До конца минувшей недели подавляющее большинство украинцев ничего не ведали о маленьком, но, как выяснилось, очень гордом населенном пункте Полтавской области под названием Новые Санжары. Однако к вечеру четверга от экспертов по психологии местных жителей буквально не было отбоя: все точно знали, что там живут «дикие и темные» люди, с достойным зависти упорством возвращающие Украину в средневековье.
Причины таких выводов прекрасно известны: в Новые Санжары отправили эвакуированных из Китая украинцев, чтобы поместить их в местный санаторий на карантин. В ответ новосанжарцы и правда устроили настоящий бунт, который незнакомому с нашей ментальностью наблюдателю мог бы показаться языческим праздником - с огромным костром, горящими шинами и столкновениями с правоохранителями. Скорое на расправу общественное мнение тут же встало на рельсы осуждения действий соотечественников, записывая их то во вражеские агенты, то в ангажированные сторонники той или иной политсилы, а в лучшем случае - в недалекие люди, недостойные быть частью гордой древней нации. Ситуацию заострило и то, что происходило все в практически священные для страны дни - годовщину расстрела Небесной Сотни на Майдане.
Разумеется, защищать людей, готовых закидывать кирпичами автобусы со своими же соотечественниками - которые, между прочим, совершенно здоровы, абсолютно не заразны и уж точно совсем ни в чем не виноваты, - не очень-то благодарное дело. Но если отвлечься от красноречивых кадров из вечерних выпусков новостей и попробовать спокойно изучить вопрос в динамике, то получится, что и новосанжарцы в этой драме - не злодеи, а жертвы. Потому выдыхайте и давайте вместе размотаем клубок сознательного и не очень нагнетания ситуации, ошибок, умышленных манипуляций СМИ и явного провала коммуникации со стороны властей.
Коронавирус. Начало
Раз уж у нас тут наметился откровенный и предметный разговор, то сперва нужно откатиться на несколько недель назад, когда китайский коронавирус был чем-то далеким, экзотическим и непонятным.
Тренды Google подсказывают, что в умы украинцев он начал проникать в конце января. Тогда, напомню, о коронавирусе начали активно писать не только наши, но и мировые СМИ, так что на этом этапе никакого криминала не просматривается
Редакторам лент украинских интернет-СМИ и телевизионных выпусков новостей можно простить даже сознательные спекуляции на горячей теме. Возможно, где-то и случались трезвые разборы ситуации с болезнью, однако сейчас отыскать их практически невозможно - настолько информпространство забито новостями о сотнях погибших, десятках тысячах зараженных и даже, прости господи, конспирологии относительно того, что власти Китая специально вырастили вирус в секретной лаборатории.
О том, насколько животрепещущей для нас оказалась тема непонятного вируса, бушующего в тысячах километров от Украины, говорит хотя бы то, что ведущие интернет-СМИ выносили ее в отдельные блоки - наряду с катастрофой украинского самолета в Иране и войной на Донбассе
Скриншот из Google свидетельствует: особый интерес среди украинцев коронавирус вызвал 27 января. Ответ на то, почему так случилось, до безобразия прост - в этот день официальный аккаунт Державна установа «Київський міський лабораторний центр МОЗ України» опубликовал пост, в котором сообщалось, что в Киеве подтвердился один случай заражения болезнью.
Сейчас он выглядит вот так, хотя изначально уточнения капслоком в скобках не было. Его добавили сначала в комментарии, затем - в основную публикацию, а уж потом отдельным постом призвали подписчиков не паниковать
Но поздно: уже к обеду в СМИ было полно спекулятивных заголовков, от которых даже самый стойкий и скептично настроенный пользователь напрягся бы.
На «Стране.ua» заголовок сначала выглядел вот так, однако вскоре его исправили, дописав, что с китайской хворью наш коронавирус не связан
А сотрудники УНН даже этого не сделали
В заголовке на «РБК-Украина» хоть и есть зачатки здравого смысла, но общая манипулятивность и их сводит на нет
Подобных примеров можно привести с десяток, и все они будут об одном: там, где можно немного подождать, взять уточняющий комментарий и дать читателям полную и взвешенную картину, журналисты и редакторы выбирают скорость, кликбейт и хайп. И если позиция большинства СМИ выглядит для уравновешенного гражданина обидно, но не смертельно и, чего греха таить, привычно, то действия подразделения Минздрава откровенно удручают - что мешало с самого начала опубликовать пост здорового человека с максимумом разъяснений? Зачем было вооружать СМИ спекулятивной информацией в условиях, когда опровержения и уточнения читают максимум 20% от первоначальной аудитории? Что, в конце концов, помешало МОЗ запустить полноценную информкампанию по поводу эпидемиологической обстановки в стране, когда масштабы паники стали понятны? Эти и многие другие вопросы по сей день остаются без ответов.
Зато почти с атомной точностью можно предположить - паники было бы куда меньше, а до бунта в Новых Санжарах и вовсе могло бы не дойти, если бы со СМИ и с населением коммуницировали в той же тональности, что Уляна Супрун. Возможно, вам захочется поспорить с этой теорией, но сначала изучите, как Супрун, имея в распоряжении только страницу в Facebook, спокойно и взвешенно информировала подписчиков о происходящем (раз, два, три). Пиарщикам МОЗ и Кабмина стоило бы у нее поучиться.
Как удобрялась почва для паники
В промежутке между началом распространения китайского коронавируса и событиями минувшего четверга произошло немало событий, и каждое из них могло бы стать той самой соломинкой, которая в итоге переломила хребет здравомыслия украинцев. Практически все ведущие СМИ ежедневно рапортовали о росте количества умерших и заразившихся, не особо при этом акцентируя, что жертвами болезни оказывались преимущественно пожилые люди с ослабленным иммунитетом. Параллельно с тем накалялась международная обстановка - случаи заболеваний (все еще единичные, но кого это волнует) то и дело подтверждались в разных странах, в том числе и в Европе, а 30 января Всемирная организация здравоохранения объявила «международную чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения в связи с глобальной вспышкой вируса 2019nCoV». Повесить всех собак на украинских журналистов в таких условиях было бы несправедливо: в конце концов, именно спрос рождает предложение, так что гонку за просмотрами можно понять и простить. Однако раз уж она, хоть и косвенно, стала причиной паники-истерики, то хорошо бы ретроспективно определить грабли, которые в будущем стоит обходить.
Судя по тому, с какой скоростью разрастался снежный ком сообщений о коронавирусе и к каким последствиям это в итоге привело, абсолютное большинство освещавших тему журналистов ни разу не задались вопросом, а зачем вообще они это делают. События четверга продемонстрировали, что об информировании речь не шла - несмотря на то что самый сильный испанский стыд нас заставили испытывать жители Новых Санжар, случаев не вполне адекватной реакции на эвакуированных из Китая украинцев хватало и без них. К примеру, стоило некоему сайту «Тернополяни» со ссылкой на собственные источники сообщить, что карантин пройдет на территории Тернопольской области, как местные жители начали строить блокпосты и выходить на протесты. И ладно бы простой народ: львовские медики (то есть люди с высшим отраслевым образованием, на минуточку!), узнав, что обсервация пройдет не у них, обрадовались настолько, что спели гимн.
Оправдать подобное поведение, действительно попахивающее средневековьем, сложно, но откуда вообще взялась такая реакция у людей, которых не испугать ни эпидемией гриппа (а от нее, между прочим, к 19 февраля умерли 38 украинцев), ни печальной статистикой по туберкулезу? Принцип «бритва Оккама» советует не множить сущности и самой достоверной считать наиболее очевидную версию - потому допущу: все дело в страхе, порожденном неизвестностью. Она, в свою очередь, стала прямым следствием недобросовестной работы огромного количества СМИ, в большинстве даже не понимающих, зачем ежедневно выдают десятки не несущих никакой ценности новостей, а еще - и это, пожалуй, самый опасный и болезненный момент - некачественной коммуникации властей. Ведь даже если принять за правду то, что к раскачиванию ситуации привели не только случайные, но и вполне осознанные действия недоброжелателей Украины (согласитесь, российское вмешательство не выглядит чем-то нереальным, особенно для тех, кто знает, что творится в Фейсбуке и Телеграме), то на шестом году войны, в том числе информационной, нужно уметь им противостоять.
Провал как повод задуматься
Сейчас, когда главная драма уже позади, политики и чиновники не скупятся на разного рода заявления о том, в какой шок их повергли действия соотечественников. На эту тему, например, высказался Владимир Зеленский, возложивший ответственность на неких политических оппонентов, а Дмитрий Разумков окрестил события в Новых Санжарах «дикостью». Премьер-министр Алексей Гончарук в отличие от коллег пошел другим путем: он рассказал, что всему этому предшествовало и в каких условиях готовилась эвакуация.
Итак, по словам Гончарука, «беспрецедентная в истории Украины» операция разрабатывалась заранее, а участие в процессе принимали министры, которые «отвечали за организацию той или иной части этой работы». Притом по неназванной премьером причине власти работали в режиме строгой секретности, и места, куда должны были направить эвакуированных людей, определяли медики - сначала учреждений было десять, но за три дня до вылета самолета в Китай выяснилось, что людей готовы расположить у себя только три из них. Финальное же решение о месте карантина приняли только 19 февраля. Встречать борт на родине, по словам Гончарука, были готовы два аэропорта: «У нас в двух аэропортах - в Харькове и Киеве - были готовы специальные колонны, чтобы и с одной, и с другой стороны можно было привези к объектам [размещения]». Почему в итоге самолет сел на дозаправку в Киеве, а потом отправился в Харьков, премьер не уточнил.
Что из этого вышло, мы знаем: непонятная (и нужная ли?) секретность вселила в людей еще больший страх - благо почва уже была старательно удобрена, участвовавшие в разработке операции министры оказались няньками, у которых ребенок остался без глаза. И «Оскар» за лучшую коммуникацию с неравнодушными к ситуации согражданами отправился не в коммуникационный офис Кабмина или пресс-службу Минздрава, а пиарщикам компании SkyUp. Только последние человеческим языком объясняли, что происходит, пока власти играли в «секретность».
Также не стоит проходить мимо трех моментов - они, живи мы в другой стране, привели бы если не к отставкам, то как минимум к жесткой критике со стороны общества.
Во-первых, визит в Новые Санжары главы МВД Арсена Авакова, который больше напоминал очередную личную пиар-акцию министра, если не сказать хуже. На первый взгляд, такой шаг кажется безобидным - почти как сентябрьский визит Авакова к столичному мосту Метро, где как раз нервничал потенциальный террорист (его потом тот же Аваков хотел взять на поруки). Но если учесть, что события вечера четверга продемонстрировали полнейший беспорядок именно с внутренними делами в стране, почти как разваливающееся на глазах дело об убийстве Павла Шеремета, то становится несколько тревожно.
Во-вторых, заявление главы МОЗ Зоряны Скалецкой о готовности прожить две недели карантина вместе с эвакуированными из Китая украинцами. То есть в Минздраве действительно считают, что только так можно успокоить протестующих, и других вариантов решения кризиса не нашлось?
Ну и, в-третьих, уже упомянутые попытки Владимира Зеленского обвинить в организации протестов политических оппонентов. В принципе, это даже могло бы быть правдой - за последние 30 лет мы с какими только политтехнологиями не сталкивались. Но того, кто подсказал президенту идею угрозы привезти эвакуированных украинцев в Конча-Заспу, где живет много богатых и влиятельных персон, я бы посоветовала как можно скорее люстрировать: превращать уставших, разочарованных приемом на родине людей в аналог биологического оружия - очень, очень плохой ход. Впрочем, президент, несомненно, и сам пришел к этому выводу. «У наступні два тижні ми маємо з честю пройти іспит на зрілість. Маємо зберігати холодну голову та відкрите серце. Довіряти не гучним заголовкам та фейкам, а логічному мисленню та здоровому глузду. Пам'ятаймо, що найстрашніший вірус - це вірус ненависті», - заявил Зеленский в пятничном обращении к украинцам.
Вместо итогов
В сухом остатке мы всей страной снова оказались в ситуации, когда виновных слишком много, чтобы кого-то наказывать - как в США после финансового кризиса 2008 года. Кого-то, возможно, приговорят к штрафам или условным срокам, но этим глобальную институционную проблему не решить. По непонятным причинам украинские СМИ не хотят ни брать на себя ответственность за настроения в обществе, ни пользоваться статусом «четвертой власти», когда речь идет не о политической борьбе, а о менее заметных, но куда более важных вещах - например, формировании и воспитании у народных масс критического мышления.
Вопрос последнего, кстати, часто поднимает в своих интервью министр культуры Владимир Бородянский, и любой здравомыслящий человек согласится, что там, где чего-то не происходит естественным путем, нужно помогать искусственно. Подспорьем в этом в идеале и должен стать закон о дезинформации - однако только после общественных обсуждений и пары сотен поправок. Ведь если представить, что он уже работает в том виде, в котором его впервые представили общественности, то получится - наказывать следует и СМИ, и министров, и даже президента.
Но есть и хорошие новости: возможно, все, кого это касается, извлекут из истории с приключениями коронавируса максимум правильных и важных уроков. По сути, судьба подарила украинцам шанс, и там, где могла бы случиться очередная трагедия, разыгрался фарс, который хоть и зашел слишком далеко, но обошелся без серьезных жертв. Такое, согласитесь, упускать нельзя, иначе в аду каждому из нас придется ежедневно выдумывать глупые заголовки.