Новая украинская власть достаточно серьезно относится к реформированию украинской киноотрасли. С одной стороны, это более чем логично, ведь и сам президент, и большая часть новых чиновников – выходцы из продакшен-бизнеса. С другой стороны, всем на рынке понятно, что вопрос реформирования взаимоотношений между государством и изготовителем аудиовизуального контента назрел уже давно. В особенности это касается государственной поддержки национального аудиовизуального сектора. Существующая ныне грантовая система государственного субсидирования отдельных лент, мягко говоря, не идет в ногу со временем и не соответствует общепринятым европейским и мировым практикам.
Это не означает, что в других странах нет систем питчинга и грантов – они есть. Причем гранты выделяют как правительственные организации (аналоги наших Минкульта, Госкино или Культурного фонда), так и многочисленные региональные и местные кинофонды, межправительственные и общественные организации. Когда речь идет об «отставании» нашей системы господдержки, мы прежде всего говорим о до сих пор нереализованной схеме возмещения иностранным производителям части квалифицированных затрат на производство. Закон, который предусматривал введение так называемых кеш-рибейтов на уровне 16,6%, был принят парламентом еще в 2017 году, однако на практике так и не заработал. 12 сентября новый состав Верховной Рады в первом чтении принял за основу изменения к Закону «О государственной поддержке кинематографии в Украине», которые предусматривают введение кеш-рибейтов для иностранных производителей аудиовизуального контента на уровне 25-30%. Хочется надеяться, что дело все же сдвинулось с мертвой точки и в будущем европейские и голливудские продюсеры массово будут приезжать в нашу страну на съемки. Тем более что новая власть уже успела анонсировать создание в Киеве центра кинопроизводства (деталей, впрочем, никто не разглашал).
Но от надежд на светлое будущее украинского кино- и телепроизводства вернемся к экскурсу в историю финансовых взаимоотношений государства и киноиндустрии. Нельзя сказать, что за последние два десятка лет были периоды, когда государство вообще не помогало национальному киносектору – деньги выделялись регулярно. При этом были свои так называемые взлеты и падения. Последние, как показывает украинская практика, очень тесно связаны с общей экономической ситуацией в Украине и мире. После почти $3,5 млн, выделенных из госбюджета на поддержку киносектора в 2003 году, политические потрясения Оранжевой революции вылились в фактическое уменьшение объемов киносубсидий до $2,2 млн. В абсолютных цифрах это, конечно, не такое уж и большое падение (особенно сейчас, когда объемы финансирования аудиовизуального сектора выросли до нескольких десятков миллионов долларов), но в процентном соотношении это означало сокращение более чем на треть.
Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году, больно ударил и по украинской экономике, обесценив курс гривны на 60%. Наиболее очевидным подтверждением того, что кино в нашей стране всегда финансировалось по остаточному принципу, является падение объемов господдержки с почти $9 млн в 2008 году до чуть более $0,5 млн – в 2009-м.
Со сменой власти и избранием Януковича на пост главы страны отношение к украинскому кино изменилось: из неприоритетной области его записали в приоритетную и начали выделять в разы больше средств на его поддержку. Здесь хотелось бы отметить, что в долларовом эквиваленте режим Януковича – Азарова выделял в свои последние годы ненамного меньше, чем режим Порошенко – Гройсмана. В частности, в 2012 году украинское кино было профинансировано из государственного бюджета более чем на $17 млн, а в 2013-м – почти на $16,5 млн.
Революция Достоинства, бегство Януковича и свержение его режима, нападение России не могли не повлиять на объемы финансирования украинского кино. Но даже несмотря на то, что казна была почти пуста, а все деньги шли на армию, несмотря на стремительную и мощную девальвацию гривны, все же о кинопроизводителях не забыли: бюджетная поддержка отрасли в 2014 году составила чуть более $2,5 млн. Далее она только росла. В 2017 году из Госкино отрасль была профинансирована почти на $19 млн. А в 2018-м к ним добавилось еще столько же через Министерство культуры, которое получило 500 млн грн из бюджета на проведение так называемого «Патриотического питчинга». Одним из важнейших достижений того питчинга было включение в бюджетную программу финансирования не только полнометражных игровых, анимационных, документальных и короткометражных фильмов, но и телевизионных сериалов. Фактически общий объем финансирования кино- и телеиндустрии прошлого года достиг 1 млрд грн – беспрецедентной для Украины суммы (как в гривнах, так и в пересчете на доллары). Хотя слово «достиг» в данном случае не совсем подходит. Если еще учесть первые конкурсы Украинского Культурного Фонда, которые пришлись на вторую половину 2018 года, то вместе с выделенными УКФ средствами общий объем государственной поддержки аудиовизуального сектора в прошлом году превысил 1,1 млрд грн.
В этом году Минкульту государство ничего не выделило, и прошлогодний щедрый «Патриотический питчинг», скорее всего, стал первым и последним в истории. Однако бюджет Госкино не уменьшили и снова заложили на этот год чуть более 500 млн грн. Зато существенно увеличили бюджет УКФ: из 708 млн грн общего бюджета фонда 400 млн грн предусмотрены на финансирование разработки и создания аудиовизуального продукта. То есть в целом в 2019 году государство планировало профинансировать национальное кино- и телепроизводство на 900 млн грн. Как это будет на самом деле, увидим уже по окончании года.
В общем, история финансирования государством украинского киносектора (без учета «Патриотического питчинга» и бюджетов УКФ) выглядит следующим образом:
Финансовая поддержка украинского кино со стороны государства в 2001-2009 гг., млн грн
Финансовая поддержка украинского кино со стороны государства (через Госкино) в 2010-2018 гг., млн грн
Понимая, что сумма государственной поддержки в гривнах, выделенная при курсе 5,05 грн за доллар и при курсе 27 грн – это, как говорят в Одессе, «две большие разницы», мы вычислили сумму господдержки за каждый отдельно взятый год в долларовом эквиваленте. Поскольку считаем, что объемы государственной поддержки киносектора в долларовом эквиваленте более показательны (просто потому, что 137,4 млн грн в 2012 году на самом деле мало отличаются от 505,5 млн грн – в 2018-м, а 250 млн грн в 2016 году – это значительно меньше 57,5 млн грн, выделенных в 2007-м).
Для некоторых годов, когда курс доллара в течение достаточно длительного периода был стабильным и практически не менялся, показатели являются точными до цента. Однако для других (как, к примеру, 2009-й, 2015-й или 2016-й), когда курс доллара скакал и по несколько раз менялся в течение одного года, эта сумма не столь точна. Так как рассчитана она путем деления ассигнованной суммы господдержки в гривнах на среднегодовой курс доллара за тот или иной год.
Финансовая поддержка украинского кино со стороны государства в 2001-2009 гг., $ млн
Финансовая поддержка украинского кино со стороны государства (через Госкино) в 2010-2018 гг., $ млн