Когда-нибудь, когда настоящее превратится в прошлое, события последних лет в украинском кинопроизводстве назовут его возрождением. Вопрос, как долго все продлится и, главное, каким будет результат, по-прежнему открыт, но процесс идет. Например, в высших эшелонах власти наконец завершили разработку обещанной Общегосударственной программы развития национальной киноиндустрии до 2025 года, главная цель которой - помочь отрасли встать на стабильные институциональные рельсы.
На этой неделе Минкульт опубликовал концепцию программы, предложив представителям индустрии крайне оперативно (до 6 июля) высказать свои замечания и пожелания. Законопроект же по мотивам концепции планируют внести в Кабмин до 1 ноября 2021 года. Поэтому, экономя ваше драгоценное время, мы тщательно изучили документ и объясняем его главные моменты.
Зачем вообще национальной киноиндустрии нужна программа развития?
Во-первых, потому, что это предусмотрено уже действующим законодательством - в частности, пунктом 3 раздела ІІ «Прикінцеві положення» Закона Украины от 3 октября 2019 г. No 164-IX «Про внесення змін до деяких законів України у зв’язку з набранням чинності Законом України «Про державну підтримку кінематографії в Україні», а также Планом приоритетных действий правительства на 2021 год (шаг 669). Во-вторых, авторы концепции справедливо отмечают: отрасль развивается, но в условиях жесткой конкуренции с зарубежными производителями контента делает это медленно и непоследовательно. Институциональный и стратегический подход, в том числе со стороны государства, может исправить ситуацию.
И каким образом в Минкульте хотят этого добиться?
Говорят, осознание проблемы - половина пути к ее решению. Собственно, эту половину в ведомстве уже проделали, определив ряд моментов, которые тормозят развитие украинского кинопроизводства. Разумеется, авторы документа не гарантируют, что ими все и ограничивается, однако на данном этапе проблемы очерчены настолько обобщенно, что затрагивают все сегменты и распространяются на все уровни - от государственного до местного. Нынешняя цель - развить и дополнить каждый пункт, создав, как у нас любят говорить, дорожную карту, по которой индустрия будет двигаться до 2025 года. А государство, как предполагается, будет ей в этом помогать.
Звучит логично, но о каких конкретно проблемах идет речь?
Их всего девять:
- несовершенство законодательной базы;
- несовершенство государственного управления кинематографией как самостоятельной отраслью культуры на общенациональном и региональном уровнях, недостаточная институализация отрасли;
- низкая конкурентоспособность украинского аудиовизуального продукта в сравнении с зарубежным;
- низкий уровень привлечения внебюджетных средств и иностранных инвестиций в развитие украинской киноотрасли, кинопроизводства;
- низкий процент национальных фильмов в национальном и международном информационном пространстве из-за недостаточного уровня национальной и международной популяризации и дистрибуции;
- недоступность национальных фильмов украинскому зрителю, в частности из-за небольшого количества или отсутствия мест для просмотра фильмов, прежде всего в небольших городах и сельской местности;
- низкий уровень развития кинематографии в регионах из-за недооценивания потенциала деятельности кинокомиссий в вопросах поддержки производства аудиовизуального контента и формирования сети сервисной индустрии, промо, кинолокаций Украины и привлечения иностранных кинопроизводителей к созданию фильмов в Украине;
- несоответствие системы подготовки специалистов современным требованиям киноотрасли;
- необходимость консолидации и сохранения национального кинематографического наследия.
Отлично! Теперь можно перевести с канцелярского языка на человеческий?
Прежде всего в концепции поднимают вопрос, который давно витает в воздухе: хотя изменения в законодательстве и начались еще несколько лет назад, до совершенства ему еще далеко. Нормы не гармонизированы на международном уровне, авторское право как следует не защищено, механизмы и критерии господдержки запутанны и сопровождаются бюрократической волокитой, а некоторые законы (например, о рибейтах) прописаны так, что их применение на практике не представляется возможным. И если на общегосударственном уровне работа еще худо-бедно ведется, то местные администрации участвуют в развитии киноиндустрии спорадически - и реализации государственной политики это не помогает. Что же касается институционализации отрасли, то тут, по мнению авторов, не хватает отдельного ведомства, которое занималось бы исключительно вопросами кино - от его создания до продвижения на международном уровне.
Господдержка кинематографа также требует усовершенствования. Часто качество проектов, получающих госфинансирование, далеко от идеала, а хорошими бокс-офисами могут похвастать единицы - особенно учитывая, что национальным фильмам приходится конкурировать в прокате с условным Голливудом. Государственные киностудии тоже неэффективны, а завлекать зарубежных производителей хоть и реально, но все еще сложно из-за слабой инфраструктуры.
Еще одно проблемное место - промо и дистрибуция, причем как внутриукраинские, так и международные, и не последнюю роль в их ослаблении сыграла пандемия. Да, госсредства на эти цели выделяются (причем цифра с каждым годом растет - в 2018-м на популяризацию национальных фильмов выделили всего 5,5 млн грн, а в 2020-м - почти 29 млн грн), но объемов недостаточно, а формы нужно разнообразить. Отдельной строкой вспомнили и кинотеатры: за последние три года количество кинотеатров в Украине уменьшилось (с 202 в 2018-м до 157 в 2020-м), а кинопоказ в сельской местности и небольших городах практически свернут.
Деятельность кинокомиссий в стране потихоньку развивается, но ключевое слово здесь все еще «потихоньку»: в 2018-2020-м у нас создали всего десять кинокомиссий, а единого органа, который бы их координировал, нет. С кадрами тоже беда: кинообразование устарело и не соответствует требованиям современной индустрии, а его госфинансирование крайне неэффективно.
Ну и, наконец, необходимо решить вопрос кинематографического наследия Украины: сейчас оно раздроблено, несистематизировано и часто недоступно.
Действительно, проблем много. Их предлагают как-то решать?
Да, по каждому пункту в концепции приводится международный опыт, разные практики решения и результативность. Например, законодательство в сфере кинематографии предлагают пересмотреть и проанализировать на предмет эффективности и соответствия современным реалиям, а господдержкой обеспечивать не только продакшен, но и написание сценариев и девелопмент (это происходит и сейчас, но бессистемно и скорее по остаточному принципу - например, через УКФ). В отношении государственных киностудий предлагают провести корпоратизацию (как это уже сделали с Одесской киностудией), а к решению вопросов образования привлечь бизнес, чтобы тот, учитывая собственные кадровые нужды, помог с разработкой учебных программ. Кроме того, до киноотрасли должна наконец добраться диджитализация: даже концепция программы предполагает внедрение единого электронного билета, создание онлайн-кинотеатра национальных фильмов и оцифровку архивов.
Но все это - частности, а в целом концепция предполагает системный и комплексный подход, для реализации которого предлагается создать две новые институции - Украинский институт кино и Государственный фонд фильмов. В ведение первого предлагают отдать вопросы создания национального кинопродукта, а второй будет в ответе за сохранение наследия.
Украинский институт кино? Это что-то вроде Госкино, но с другим названием?
Нет, поэтому его и предлагают создать. Главная загвоздка сейчас в том, что функционал Госкино ограничен устаревшим во многих вопросах законодательством. Как следствие - орган не успевает оперативно реагировать на меняющиеся реалии, отвечать на вызовы и противостоять кризисам. Агентство также не может заниматься институализацией отрасли - у него попросту не хватит на это мощностей и ресурсов. Подразумевается, что у УИК все это будет, но сперва - что и прописано в концепции - нужно подготовить нормативно-правовую базу и учесть как можно больше пожеланий самой отрасли.
Пока предполагается, что основными функциями института станут грантовая и стипендиальная поддержка развития кинематографии, он будет выполнять функции кинокомиссии на общенациональном уровне (а также координировать работу региональных кинокомиссий), а еще бдить, чтобы все-все возможности сотрудничества с международными фондами (например, «Евримаж») использовались максимально эффективно. Госкино, как указывают авторы концепции, в полной мере этого делать не может, поскольку у него не хватает полномочий в области контроля и взаимодействия с иностранными компаниями на предмет инвестиций. При этом агентство никуда не денется и даже усилится: ему хотят увеличить аппарат и пересмотреть основные задачи.
А есть ли в программы более осязаемые планы?
Есть. Если перейти на язык цифр, то к 2025 году с ее помощью в Минкульте хотят на 30% увеличить объемы производства национальных фильмов, на 20% нарастить присутствие украинского (в том числе копродукционного) контента в программах ведущих международных кинофестивалей, привлекать на 20% больше иностранных кинопроизводителей, которые выбирают Украину для съемок своих проектов. Количество украинцев на премьерах национальных фильмов тоже должно увеличиться на 30%.
Звучит оптимистично, но есть ли на это деньги?
Похоже, в полной мере нет, поэтому концепция предполагает не только бюджетные вливания, но и привлечение частных инвестиций - как украинских, так и международных. Конкретные суммы в документе пока не указаны: их намерены определять по ходу разработки каждой конкретной задачи.
Выходит, еще ничего не решено и внести свои предложения может кто угодно?
Именно, но сделать это нужно быстро - срок подачи замечаний и предложений от физических и юридических лиц, а также от их объединений истекает уже на следующей неделе во вторник. После этого Минкульт обещает отчитаться о консультациях с общественностью на своем сайте, а до 1 ноября финальный результат представят Кабмину.
Так что, если вам есть что сказать по поводу озвученных проблем, поторопитесь. И не говорите потом, что ничего об этом не знали.