С каждым годом украинского кино становится все больше, его доля в прокате увеличивается, а предпочтения зрителя в отношении национального продукта постепенно формируются. И конечно, всем причастным хотелось бы видеть некий портрет украинского зрителя: не пол/возраст/средний доход, а то, что он преимущественно смотрит сейчас и хотел бы смотреть в будущем.
Не секрет, что голливудские картины - точнее, американского производства - пользуются спросом во всем мире. Где-то больше, где-то меньше, но во многих странах зачастую, если есть выбор, кинотеатры скорее возьмут в роспись именно американский, а не локально произведенный проект. И в этом нет ничего удивительного - с голливудским многомиллионным блокбастером вероятность заработать значительно выше.
Логика ясна. В большинстве случаев для зрителя срабатывает простая формула: в США есть несколько крупных студий (теперь их не шесть, а пять), которые соревнуются между собой и вкладывают в фильмы огромные деньги, а огромные деньги - это если и не качественная история, то хотя бы крутые спецэффекты, и к ним современный зритель, обожающий аттракционы, неравнодушен.
Но как мы уже сказали выше, спрос на американское кино не везде одинаков. Есть страны, где доля национального продукта в кинотеатрах превышает долю американского. Именно с них мы и начнем.
Согласно данным недавно вышедшего отчета компании Ampere Analysis по состоянию на конец третьего квартала 2019 года можно назвать по крайней мере три государства, где американское кино пользуется меньшим спросом, нежели локально произведенное. Это Китай, Индия и Турция.
Великобритания демонстрирует весьма большой интерес к своей культуре в целом (в частности, кино) и средний к американской продукции, что приводит к относительно низкому показателю соотношения. Но тут важно отметить, что Великобритания часто выступает сопродюсером американских лент, причем чаще всего - миноритарным. То есть фильм вроде бы считается и британским, хотя фактически - кто больше денег вложил, того и «тапки».
Голливудский продукт чувствует себя абсолютно спокойно в Южной Африке, Аргентине, Австралии, Канаде, Бразилии и Мексике, относительно неплохо - в Испании, Нидерландах и Швеции. Большинство других рынков имеют примерно равные уровни интереса к американским релизам и национальным проектам. Здесь всегда рады кино из Голливуда. Как, впрочем, и в Украине.
А что в Украине?
Поскольку мы уже подсчитали бокс-офис Украины за 2019 год, теперь смело можем сделать анализ и по нашему рынку. Итак, в прошлом году в прокат Украины вышли 165 фильмов, которые можно считать полностью или отчасти американскими. Речь идет как о релизах самостоятельного производства США, так и о копродукции. Учитываются игровые, документальные и анимационные ленты, за исключением фильмов в составе тематических подборок и фестивалей.
Важно напомнить, что в обзоре бокс-офиса 2019 года мы учитывали прокат 32 работ украинского производства. Всего же в прокате было 342 проекта, не считая тех, премьера которых состоялась еще в 2018-м. Одним из таких, к слову, был лидер украинского кинопроката за весь прошлый год - комедия «Я, Ти, Він, Вона» производства студии «Квартал 95» (прокатчик B&H) с кассой $2 млн 122 тыс. 852 грн и 631 718 проданными билетами. Обращаем внимание, что в случае сборов и посещаемости американских и украинских картин учтены доступные редакции данные.
Итого путем несложных математических подсчетов получаем, что доля американских фильмов составляет 48,2%, украинских - 9,4%. Но нас интересует немного другое - а именно доля украинских и американских релизов от количества проданных билетов. И она следующая: количество билетов, проданных на украинские ленты, - 2 725 785, или 8,9% от общего количества, тогда как в случае с фильмами США - это 25,97 млн билетов, или 84,6%. Есть здесь и любопытные кейсы: например, историческая драма «Захар Беркут» снималась в копродукции со США и, таким образом, попадает и к первым, и ко вторым.
Как бы то ни было, в плане предпочтений Украина находится где-то между Канадой и Японией. Для наглядности слегка измененная диаграмма:
Очевидно, ситуация с заинтересованностью жителей в национальном кино в Украине несколько лучше, чем в той же Канаде. С другой стороны, более низкий показатель соотношения американского и произведенного в Канаде кино означает, что американского там в прокат выходит меньше. Или, другими словами, в Украине ставку на американское кино делают гораздо чаще.
Какие жанры интересны?
Если брать во внимание лишь один основной жанр каждого из 165 анализируемых американских фильмов (и копродукций), то наибольшей популярностью пользуются драмы и боевики - 36 против 33 лент. Следом идут ужасы и анимация.
Однако ситуация кардинально меняется, если присмотреться к такому показателю, как кассовые сборы. Так, американские релизы, где основной жанр можно обозначить словом «драма», собрали в украинском прокате около 306 млн грн, анимация - 458 млн грн, а боевики - вообще 870 млн грн.
Как уже было сказано выше, в диаграмме указан лишь основной жанр, тогда как, очевидно, «чистых» жанров почти нет. Мы учитывали до трех жанров на каждый фильм. Поэтому обращаем внимание, что в категорию «Драмы» вошли спортивные (4), биографические (14), военные (3), исторические (7), криминальные (5) драмы. В категорию «Боевики» - фантастические (14; также с элементами приключений), приключенческие (4), криминальные (7), триллеры (7) и один вестерн. Смесь драмы и комедии была объединена в жанр драмеди, который, по сути, и не нов - 10 лент. Среди ужастиков - триллеры/детективы (4), триллеры (14), драма (2), фантастика (1) и комедия (1). В «Мюзиклы» попали комедии (2), драмы (4) и драмеди (2).
Если брать во внимание все поджанры, то выйдет занимательная картина: несмотря на, казалось бы, обилие экшена и фантастики, драма как основной жанр и поджанр вырывается далеко вперед - порядка 43% от всех американских фильмов в украинском прокате за прошлый год:
Примечание: сумма отдельных индикаторов не равняется 100%.
Комиксы (фантастические боевики) вроде «Мстителей» и не совсем каноничного «Джокера», пока находятся на вершине Олимпа, и не похоже, чтобы вскоре их оттуда свергли.
Также успешны анимационные ленты: «Холодное сердце - 2» и «Секреты домашних животных - 2». И как показал 2019 год - ремейки некогда популярной анимации: речь о ленте «Король Лев», на которую украинские кинотеатры продали 1,373 млн билетов.
На ужасы ставки неоднозначные - шанс «выстрелить» ниже, но и права на них обходятся дешевле, ведь производство стоит дешевле. В 2019-м в украинском прокате было 25 проектов, которые подходят под жанр «Ужасы». Из них лишь на один - «Воно-2» - продали более 508 тыс. билетов. У ближайшего конкурента, фильма «Смертельный лабиринт», оказалось лишь 283 тыс. билетов. Следом идет «Кладбище домашних животных» с показателем 207 тыс. билетов. А посещаемость многих из списка - ниже 10 тыс.
Если говорить об украинском кино, то здесь лидируют комедии и романтические комедии. Как пример - в прошлом году в данном жанре лидировали «Я, Ти, Він, Вона», «Скажене весілля 2», а также «Свінгери-2». При этом более чем достойно показали себя исторический экшен «Захар Беркут» и историческая драма «Ціна правди». Так что, как говорится, не комедиями едиными.
На чашах весов
Причин популярности национального кинематографа относительно американского или, наоборот, американского относительно национального - множество. Но все они так или иначе упираются всего в четыре фактора.
Во-первых, языковой барьер и разница в менталитете, когда, например, шутки не воспринимаются, проблемы не являются актуальными для страны и не вызывают у зрителя эмпатию. Впрочем, тут на помощь приходит адаптированный дубляж, а в некоторых случаях - адаптация формата. За примерами далеко ходить не надо: в Украине уже есть прецедент, когда отечественное кино оказалось успешным на родине и потом его продали для адаптации за рубеж - речь идет о комедии «Скажене весілля». Очевидно, что в Литве - первой в списке покупателей, которая уже выпустила адаптацию в прокат (и довольно успешно), - не будет шуток вроде «Це Тарас - йому нормас» и соседа-армянина (там он превратился в турка).
Второй момент - объем производства локального контента. Чем больше снимают, тем меньше у дистрибуторов и кинотеатров возникает вопросов относительно росписи. Чем больше контента производят, тем более «привычным» он становится для местного зрителя, и тем выше вероятность, что человек, выбирая сеанс, купит билет на картину национального производства. В Украине это крайне важно, ведь, к сожалению, в большинстве случаев у нас слабо работает маркетинговая сторона - нередки случаи, когда о каком-то украинском проекте впервые слышат в день премьеры. А то и после старта проката. Например, в прошлом году мало кто в принципе знал, что в прокат выходили фильмы «Моя бабуся з Марса» или «Паперовий літак». В январе этого года стартовала историческая экшен-драма «Екс», сборы которой были бы намного выше, если бы велась хоть какая-то активность по продвижению ленты. Оказалось, продюсеры вообще не обращались в Госкино за деньгами на маркетинг. Результат - в первый уик-энд на фильм было продано лишь 3,5 тыс. билетов.
Сарафанное радио - дело хорошее. Но как показывает практика, украинские демонстраторы далеко не всегда готовы добавлять экраны или по крайней мере не сокращать количество уже существующих на следующий уик-энд, если отечественная картина хорошо собирает. Пример тому - «Мої думки тихі» Антонио Лукича: впервые за несколько лет украинский релиз в украинском прокате за второй уик-энд собрал больше, нежели за первый. И это при сокращении количества экранов.
Причин, почему так происходит с росписью, много, и нельзя сказать однозначно, что прокатчики и/или кинотеатры виноваты - хватает все тех же американских фильмов, которые, предположительно, обладают большим денежным потенциалом (о чем ниже). А что приносит больше денег, то и распишут.
Безусловно, одним из основных критериев при выборе, на что потратить деньги в кинотеатре, является качество контента. Американский кинематограф, по мнению зрителей многих стран, является или качественным, или претендующим на высокое качество. Так сказать, качество «по умолчанию». И здесь неважно, что стандартная практика американских студий-мейджоров - это ежегодно один-два фильма-тягача (tentpole movies), три-четыре средних, которые могут «выстрелить», а могут и нет, и еще десяток проходных, которые, скорее всего, мало кто посмотрит. Но деньги есть - значит, можно и рискнуть. К слову, стоит отметить, что порой студия выпускает даже меньше десяти проектов в год и половина не «выстреливает» даже в самой Америке. О безусловности качества украинского кино пока речь явно не идет: как и везде в мире, за год у нас появляется несколько действительно крепких лент, несколько середнячков, ну и определенное количество кинематографического балласта.
На качество напрямую влияет еще один фактор - бюджет. Причем не только производственный, но и маркетинговый. Чем больше бюджет - тем, очевидно, лучше. Однако он отнюдь не панацея, и даже американские фильмы могут провалиться едва ли не со старта. Например, хорошо рекламируемая историческая драма «Захар Беркут» в Украине обошла по посещаемости сиквел всемирно известной франшизы о Терминаторе: 443 140 против 347 586 билетов. «Терминатор: Фатум» (Terminator: Dark Fate) собрал всего на 1,5 млн грн больше - лишь за счет того, что билеты на «Захара Беркута» были дешевле. При этом бюджет картины «Терминатор: Фатум» составил примерно $185-196 млн, на порядок больше бюджета среднестатистического американского фильма. Бюджет же «Захара Беркута» - 113,5 млн грн, то есть почти на $180-190 млн меньше.