Прямо сейчас Украина выходит из карантина: жесткие ограничения постепенно остаются в прошлом, восстанавливаются нарушенные ими процессы, а скоро мы снова сможем наслаждаться кино на большом экране и посещать любимые мероприятия вживую, а не через безопасный монитор. Впрочем, пандемия принесла не только убытки и вред: благодаря ей медийная индустрия получила бесценный опыт реагирования на новые обстоятельства и даже научилась извлекать из них пользу. Яркий тому пример - фестиваль документального кино Docudays UA, ставший первопроходцем в переносе масштабного форума из офлайна в интернет.
По просьбе MBR директор коммуникационного департамента Docudays UA Дарья Аверченко написала итоговую колонку, в которой подробно рассказала о том, почему карантин не стал для фестиваля фатальным, какие трудности для этого пришлось преодолеть и какими достижениями команда гордится больше всего.
***
Благодаря онлайн-формату аудитория фестиваля увеличилась более чем в пять раз
Шестнадцать лет Docudays UA проходил в Киеве. Для того чтобы посетить фестиваль, поклонники из регионов должны были приехать в столицу. Также мы были ограничены в количестве сеансов на локациях. В прошлом году фестивальные сеансы и события посетили более 25 тыс. человек - это хороший результат. Однако онлайн снял многие ограничения: наконец мы могли показать фильмы основного фестиваля по всей стране, всем желающим. В период с 20 апреля по 10 мая более 130 тыс. гостей посетило сайт docudays.ua, куда мы выводили стрим наших ивентов. Эфиры фестивальных событий смотрели в Донецкой, Луганской областях и в Крыму. Большим достижением стало то, что мы открыли креативное документальное кино, наши дискуссии Rights Now!, онлайн-мастерскую DOCU/КЛАСС и другие проекты фестиваля для широкого круга. В этом году Docudays UA был посвящен теме взросления и правам детей, поэтому нас посмотрело немало подростков, сидевших дома на карантине. Мы даже смогли организовать документальный лагерь для 11-14-летних детей, которые снимали короткий фильм о своей жизни во время изоляции.
Даже в онлайн-формате можно создать ажиотаж
Мы сделали немало тестов, ведь нужно было решить много задач: как организовать стрим, сколько людей может находиться в студии во время эфира, какие программные решения будут более надежными при организации дискуссий с режиссерами из-за рубежа, как перестраховаться от провисаний интернета, ведь во время карантина интернет был перегружен в несколько раз. Мы оборудовали студию вроде телевизионной для выходов в эфир. В процессе запуска фестиваля в первые дни придумывали конфигурации с переводчиками, ведь все наши эфиры должны были синхронно переводиться с украинского на английский (для англоязычной публики был отдельный стрим в YouTube). За первые дни фестиваля наш технический департамент отработал схему дистанционного включения синхронистов и создание языковых версий программ на лету.
Мы многое изобрели за эти два месяца. Например, стали одними из первых, кто испытал систему видеочата «Виалог», позволявшую задать вопрос создателям фильмов и получить ответ. Это добавило атмосферы, интерактивности фестивалю, давало возможность людям знакомиться, видеть лицо друг друга. Успешным было сотрудничество с профильными медиа и информагентствами, которые рестримили наши дискуссии: их аудитория часто оставалась с нами, узнав, что фестиваль проходит онлайн.
Часть фильмов была с ограниченным количеством просмотров - это создало ощущение конечности события, даже ажиотаж, что фильм можно пропустить.
В конце концов решение о бесплатном доступе к фильмам также было очень удачным: мы поддержали наших зрителей в период неопределенности, а зрители взамен начали нас благодарить, покупая сувенирку.
Наконец, мы были одной из немногих «позитивной» новостью во время карантина, поэтому о нас и наших фильмах много писали, за что мы очень благодарны всем медиа, блогерам и пользователям соцсетей.
Все необходимые технические решения разрабатывались усилиями команды фестиваля
Из-за карантина мы не могли зайти в уже готовую студию, поэтому наш арт-директор Роман Бондарчук предложил сделать свою в большой комнате офиса. Мы привлекли команду художника-постановщика Ивана Михайлова, с которым часто работаем для декорирования наших локаций. Перекрасили стены, придумали и воплотили декорацию, рифмовавшуюся с вижуалом этого года. Привлекли оператора Вадима Илькова для установки света и камер. Команда нашего технического координатора Павла Туринина и IT-директора Евгения Антюхина разработала решение с трансляцией сигнала на различные платформы и алгоритм подключения гостей в эфир. С дизайнером Дашей Подольцевой разработали графику. Определенно было много незадокументированных рекордов по количеству выпитого кофе - потому что все это делалось в короткие сроки.
По трансляции ни одно из готовых решений нас полностью не удовлетворяло - так что мы их комбинировали. Какие-то гости прекрасно подключались через Zoom, другие - только через виртуальный пульт в VMX, где можно регулировать скорость потока вручную и «достучаться» до гостей, которые застряли на карантине, например, в глухой французской деревне...
Сайт docuspace.org для демонстрации фильмов мы разработали собственноручно, приоритетом был плеер со встроенной защитой от скачивания (DRM). Мы даже ввели свою телефонную службу поддержки. Стримы можно было смотреть без регистрации. Фильмы - только с ней, так как нам надо было знать, что один пользователь отдает не более одного голоса за приз зрительских симпатий.
Ограничение некоторых показов было условием правообладателей, но помогло организовать зрителей
Наш программный отдел проводил переговоры с дистрибуторами, договариваясь о количестве показов. Некоторые дистрибуторы настаивали на своих условиях: например, открыть доступ к фильму только на 300 или 500 показов (по аналогии с количеством мест в зрительном зале, когда фестиваль проходит офлайн). По подсчетам дистрибуторов, такого объема хватит, чтобы пустить слух о фильме, а дальше зрители будут искать его на платных платформах. Украинскую программу мы показывали в течение одних суток неограниченное количество раз. Так, у каждого украинского фильма был свой день премьеры с разговором с авторами, медийным фокусом на нем. Кроме того, это очень организовывало наших зрителей: кто не успел, тот не успел.
Со своей стороны мы делали все, чтобы фильмы-участники фестиваля не попали в руки пиратов. Ленты были защищены DRM-технологией, которую, в частности, использует Netflix для защиты собственного контента. Пользователям с VPN мы заблокировали плеер с фильмом (поскольку имели разрешение на показ фильмов только в Украине). С другой стороны, уже после фестиваля компания, занимающаяся защитой авторских прав, следила, чтобы фильмы не попали на торрент-трекеры и файлообменники, а все пиратские версии были удалены.
Фестивальные события мы закончили транслировать 4 мая. До 10 мая можно было еще посмотреть фильмы в нашем онлайн-кинотеатре. После 10 мая доступ к просмотрам был закрыт.
Стримы событий доказали свою эффективность, поэтому будут использоваться в будущем
У нас уже четыре года существует отдел, который занимается индустриальной программой DOCU/PRO. Он начал функционировать за неделю до официального старта фестиваля. Координировали работу от фестиваля Даша Бассель и Саша Кравченко, наш технический отдел помогал им с подключением, демонстрацией видеороликов во время сессий и другими вопросами. Поскольку мы соединяли документалистов и экспертов кино со всего мира, они подбирали оптимальное для всех время, также делали технические тесты. Все событие прошло на базе ZoomWebinar, но в DOCU/PRO были разные по формату мероприятия, следовательно, сетап и правила менялись от встречи к встрече. А после завершения сессий устроили вечеринку для участников. Все были очень довольны программой и уровнем исполнения, хотя, конечно, это никогда не заменит живого общения.
Наша команда чрезвычайно довольна результатом. Docudays UA переживал разные вызовы: погодные катаклизмы, смену локаций, недофинансирование. Мы не испугались карантина: для нас это была хорошая возможность испытать себя, попробовать в новом тренде. Для командного духа важно переживать подобные встряски время от времени. Хотя все давалось не без сложностей, мы благодарны судьбе за этот опыт. Благодаря онлайн-выпуску мы поняли, например, что события Rights Now! нам надо обязательно стримить, ведь некоторые дискуссии достигли 30 тыс. просмотров. Это почти стадион. В следующем году мы, скорее всего, оставим часть дискуссий в онлайн-режиме. То же касается церемоний открытия и закрытия. Теперь мы будем их делать открытыми в целом и уделять стримам должное внимание.
Опыт Docudays UA уже приносит пользу фестивальному сообществу
Мы искренне болеем за коллег и надеемся, что их фестивали пройдут успешно, онлайн или офлайн. Наша команда рассказывала обо всех трудностях и преимуществах команде Одесского фестиваля, когда те колебались, выходить ли онлайн. Они решили выйти в новом для себя формате, у них есть достаточно времени на подготовку, поэтому, верю, ОМКФ пройдет хорошо. Что касается «Молодости», то, конечно, я бы очень обрадовалась, если бы они провели фестиваль в конце лета, как заявили. Так как нет ничего лучше, чем просмотр фильма на большом экране, с хорошим звуком, в компании единомышленников и живое обсуждение после того. Ну и фестивальную атмосферу передать онлайн крайне трудно. Обнять друзей перед входом в кинозал, получить автограф кумира, потанцевать на фестивальной вечеринке под любимую группу - эти вещи стоят немало. После карантина это понимаешь как никогда.
События последних месяцев и их последствия кардинально меняют правила игры, а возможно, и саму игру. Как в нее играть, чтобы выиграть? Или хотя бы не проиграть еще на старте? Об этом спецпроект MBR «Снять корону», частью которого является этот материал, - личный опыт представителей украинской аудиовизуальной и медиаиндустрии, компаний и отдельных людей, сумевших быстро сориентироваться в изменившихся из-за коронакризиса условиях. Реальные и уже реализованные адаптационные кейсы кино, ТВ, рекламы и интернет-медиа - из первых уст.