После почти трехмесячного перерыва, вызванного закрытием кинотеатров из-за пандемии коронавируса, кинопрокатная индустрия Европы начала показывать первые признаки жизни. Предыдущий уик-энд, 11-14 июня, стал первым пробным шагом к восстановлению работы кинотеатров во многих странах Европы. В частности, впервые с середины марта свои двери для кинозрителей открыли кинотеатры Польши, Италии, Дании, Австрии, Швейцарии, Эстонии, Словении, Греции, Финляндии, Португалии, Хорватии, Болгарии, Сербии и Черногории, а также Швеции.
Крайне интересным с точки зрения кинопроката является тот факт, что Швеция, в принципе не признававшая необходимости жестких ограничений из-за коронавируса, все же закрывала свои кинотеатры. А вот Норвегия, судя по статистике портала boxofficemojo, была единственной страной Европы, в которой кинотеатры работали весь период карантинных ограничений - о кассовых сборах там рапортовали еженедельно.
Вместе с тем стоит отметить, что некоторые европейские страны вышли из кинопрокатного карантина чуть раньше. К примеру, неделей ранее (в самом начале июня) первых кинозрителей приняли кинотеатры Нидерландов, Литвы и Исландии. Еще ранее - в начале мая - кинозалы Чехии, а с двадцатых чисел мая ограниченные кинопоказы возобновились в Германии и Словакии. Но все же именно уик-энд, стартовавший 11 июня, стал более или менее массовым возвращением кинопрокатной отрасли к жизни. При этом оговоримся сразу: массовым исключительно по количеству стран, частично возобновивших работу своих кинотеатров, но никак не по посещаемости и бокс-офису. Три из шести крупнейших с точки зрения объема кинопрокатного рынка европейских территорий - Франция, Великобритания и Россия - так и не возобновили работу своих кинотеатров. К слову, равно как и Украина. Ну а результаты Италии и Испании, которые разрешили очень ограниченный прокат очень ограниченному количеству кинотеатров, близки к нулевому значению, так что считать эти страны открывшими свои кинозалы зрителям пока, увы, нельзя. Хотя формально первые «копейки» уже отображены в статистике кинопроката за уик-энд.
Итак, что же показывали и сколько заработали европейские кинотеатры, условно возобновившие кинопрокатную деятельность? Отметим сразу, что лидерами по суммарным кассовым сборам стали Швейцария, Норвегия и Нидерланды. А замыкают пятерку Германия и Польша. Неожиданная картина, не правда ли?
Кинозрителям ожидаемо предоставили явно не свежие релизы, а те, которые уже были запущены до карантина (по крайней мере в некоторых странах). В частности, лидерские позиции в Чехии, Словакии, Швейцарии, Исландии и Словении занял американский триллер-ужастик «Охота» (The Hunt), настоящая премьера которого состоялась 11 марта в Великобритании и Ирландии, а 13 марта - в США, Канаде, в ряде других стран.
Настоящим же европейским поскарантинным лидером стал хоррор «Человек-невидимка» (The Invisible Man) совместного производства США, Канады и Австралии. Его оригинальная премьера состоялась 5 марта, а после трехмесячного перерыва фильм стал наиболее кассовым релизом в таких странах Европы: Германия, Нидерланды, Испания, Чехия, Хорватия, Болгария, Сербия и Черногория.
В Швеции при этом наибольшую кассу сумела собрать фантастическая семейная комедия американского производства «Дулитл» (Dolittle); в Австрии - американская анимация «Тролли-2: Мировое турне» (Trolls World Tour), в Португалии - оскароносная военная драма «1917» совместного производства Великобритании, США, Канады, Испании и Индии; в Норвегии - американский мультфильм «Вперед» (Onward); в Греции и Хорватии - фантастическая хоррор-драма копродукции США и Канады «Маяк» (The Lighthouse), а в Финляндии - британское драмеди «Эмма» (Emma).
Сказать, что кинотеатры собрали мало, - это, в принципе, ничего не сказать. Что вполне предсказуемо: кинотеатров открылось немного, релизов - кот наплакал (да и те непремьерные), а люди пока попросту опасаются ходить в места массового скопления. Для понимания, насколько мало собрали европейские кинотеатры в свой первый посткарантинный уик-энд, в таблице ниже мы приводим кассовые сборы середины июня 2019 года (13-16 июня) по каждой из стран, представленных в обзоре.
Конечно, мы понимаем, что на бокс-офисы стран влияет очень много факторов - от сезонности (именно поэтому сравниваются результаты середины июня с аналогичными результатами прошлого года, а не с рождественско-новогодними неделями, когда сборы в принципе намного выше) до репертуарного плана (лето - это всегда затишье в кинопрокатном бизнесе) и до погоды на улице (в дождливые летние уик-энды сборы, как правило, выше). Однако для общей репрезентативности картины и понимания уровня падения рынка этих данных вполне достаточно.
Результаты первого посткарантинного уик-энда в Европе
Страна | Общие сборы за уик-энд 11-14 июня 2020 г., $ | Количество релизов в прокате | Лидер по кассовым сборам за уик-энд | Сборы лидера за уик-энд, $ | Общие сборы за аналогичный уик-энд 2019 года, $ | |
Швейцария | 148 213 | 7 | Охота | 47 442 | 878 820 | |
Нидерланды | 124 874 | 12 | Человек-невидимка | 34 747 | 3 668 504 | |
Норвегия | 96 055 | 22 | Вперед | 18 933 | 318 164* | |
Германия | 82 157 | 8 | Человек-невидимка | 32 930 | 6 254 753 | |
Польша | 31 768 | 13 | Вперед | 7133 | 1 420 356 | |
Австрия | 19 944 | 10 | Тролли-2: Мировое турне | 4646 | 550 218 | |
Чехия | 15 463 | 4 | Человек-невидимка | 6332 | 657 284 | |
Испания | 11 987 | 7 | Человек-невидимка | 8903 | 4 833 276 | |
Дания | 9408 | 1 | Человек-невидимка | 9408 | 552 130 | |
Словакия | 5184 | 2 | Охота | 4123 | 250 476 | |
Швеция | 3127 | 4 | Дулитл | 2098 | 777 394 | |
Словения | 3127 | 5 | Охота | 1679 | 87 217 | |
Греция | 2849 | 3 | Маяк | 1074 | 492 006 | |
Эстония | 2668 | 2 | Человек-невидимка | 2311 | 123 488 | |
Исландия | 2590 | 1 | Охота | 2590 | 81 444 | |
Финляндия | 1108 | 4 | Эмма | 1035 | 376 731 | |
Хорватия | 889 | 6 | Маяк | 338 | 197 957 | |
Португалия | 163 | 1 | 1917 | 163 | 865 361 | |
Болгария | 118 | 1 | Человек-невидимка | 118 | 208 448 | |
Сербия и Черногория | 35 | 1 | Человек-невидимка | 35 | н/д |
*Норвегия - сборы за уик-энд 5-7 июня 2019 года. Данные: Media Resources Management на основании статистики boxoficcemojo.com, июнь 2020
В послесловии хочется уделить внимание такому немаловажному фактору, как премьерные релизы. Ведь именно они - главный драйвер привлечения зрителей в кинотеатры. Были ли такие на анализируемой неделе? Конечно, были. Однако, увы, это не премьеры национальных картин в той или иной стране, а премьеры лент, ранее вышедших в международный прокат, на каждой отдельно взятой территории. К примеру, премьерным релизом в Нидерландах на подотчетных выходных была американо-канадская спортивная мелодрама «Волны» (Waves), вышедшая на международный прокатный рынок еще в 2019 году. В Германии единственной премьерой стало чешское драмеди 2019 года «Народная улица» (Národní trída), в Норвегии - прошлогодняя драма «Лапочка» (Papicha), копродукция Франции, Бельгии, Катара и Алжира. В Польше дебютировали итальянская комедия 2019 года «Красавчик со стажем» (Just a Gigolo) и американский музыкальный байопик «Верю в любовь» (I Still Believe), премьера которого состоялась в марте текущего года, а в Словакии дебютным релизом стала американская «Охота». Все! Этим список премьер в Европе пока ограничивается.