«Я сдавал тест на COVID восемь раз за три недели», - говорит специальный спортивный корреспондент Getty Images Аль Белло (Al Bello), вспоминая, как в августе-сентябре прошлого года снимал теннисный чемпионат US Open. Но если кажется, что Аль жалуется, то это вовсе не так. Наоборот - радуется. Ведь снимать, пусть и с ограничениями, для фотографа-репортажника куда лучше, чем не снимать вообще.
Сложно поверить, но начавшейся в середине марта 2020-го череде локдаунов и карантинов по всей планете - уже год. За это время мир научился жить по-новому. Представители многих специальностей подстроились, перестроились и адаптировались, но некоторым профессиям пришлось сложнее прочих. Профессия фотографа-репортажника - одна из них: она попросту немыслима без событий - и без возможности доступа к ним.
«Я буквально каждый день разговариваю с разными многообещающими фотографами и повторяю им: вы должны через это пройти - не останавливайтесь, продолжайте придумывать новые творческие идеи, даже если придется устроиться на работу, которая выходит за рамки вашей профессии. Я знаю несколько действительно хороших фотографов, которым нужно зарабатывать на жизнь, и они сейчас водят Uber - такова нынешняя реальность», - говорит Аль Белло. Стать водителем такси, конечно, не единственное решение проблемы. А какие еще есть варианты - рассмотрим на примере крупнейшей цифровой медиаплатформы Getty Images и сотрудничающих с ней фотографов.
Портреты в Zoom и тренировки на балконе
«Наша история освещения спортивных событий - это более 25 лет инноваций, но никогда раньше мы не сталкивались с таким вызовом, как сейчас», - говорит Кен Майнардис (Ken Mainardis), старший вице-президент Getty Images по вопросам контента. Как же компания справилась с этим вызовом? В первую очередь - благодаря креативности.
«Нам невероятно повезло, наша команда фотографов - отличные сторителлеры, и они использовали изоляцию как возможность расширить свои творческие границы и найти новые способы снимать интересный контент, - объясняет Кен. - Благодаря хорошим отношениям, сложившимся за долгие годы, наши фотографы - конечно, соблюдая социальную дистанцию - смогли запечатлеть, как спортсмены-профессионалы всего мира адаптировались к тренировкам дома». Так, на платформе Getty, к примеру, появились репортажи о том, как участники сборной Великобритании по академической гребле тренировались в своих садах и на балконах, а триатлонисты совершали заплывы в детских бассейнах на заднем дворе.
Полли Суонн, выступавшая в составе британской сборной по академической гребле на Олимпийских играх, тренируется дома во время локдауна/Photo by Jeff J Mitchell/Getty Images
Расширить рамки доступного контента помогли и технологические инновации. «Как только ввели локдаун и все «переехали» в Zoom, наши фотографы увидели возможность перейти на виртуальную фотографию. Например, мы провели для УЕФА сеанс портретной Zoom-съемки Тибо Куртуа (бельгийский футболист, вратарь испанского клуба «Реал Мадрид» и сборной Бельгии. - MBR). А также запечатлели с помощью виртуальной фотографии несколько цифровых мероприятий. Одно из них - One World: Together At Home Global Citizen, историческое событие мирового масштаба в поддержку медицинских работников и ВОЗ», - вспоминает Майнардис.
Портретная Zoom-фотосессия Тибо Куртуа/Photo by Michael Regan - UEFA/UEFA via Getty Images
Еще одним вектором доступного спортивного контента стал киберспорт. Кстати, по словам Майнардиса, на момент наступления пандемии Getty Images работала над стратегией в отношении киберспорта уже более двух лет, давно определив для себя это направление как область роста. В начале лета-2020 платформа объявила о партнерстве с Polyphony Digital Inc - японской компанией, специализирующейся на разработке видеоигр: Getty выступила как эксклюзивное фотоагентство мировой программы киберспортивных соревнований по гоночной игре Gran Turismo.
К тому же компания стала партнером W Series Esports League, первой официальной женской лиги гоночных симуляторов, а также - партнером чемпионатов по суперпопулярной ролевой игре League of Legends. «Переезд в киберспортивный мир показался мне вполне естественным, - комментирует Кен Майнардис. - У нас есть профессиональные фотографы мирового класса, специализирующиеся на автоспорте, которые теперь могут поделиться своим опытом и снимать увлекательный игровой контент, который мы распространяем среди наших клиентов по всему миру. Мы увидели, что интерес к киберспорту в время локдауна рос по экспоненте, и ожидаем, что эта тенденция сохранится».
Photo by Clive Rose - Gran Turismo/Gran Turismo via Getty Images
Но что же все-таки с «обычным» спортом? Когда соревнования наконец возобновились, фотографам довелось столкнуться со множеством новых ограничений. «Раньше наши фотографы находились в привилегированном положении, в непосредственной близости от места действия - прямо на краю игрового поля, - но в некоторых видах спорта теперь это невозможно из-за соблюдения правила двухметрового расстояния до спортсменов, - рассказывает Кен. - Обратной стороной этих ограничений стало то, что фотографам пришлось проявлять творческий подход и приспосабливаться к съемке с других ракурсов и позиций. Хотя, конечно, нам хочется, чтобы фотографы освещали спорт с лучших ракурсов и на лучшем фоне, новый подход к съемкам придал снимкам другой вид и ощущение. Таким образом, показывая спортивные мероприятия в непривычных ракурсах, эти фотографии становятся не просто репортажами с событий, но и своего рода документами нынешнего странного времени».
Объектив - побольше, от спортсменов - подальше
О том, каково это - снимать спорт в таких условиях, - лучше всех может рассказать тот, кто, собственно, его снимает. «Тесты на COVID, проверки температуры, бесконечное заполнение каких-то форм, постоянное ношение маски» - так описывает нынешние будни спортивного фотографа Аль Белло. По его словам, в прошлом году, к примеру, на матчи НХЛ допускали только одного фотографа (хотя раньше на таких мероприятиях работала целая команда). «У нас было по одному фотографу в каждом городе, где проходили матчи НХЛ, и им пришлось провести 14 дней на карантине в гостиничном номере. Это скучно», - признается Аль. Так же было и на турнирах US Open: по словам Белло, обычно их освещают от восьми до десяти фотокорреспондентов агентства, а тут сам Аль снимал все дневные матчи, а его сменщик - вечерние состязания, и все.
«Нам вообще запрещалось заходить в игровую зону - будь то баскетбольная площадка, бейсбольное или футбольное поле, - даже до начала матча. Фотограф должен быть далеко от спортсменов: на трибунах, вне игровой зоны. Так что это настоящий вызов - доказать, что ты профессионал, способный придумывать новые ракурсы и способы работы. Я сейчас использую действительно мощные телеобъективы и стараюсь изо всех сил», - рассказывает Белло.
Аль Белло (справа) и его напарник Метью Стокман вдвоем освещали весь US Open/Фото - instagram.com/albello55
«Не стану лгать - фрилансерам в спортивной журналистике сейчас приходится очень непросто, - признает Аль Белло. - Причина все в том же ограничении допуска: на мероприятия не аккредитовывают столько фотографов, как раньше. В результате работы почти не остается. И если вы работаете в одном из крупных агентств - как я, - то вам повезло».
Впрочем, даже несмотря на это, Алю тоже пришлось выкручиваться, искать новые темы и подходы. «Я стал помогать команде Getty News, хотя никогда раньше не делал такой контент, - рассказывает он. - Например, снимал фоторепортажи о самостоятельных локдаун-тренировках боксеров, освещал работу фитнес-клубов в режиме карантинных ограничений и нашел много других тематических новостей. Надо уметь адаптироваться».
Гибкость - сестра таланта
Желая поддержать репортажников, в прошлом году платформа Getty Images выделила $40 тыс. на гранты для фотографов, снимавших во время пандемии. Всего выбрали восемь победителей - из Бразилии, Германии, Ирана, Колумбии, Ливана, Италии, Перу и Китая, - каждый получил по $5 тыс. за свой проект. Это стало частью обширной многолетней грантовой программы Getty Images, с момента создания которой уже выделено $1,7 млн на поддержку фотографов и кинематографистов, и участвовать в которой могут желающие со всего мира, включая Украину.
Работа одного из победителей - живущего в Ливане фотографа Диего Ибарры: его объектив запечатлел скорбящих жителей Бейрута после взрыва в порту/Photo by Diego Ibarra Sanchez/Getty Images
Грантовая поддержка - неплохое подспорье в трудные времена. Но все-таки самое полезное качество для фотографа-репортажника в сложных условиях - даже не столько талант, позволяющий выделиться среди прочих, сколько умение быть гибким, способным подстроиться под новые реалии. Так, если для фотографов, специализирующихся на спорте, появились минимальные возможности работать по профилю, то репортажники, освещавшие светскую жизнь, до сих пор остаются не у дел.
Один из них - Артуро Холмс (Arturo Holmes), энтертейнмент-фотограф Getty Images, последние пять лет делавший для агентства fashion- и lifestyle-съемки, репортажи с красных дорожек, разнообразных светских и спортивных событий. И увы, во время пандемии снимать ему стало решительно нечего. Но Артуро не растерялся: в свое время он начинал как уличный фотограф - и теперь вспомнил прошлое. Холмс вышел на улицы родного Нью-Йорка и стал снимать обычных прохожих в необычных карантинных обстоятельствах. «Я вернулся к своим корням. И знаете, это было классно. Я вспомнил, что такое креативность и творчество, - говорит он. - Когда началась пандемия, почувствовал, что просто не могу сидеть в четырех стенах: мне надо выйти на улицу. Это стало своего рода терапией: я хотел не просто снимать - я хотел встречать людей, быть в движении, реализовать свою страсть к искусству. И каждый раз, когда я слышал щелчок своего фотоаппарата, это был тот самый момент - момент самореализации».
Из-за возвращения Артуро к его корням миру на память о странной карантинной весне-2020 остались потрясающие атмосферные фото Нью-Йорка - города, который привык к непрестанному движению, а тут вынужден был замереть. И ровно так же благодаря его коллегам-репортажникам по всей планете, сумевшим проявить креативность и не опустить руки даже в самой сложной ситуации, мировой поток создания фотоконтента в пандемию пусть и замедлился, но не остановился.
Таким увидел карантинный Нью-Йорк Артуро Холмс/Photo by Arturo Holmes/Getty Images