Казалось бы, на чем всемирный карантин точно должен был поставить крест, так это на производстве телепроектов о путешествиях. Но в Teen Spirit Production умеют выходить из сложных ситуаций, потому, как только масштаб бедствия стал понятен, их детище «Орел и Решка» моментально преобразилось с учетом новых реалий.
Сейчас особенный сезон шоу под названием «Карантин» успешно выходит на телеканалах «Интер» и «Пятница», а также на YouTube-канале продакшена. Кроме того, актуальный подход вдохновил авторов на еще одну «карантинную» историю, которая доберется до эфира летом. По просьбе MBR продюсер «Орла и Решки» Елена Синельникова рассказала все интересные подробности - от того, как родилась идея свежего тревел-формата, до собственных прогнозов длительности всемирных ограничений.
***
Нас, как и многих коллег, карантин застал врасплох. Когда страны начали закрывать границы, группа находилась в Индии - снимали праздник Холи для сезона «Чудеса света». После этого ребята должны были отправиться на Филиппины, а оттуда - в Японию. Тогда мы еще тешили себя надеждами, что они успеют закончить работу, но в процессе на карантин закрылись Филиппины. Япония оставалась открытой, потому мы решили сразу отправить группу туда - никто не осознавал или не хотел осознавать ни серьезности ситуации, ни ее масштабов, а у нас распланированы эфиры, для которых необходимо было продолжать съемки. Однако вскоре объявили, что с 17 марта границы закроет Украина. Нужно было действовать очень быстро: мы постоянно поддерживали связь с группой, так что людей из Индии удалось вернуть домой буквально в последний момент. Кроме того, карантин помешал съемкам сезона «Безумные выходные». Утром 14 марта вторая наша группа должна была вылетать из Киева в Дублин для съемок Дня святого Патрика. Но продюсер, уехавший туда заранее, 13-го вечером сообщил, что праздник отменяется - за считаные часы пришлось аннулировать и эту поездку.
Мы в Teen Spirit Production помешаны на путешествиях, потому такой поворот сам по себе оказался для команды довольно болезненным. Впрочем, это также отразилось на производстве: и в «Чудесах света», и в «Безумных выходных» на весенне-летний телесезон было запланировано по 20 выпусков, однако на момент начала карантина мы успели отснять материалов только на 12 и 8 эпизодов соответственно. Нужно было срочно придумать, как быть дальше.
К идее сезона «Карантин» мы подобрались не сразу, а первые задумки очень отличаются от того, что в итоге было реализовано. Когда размах проблемы стал очевиден и мы очутились дома взаперти с пониманием: в ближайшее время «Орел и Решка» в другие страны не поедет, начался долгий разговор с телеканалами о том, как выходить из сложившейся ситуации. Они нуждались в решении не меньше нашего - спонсорские пакеты подписаны до конца сезонов, и новые эфиры необходимы хотя бы для того, чтобы отработать проявления клиентов и не остаться без рекламных денег. Осознавая это, мы предложили сделать «карантинную» историю с нашими ведущими, которые сидят дома на диване и пересматривают архивные видео из путешествий, - благо эксклюзивного тревел-контента, ранее нигде не выходившего, накопилось достаточно.
Каналы такой ход приняли не очень живо, и их можно понять - сложно принимать решение в спешке, да еще и не видя готового продукта: выходить в эфир нужно срочно, а ситуация во всем мире менялась каждый час. Я оказалась в непростых обстоятельствах, где, с одной стороны, была задумка с неплохими перспективами, с другой же - необходимость докрутить ее так, чтобы заинтересовать телик. В принципе, мы были готовы производить «карантинные» выпуски и без них - исключительно для своего YouTube-канала. Но во-первых, это был бы не самый рациональный путь с финансовой точки зрения, а во-вторых, именно неготовность вещателей во многом подстегнула нас развивать мысль дальше.
Внутри команды мы продолжали жонглировать оставшимися на карантине тревел-возможностями. И тут осенило: пусть мы не можем никуда поехать самостоятельно, у проекта есть друзья - гиды, помощники, фиксеры - по всему миру. Так почему бы не делать включения с ними? Честно говоря, как только идея родилась, у меня буквально взорвался мозг: это было одновременно и просто, и гениально - как задумка «Орла и Решки» десять лет назад. Так казалось не только мне - команда Teen Spirit тут же загорелась идеей объединить весь мир, в одно время переживающий одинаковый опыт. Согласитесь, подобный шанс выпадает крайне редко.
Поставив переговоры с каналами на паузу, мы начали воплощать идею в жизнь. Медлить было нельзя, иначе момент был бы упущен, потому следующий шаг - кинуть клич друзьям, чтобы они рассказали и показали, как проходит карантин в их городах. Фидбэк оказался колоссальным: только за первую неделю нам пришло более 300 писем, и это число постоянно растет - сейчас их около двух тысяч. Признаться, ответов оказалось столько, что мы до сих пор не успеваем не только все их просматривать, но даже банально загонять на гугл-диск. На первых порах, пока тема глобальной самоизоляции была очень актуальной, а подобный формат еще никто не реализовал, решили делать небольшие выпуски, выходившие на нашем YouTube-канале ежедневно. Так продолжалось около недели, и, когда стало понятно - материала будет много, перешли на формат еженедельных больших эпизодов. Первый же из них за выходные набрал около 3 млн просмотров (сейчас счетчик приближается к отметке 4,5 млн), и надо ли говорить, что после таких показателей мне позвонили буквально все. И «Интер», и «Пятница», и другие телеканалы, увидев готовый материал, тут же захотели взять его в свои эфиры. Однако теперь им пришлось соглашаться с нашими условиями. Во-первых, мы оставили за собой право первого показа, потому в телеэфире новые большие выпуски выходят с опозданием, а во-вторых, отбором и монтажом материала занимается исключительно продакшен - вещатели на это никак не влияют. Насколько я знаю, результатом они довольны: например, на «Интере» сейчас одновременно выходят «Безумные выходные», «Чудеса света» и «Карантин», и самые высокие цифры собирает последний.
Сначала сюжеты со всего мира не отличались особым разнообразием. Нам отовсюду присылали кадры опустевших улиц, полок супермаркетов с отсутствующей туалетной бумагой и т. п. - первые 20 таких роликов были интересными, впрочем, очень скоро захотелось большего. Коммуникацию с авторами наладили сразу же, причем из-за разницы во времени ее приходилось вести буквально круглосуточно. Но если поначалу наши комментарии касались только картинки - где-то не хватало кадров с лицом героя, где-то по возможности просили доснять или переснять - то теперь мы вместе с ними ежедневно изобретаем новые подходы. Вариантов того, как сделать «карантинное» видео интересным, масса: сюжеты можно строить на профессиях и хобби героев, каких-то особенностях их городов. В последнее время мы все больше стремимся к событийности - если видим в новостях, что где-то на планете карантин проходит необычно, то тут же связываемся с людьми в этой географической точке. Например, когда весь мир обсуждал вспышку COVID-19 в Нью-Йорке, мы стремились набрать как можно больше материалов оттуда. В приоритете, разумеется, самые «горячие» кадры. Ведь кто бы не хотел увидеть те самые передвижные морги на улицах? Притом всегда просим героев не подвергать себя опасности.
Готовя «Карантин», мы в Teen Spirit Production в который раз убедились: главный результат нашей 10-летней работы - это люди. Я очень горжусь, что удалось создать сумасшедше крутое и клевое комьюнити, которое с радостью поддерживает наши инициативы. «Карантинные» видео - история не про деньги, авторы снимают и присылают их на энтузиазме. Команда тоже буквально горит проектом, ведь нам выпала уникальная возможность объединить весь мир в столь непростой момент.
На призыв, кстати, откликнулись не только друзья, но и обычные зрители, причем их сюжеты иногда оказываются намного выше ожиданий - в комментариях на YouTube часто призывают взять того или иного героя в команду, и с некоторыми из них мы хотим продлить сотрудничество. Разумеется, в выпуски физически не удается взять все приходящие материалы: в продакшен идет меньше половины, а остальное мы бережно отправляем в архив, создавая собственную базу всемирного карантина. И ее я без лишней скромности считаю исторической. Возможно, выпустим большой документальный фильм на основе этих материалов с прицелом на мировые платформы или даже фестивали.
Жесткий карантин скоро закончится - думаю, в течение июня-августа страны начнут его ослаблять. Хотя границы почти наверняка останутся закрытыми еще долго, так что группам «Орла и Решки» путешествия в ближайшее время не светят. Однако шоу должно продолжаться, потому уже сейчас мы разрабатываем еще один проект, в основу которого ляжет «Карантин»: деталей пока сообщить не могу, но к лету мы хотим сделать более основательную тревел-историю «на удаленке», где также задействуем друзей со всего мира. Несмотря на то что будущее сейчас довольно туманно, в одном я уверена - интерес аудитории к тревел-форматам после пандемии не угаснет. Как и раньше, большим спросом будут пользоваться проекты с развлекательной составляющей, и «Орлу и Решке» точно будет что предложить своим поклонникам.
Благодаря идее с «Карантином», а также отснятому материалу по «Безумным выходным» и «Чудесам света» о массовых сокращениях в Teen Spirit речь пока не идет. Как минимум до конца мая продакшен загружен работой, и в основном она ведется в удаленном режиме. На первых порах это вызывало определенные сложности, однако нам удалось организовать производство, да и за месяц команда успела втянуться. Время от времени кому-нибудь из ребят приходится заглядывать в офис, хотя и здесь мы перестраховались - поставили рециркуляторы воздуха, по несколько раз в день проводится дезинфекция, есть маски и перчатки. Понятно, на 100% такие меры не уберегут, но с ними как-то спокойнее.
Пока мы находимся в режиме подсчета убытков из-за карантина, впрочем, уже сейчас могу сказать: главным образом они связаны с отсутствием прибыли, которой, по нашим прогнозам, не будет еще по меньшей мере полгода. Есть надежда, что каналы будут покупать наши новые проекты, завязанные на имени «Орла и Решки», однако в этом уравнении так много «если», что мы готовимся существенно оптимизировать и удешевить производство, а летом начнем сокращения зарплат в команде - только так получится избежать увольнений.
Думаю, в привычный режим работы - свободно кататься куда угодно - сможем вернуться не раньше 2021 года. И хотя неопределенности в будущем полно, одно я могу гарантировать: команда «Орла и Решки» сделает все возможное, чтобы первой вам рассказать о новом, посткарантинном мире.
События последних месяцев и их последствия кардинально меняют правила игры, а возможно, и саму игру. Как в нее играть, чтобы выиграть? Или хотя бы не проиграть еще на старте? Об этом спецпроект MBR «Снять корону», частью которого является этот материал, - личный опыт представителей украинской аудиовизуальной и медиаиндустрии, компаний и отдельных людей, сумевших быстро сориентироваться в изменившихся из-за коронакризиса условиях. Реальные и уже реализованные адаптационные кейсы кино, ТВ, рекламы и интернет-медиа - из первых уст.