Для любой отрасли в любых условиях кризис - это испытание на прочность. Кто-то его непременно провалит, а кто-то, воспользовавшись подвернувшимися возможностями, обернет себе на пользу. Пандемия в этом нехитром правиле не исключение: она, безусловно, подкосила многих, но есть и те, для кого события минувшего года станут толчком к развитию.
Если вы следите за новостной повесткой мировой медиаиндустрии (и внимательно читаете наш телеграм-канал), то знаете, что правительство Испании приняло беспрецедентное решение инвестировать в местную киноиндустрию огромные деньги - 1,6 млрд евро в течение ближайших пяти лет. Это, а также интерес глобальных игроков вроде Netflix и Amazon, видящих в стране не только локацию для съемок, но и штаб для покорения европейского рынка, заставляет присмотреться к тому, что там вообще происходит. Испанцы уверены: в ближайшие несколько лет их страна станет передовиком кинопроизводства в Европе, и сегодня мы разберемся, на чем основаны такие амбиции.
Фото - Pablo Blazquez Dominguez - Pool/Getty Images
Господдержки много не бывает
Для начала, пожалуй, стоит подробнее поговорить об инвестиционном плане Spain Audiovisual Hub, который в конце марта озвучил премьер Испании Педро Санчес. Он действительно предусматривает 1,603 млрд евро господдержки для местной киноиндустрии и рассчитан до 2025 года, а его главная цель - увеличение производства на территории страны, привлечение иностранных инвестиций, а также укрепление влияния испанских компаний на международных рынках. Добиваться всего этого планируют в четыре этапа, которые будут финансироваться и осуществляться параллельно. Чтобы все получилось, к плану подключатся не только профильные ведомства вроде министерства культуры, но и все ключевые правительственные учреждения, включая министерство экономики.
Но остановимся на этапах: их, как мы уже говорили, четыре, и каждый расписан довольно подробно - с суммами, которые будут выделяться, и целями, которых необходимо достичь. Самая скромная статья расходов составляет 15 млн евро и предполагает адаптацию и продвижение нужных отрасли исследований. Курировать ее будут национальные Министерства образования и промышленности. Еще 18 млн евро пойдет на упрощение системы международных отношений в аудиовизуальной сфере, а также на устранение бюрократических барьеров. Третий этап предполагает переход компаний на цифровое производство, сбор статистических данных об аудитории и поддержку как испанских компаний на международной арене, так и иностранных производств в Испании. Отвечать за реализацию будет специально созданное Spain Audiovisual Hub Bureau, а бюджет этапа - 240 млн евро.
Самая значительная часть госфинансирования - 1,33 млрд евро - пойдет на изменение системы налоговых льгот. Цель этого этапа - облегчить доступ к финансированию, расширить права на участие в проектах, создать новые направления общественной поддержки отрасли и сократить гендерный разрыв. Для иностранных продюсеров рибейты составят 30% для первого миллиона евро расходов и 25% для последующих расходов на территории Испании. При этом на Канарских островах и в Наварре будут действовать отдельные, более крупные льготы - 50% и 35% соответственно.
Если рекордное вливание денег в кинопроизводство кажется вам несправедливым по отношению к другим отраслям индустрии, то знайте: претендовать на поддержку смогут также создатели телеконтента, цифровые платформы, создатели анимации, видеоигр и визуальных эффектов. Итогом четырех лет будущей работы должен стать рост всех этих производств на территории Испании на 30%.
Фото - en.prothomalo.com
Кризис как повод для роста
Щедрость, с которой государство поддерживает испанскую медиаиндустрию, впечатляет, но в этом есть немалая заслуга самой отрасли. Дело в том, что на нее, по данным Минкульта, приходится уже 3,2% испанского ВВП, а если инвестиции сработают, цифра вырастет еще больше. Кроме того, пандемия и вызванный ею экономический кризис стали причиной глобального пересмотра ранее намеченных стратегий. К примеру, сфера туризма, которая до начала пандемии составляла 12,4% ВВП страны, в течение 2020-го просела до рекордно низкого уровня и теперь лишь слегка превышает 4%. Учитывая все обстоятельства, ждать быстрого восстановления сектора не приходится, поэтому правительство Испании решило сделать ставку на культуру.
И неспроста: по словам премьера страны Педро Санчеса, сегодня «аудиовизуальная индустрия является ключевой с точки зрения занятости и экономики, а также международной проекцией испанской культурной идентичности». Более того, у испаноязычного контента есть существенное преимущество перед остальной Европой: его без лишних вложений можно распространять не только в самой стране, но и почти во всей Латинской Америке.
Впрочем, не пандемией и господдержкой едиными: закрепиться на мировой карте кинопроизводства Испании помог еще и Brexit. Когда Великобритания в 2016 году приняла решение выйти из Евросоюза, глобальные производители контента выказали повышенный интерес к работе в Испании, да так, что в период с 2015-го по 2018-й количество выпущенных здесь сериалов выросло более чем на 50%, а вклад доходов от киноиндустрии в ВВП подскочил с 429 до 655 млн евро. Успех закрепился тем, что в 2018-м стриминг-сервис Netflix принял решение открыть в Мадриде первый европейский производственный филиал, заработавший в 2019-м. Вице-президент Netflix Эрик Баркман по этому поводу говорил, что Испания - страна новаторских идей и телепродуктов и потому зрители от Сан-Себастьяна до столицы Чили Сантьяго, от Торонто до Токио любят фильмы испанского производства. И в общем-то, он прав: один только успех «Бумажного дома» чего стоит.
Вслед за Netflix Испанией интересуются и другие глобальные игроки. В стране работает подразделение Amazon Studios, есть офис HBO, а Viacom International Studios открыла в Мадриде центр по сотрудничеству со своими делегациями в Латинской Америке. Также здесь планируют вести координацию разработок, производство и распространение контента по Европе, Африке и в странах Ближнего Востока.
Словом, предпосылок для постпандемийного роста у испанской киноиндустрии и так в избытке, а рекордная господдержка в итоге вполне может обернуться заоблачным профитом. Так что, если планируете искать партнеров для копродукции, присмотритесь к местным компаниям - испанский опыт нам всем сейчас не помешал бы.