За последние пять лет в национальном телевизионном эфире изменилось многое, причем изменилось кардинально. Прежде всего стало гораздо меньше контента российского производства, который так или иначе постепенно заменяется украинским продуктом. Также участились случаи попадания на телеэкран проектов европейского, американского и турецкого производства. Вместе с тем по результатам 2018 года можно констатировать, что период турбулентности на украинском телевизионном рынке прошел. Каналы более или менее определились с основными «столпами», поэтому, если рассматривать структуру телевизионного эфира, изменения не были столь радикальными, как в 2014-2016 годах. Напомним, что переломным был 2016-й: тогда существенно сократилось суммарное время трансляции сериалов, а доля шоу заметно возросла (шоу значительно обогнали сериалы по суммарному хронометражу трансляции, хотя еще в 2014 году ситуация была с точностью до наоборот).
Несмотря на то, что общие тенденции рынка видны профессионалам, так сказать, невооруженным глазом, чтобы понимать реальное положение вещей относительно изменения контентной структуры украинского телеэфира, компания Media Resources Management традиционно анализирует структуру эфира шести крупнейших украинских общенациональных вещателей за прошлый год («Украина», «1+1», ICTV, СТБ, «Интер» и «Новый канал»). Суммарный хронометраж вещания каждого из каналов составил около 8,77 тыс. часов. Весь транслируемый контент был разделен по основным категориям: сериалы, теле- и кинофильмы, шоу, анимация, документальные проекты, новости, реклама и анонсы (также была сформирована категория «Другое», в которую вошли трансляции, концерты, короткометражки и межпрограммные заставки). Таким образом была сгруппирована и проанализирована каждая секунда эфирного времени крупнейших украинских вещателей.
Данные исследования показали, что самым популярным видом телевизионного контента в стране, как и в 2017 году, являются шоу – на их долю в эфире ТОП-6 украинского ТВ пришлось за прошлый год около 37% от суммарного хронометража вещания. В абсолютных цифрах это почти 18 тыс. часов (для сравнения: в 2017 году на долю телешоу приходилось 34% национального эфира). В тройку наиболее популярных видов транслируемого в Украине контента также входят телевизионные сериалы (17%, или чуть менее 9,1 тыс. часов вещания), кино- и телефильмы (13%, или чуть больше 6,8 тыс. часов). В общем, структура телевизионного эфира крупнейшей шестерки отечественного ТВ выглядит следующим образом:
Структура украинского телеэфира за 2018 год
Данные: Media Resources Management
Примечательно, что если сравнивать с аналогичными показателями за 2014 год, то становится очевидным, насколько сильно поменялся украинский телевизионный ландшафт всего за пять лет. Ведь еще в 2014-м сериалы уверенно лидировали по суммарному хронометражу трансляций – их доля составляла около 31%, в то время как на телевизионные программы и шоу приходилось в общем порядка 21% всего эфирного времени.
Суммарный хронометраж трансляции телевизионных сериалов достаточно сильно сократился по сравнению с прошлым годом (почти на 1,2 тыс. часов), равно как и хронометраж трансляции кино- и телефильмов (почти на 700 часов). Это все произошло благодаря наращиванию общего времени трансляции телевизионных шоу и программ (более чем на 1,4 тыс. часов по сравнению с 2017 годом). Положительные тенденции который год наблюдаются и в рекламной сфере – общий хронометраж рекламных проявлений в эфире ТОП-6 телеканалов неуклонно растет (в 2018-м по сравнению с 2017 годом он увеличился более чем на 500 часов).
Для лучшего понимания изменений, произошедших в украинском телеэфире за прошлый год, мы сравнили показатели суммарного хронометража трансляций основных видов контента за 2014-2018 гг.
Украинский телеэфир в 2014-2018 гг.
|
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Шоу |
11015:13:14 |
13792:57:55 |
17025:05:13 |
17829:31:49 |
19240:54:20
|
Серіали |
16244:41:47 |
12622:57:17 |
10437:04:15 |
10281:25:10 |
9097:51:34
|
Фільми |
7760:29:58 |
8706:04:36 |
8350:48:04 |
7519:24:45 |
6835:17:43
|
Реклама |
6558:25:24 |
7067:20:33 |
7255:04:17 |
7849:47:47 |
8354:36:12
|
Новини |
5394:38:41 |
5338:14:11 |
5052:55:41 |
4869:03:52 |
4644:16:24
|
Анонси |
1968:14:21 |
2021:32:31 |
2177:16:17 |
2106:34:49 |
2337:17:57
|
Анімація |
1612:48:44 |
1363:12:29 |
1064:46:03 |
1026:44:43 |
1018:13:04
|
Документальні |
1227:52:01 |
1169:39:25 |
741:00:42 |
688:55:33 |
551:18:15
|
Інше |
669:56:10 |
382:07:00 |
498:40:27 |
301:25:13 |
399:00:38
|
Разом |
52464:05:57 |
52452:20:20 |
52602:40:59 |
52472:53:41 |
52478:46:07
|
Данные: Media Resources Management
В процентном же соотношении (относительно видов транслируемого контента в 2014-2017 годах) структура украинского телевизионного эфира выглядит следующим образом:
Доли разных видов контента в украинском ТВ-эфире 2014-2017 гг., %
Данные: Media Resources Management
Наша редакция осознает, что приведенная выше статистика показывает, так сказать, среднюю температуру по больнице. Каждый из телеканалов имеет свою целевую аудиторию, ориентируясь на запросы и интересы которой, он и выстраивает собственную программную сетку. Соответственно, структура эфира каждого из крупнейших общенациональных вещателей уникальна: некоторые каналы делают ставку на сериалы и кинопоказы, у других же заметен значительный уклон в сторону трансляции телевизионных программ и шоу, либо же акцент делается на анимацию или прямые трансляции.
Далее мы подробнее рассмотрим структуру эфира каждого канала из первой шестерки украинского ТВ. Телеканалы расположены в порядке убывания средней доли каждого из них за май 2019 года (по аудитории 18-54, 50 тыс.+).
«Украина»
Доминирующим видом контента в эфире телеканала «Украина» являются сериалы – их суммарная доля в общей структуре вещания канала по результатам 2018 года составила порядка 34% (что несколько меньше, чем годом ранее). С данным показателем «Украина» уверенно занимает первую позицию в рейтинге «наиболее сериальных» каналов нашей страны. При этом продолжает наращивать суммарный хронометраж трансляции телевизионных шоу. А вот фильмов и живых трансляций в эфире канала стало меньше.
Структура эфира канала «Украина» в 2018 году
Данные: Media Resources Management, 2019
ICTV
Если по результатам 2016 года телеканал ICTV был единственным из первой шестерки украинских вещателей с кино- и телефильмами в качестве основного вида транслируемого контента, то с 2017-го первенство по суммарному хронометражу трансляции перешло к телевизионным шоу. На их долю в 2018 году суммарно пришлось около 28% вещания. На втором месте – фильмы с показателем 21%, на третьем – сериалы с долей 19% (рост суммарного хронометража трансляции сериалов наблюдается второй год подряд).
Структура эфира канала ICTV в 2018 году
Данные: Media Resources Management, 2019
«1+1»
Основу программной сетки канала «1+1» составляют телевизионные шоу и несценарные программы. Суммарно на их долю в прошлом году пришлось порядка 41% от общего хронометража вещания канала. Доля сериального контента в эфире «1+1» составила порядка 11%, кино- и телефильмов – около 8%. Если сравнить со структурой эфира этого же канала в 2017 году, то по результатам 2018 года стало гораздо меньше сериалов и значительно больше шоу.
Структура эфира канала «1+1» в 2018 году
Данные: Media Resources Management, 2019
СТБ
Канал СТБ является абсолютным лидером среди украинских общенациональных вещателей с точки зрения объемов трансляции телевизионных шоу и программ, на долю которых приходится 54% всего эфирного времени. А вот доля кино- и телефильмов крайне мала (всего около 4%). Стоит отметить, что в 2018 году СТБ значительно нарастил объем трансляции телевизионных сериалов (более чем на 450 часов по сравнению с 2017 годом).
Структура эфира канала СТБ в 2018 году
Данные: Media Resources Management, 2019
«Новый канал»
В эфире «Нового канала» первой скрипкой, если рассматривать общую длительность трансляции в 2018-м, стали телевизионные шоу с долей 40%. За ними следуют фильмы с показателем 23%. На долю сериалов в прошлом году пришлось порядка 10% эфира канала, что ощутимо меньше по сравнению с показателями 2017-го.
Структура эфира «Нового канала» в 2018 году
Данные: Media Resources Management, 2019
«Интер»
Структура вещания «Интера» в минувшем году была более или менее сбалансированной с точки зрения основных видов транслируемого контента. При этом стоит отметить, что количество времени, отведенного под трансляцию телевизионных шоу и программ, выросло достаточно ощутимо. Равно как и ощутимо «просели» сериалы. Шоу заняли в структуре эфира канала 28%, сериалы – 13%, а на долю кино- и телефильмов, в свою очередь, пришлось 18% эфира. Немного выросло количество телевизионных трансляций, а также объем вещания кино- и телефильмов.
Структура эфира канала «Интер» в 2018 году
Даннные: Media Resources Management, 2019