Весь прошлый год большинство людей в мире училось жить по-новому: пандемия многим спутала карты, заставив придумывать новые правила игры и свежие форматы для давно привычных вещей и явлений. Вряд ли нужно напоминать, что одной из самых пострадавших отраслей в бесконечном марафоне карантинов и локдаунов оказалась медиаиндустрия, в особенности ее киноответвление. И если о полноценном восстановлении кинотеатрального проката говорить пока рано, то фестивальный сегмент изо всех сил пытается встать на по-новому проложенные рельсы.
Первопроходцем направления в 2021 году станет Берлинале - единственный из крупных форумов, проскочивших до начала пандемии в 2020-м. Кинофестиваль, который традиционно проходит в феврале, не смог обойтись без переносов дат и смены формата, но его основные активности все же стартуют 1 марта. Ну а поскольку времени до весны осталось всего ничего, сегодня мы поговорим о том, чего ждать от 71-го Берлинале, каким он будет и как его организаторы решили проблему массовых премьер в разгар пандемии.
Разделен, но не сломлен
Фото - theconversation.com
Первое, о чем нужно вспомнить, - это решение оргкомитета разбить фестиваль на две части и разнести их во времени. Собственно, 1 марта стартует лишь первая, индустриальная часть мероприятия, а вторую, зрительскую, придется подождать до лета - точнее, до 9 июня.
Несмотря на то что все офлайн-активности и торжественное вручение призов оставили на лето, начало весны тоже обещает быть жарким: кроме закрытых показов, на которых с картинами-участницами основного конкурса познакомится жюри, в эти же даты состоятся Берлинский рынок копродукции (Berlinale Co-Production Market), программы Berlinale Talents и World Cinema Fund, а также традиционный спутник кинофестиваля European Film Market. Победителей в различных секциях Берлинале (в том числе и Generation 14plus, к которой у украинской аудитории в этом году особый интерес - из-за участия в конкурсе ленты Катерины Горностай «Стоп-Земля») тоже выберут в марте, а в июне фильмы-триумфаторы представят зрителям - как в кинотеатрах, так и на открытых площадках, а их создателям раздадут положенные призы.
Объясняя решение провести Берлинале в несколько этапов, исполнительный директор смотра Мариэтт Ризенбек отмечала, что в первую очередь оно вызвано нуждами индустрии: собрать зрителей в залах сейчас не позволяет эпидемиологическая обстановка, но правила функционирования кинорынка никто не отменял, поэтому его нужно было провести в первом квартале года. «В конце ноября мы поняли, что провести Берлинале в традиционном формате не получится. Карло (Шатриан, худрук фестиваля. - MBR) к тому моменту отсмотрел несколько интересных фильмов, создатели которых искали возможности показать свои проекты публике. Мы почувствовали, что должны дать им такой шанс, но при этом возникла необходимость продумать, как именно это сделать. Очевидно, что самой ранней датой стало начало лета. На тот момент Канны были запланированы на май, так что мы понимали, что рынок начнет функционировать», - поделилась Ризенбек.
К слову, членам жюри, которое состоит из шестерых режиссеров-победителей Берлинале прошлых лет, не придется ждать лета, чтобы увидеть фильмы основного конкурса на большом экране. Специально для них организаторы предусмотрели возможность кинотеатральных показов. «Для нас важно, чтобы члены жюри не только смотрели фильм в одном зале, но и имели возможность обсудить его лицом к лицу. Мы не против современных технологий, но речь идет о совсем других видах работы и взаимодействия. Для нас это очевидно. Кроме того, у нас есть поддержка местных властей, так что гости смогут прилететь в страну и смотреть кино в закрытом кинотеатре», - заявил Карло Шатриан.
Без стримингов и студий, но с потенциальными хитами
Фото - twitter.com/berlinale
Составляя программу фестиваля в период пандемии, организаторы предсказуемо столкнулись со множеством трудностей. Например, в этом году среди конкурсантов нет релизов от крупных студий вроде Disney или Warner Bros. По словам Шатриана, это случилось из-за отсутствия упорядоченности в графиках премьер. «Берлинале и студии связывает долгая история. Фестиваль традиционно предоставлял им площадку для демонстрации проектов, но это работало только тогда, когда все театральные релизы были запланированы и расписаны. Сейчас речь об этом не идет. Мы участвуем во множестве дискуссий и обсуждаем возможность переноса некоторых дат на лето, но крупные студии продолжают откладывать премьеры, так что демонстрация таких картин в марте попросту невозможна», - объяснил он.
Кроме того, за бортом оказались стриминг-сервисы, но здесь препятствием стал наградной сезон. Худрук Берлинале признался, что представители фестиваля вели переговоры с площадками, но новые даты зрительской части смотра последних не устроили, поскольку они прежде всего нацелены на «Оскар», церемония которого состоится в апреле.
Это, впрочем, вовсе не значит, что пострадало качество программы Берлинале. В этом году в основном конкурсе участвуют 15 картин из 16 стран (в 2020-м фильмов было 18), и этого, по мнению Шатриана, вполне достаточно - особенно учитывая, что показывать их жюри будут в течение всего пяти дней. Среди конкурсантов - завсегдатай смотра Хон Сан Су с новой картиной «Вступление», обладательница премии Европейской киноакадемии за лучший сценарий и режиссер фильма «Портрет девушки в огне» Селин Скьямма с работой «Маленькая мама», а также звезда «Бесславных ублюдков» Даниэль Брюль с режиссерским дебютом под названием «Рядом». С полной программой можно ознакомиться здесь.
Дистрибуция по-новому
Фото - berlinale.de/Palace Cinemas/Kino Melbourne
Директор Берлинале Мариэтт Ризенбек лишь вскользь упоминала о том, что European Film Market важно провести в начале года, а глава кинорынка Дэннис Рух дал этому более подробное объяснение: «Поскольку EFM является важной составляющей мировой киноиндустрии и включен в одну экосистему с такими событиями, как Marché du Film и Американский кинорынок, мы не могли перенести его на более поздние сроки».
Учитывая пандемийные реалии, основная часть мероприятий рынка пройдет в онлайн-формате, но без сюрпризов в этой части тоже не обошлось. В начале февраля организаторы презентовали новую программу под названием EFM Goes Global и в ее рамках обещают провести живые кинопоказы за пределами Европы: участники смогут посмотреть на большом экране фильмы из официального отбора Берлинского кинофестиваля. Городов, в которых будут организованы показы, всего четыре: Токио, Мельбурн, Сан-Паулу и Мехико. А логика их выбора объясняется тем, что именно там сконцентрировано значительное число национальных прокатных компаний. «Если дистрибуторы не смогут посетить Берлин в этом году, мы сами привезем им фильмы и представим их в том формате, под который они были созданы: на большом экране. Задачей EFM Goes Global является поддержка международного продвижения картин, отобранных на Берлинале. Эта инициатива также позволяет небольшим прокатным компаниям за пределами Европы принять полноценное участие в рынке. Кроме того, новая программа способствует большей устойчивости прокатного бизнеса в условиях ограничений авиаперелетов», - объяснил инициативу Рух.
Что же до онлайн-показов, то на специальной платформе EFM зарегистрированным пользователям будут доступны не только проекты-участники рынка, но и ленты, вошедшие в программу Берлинского кинофестиваля. А чтобы зрителям со всего мира было удобно следить за премьерами, организаторы разработали графики для каждого часового пояса, и начать просмотр любой картины можно будет в течение 120 минут со старта сеанса. Также не забывайте, что EFM ценен не только кинопоказами - в его рамках под эгидой EFM Industry Sessions традиционно пройдут многочисленные дискуссии и конференции, следить за которыми тоже можно будет онлайн.
Украина на EFM
Фото - Film Industry Association of Ukraine
Ежегодно на Европейском кинорынке работает Украинский национальный стенд, организованный индустрией при поддержке Госкино. И 2021-й исключением не станет, хотя промотирование отечественных фильмов пройдет в онлайн-формате. Как сообщили организаторы (Ассоциация киноиндустрии Украины при участии Украинской киноассоциации, Украинской киноакадемии и других профессиональных союзов), на национальном онлайн-стенде будет размещена информация о преимуществах съемок в Украине (в частности, о введении кэш-рибейтов, налоговых льготах и т.п.), привлекательных локациях и возможностях для реализации совместных проектов. Основная деятельность стенда нацелена на продвижение украинских национальных фильмов на международный кинорынок и налаживание сотрудничества с иностранными партнерами. Уже традиционно главным слоганом стенда станет UkraineIsYourDestination.
В профиле стенда на EFM производители смогут разместить информацию об украинских национальных фильмах - трейлеры, постеры и общие данные о лентах. Для этого нужно заполнить онлайн-форму, добавить ссылку для загрузки постера, а также создать или обновить страницу о соответствующем фильме на платформе DzygaMDB. Информация в профиле может содержать трейлер ленты (при наличии) - эта ссылка будет добавлена к профилю фильма на стенде. Дедлайн подачи - 24 февраля.
Также организаторы сообщают, что в рамках Украинского стенда будет работать координационный центр, в режиме онлайн отвечающий на запросы посетителей, помогающий с поиском украинских партнеров и координирующий организацию встреч. И напоминают, что есть возможность проведения рыночных показов украинских фильмов по сниженному тарифу от Украинского национального стенда. Зарегистрироваться для участия в рынке, чтобы получить доступ к базе участников EFM, можно здесь.
Пока трудно сказать, насколько эффективным окажется новый формат проведения больших международных кинофестивалей, но сам факт оживления в сегменте не может не радовать. Ну и, разумеется, никто не отменяет наших надежд на то, что когда-нибудь пандемия закончится, а организаторам смотров больше не придется проявлять чудеса изобретательности.