персонаж сам воспринимает как свою мотивацию и что он от себя скрывает;
- вернитесь к началу истории или сцены, представьте себя на месте персонажа и пройдите каждую ситуацию в его шкуре.
В завершение хочу еще раз подчеркнуть, что сценарные мастерские открывают огромное количество инструментов и возможностей для авторов и команды: от конкретной проработки сценария до встреч с будущими партнерами и даже фондами финансирования. А кроме этого, вне времени карантина вас ждут путешествия и встречи с удивительными людьми со всего мира.