Нельзя сказать, что веб-сериалы - совсем уж новое и неизвестное для Украины направление: экспериментами в этом жанре успели отметиться как крупные игроки (Общественное, StarLightMedia и - причем не единожды - «Мамахохотала»), так и небольшие продакшены. Но полноценно занять нишу на нашем рынке веб-сериалам пока не удалось. Возможно, с выходом двенадцатисерийки 1+1 media «Секс, Инста и ЗНО» ситуация изменится, и созданный исключительно для диджитал-площадок сериал привлечет внимание производителей к жанру. А если так - им наверняка пригодятся советы бывалых создателей веб-сериалов.
Один из таких - Роман Розенгурт, сценарист, лектор школы 1+1 Media School и сооснователь (вместе с Анной Розенгурт) продакшена Caffeine Film Production, который специализируется на веб-сериалах. Проекты Романа - Speech!ess, 150 KG, Deviant Science и другие - отмечены международными наградами, некоторые представлены на Amazon Prime. Специально для MBR Розенгурт написал колонку, в которой рассказывает об особенностях производства веб-сериалов и делится опытом.
***
Что же такое этот веб-сериал?
Веб-сериал сам по себе не является отдельным жанром, и можно сказать, что от обычного сериала его отличает форма подачи и аудитория. Но есть несколько параметров, по которым можно обнаружить этого зверя:
Место обитания. Всевозможные веб-площадки: YouTube, Instagram, TikTok и т. д. Само название «веб-сериал» предполагает, что трансляция продукта происходит не на ТВ, а в интернете.
Хронометраж. Обычно веб-сериал - некрупное животное, размер зависит от площадки обитания. На Instagram или TikTok - эпизод может быть меньше минуты. На YouTube, Vimeo, Facebook - уже покрупнее, от 2 до 10 минут. Бывают исключения в виде пятнадцатиминутных серий, но они довольно редки.
Нишевость. Веб-сериалы поглощают внимание специфической узкой аудитории, тогда как ТВ-сериалы предполагают большой охват и более широкую аудиторию.
Классификация веб-сериалов
В зависимости от цели и способа монетизации можно выделить несколько видов веб-сериалов:
Премиальный - контент ради контента. Это независимые веб-сериалы, которые монетизируются от просмотров на платформе, или же просмотр доступен по премиум-подписке. Зритель платит либо своим вниманием, либо кровными. Пожалуй, самый известный - с кучей неофициальных подражателей и официальных адаптаций - французский сериал «Короче» (Bref).
Рекламный или брендированный. Такой веб-сериал заказывается некой коммерческой организацией с целью продвижения себя, своего продукта и т. д. Это вариант непрямой рекламы, когда компания заказчика интегрируется в сериал через product placement, предоставленную характерную локацию или в виде лого. Довольно часто такой контент компания эксклюзивно размещает у себя на страничке. Примеры: Falling for You (Target), «Марго против Лили» (Nike), 1968.DIGITAL («Альфа-Банк»), «Міксер» (Comfy), «Вільні гроші» («Фридом Финанс Украина»), «Выжившие» (ТРЦ «Проспект»).
Социальный - в отличие от рекламного заказывается некоммерческими организациями. Их цель - достучаться и донести до внимания аудитории определенный социальный месседж. Примеры: 5baksiv.net, Eva.stories.
Отдельно идут всевозможные приквелы, сиквелы и спин-оффы телевизионных сериалов, задача которых - сохранить внимание аудитории определенного проекта. Пример: 4 веб-сериала по «Ходячим мертвецам», «Укротители духов» (спин-офф к «Сверхъестественному»). Этот вид мало распространен на постсоветской территории, зато хорошо действует на Западе.
Финансирование и монетизация
Где же деньги? История финансирования каждого сериала сама по себе может стать основой для сериала. Но в целом источники финансирования зависят от типа проекта: это могут быть спонсоры, бренды, маркетинговые агентства (в случае с брендироваными сериалами), государство, фонды, меценаты (в случае социальных сериалов), телеканалы или платформы для спин-оффов. Сложнее всего обстоят дела с финансированием премиального контента. Часто это делается на собственные средства создателей с целью быть замеченным, предложить сериал крупным игрокам или как просто творческая реализация. За определенный процент прав могут подключаться инвесторы. Ну и всегда остается опция краудфандинга на платформах вроде Kickstarter и Indiegogo.
Соответственно, монетизация веб-сериала может быть либо на стадии производства, когда деньги выделяются до съемок и продакшен зарабатывает production fee, либо после съемок. Пожалуй, монетизация готового сериала - самая сложная часть процесса. В идеале стоит подключить к этому дистрибуторскую компанию.
Виды монетизации:
- Продажа лицензии или формата платформам, каналам, сайтам. Идеальная схема, ведь продать один сериал можно много раз. Но это и самая сложная схема. Как думаете, сколько контента предлагают ежедневно, например, сервису Netflix?
- Sharing revenue. Платформы публикуют у себя веб-сериал, берут деньги за его просмотр, либо за рекламу во время просмотра, либо за подписку и выплачивают создателям часть доходов. Так работает, например, Amazon Prime. Доходов с этого, как правило, немного, но можно набрать сотню платформ и собирать буквально с миру по нитке.
- Монетизация на YouTube. Если зритель нажимает на рекламный баннер или на рекламный ролик в начале видео, то рекламодатель платит за это площадке, а YouTube отдает половину создателям видео. Вроде бы самый очевидный способ, его пытаются реализовать миллионы людей по всему миру - но, как правило, не очень успешно. Стоимость рекламы зависит от страны, в которой залили видео. В Украине стоимость рекламы раз в десять меньше, чем в той же Америке. Поэтому, чтобы как-то заработать на видео, нужны миллионные просмотры. Чтобы добиться миллионных просмотров, видео нужно раскручивать, каким бы гениальным оно ни было. А раскрутка стоит денег. Иногда имеет смысл вложить в раскрутку больше, чем в производство, а зарабатывать уже на следующих сезонах. Или нет. Видеобизнес - штука рисковая.
Но что важнее всех схем, типов, способов монетизации и других штук - это сценарий. Видео должно быть интересным, иначе его быстро переключат на другое: искать не нужно, оно само в углу выпрыгивает. Поэтому давайте сосредоточимся на драматургии веб-сериалов.
Особенности драматургии веб-сериалов
Основы драматургии неизменны, будь то анекдот или «Игра престолов». Дедушка Аристотель говорил, что у истории должны быть начало, середина и - вот неожиданность! - конец. Причем вовсе не обязательно в таком порядке. Конечно же, обязан быть герой, у которого должна возникнуть проблема, появиться цель - ложная или настоящая, которая приведет его к равновесию. Хороший герой имеет мотивацию для достижения цели, препятствия на пути и антагониста (тоже со своей мотивацией, целью и преградами). Антагонист - необязательно одушевленный. Это может быть природа, общество или сам герой со своим внутренним конфликтом. В учебниках есть еще много чего, но вышеперечисленного в принципе достаточно для крепкой истории. Впрочем, характерные отличия веб-сериалов привносят в стандартную драматургию некоторые особенности.
10 заповедей драматургии веб-сериалов
1. Не убий время. Действие должно захватывать сразу, времени на долгую экспозицию нет. Если в течение 10 секунд не удержать внимание зрителя - он переключится на другое видео.
2. Не нагоняй тоску. Все должно быть динамично, на атмосферные сцены почти нет времени.
3. Не произноси лишнего. Больше действий, меньше слов. Веб-сериалы удобны для международной дистрибуции. Если слишком много слов - иностранному зрителю будет тяжело читать субтитры. Да и не все можно адекватно перевести.
4. Прелюбодействуй. В отличие от ТВ-сериалов в интернете можно снимать и про секс, и про кровь, и про политику. Но в меру. Так как у YouTube и других платформ есть свои правила, которые нужно учитывать, чтобы не заблокировали на взлете.
5. Почитай отца, мать и своего зрителя. Пиши о том, что знаешь, или о том, что тебя волнует. Зритель сразу почувствует фальшь или незнание материала. Это не телевизионный сериал, который слушают в процессе приготовления ужина.
6. Не возжелай бюджета как у большого сериала. Веб-сериалы обычно малобюджетные, и это нужно учитывать при написании. Иди и вычеркни вертолет, который врезается в динозавра, пожирающего Биг-Бен.
7. Не укради. Аудитория веб-сериалов, скорее всего, насмотренная, и, если попробуешь стащить прикольную идею из малоизвестного сериала, первый же комментарий наверняка будет именно об этом.
8. Не сотвори кумира, но сотвори аудиторию. Если это не заказанный веб-сериал - ты сам решаешь, кто твои зрители. Не нужно прогибаться под продюсеров, не нужно закрывать эфирный слот, не нужно избегать табуированных на телевидении тем и тщательно цензурироваться. В этом состоит свобода творцов и зрителей, грех ею не воспользоваться.
9. Не усложняй арку персонажа. Арка - базовое понятие драматургии, описывает, как меняется персонаж на протяжении истории. Нужно помнить, что не во всех жанрах и форматах - например, в ситкомах, как правило, не меняется. В веб-сериалах, за редкими исключениями, персонаж тоже не меняется. Большой шанс, что зритель начнет смотреть продукт не последовательно с первой серии, а с середины, с серии, которую расшарил его знакомый. В таком случае он не знает, каким персонаж был и каким стал. Поэтому герой должен быть максимально понятным для зрителя в любой момент веб-сериала.
10. Получилось не 10 заповедей, а девять. А вот и десятая - нарушай правила. Ломай стереотипы, переворачивай киноштампы. Где еще это делать, как не в веб-сериалах?