«Я всегда советую людям смотреть «Паразитов» хотя бы два раза, а то и больше. Сначала ты думаешь, что паразиты - бедняки, но богачи - тоже паразиты. Все, что их отличает, - это деньги», - говорит Мики Ли. И говорит убедительно, ведь именно она - 61-летняя вице-президент корейского медиаконгломерата CJ Group - фактически убедила весь мир посмотреть «Паразитов» Пон Чжун Хо. А к чему это привело, все и так уже знают. Впрочем, мало кто в курсе, кто вообще такая Мики Ли и как ей, собственно, удалось провернуть «оскаровскую революцию - 2020». Ликбез по этому вопросу взялся сделать The Hollywood Reporter. А мы перевели для вас главное из этого основательного материала.
Мики Ли построила первый в Южной Корее мультиплекс-кинотеатр, инвестировала в DreamWorks (и еще много куда), создала интертейнмент-империю объемом $4,1 млрд, что помогло становлению целого поколения локальных кинематографистов - включая Пон Чжун Хо. А теперь ее цель - Голливуд.
С момента восьмиминутных оваций в Каннах в мае прошлого года «Паразиты» Пон Чжун Хо неоднократно становились прецедентом: первая южнокорейская картина, получившая «Золотую пальмовую ветвь»; первый зарубежный фильм, взявший награду Гильдий киноактеров США за лучший актерский ансамбль; первая корейская лента в шорт-листе «Оскара» - еще и сразу в шести номинациях (а теперь еще и с фантастическими четырьмя победами: лучший режиссер, лучший фильм, лучший международный фильм и лучший сценарий).
За успехом «Паразитов» - и Кореи - стоит именно Мики Ли, вице-президент корейского конгломерата CJ Group. Трудно найти какую-то из сфер кино-, теле- и музыкальной индустрий, в которую бы не была вовлечена CJ Group: компания занимается продакшеном, финансированием, лицензированием, дистрибуцией и даже выставочной деятельностью. Более того, вне прямой работы компания Ли сделала огромный личный вклад в процесс становления локальных кинематографистов и вывода их на мировую орбиту. Фактически есть прямая зависимость между инвестициями CJ и развитием национальной киноиндустрии. И расцветом таких фильммейкеров, как Пон: не будет преувеличением сказать, что без Ли «Паразиты» могли бы вообще не состояться.
CHARLIZE THERON AND TOM HANKS PARASITE NATION AND BONG HIVE FIRST, HUMANS SECONDpic.twitter.com/ViwAxmJu23
- charlize theron's bitch (@galadrielise) February 10, 2020
Неудивительно, что оскаровскую речь во время триумфа «Паразитов» произносила именно Мики Ли
«Вице-президент Ли - огромная фанатка кино, ТВ и музыки, - говорит Пон, получивший от CJ финансирование и дистрибуцию четырех лент: «Воспоминания об убийстве» (Memories of Murder), «Мать» (Mother), «Сквозь снег» (Snowpiercer) и «Паразиты» (Parasite). - Она - настоящий синефил, которая смотрит огромное количество фильмов и приносит в бизнес настоящую страсть к кино».
С этой же страстью Ли уже давно занимается международным продвижением южнокорейского кино. «Я брала DVD и шла с ними в Warners, Universal, Fox - к любому, кому могла. И питчила, питчила, питчила корейские проекты. Никто не думал, что с корейским кино стоит иметь дело, - вспоминает Ли о временах до того, как корейское кино достигло поворотной точки, Канн-2004, где «Олдбой» Пак Чхан Ука взял Гран-при. - А с тех пор мне уже не приходилось настолько выкладываться».
Поэтому, когда 15 лет спустя в Канны попали «Паразиты», мир уже не отказывался от корейского кино. Пон был в Каннах в 2006-м, где тогда познакомился с дистрибутором Томом Квином и компанией Magnolia Pictures. В прошлом году именно компания Квина Neon взяла «Паразитов» - 10-й фильм CJ, отобранный в Канны, - в американский прокат.
Компания CJ была основана в 1953 году дедушкой Мики Ли - Ли Бен Чхолем - как сахарное и пищевое производственно-торговое подразделение его главной компании, Samsung. Более 40 лет спустя CJ разрослась, занялась также биотехнологиями и фармацевтикой, однако не имела ничего общего с медиа.
Между тем Мики Ли получала гуманитарное образование, изучая языки и лингвистику в ведущих университетах Кореи, Тайваня и Японии. Она досконально владеет корейским, английским, японским и мандаринским. Также училась в Гарварде - получила степень по востоковедению. И именно там открыла в себе призвание к преподаванию и желание заинтересовать корейской культурой своих студентов - американцев корейского происхождения, слишком «вестернизировавшихся».
В 1987 году дедушка Мики Ли умер, и контролируемый семьей конгломерат Samsung - включавший направления ритейла, электроники и других бизнесов - был разделен между его наследниками: CJ Group отошла брату Мики Ли, Ли Джей-Хену. Сама же Мики тогда только выпустилась из Гарварда и присоединилась к американскому офису Samsung в Нью-Джерси. Она работала там в конце 1994-го, когда ей позвонил юрист, с которым компания часто вела дела, и рассказал об интересном инвестиционном предложении: «Стивен Спилберг, Дэвид Гефен (влиятельный американский музыкальный продюсер. - MBR) и Джеффри Катценберг (кинопродюсер, председатель совета директоров The Walt Disney Company в 1984-1994 годах. - MBR) хотят построить студию. Samsung это интересно?»
Хотя азиатские технологические гиганты, такие как Sony и Matsushita, активно вкладывали деньги в кинопроизводство, Samsung, которым управлял дядя Мики, решил сосредоточиться на оборудовании. К счастью, на стороне Ли был ее брат. В 1995 году после повторных переговоров с DreamWorks компания CJ инвестировала в студию $300 млн, получив 10,8% акций и право дистрибуции в странах Азии.
«DreamWorks не было бы, если бы не два человека. Это Пол Аллен (первый инвестор, вложивший $500 млн) и Мики Ли», - заявил Катценберг.
Сотрудничество с DreamWorks неожиданно вывело CJ на рынок развлечений. Ли разработала план популяризации корейской культуры: чтобы его воплотить, компании пришлось полностью измениться и начать строить индустрию развлечений Южной Кореи практически с нуля.
В 90-х годах, когда в Корее работали только отдельные магазины по прокату фильмов, Ли и ее брат начали массово строить кинотеатры. CJ выкупили права на дистрибуцию фильмов Стивена Спилберга, дававшие компании огромную силу на полуострове.
После открытия первого в стране кинотеатра-мультиплекса (в 1998 году) CJ активно развивала свою сеть. Сейчас компании принадлежит около 50% отечественного рынка кинотеатров. Вместе с конкурентами Ли за 20 лет в четыре раза увеличила посещаемость корейских кинотеатров - с 0,8 просмотров на человека в год до четырех. В 2019-м Южная Корея заняла пятую позицию в списке крупнейших кинорынков мира.
CJ Group также открыла фонд для поддержки отечественных кинопроизводителей. В это время зарабатывали себе репутацию Пон Чжун Хо, Пак Чхан Ук («Олдбой») и Ким Чжи Ун («Я видел дьявола», «История двух сестер»). Их работы настолько заинтересовали местную аудиторию, что доля отечественного кино выросла с 10% до 50%.
Похожие планы возникли у Мики Ли в отношении популяризации музыки - пока всемирно известного K-pop. Она организовала огромные конвенции корейской культуры KCON и открыла один из самых популярных музыкальных телеканалов в Корее - Mnet.
Хотя Ли превратила индустрию развлечений в мощную машину так называемой мягкой силы, охватившую не только Азию, но и весь мир, она продолжает развивать CJ. Компания уже выпустила 140 собственных фильмов в США и остается единственной студией Южной Кореи, которая напрямую занимается дистрибуцией за границу. Интеллектуальной собственностью CJ заинтересовались в 14 странах, где сняли 57 ремейков.
Ли и ее брат открыли дочерние компании в шести странах, чтобы усилить свое влияние на новые территории и затмить Голливуд. Цель компании - финансировать и снимать по два-три англоязычных фильма в год. Сейчас в разработке CJ находятся 17 таких лент, среди которых - копродукция с Universal и ремейк комедий Sunny и Extreme Job под руководством Кевина Харта. CJ также продюсирует оригинальный фильм Дрейка Доремуса Endings, Beginnings и мини-сериал HBO по оскароносным «Паразитам» Пон Чжун Хо.
«Я счастлива быть мостом. Воспользуйтесь мной. Если вы перейдете через него, это означает, что мы достигли успеха», - комментирует свой вклад в популяризацию корейской культуры Мики Ли.