Второй месяц вокруг только и разговоров, что о соцсети Clubhouse: как в нее попасть, для чего, и окажет ли приложение, внезапно ставшее столь хайповой темой, сколько-нибудь существенное влияние на медиарынок? Последнее особенно интересно, поэтому мы, изучив опыт пользователей и прогнозы аналитиков, собрали своего рода FAQ по новой социальной сети.
Немного истории
Приложение Clubhouse, в основе которого лежит обмен голосовыми сообщениями, появилось весной 2020-го. Время было выбрано удачно: пандемия, карантин, люди жаждут общения, но не могут выйти из дома. К концу года, когда платформа набрала около 600 тыс. пользователей, ее рыночная стоимость оценивалась примерно в $100 млн, но уже в январе 2021-го взлетела до $1 млрд. Помогли инвестиции, а также появление Илона Маска в организованном соцсетью клубе The Good Time. За ним последовал Марк Цукерберг. Популярность приложения начала стремительно расти: уже в феврале количество пользователей преодолело отметку 3 млн.
С расширением сети в Clubhouse начали регистрироваться знаменитости разных стран, и Украина не исключение. К примеру, здесь провели эфиры Святослав Вакарчук, экс-замглавы Администрации президента Дмитрий Шимкив и бывший премьер-министр Алексей Гончарук. А радиостанция «Люкс ФМ» первой в нише радио создала комнату в Clubhouse, куда транслирует свой прямой эфир. По данным Sensor Tower, к середине февраля в Украине приложение скачали и установили порядка 77 тыс. пользователей только на устройствах с ОС iOS, и стремительный рост продолжается. «Если 10 тыс. подписчиков в Facebook я набирал лет пять, то в Clubhouse 10 тыс. подписчиков получилось набрать за пять дней, - рассказал изданию ain.ua сооснователь агентства banda Павел Вржещ. - И сейчас по подписчикам мой Clubhouse уже обгоняет Telegram».
Что дает Clubhouse
Во-первых, живое общение. Не переписка, не смайлики, а реальные голоса. Есть ли у вас возможность бесплатно «пообщаться» с Илоном Маском? Или с любимым певцом? Актером? В Clubhouse есть клубы сценаристов, писателей, айтишников - сообщества на самые разные темы, в том числе образовательные - например, клубы изучения иностранного языка. К слову, «клубы» - это сообщества пользователей, интересующихся определенной темой. А есть «комнаты» (аналог «комнат» в Facebook), то есть беседы, проходящие в прямом эфире. Комнаты могут создавать вне клуба, и тогда к ним может присоединиться любой желающий, а внутренние комнаты клубов открыты лишь для членов сообщества.
Второе преимущество - в доступности: через интернет в любом месте в любое время. Вы можете завтракать, находиться в транспорте или на утренней пробежке - и спокойно слушать беседу через наушники.
В-третьих, Clubhouse дает чувство сопричастности: общение в кругу единомышленников, исключительно по вашим интересам. А если вам интересен конкретный человек, то, подписавшись на него, вы будете видеть и его комнаты. И никакой рекламы. Никакого казино, навязчивых игр, с которыми вы «забудете о сне», призывов заработать миллион и прочего треша.
Как попасть в Clubhouse
В настоящее время сеть официально работает исключительно в iOS, однако бывший разработчик версии «ВКонтакте» для Android Григорий Клюшников создал приложение Clubhouse для Android и разместил на GitHub. Так что все, кому не терпится, могут пробовать.
Но кроме установки необходимо еще и приглашение (инвайт) от действующего пользователя Clubhouse. Впрочем, и тут нашли обходной путь - в интернете есть форумы, где можно совершенно бесплатно получить приглашение, но при этом вы обязуетесь и сами пригласить двух человек (каждому дают всего два инвайта) из списка, а не тех, кого захотите. И даже больше: сегодня инвайт можно... купить на OLX.
Итак, нужно скачать приложение, принять приглашение, и - вуаля! - вы в сети. Далее заполняете свой профиль, в процессе чего отмечаете интересы из множества предложенных тем, например «кино» и «музыка». Как только настройка профиля окончена, на основании выбранных интересов вам предложат комнаты или клубы. Вы можете создать комнату самостоятельно, тогда приглашение войти в нее получат те, кто подписан на вас. Едва подписчики примут приглашение, о комнате узнают и их подписчики.
Вы можете входить в чужие комнаты, слушать, что там говорят, - и, если вам разрешат, говорить сами. Почему требуется разрешение, сейчас расскажем.
Модерация
Поскольку Clubhouse - это сеть обмена аудио, логично, что для модерации весь контент нужно слушать. А это трудоемко и сложно. В каждой комнате есть свой модератор, спикеры и слушатели. Все как на типичной конференции: спикеры - а это обычно известные люди в своей сфере - говорят, а модератор модерирует. Если вы слушатель, так просто заговорить на публику не получится. Взять слово можно, только если вы попросите и модератор разрешит.
Интересно, что есть комнаты, где никто ничего не говорит. По всей видимости, они созданы для того, чтобы фолловить друг друга. То есть пользователи с небольшим количеством подписчиков пытаются набить базу.
Перемотать дискуссию нельзя. Также правилами категорически запрещено записывать беседы и выкладывать их где-либо. И тут возникает вопрос о безопасности данных.
Конфиденциальность
Речь о том, что все, что вы скажете, могут использовать в суде в новостных материалах, постах или тренингах. Иначе говоря, в публичной плоскости. Ведь, хотя это и запрещено, ничто не мешает положить у динамика диктофон и сделать запись.
Более того, если ранее в руководстве сети заявляли, что работают над предотвращением краж персональных данных пользователей, а также их разговоров в комнатах, то хакеры быстро доказали, что аудиостримы с платформы вообще можно ретранслировать. Но вернемся к записи. Джине Карано хватило пары текстовых постов, чтобы Disney и Lucasfilm уволили ее из сериала «Мандалорец». А за час беседы можно легко оговориться на пару увольнений. Дело может быть даже не в том, что вы сказали, а как восприняли это отдельные слушатели. Последних, к слову, может быть до пяти тысяч. Представьте, что сами вы запись не сделали - то есть нет доказательств, что говорили, а что нет, а нехороший человек записал и выдернул слова из контекста…
Пока, к счастью, громких скандалов такого рода не было. Но ведь и про Facebook когда-то думали, что сеть не передает данные третьим лицам.
Бан
Если вы сильно кому-то не понравились, дело может дойти до блокировки вашего профиля. Чтобы попасть под запрет, достаточно, чтобы на вас начали массово жаловаться (но сколько именно составляет «массово», никто точно не знает). Восстановить же профиль на данный момент нереально, а как иначе обойти бан, неизвестно. Вдобавок есть подозрение, что бан «прилетает» автоматически, то есть блокировку осуществляют не модераторы, а алгоритм. Чтобы оказаться в бане, необязательно вытворять нечто несусветное: достаточно, например, быть российским пропагандистом Владимиром Соловьевым.
Можно ли заработать
Да. Некоторые компании платят популярным пользователям за организацию комнат и проведение эфиров. Чем больше подписчиков - тем больше пользователей придут в комнату, а модератор получит больше денег. В некоторых случаях за модерирование могут платить около $1 тыс. в час.
Еще более крутой вариант для рекламодателя - когда есть и «свой» модератор, и спикеры, модерирующие другие комнаты с большим количеством подписчиков. Это стратегия win-win. Но услуги модератора и спикеров обойдутся еще дороже.
В основном модераторы и спикеры - это популярные блогеры. Те, у которых уже есть своя аудитория, а Clubhouse используется как площадка для раскрутки и создания новых форматов общения. Впрочем, брендам может быть интересна и сама аудитория соцсети - активная, молодая, платежеспособная и интересующаяся инновациями.
В целом возможные варианты заработать можно разделить на четыре категории:
- брендирование - сам бренд упоминается в названии или описании комнаты/клуба;
- спонсорские упоминания - когда модератор или спикеры посреди беседы называют компанию;
- платные модераторы/спикеры - то, о чем мы писали выше;
- приглашение людей непосредственно от брендов - из топ-менеджмента, например.
В конце концов, иногда можно увидеть предложения по «профессиональному» заполнению профиля в сети Clubhouse. Не за бесплатно, естественно.
А как зарабатывает Clubhouse?
Любой бизнес - если это действительно бизнес - ориентируется на прибыль. Поэтому у многих сразу же возник вопрос: если нет прямой рекламы, как и на чем зарабатывает Clubhouse? Скажем прямо, что приносит доход сети, кроме внешних инвестиций, в настоящий момент неизвестно. Ведь бренды и спонсоры платят модераторам и/или спикерам. Но все равно это люди, не связанные с менеджментом соцсети.
Есть вероятность, что реклама появится позже. Тем более что при подключении сеть запрашивает информацию о сопряженных устройствах. Логично, что это может использоваться исключительно для того, чтобы, например, перенаправить через Wi-Fi выход звука на телевизор или колонку. Но есть и те, кто предполагает, что таким образом сеть собирает информацию для создания профилей о том, кто, какие и как часто использует устройства.
Не Clubhouse единым
Сейчас соцсеть, как говорится, на хайпе. Но ниша выглядит очень привлекательной, и достоверно известно, что Facebook уже работает над созданием конкурента: рабочее название сервиса - Fireside. Не сидят сложа руки и в сети Twitter, которая начала тестирование похожей на Clubhouse звуковой платформы Spaces еще в конце 2020-го. Можно предположить, что в ближайшее время «аудиофишки» появятся у многих соцсетей, ведь им не нужно запускаться с нуля, а лишь создать и встроить дополнительный функционал.
Clubhouse и подкасты
Когда начался ажиотаж вокруг Clubhouse, одни говорили: «Что здесь нового? Это же обычные голосовые сообщения. Нечто наподобие «раций» Zello». Другие говорили, что голос - как раз то, за чем все соскучились, обмениваясь преимущественно текстовыми сообщениями. А третьи задумались: какое влияние Clubhouse окажет на подкасты? Ведь, по сути, как и с подкастами, Clubhouse дает возможность слушать чьи-то беседы.
Влияние, конечно же, будет. И пока сложно сказать, какое именно. Но похоже на то, что Clubhouse окажется симбионтом, в итоге обеспечив мирное сосуществование двух ниш, а не истребление подкастов.
Первопричиной можно назвать такой нюанс: в случае с подкастами или радиоэфиром слушатели, не разделяющие точку зрения спикера, пишут комментарии, но чаще всего не забрасывают канал, потому что тема интересна, а спикеры часто меняются.
С Clubhouse куда большей кажется вероятность того, что неудовлетворенный слушатель просто покинет комнату (по-английски или высказав свое мнение с разрешения модератора, что крайне редко) и больше в нее не вернется.
Здесь же стоит обратить внимание, что производство подкастов - это процесс, направленный на повышение качества контента: сбор информации, аналитика, проведение интервью, монтаж, саунд-дизайн и т. д. В Clubhouse такого нет. По крайней мере пока. Все обсуждают как бы на ходу, прямо сейчас, без возможности вырезать «воду». А преобладающее большинство слушателей просто слушают: не задают вопросов, не получают дополнительных преимуществ, чтобы оказывать кардинальное влияние на ход беседы.
Иначе говоря, зачем отказываться от подкастов, если «альтернатива» не дает новых возможностей?
Вот с конференциями другое дело. Иногда их посещение стоит ощутимых денег и требует поездки/перелета. А что мешает организатору устроить комнату в Clubhouse и взять со слушателей меньше денег? Ровным счетом ничего. Тем более что спикеры могут быть абсолютно теми же. Можно, впрочем, сказать, что и Zoom дает те же возможности… Но люди всегда пробуют нечто новое.
Тем не менее пока что все это - не более чем гадание на кофейной гуще. Остается ждать. Кстати, аналитиков, предрекающих Clubhouse скорое забвение, когда пользователи «наиграются», тоже немало.