В последнее время даже далекие от киноиндустрии люди – особенно живущие в крупных городах – замечают, что увеличивается не только количество украинских фильмов в кинотеатрах: самих кинотеатров становится больше. Другой вопрос – насколько больше, что способствует этому росту и затронул ли он небольшие города? Попробуем разобраться.
Как отмечают опрошенные MBR представители индустрии, по-настоящему активно открываться кинотеатры начали в последние пару лет: после кризиса конца 2013-го – начала 2014-го и последовавшего за ним периода «раскачки». Поэтому мы решили проанализировать ситуацию на кинотеатральном рынке с 2013 года, чтобы захватить все обозначенные выше периоды и сконцентрироваться на текущем положении дел.
Начнем с сухой статистики: с 2013 года количество кинотеатров в стране увеличилось с 186 до 193, а залов – с 443 до 556.
Количество кинотеатров и залов в Украине (2013-2019)
Как видите, процесс протекал без резких скачков и падений, за исключением заметного проседания в 2014 году, когда аннексия Крыма и захват территорий в Донецкой и Луганской областях лишили Украину части кинотеатров и залов. По данным Госкино, с начала 2014 года страна потеряла сразу 82 зала, что было довольно ощутимо для рынка: в одном только Донецке до начала войны было 11 кинотеатров. Как вспоминает гендиректор Multiplex Виталий Писаренко (сеть утратила два кинотеатра в Донецке и один в Симферополе), «это был сильный удар, потому что один из кинотеатров в Донецке был лидером сети на тот момент». Заходить в Донецк собиралась и «Планета кино» – сеть вложила деньги в проектирование кинотеатра на этапе строительства нового ТРЦ, но на этом все закончилось. Также сеть потеряла двухзальник в Ялте, оснащенный технологией IMAX: в этом кинотеатре был один из самых больших в Украине залов – на 465 мест.
Еще два года назад о стабилизации после кризиса, несмотря на постепенное увеличение количества кинотеатров и залов, говорили осторожно. Теперь же многие констатируют, что ситуация резко улучшается – в том числе благодаря появлению новых ТРЦ, строительство которых активизировалось в последние годы. «Я думаю, улучшилась экономическая ситуация в целом и кинотеатры это на себе почувствовали, – говорит Виталий Писаренко. – Не знаю, как остальные, но мы уже который год показываем прирост по зрителям, заполняемость хорошая».
Слова гендиректора Multiplex о благоприятной ситуации подтверждают цифры: только за текущий год сеть увеличилась на два кинотеатра (в марте открылся восьмизальник в Одессе, а сразу за ним – семизальник во Львове, второй кинотеатр сети в этом городе). Кроме того, запустила в своем крупнейшем кинотеатре (в Lavina Mall) зал с лазерным IMAX. В ближайших планах – открытие премиального пятизальника в столичном ЦУМе и перезапуск находившегося на реконструкции кинотеатра «Украина» в Херсоне. В разработке также несколько площадок в областных городах Западной Украины и два в Киеве: восьмизальник в ТРЦ Rive Gauch и шестизальник в ТРЦ White.
Сегодня за Multiplex – порядка 38,5% рынка, и, судя по планам, сеть намерена удерживать статус лидера долгие годы
Другие сети также активно развиваются: в прошлом году в столице заработали восьмизальный «Оскар» в ТРЦ Smart Plaza Polytech и четырехзальный «Баттерфляй Нивки», в Днепре открылся обновленный шестизальник «Мост-кино». В этом году «Планета кино» запустила десятизальник в киевском ТРЦ River Mall (еще один столичный кинотеатр с технологией IMAX with Lazer) и вот-вот откроет семизальник в ТРЦ Apollo в Днепре. Wizoria обещает открыть два зала в Борисполе, в планах Cinema Сіті –семизальник в Виннице и восьмизальник в Запорожье.
Говоря о сетях, нельзя не отметить, что в 2016 году с украинского рынка ушла российская сеть «Кронверк», а в городах с населением 50-100 тыс. (плюс выпадающий из этого ряда Луцк) с 2013 года успешно работает сеть «Премьера», ежегодно запуская по паре одно- и двузальных кинотеатров.
Здесь, конечно, хотелось бы увидеть статистику кинотеатров и залов в городах с населением менее 250 тыс., где правят бал не входящие в сети небольшие кинотеатры. Но статистика в случае Украины – штука относительная: кинодистрибуторы ведут собственный подсчет залов, некоторые сети – свой, демонстраторы в маленьких городах – свой, и даже в Союзе кинотеатров затрудняются назвать точное количество площадок, поскольку единой базы кинотеатров и залов в стране нет. По мнению совладельца сети «Планета кино» Дмитрия Деркача, процесс подсчета усложняется еще и отсутствием четких дефиниций: «Есть временные залы, которые открываются в летний период, а потом закрываются. Залы в санаториях. Вот их считают или нет? И ведь никто на самом деле не знает, сколько в Украине сейчас жителей. Поэтому дать точную статистику и сказать, что у нас столько-то залов на количество населения, очень сложно».
Руслана Цюпьяшук, совладелица кинотеатров «Премьера» в Ковеле и Вараше (не путать с упоминаемой выше одноименной сетью), считает, что вести учет могло бы Госкино: «На протяжении 15 лет мы все сдаем отчеты в Госкино, ежемесячно и ежегодно. И они могли бы собирать статистику, но не имеют такой возможности, потому что не налажена работа областных представительств. Например, во Львовской области долго не было никого, кто бы занимался кино. И если одни области сдают отчеты, а другие – нет, статистики не будет никогда. Если, конечно, этим не займутся частные компании».
Данные компании «Медиа Ресурсы Менеджмент» по состоянию на декабрь 2018 года
Чтобы понимать хотя бы приблизительную картину по стране, на рынке существует практика подсчитывать, сколько кинозалов приходится на 100 тыс. населения, и приводить эту цифру как пример того, что кинотеатров в стране не хватает. Почему приблизительную? Потому что говорить о соотношении количества залов и населения – все равно что пытаться измерить мифическую температуру по больнице: где-то рынок перенасыщен, где-то кинотеатров действительно не хватает, а где-то их попросту невозможно открыть – нерентабельно.
По словам Русланы Цюпьяшук, практически во всех небольших городах, где экономическая ситуация позволяет открыть кинотеатр, демонстраторы уже работают. Там же, где не работают, существует целый комплекс причин, превращающих смелые бизнес-планы в пшик:
1. Население в регионах рассредоточено на большой территории, поэтому в одной точке, где теоретически можно было бы открыть кинотеатр, попросту не хватит зрителей. «Вы же не откроете четверть кинотеатра в одном населенном пункте, а еще полкинотеатра – в другом», – говорит Руслана.
2. Жители маленьких городов не имеют привычки ходить в кино. «Не хочу никого обижать, но нужно смотреть на вещи реально. В больших городах люди занимаются культурными походами, в маленьких – выживанием, работой в огороде и так далее. Они не имеют ни потребности, ни желания ходить в кино. Даже если кинотеатр в городе один, он конкурирует со всем: человек может пойти в бар, на природу, в гости… То есть мы конкурируем за то, чтобы люди в принципе потратили деньги на кино».
3. В регионах по-прежнему процветает пиратство – как в интернете (соответственно, потенциальная аудитория может посмотреть фильм бесплатно, часто с русскоязычной озвучкой), так и офлайн, где место легальных кинотеатров занимают нелегальные. «В Волынской области есть Горохов, где под эгидой районной администрации открыли пиратский кинотеатр, в Голобах точно так же под эгидой администрации были показы нелегального контента. И сколько бы таких кинотеатров мы ни помогали закрыть, это происходит повсеместно». (Подробнее о борьбе с пиратами и прочих нюансах работы кинотеатров в маленьких городах читайте в интервью Русланы Цюпьяшук для MBR в ближайшее время.)
4. Высокая стоимость аренды помещения. «Вы удивитесь, но аренда в маленьких городах значительно выше, чем в больших, – уверяет Руслана. – Взять хотя бы кинотеатр «Киев». Когда я услышала, сколько они платили (предыдущий арендатор, ООО «Культурный центр Кинотеатр Киев», платил за комплекс 47 тыс. грн в месяц. – MBR), то просто обалдела. В 26 раз меньше, чем мы платим у себя!»
5. Отсутствие у населения постоянного источника дохода. Взять, к примеру, Шостку: казалось бы, привлекательный город, около 80 тыс. жителей. Но кинотеатр там поработал и закрылся, потому что в городе нет предприятия, обеспечивающего людям доход. Так что количество населения – не всегда показатель того, что кинотеатр будет жить и процветать.
6. Несоответствие реального количества населения указанному, поскольку люди стремятся уехать из маленьких городов. В качестве примера Руслана Цюпьяшук приводит родной Ковель: «По списку у нас 68 тыс., но реально тысяч 40-45 – остальные за границей».
7. Из предыдущего пункта вытекает следующий: отсутствие в маленьких городах качественной трудовой силы. «Квалифицированные работники уезжают или в большие города, или за границу. И найти людей, с которыми можешь реализовать проект, очень сложно, – говорит Руслана. – Если в областном центре еще можно что-то делать, потому как там есть студенты, которых можно привлечь к работе, то в маленьких их нет – ни как категории, которая хорошо ходит в кино, ни как сотрудников. Ну и население таких городов, как бы там ни было, уменьшается. Поэтому здесь не хотят строить стадионы, школы. И я вам честно скажу: если бы большая сеть попробовала зайти в маленький город, она бы сильно удивилась, с чего мы живем. И сразу бы развернулась на выход. Мы вроде занимаемся одним и тем же, даем одни и те же сервисы, но разница [в реалиях] – огромная».
Из всего вышеперечисленного Руслана Цюпьяшук делает неутешительный вывод: «Посмотрите список украинских городов – что еще можно насытить [кинотеатрами]? Поэтому для меня утверждение на «100 тыс. населения не хватает экранов» выглядит как, мягко говоря, поверхностный анализ. Но его применяют повсеместно».
О том, что аудитория в городах с населением меньше 250 тыс. не имеет привычки ходить в кино, говорит и руководитель компании «Синема-Центр», глава Правления Союза кинотеатров Украины Любовь Лисовская: «В 2010 году сеть Cinema Сіті открыла кинотеатр в Тернополе. До этого кинотеатра там не было много лет, и мы три года приучали зрителей смотреть кино на большом экране. Возможно, «приучали» – громко сказано. Мы их заинтересовывали, организовывали премьеры и праздники, рекламировали кинотеатр и прокат в институтах, школах, клубах – работали над этим. Мы искали своего зрителя постепенно: кинотеатр реально был убыточным: работал и поддерживался за счет сети. Но теперь в Тернополе выросло поколение, которое прекрасно ходит в кино и генерирует неплохой бокс-офис».
Виталий Писаренко смотрит на ситуацию оптимистичнее: «На самом деле областных центров, в которых еще нет сетевых кинотеатров, полно. И любой, кто захочет сделать ресерч, думаю, без проблем его сделает. У нас такой ресерч есть, но я им поделиться не могу. В принципе, какие-то кинотеатры есть в каждом более-менее крупном городе. Но если говорить именно о современных, то тут очень большой простор для развития, и, пожалуй, государственная поддержка могла бы это развитие ускорить».
Распределение кинотеатров и залов Украины по областям (2019)
«Думаю, в крупных городах, особенно в Киеве, кинотеатров уже достаточно. Где-то даже перебор, – говорит Дмитрий Деркач. – В тех же Одессе или Львове много кинотеатров. А вот в Днепре мало, в Харькове – есть куда развиваться. Мы рассматриваем довольно много предложений: Тернополь, Ивано-Франковск, Винница. Ну и маленькие города: во многих населенных пунктах до 200-300 тыс. – по одному кинотеатру, чаще всего это старые залы. В совсем маленьких – их вообще нет или временные залы, которые открываются на лето в клубах. Поэтому, учитывая насыщение рынка в больших городах, все сети так или иначе туда пойдут и будут открывать кинотеатры. Если, конечно, появятся льготы».
Распределение кинотеатров и залов Украины по областным центрам (2019)
«Есть большой город Запорожье, в котором не хватает кинотеатров, – продолжает анализировать насыщение в городах Лисовская. – Их там раз-два и обчелся. Запорожье, Кропивницкий и Черновцы – неприглядная картина, если посмотреть статистику по количеству залов на количество населения. Запорожье маленьким городом не назовешь, тем не менее там острый дефицит экранов. Если заходит большой фильм, в трехзальном Multiplex полный аншлаг: как в советское время, когда приходишь, а билетов нет. Конечно, такое наблюдается не везде. В принципе, во всех городах с населением свыше 300 тыс. есть одно- и двухзальные кинотеатры: там работают частные предприниматели. Так что сказать, что мы совсем не охвачены [кинотеатрами], нельзя».
Однозальные кинотеатры в Украине все еще запускаются, но эта модель постепенно уходит в прошлое, уступая дорогу многозальникам. «Бизнес развивается, индустрия движется вперед, и модель однозальника рано или поздно канет в лету как бесперспективное направление развития, – прогнозирует Руслана Цюпьяшук. – Вложения в такой кинотеатр трудно отбить, плюс хорошо расписать показы невозможно. Став из однозальника двухзальником, мы вздохнули с облегчением: намного легче расписывать и покрыть максимум. Наши зрители могут посмотреть все, что выходит в прокат, кроме откровенного артхауса».
Анатомия кинотеатра
Если попытаться выяснить, во сколько демонстраторам обходится открытие кинозалов, то и здесь цифры будут сильно отличаться: сети говорят одно, владельцы маленьких кинотеатров – другое (даже с поправкой на разницу в реалиях). «Построить кинотеатр – дорогое удовольствие, – объясняет Любовь Лисовская. – Это миллионное вложение денег, причем почему-то не украинских. Любой кинотеатр начинается с цифры $300-500 тыс. Грубо говоря, двухзальник – это $500 тыс., многозальник – $4-6 млн: в зависимости от количества залов, «начинки», технического оснащения. Все, что есть на украинском рынке, как правило, либо не попадает под наши нормы, под наши ГСН, либо конкурентно по цене с западным, но по качеству сильно уступает. Поэтому практически все кинотеатры строятся на западных материалах и оснащаются тоже западным оборудованием. Вот сейчас появился украинский производитель кресел. Я не говорю, что их не было – были. Но качество украинских кресел и кресел известных мировых брендов – это небо и земля. И мы вынуждены обращаться к западным поставщикам оборудования даже по вопросам обшивки стен, звукопоглощающих материалов, ковролина. Потому что требование Г1, самую высокую степень пожароустойчивости, никто не отменял. Да, это не аэропорт или вокзал, но мы идем по той же Г1 – самой высокой планке».
Цифрами делится и Людмила Горделадзе: «Техника, соответствующая международным стандартам, может стоить примерно $100 тыс. – это зал на 100 мест. В некоторых случаях ставят очень дорогие кресла, корейскую технику, например 4D или DX. Это невероятно дорогие технологии. Добавьте вентиляцию, противопожарные коммуникации, строительные работы. Последние обычно считаются по метражу: грубо говоря, один метр сейчас стоит $700-1000. Вот и посчитайте примерную стоимость здания и примерную стоимость зала».
Поскольку открыть кинотеатр – удовольствие дорогое, собственники повсеместно прибегают к кредитованию. И поэтому все очень надеются на принятие подзаконных актов, позволяющих заработать нормам о возвращении государством процентов по кредитам на строительство кинотеатров в городах с населением меньше 250 тыс. «Улучшение условий привлечения финансирования могло бы стать очень серьезным подспорьем для того, чтобы в городах поменьше появлялись современные кинотеатры. Если будут субсидии, которые там прописаны, можно начинать рассматривать формат открытия отдельно стоящих кинотеатров в маленьких городах», – говорит Виталий Писаренко.
Сегодняшняя бизнес-модель крупных сетей завязана на ТРЦ. «В торговых центрах кинотеатры работают лучше – здесь пересекаются два потока, которые интересны и торговому центру, и кинотеатру. Как показывает практика, кинотеатры, которые находятся в хорошо раскрученных ТРЦ, работают лучше, чем те, которые находятся в слабых торговых центрах», – объясняет Любовь Лисовская. «Открыть кинотеатр в ТРЦ намного проще, – добавляет Дмитрий Деркач. – Во-первых, по условиям: все прозрачно, все открыто, понятно. Во-вторых, ты получаешь уже готовую «коробку». Кто-то из девелоперов строит даже больше: сами залы, дает вентиляцию, «пожарку», еще что-то».
Так как подходящих ТРЦ в маленьких городах нет – сети в них не заходят. Соответственно, формат отдельно стоящих кинотеатров, о котором говорит Писаренко, может стать моделью для работы крупных сетей в маленьких городах.
На вопрос, почему сети не могут воспользоваться другими уже существующими зданиями в регионах, отвечает совладелец «Планеты кино»: «Сложно получить условия, выгодные для арендатора, сложно договориться с коммунальными органами. Все эти здания строились давно, по старым нормам – это очень сложные архитектурные объекты, которые нужно полностью переделывать. А такие вложения не окупятся». В качестве примера такого здания Дмитрий приводит столичную «Кинопанораму», закрытую собственником в прошлом году: «Кинотеатр давно стоял в ужасном состоянии, от него остался только зал, который был в полной разрухе: ни вентиляции, ни кондиционирования, ни соблюдения пожарных норм. С ним нужно было что-то делать. И я знаю, что собственники здания искали возможность сохранить там кинотеатр, они обращались и к нам, и к другим сетям – мы смотрели разные варианты, проекты. Но это нецелесообразно: территория очень неудобная, переделки очень сложные, менять нужно абсолютно все. А по факту получится маленький кинотеатр на 2-3 зала, который будет экономически невыгоден.
Похожая ситуация с кинотеатром «Киев» – чтобы сделать из него новый современный кинотеатр, нужно очень много вложить. И, учитывая, что залов в нем будет мало, окупаемость проекта достаточно спорная».
Еще одна льгота, которую могли бы получить демонстраторы, – ввоз техники без налогов. Но пока не сложилось. «Это сделали, но сделали для техники, которая используется на съемках, – говорит Любовь Лисовская. – Все, что касалось съемок, получило таможенные льготы. Что касалось кинотеатров, было остановлено, потому что под этим кодом можно ввезти и любительскую технику, непрофессиональную, какую угодно».
Немаловажный нюанс – те самые государственные строительные нормы (ГСН), от которых у некоторых кинотеатров, по определению Любови Лисовской, волосы стали дыбом. С одной стороны, изменение ГСН для кинотеатров было необходимо. «Старые нормы прописывались еще под пленочные проекторы, – объясняет Дмитрий Деркач. – Сейчас же все полностью изменилось: пленочных проекторов нет, везде – цифра (компьютер, сервер, лазерный проектор). И требования однозначно должны меняться». С другой стороны, кое в чем чиновники переусердствовали. «Основной вопрос, который там всех волнует, – это количество санузлов. На самом деле оно неадекватное – столько реально не нужно. У нас в Blockbuster и River Mall очень много кабинок в женском туалете, очереди нет. Фактически их достаточно. Но если выполнять новые нормы, то кинотеатр должен наполовину состоять из санузлов. И как это будет работать? У меня пока нет понимания, что с этим делать, – признается Деркач. – Ну и в целом в Украине довольно сложные строительные нормы, очень часто одни противоречат другим. Но мы стараемся как-то всему следовать».
«По пожарной безопасности ужесточаются требования, особенно к материалам, – добавляет Людмила Горделадзе, член Совета по государственной поддержке кинематографии и Экспертного совета по кинопроектам при Минкульте. – Материалы должны иметь соответствующий сертификат, дерево должно быть пропитано специальными составами, а это говорит о том, что оно имеет временной ресурс. Даже если вы на пять лет (ну, есть варианты на десять) пропитаете дерево под вашими креслами, потом все нужно будет снять и опять это дерево пропитать. Раньше об этом никто не думал и не говорил, а сегодня больше ответственности. Мы помним трагедию, произошедшую в российском кинотеатре. Это морально всех нас подстегивает, безусловно, но я не думаю, что это является проблемой при строительстве».
Кроме того, Людмила Борисовна обращает внимание на доступность кинотеатров людям с инвалидностью: «Это проблема, которая требует кардинальной перестройки старых кинотеатров». А деньги на это, как вы понимаете, вряд ли найдутся.
Напоследок – пару слов о стоимости билетов, еще одном больном вопросе для кинотеатров. По словам Виталия Писаренко, уровень стоимости билетов в стране требует максимальной заполняемости залов, если кинотеатр хочет заработать. И даже если заполняемость недостаточная, демонстраторы до последнего стараются не повышать цены, чтобы зрители имели возможность ходить в кино. Например, три кинотеатра в Луцке, чтобы удержать зрителей, долгое время сохраняли цены на уровне 60 грн, сеть Multiplex в одном из своих киевских кинотеатров сделала все билеты по 50 грн и в целом как лидер рынка старается сдерживать рост цен на билеты в кино. «Это наша политика – держать цены на доступном уровне», – подчеркивает Писаренко. Любовь Лисовская добавляет, что все украинские кинотеатры пока не могут дорасти до докризисного уровня цен: «Кинотеатры работали, исходя из того, что средний чек должен быть порядка $5. Сегодня у нас нет этого чека. В среднем по Украине билет стоит порядка 90 грн, а $5 – это, по идее, в среднем 125 грн. Поэтому кинотеатрам достаточно сложно выживать, во всех сетях так или иначе есть финансовые проблемы».
Конечно, обсудить все, чем живут кинотеатры сегодня, в одном тексте невозможно, поэтому редакция MBR готовит для вас еще несколько материалов: в том числе о моделях работы коммунальных кинотеатров и кинотеатров – культурных центров. Не переключайтесь.