«SVoD-сервисы меняют концепцию копродакшенов. Готовится сдвиг на рынке, когда продюсеры и SVoD-платформы будут стремиться к тому, чтобы оставить права на контент только себе» - об этом свидетельствует ряд исследований, общий обзор которых главный редактор авторитетного международного издания о медиа C21 Media Эд Воллер представил в рамках международного медиафорума KYIV MEDIA WEEK.
Последние тенденции указывают на то, что (по данным O&O) мировой рынок телеконтента продолжает увеличиваться - равно как и мировой рынок локального производства. И в ближайшее время - по крайней мере пять лет - рост продолжится. Что касается мирового рынка телеконтента в целом, то он увеличивается на 5% ежегодно: если начать считать с 2016-го, то к 2025 году объем вырастет со $197 млрд до $306 млрд. А в сегменте исключительно локального – с $94 млрд в 2015-м до $143 млрд в 2025 году.
Локальный контент фрагментирует аудиторию, что, очевидно, приводит к некоторому ее сокращению. При этом телеканалы хотят обязательно владеть правами на созданный контент, а не просто использовать их, что позволяет лицензировать проект для мультиплатформенной дистрибуции и значительно расширить аудиторию в целом. Речь идет как о готовых сериалах и телешоу, так и форматах, которые можно продать за рубеж.
Отдельно Воллер отметил спад спроса на американский контент – во многих странах в прайме его вытеснил локально произведенный (об этом же, кстати, говорил во время своей лекции и Александр Роднянский). Тайтлы производства США стали восприниматься как нечто дорогостоящее, неэксклюзивное и нишевое. Все чаще отмечается излишняя «американизация» американского контента, в результате чего сокращается его потенциал на международном рынке дистрибуции.
Поскольку количество ОТТ- и SVoD-сервисов в мире увеличивается, а их популярность растет, платформы видео по запросу постепенно наращивают объемы создания оригинального контента и часто обращаются с предложениями о копродакшене к телеканалам, когда речь идет о производстве локального проекта с международным потенциалом. В таком случае SVoD-сервисы оказываются перед выбором – наращивать базу лучших тайтлов, но не на эксклюзивных правах, либо же точечно наполнять библиотеки контентом, который принадлежит только им. А именно последнего им и хочется, поскольку рамки окон дистрибуции сильно размываются и операторы сервисов видео по запросу хотели бы, чтобы срок эксклюзивных прав был как можно более длительным. Крупные же американские медиаконгломераты и некоторые европейские телеканалы (например, норвежская общественная корпорация NRK) вообще стараются оставлять дистрибуцию своих проектов в сегменте онлайн на собственных D2C-платформах.
Американский рынок находится в ожидании выхода SVoD-услуги Disney+, что может перераспределить смотрение и создать отток абонентов международного ОТТ-лидера Netflix. Но при этом в Европе вещатели традиционного телевидения продолжают объединяться в альянсы с целью увеличения количества копродакшенов и запуска совместных ОТТ-платформ в противовес американским. Пример тому - Nordvision (вещатели DR (Дания), SVT (Швеция), NRK (Норвегия), YLE (Финляндия) и RUV (Исландия) и The Alliance (France Television (Франция), ZDF (Германия) и Rai TV (Италия).
Еще одна тенденция - общемировое старение аудитории. По данным Всемирной организации здоровья, процент населения от 60 лет и старше увеличится с 12% в 2015 году до 22% в 2050-м. И уже в следующем году населения 60+ будет больше, чем детей до 5 лет. А ведь жители старше 55 лет - основная аудитория телеканалов, поскольку наименее подвержена переходу на альтернативные платформы видеоконтента. Соответственно, больше людей – больше спрос.