Запрет вещания российских телеканалов и трансляции большого количества российского контента, отключение аналогового эфирного сигнала, квоты на украинский язык в телеэфире, взлет и падение рекламного рынка, смена зрительских предпочтений и лидеров телесмотрения, бурное развитие собственного производства, введение платы за ретрансляцию операторами платного ТВ телеканалов медиагрупп… За последнее десятилетие украинский телевизионный рынок пережил немало кардинальных изменений. В этом материале мы вспомним, как менялись предпочтения украинцев как с точки зрения внимания к телеканалам, так и с точки зрения способов их приема. Ну и, конечно же, поговорим немного о главном финансовом драйвере телевизионного рынка – рекламе.
Восхождение «Украины» (и падение «Интера»)
Многие годы украинский телевизионный рынок жил в парадигме «лидеры», «каналы второго эшелона» и «прочая мелочь». Безусловных лидеров было два – «Интер» и «1+1», которые на значительное количество рейтинговых пунктов опережали своих ближайших конкурентов и были фактически недостижимы для преследователей. «Второй эшелон» был сформирован каналами, входящими сегодня в состав группы StarLightMedia (ICTV, СТБ, «Новый»), каналами «Украина» и НТН, ну и с определенной натяжкой – несколькими другими вещателями, как, к примеру, К1 и ТЕТ. Такая ситуация была характерна для 2000-х годов. При этом прослеживалась тенденция к сокращению разрыва между каналами «первого» и «второго» эшелонов. В 2010 году «Интер» все еще продолжал занимать лидирующую позицию как по общей аудитории (4+, вся Украина), так и по коммерческой (18-54, 50 тыс.+). А вот канал «1+1», хоть и держался уверенно на второй строчке по общей аудитории, все же по аудитории коммерческой давно утратил статус канала «первого эшелона», пропустив перед собой «СТБ», «Новый» и ICTV.
По общей аудитории 10 лет назад в десятку наиболее популярных среди украинской аудитории каналов входили государственный «Перший національний» (позже переформатированный в общественный канал «UA: Перший»), а также российский «Первый канал». Достаточно сильными были позиции входящих в группу «Интер» каналов НТН и К1, а также входящего в группу «Плюсов» канала ТЕТ. При этом достаточно скромными были показатели ныне «седьмой кнопки страны» – канала «2+2» (в 2010 году его обгонял даже информационный «5 канал»). Ну а популярного в настоящее время среди молодежной аудитории «НЛО-TV» еще даже на горизонте не было.
В общем, ситуация с ТОП-15 каналов по общей аудитории в 2010-2014 годах была более чем стабильной в верхней части списка: тройка лидеров оставалась долгое время неизменной – «Интер», «1+1» и «Украина». В списке регулярно были и государственный «Первый национальный», и информационный «5 канал», и российский «Первый канал» (последний – до 2014 года, когда вещание российских каналов было запрещено на законодательном уровне в связи с агрессией России против Украины).
ТОП-15 каналов в Украине в 2010-2014 гг., ауд. 4+, вся Украина
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||||
1 |
Інтер |
18,19 |
Інтер |
16,23 |
Інтер |
15,88 |
Інтер |
14,11 |
Інтер |
14,05 |
2 |
1+1 |
11,04 |
1+1 |
12,37 |
1+1 |
11,17 |
1+1 |
11,96 |
1+1 |
10,61 |
3 |
Україна |
9,37 |
Україна |
9,99 |
Україна |
10,47 |
Україна |
9,74 |
Україна |
8,54 |
4 |
СТБ |
9,24 |
СТБ |
8,94 |
ICTV |
8,68 |
СТБ |
9,25 |
СТБ |
8,09 |
5 |
Новий |
8,24 |
ICTV |
8,60 |
СТБ |
8,67 |
ICTV |
7,67 |
ICTV |
7,75 |
6 |
ICTV |
8,20 |
Новий |
5,93 |
Новий |
5,01 |
Новий |
4,89 |
Новий |
4,87 |
7 |
НТН |
4,00 |
НТН |
3,70 |
НТН |
3,90 |
НТН |
4,38 |
НТН |
4,30 |
8 |
Перший національний |
2,48 |
TET |
2,94 |
Перший національний |
3,17 |
Перший національний |
2,30 |
TET |
3,35 |
9 |
Первый канал (рос) |
2,22 |
Перший національний |
2,88 |
TET |
3,04 |
TET |
2,21 |
5 канал |
2,68 |
10 |
K1 |
2,00 |
Первый канал (рос) |
1,92 |
2+2 |
2,01 |
2+2 |
2,19 |
2+2 |
2,44 |
11 |
TET |
1,98 |
K1 |
1,61 |
Первый канал (рос) |
1,61 |
K1 |
1,86 |
Перший національний |
1,96 |
12 |
5 канал |
1,38 |
2+2 |
1,35 |
K1 |
1,56 |
Первый канал (рос) |
1,47 |
K1 |
1,83 |
13 |
2+2 |
0,95 |
5 канал |
1,20 |
QTV |
1,25 |
Мега |
1,40 |
Піксель |
1,78 |
14 |
M1 |
0,88 |
QTV |
1,15 |
5 канал |
1,08 |
QTV |
1,39 |
ПлюсПлюс |
1,60 |
15 |
TBi |
0,80 |
НТВ Мир |
0,85 |
Мега |
1,05 |
Піксель |
1,11 |
Мега |
1,45 |
Данные компании Nielsen обработаны с помощью Markdata Workstation, лицензиат – Media Resources Management
Если же говорить о коммерческой аудитории «18-54, 50 тыс.+», то здесь ситуация не была столь стабильной: «Интер» соревновался за лидерство не с «Плюсами», а с СТБ. При этом в 2014 году на вторую строчку после СТБ взобрался канал «Украина», занимавший лишь шестую позицию в 2010 году, а «Интер» опустился на четвертое место рейтинга. С точки зрения присутствия российских телеканалов по данной аудитории оно было гораздо более ощутимым, чем по аудитории 4+. В 2011-2013 годах, еще до российской интервенции в украинский Крым и Донбасс, в ТОП-15 каналов украинского эфира по аудитории «18-54, 50 тыс.+» входили сразу три российских вещателя: «Первый канал», «НТВ Мир» и «РТР Планета». В 2014 году ситуация, понятное дело, изменилась: российские каналы исчезли с украинских телеэкранов (по крайней мере из пакетов легальных операторов платного ТВ) и, соответственно, их места в ТОП-15 украинского эфира заняли украинские каналы. Впервые сюда попали молодежно-развлекательный «НЛО-TV» и детский «Пиксель».
ТОП-15 каналов в Украине в 2010-2014 гг., ауд. 18-54, 50 тыс.+
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||||
1 |
Інтер |
11,77 |
СТБ |
11,10 |
Інтер |
11,11 |
СТБ |
11,55 |
СТБ |
9,97 |
2 |
СТБ |
10,90 |
Інтер |
10,75 |
СТБ |
10,79 |
Інтер |
10,02 |
Україна |
9,48 |
3 |
Новий |
9,65 |
1+1 |
10,39 |
1+1 |
9,67 |
1+1 |
9,71 |
1+1 |
8,89 |
4 |
ICTV |
9,23 |
ICTV |
9,12 |
Україна |
9,17 |
Україна |
9,54 |
Інтер |
8,77 |
5 |
1+1 |
9,20 |
Україна |
8,79 |
ICTV |
8,98 |
ICTV |
8,53 |
ICTV |
7,85 |
6 |
Україна |
7,99 |
Новий |
7,45 |
Новий |
6,24 |
Новий |
6,17 |
Новий |
6,23 |
7 |
НТН |
4,03 |
НТН |
3,83 |
НТН |
4,28 |
НТН |
4,74 |
НТН |
4,26 |
8 |
Первый канал (рос) |
3,43 |
Первый канал (рос) |
3,03 |
TET |
2,85 |
2+2 |
2,48 |
TET |
3,37 |
9 |
K1 |
2,69 |
TET |
2,52 |
2+2 |
2,56 |
TET |
2,36 |
5 канал |
2,52 |
10 |
TET |
1,82 |
K1 |
2,06 |
Первый канал (рос) |
2,46 |
K1 |
2,36 |
2+2 |
2,45 |
11 |
Перший національний |
1,63 |
2+2 |
1,75 |
K1 |
2,06 |
Первый канал (рос) |
2,20 |
K1 |
2,43 |
12 |
НТВ Мир |
1,27 |
НТВ Мир |
1,45 |
НТВ Мир |
1,59 |
Мега |
1,62 |
Мега |
1,63 |
13 |
5 канал |
1,10 |
Перший національний |
1,31 |
Перший національний |
1,47 |
НТВ Мир |
1,26 |
НЛО-TV |
1,48 |
14 |
2+2 |
1,09 |
Мега |
1,02 |
Мега |
1,36 |
РТР Планета |
1,05 |
Піксель |
1,40 |
15 |
TBi |
1,01 |
РТР Планета |
0,97 |
РТР Планета |
1,03 |
Перший національний |
0,99 |
Перший національний |
1,33 |
Данные компании Nielsen обработаны с помощью Markdata Workstation, лицензиат – Media Resources Management
Ситуация последней «пятилетки» выглядит более динамичной не только с точки зрения борьбы за места в первой тройке, но и за места в ТОП-15. «Интер», кажется, навсегда ушел с «пьедестала» и по аудитории 4+ опустился с первого на четвертое место (по другим аудиториям ситуация у «Интера» куда более печальная). При этом канал «Украина» в последние несколько лет (как минимум в 2017-2018-м) прочно укрепился в звании абсолютного лидера украинского ТВ практически по всем зрительским аудиториям. В ТОП-15 уверенно зашли детские «Піксель» и «ПлюсПлюс», информационный канал «112 Украина» и молодежный «НЛО-TV». Вместе с этим из ТОП-15 вылетели «5 канал» и бывший «Перший національний», а ныне общественный «UA: Перший».
ТОП-15 каналов в Украине в 2015-2019 гг., ауд. 4+, вся Украина
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019* |
|||||
1 |
Інтер |
12,40 |
1+1 |
11,01 |
Україна |
12,43 |
Україна |
14,42 |
Україна |
14,53 |
2 |
1+1 |
11,31 |
Україна |
10,99 |
1+1 |
10,06 |
1+1 |
9,76 |
1+1 |
10,06 |
3 |
Україна |
9,85 |
Інтер |
10,78 |
Інтер |
10,04 |
Інтер |
8,51 |
ICTV |
7,51 |
4 |
СТБ |
8,17 |
СТБ |
8,36 |
СТБ |
7,57 |
ICTV |
7,54 |
Інтер |
6,65 |
5 |
ICTV |
6,85 |
ICTV |
6,61 |
ICTV |
7,38 |
СТБ |
6,95 |
СТБ |
5,98 |
6 |
Новий |
5,10 |
Новий |
5,14 |
Новий |
4,82 |
Новий |
4,85 |
Новий |
5,19 |
7 |
НТН |
4,40 |
НТН |
4,59 |
НТН |
4,02 |
НТН |
3,68 |
2+2 |
3,90 |
8 |
TET |
3,36 |
TET |
3,58 |
TET |
3,43 |
2+2 |
3,60 |
TET |
3,72 |
9 |
2+2 |
2,62 |
ПлюсПлюс |
2,63 |
2+2 |
2,64 |
TET |
3,36 |
НТН |
2,85 |
10 |
ПлюсПлюс |
2,33 |
2+2 |
2,39 |
ПлюсПлюс |
2,41 |
ПлюсПлюс |
2,28 |
112 Україна |
2,26 |
11 |
K1 |
1,79 |
112 Україна |
1,58 |
Піксель |
1,85 |
Піксель |
1,75 |
НЛО-TV |
1,89 |
12 |
Піксель |
1,65 |
Піксель |
1,55 |
K1 |
1,55 |
Ентер Фільм |
1,60 |
Піксель |
1,83 |
13 |
112 Україна |
1,60 |
K1 |
1,52 |
112 Україна |
1,52 |
K1 |
1,56 |
ПлюсПлюс |
1,77 |
14 |
Мега |
1,51 |
Ентер Фільм |
1,30 |
НЛО-TV |
1,50 |
НЛО-TV |
1,54 |
Ентер Фільм |
1,74 |
15 |
Ентер Фільм |
1,18 |
НЛО-TV |
1,28 |
Ентер Фільм |
1,36 |
112 Україна |
1,47 |
Мега |
1,45 |
* данные за 2019 год – с января по август включительно. Данные компании Nielsen обработаны с помощью Markdata Workstation, лицензиат – Media Resources Management
ТОП-15 каналов в Украине в 2015-2019 гг., ауд. 18-54, 50 тыс.+
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019* |
|||||
1 |
СТБ |
12,40 |
1+1 |
9,98 |
Україна |
10,65 |
Україна |
11,63 |
Україна |
11,24 |
2 |
Україна |
11,31 |
СТБ |
9,94 |
1+1 |
9,49 |
ICTV |
9,69 |
ICTV |
10,09 |
3 |
1+1 |
9,85 |
Україна |
9,74 |
СТБ |
9,06 |
1+1 |
9,43 |
1+1 |
9,78 |
4 |
Інтер |
8,17 |
ICTV |
7,56 |
ICTV |
8,92 |
СТБ |
8,51 |
СТБ |
7,38 |
5 |
ICTV |
6,85 |
Новий |
7,01 |
Інтер |
6,90 |
Новий |
7,10 |
Новий |
7,29 |
6 |
Новий |
5,10 |
Інтер |
6,91 |
Новий |
6,72 |
Інтер |
6,28 |
Інтер |
5,26 |
7 |
НТН |
4,40 |
НТН |
4,43 |
НТН |
3,69 |
2+2 |
3,40 |
2+2 |
3,96 |
8 |
TET |
3,36 |
TET |
3,31 |
TET |
3,03 |
TET |
2,92 |
TET |
3,07 |
9 |
K1 |
2,62 |
K1 |
2,55 |
K1 |
2,54 |
НТН |
2,83 |
НТН |
2,29 |
10 |
2+2 |
2,33 |
2+2 |
2,17 |
2+2 |
2,29 |
K1 |
2,64 |
НЛО-TV |
1,94 |
11 |
НЛО-TV |
1,79 |
НЛО-TV |
1,87 |
НЛО-TV |
1,86 |
НЛО-TV |
1,70 |
K1 |
1,88 |
12 |
Мега |
1,65 |
M1 |
1,39 |
M1 |
1,46 |
M1 |
1,49 |
Мега |
1,44 |
13 |
Піксель |
1,60 |
ПлюсПлюс |
1,37 |
Мега |
1,37 |
ПлюсПлюс |
1,34 |
Ентер Фільм |
1,35 |
14 |
ПлюсПлюс |
1,51 |
Мега |
1,32 |
ПлюсПлюс |
1,27 |
Піксель |
1,31 |
Піксель |
1,22 |
15 |
Ентер Фільм |
1,18 |
Ентер Фільм |
1,29 |
Ентер Фільм |
1,26 |
Ентер Фільм |
1,30 |
M1 |
1,21 |
* данные за 2019 год – с января по август включительно. Данные компании Nielsen обработаны с помощью Markdata Workstation, лицензиат – Media Resources Management
Рекламные качели
В отличие от всего цивилизованного мира, в котором вещатели зарабатывают как на рекламе, так и на дистрибуции (операторы платного ТВ платят вещателям за их ретрансляцию в своих пакетах), украинский телевизионный рынок до последнего времени оставался достаточно диким и нецивилизованным. Дело в том, что практически единственным существенным источником заработка украинских телеканалов была реклама. Конечно, и десять лет назад были исключения из правил – украинские телеканалы, которым операторы платного ТВ платили за распространение, а не наоборот. Но таких исключений было меньше, чем пальцев на одной руке. Остальные же каналы либо ретранслировались бесплатно (это касается каналов, входивших в так называемую универсальную программную услугу, то есть всех эфирных телеканалов), либо сами платили тем же кабельным операторам за свое присутствие в их сетях. То есть украинские каналы не зарабатывали на собственной дистрибуции.
В последнее время ситуация поменялась кардинальным образом: медиагруппы «продавили» кабельщиков (а заодно и немногочисленных спутниковых операторов с OTT-провайдерами), в результате чего операторы платного ТВ все-таки начали платить телеканалам за их ретрансляцию. Деньги это пока еще сравнительно скромные: всего в 2018 году операторы платного ТВ заплатили телеканалам за их ретрансляцию около 700 млн грн, из которых на долю международных правообладателей пришлось порядка 439 млн грн, на долю украинских медиагрупп – 219 млн грн, остальным же украинским каналам (не входящим в группы) досталось порядка 49 млн грн. То есть все украинские каналы в 2018-м заработали на своей дистрибуции суммарно около 270 млн грн. В этом же году, по прогнозам «1+1 медиа», медиагруппы на дистрибуции заработают 422 млн грн, другие украинские каналы – 49 млн грн (суммарно около 470 млн грн). А это, хоть уже и не ничтожно малые показатели, все же в десятки раз меньше объемов телевизионного рекламного рынка.
По прогнозам Всеукраинской рекламной коалиции, суммарные затраты рекламодателей на украинских телеканалах (включая прямую рекламу и спонсорство) превысят 11,5 млрд грн. Если посмотреть на динамику роста этого рынка, то в гривневом эквиваленте его объем удвоился всего за три года (по сравнению с показателями 2016-го). И вырос почти в четыре раза по сравнению с 2010-м.
Объем украинского рынка ТВ-рекламы, 2010-2019 гг., млн грн
Данные: Всеукраинская рекламная коалиция
Если же говорить о долларовом эквиваленте украинского рынка телевизионной рекламы, то, по результатам текущего года, по самым оптимистическим оценкам, он достигнет отметки $440 млн, что не дотягивает даже до показателей 2011 года. И даже если прибавить к этому все, что украинские вещатели заработают на операторах платного ТВ, то до показателей 2011-го все равно будет еще несколько десятков миллионов долларов.
Данные: Media Resources Management на основе данных Всеукраинской рекламной коалиции
Цифровая революция в распространении сигнала
За последнее десятилетие в плане способов приема населением телевизионного сигнала также произошли кардинальные изменения. В частности, если взять данные Индустриального Телевизионного Комитета (ИТК) за 2010 год, мы увидим, что около 54% всех домохозяйств Украины принимали телесигнал через эфирные антенны. На долю кабельного ТВ приходилось порядка 30% рынка, доля спутникового ТВ была около 16%. Об IPTV тогда еще говорить не приходилось, а вот на долю операторов MMDS в 2010 году приходилось порядка 0,1%. При этом соотношение цифрового и аналогового ТВ было в то время 20/80.
В феврале 2019 года, опять же по данным ИТК, 32,7% украинских домохозяйств смотрели ТВ посредством эфира (при этом на цифровой эфир приходилось 27,8%), доля кабельного ТВ составляла 33,8%, спутникового – 29%, IPTV – 4,5%.