Казавшийся столь долгим и насыщенным событиями 2019 год наконец остался позади. На мировом медиарынке, как всегда, было неспокойно: одних купили, другие обанкротились, а третьи, рискнув очень большими деньгами, вошли в новые для себя ниши. Примечательных моментов хватало с головой, но в этом обзоре мы постарались собрать самые весомые сделки (как состоявшиеся, так и ожидающие разрешения регуляторов) в сфере кино и медиа. Они подобраны не так по размеру средств, уплаченных или полученных в результате, как по значимости для того или иного рынка. Для удобства информация сгруппирована по месяцам.
Январь
На рынке Нидерландов объединились принадлежащая немецкой Deutsche Telekom группа компаний сотовой связи T-Mobile и местный оператор Tele2 - слились активы третьего и четвертого по величине телекомоператоров страны.
Соглашение заключили еще в начале декабря 2017-го, общая стоимость сделки составила €190 млн. Ввиду известности бренда новая структура оставила название T-Mobile. Общее количество абонентов новообразованной компании на территории страны превысило 4,3 млн.
Особо примечательно, что многие годы правительство Нидерландов боролось за более высокую конкуренцию на рынке телекоммуникаций. Но количество игроков постоянно сокращалось. Так, в 2000 году после аукциона частот под мобильную связь в стране работали пять операторов: KPN, Libertel, Ben, Dutchtone и Telfort. Впоследствии KPN проглотил Telfort, Vodafone - Libertel, а локальное отделение T-Mobile возникло в результате слияния Ben и Dutchtone. Компанию Versatel, которая внесла некое разнообразие, запустив собственную сеть, уже в 2005-м приобрела упомянутая Tele2. Таким образом, на рынке остаются три оператора, включая KPN и Vodafone-Ziggo. А вы говорите, что только в нашей стране не работает антимонопольный!
Март
Медиаконгломерат Disney закрыл сделку о выкупе кино- и телевизионных активов 21st Century Fox за $71,3 млрд. Впервые за почти 40 лет после MGM на рынке США прекратила свое существование студия-мейджор. И вместо шести их теперь пять: Warner Bros., Sony, Universal, Paramount и, собственно, Disney. Последняя уже переделала и знаменитую заставку «20th Century Fox представляет».
Среди прочего передел рынка повлиял на то, кто занимается дистрибуцией фильмов на определенных территориях. Например, распался крупнейший российский дистрибутор WDSSPR, который прокатывал фильмы Disney и Sony.
Апрель
AT&T продала долю в Hulu за $1,43 млрд. Внимание: за 9,5% активов! А ведь Hulu управляет одной из наиболее популярных в США видеоплатформ: сервис входит в тройку лидеров на территории, количество подписчиков по состоянию на ноябрь 2019 года достигло 29 млн. При этом сделка не требовала одобрения регулятора.
В результате рыночная стоимость Hulu взлетела до $15 млрд, хотя еще в ноябре 2018-го в Disney, которая на тот момент владела 60% активов Hulu, компанию оценивали в $9,26 млрд.
По условиям договоренности между инвесторами проданную AT&T долю распределили следующим образом: 7% - Disney, 2,5% - Comcast.
Также в апреле базирующийся в США фонд прямых инвестиций KKR объявил о покупке немецкой медиакомпании Tele München Group (TMG), обладающей одной из крупнейших медиатек на территории Европы. Кроме того, фонд владеет активами индийской Emerald Media, которая финансирует производство контента и инвестирует в мелкие продакшены, оператора платного ТВ в Юго-Восточной Европе United Group, бренда чемпионата смешанных единоборств Ultimate Fighting Championship (UFC). Ранее KKR также инвестировал в SBS Broadcasting и ProsiebenSat.1.
Таким образом, потенциал TMG как производителя и дистрибутора контента значительно увеличивается.
Июль
Азиатскому ОТТ-сервису iflix удалось привлечь более $50 млн на расширение покрытия и каталога. Инвесторами выступили южнокорейская вещательная группа JTBC и японская Yoshimoto Kogyo (продакшен-группа и талант-агентство). Последняя, в частности, планирует совместное предприятие, которое будет создавать адаптации японских проектов для дистрибуции в других странах Азии.
iflix стартовала в мае 2015 года в Малайзии и на Филиппинах, постепенно расширившись в другие страны региона. В каталог входят фильмы и сериалы, а также детский контент локального и американского производства. Среди поставщиков контента числятся Warner Bros, 20th Century Fox и BBC Worldwide.
Платформа сочетает AVoD и SVoD-модели, позволяет скачивать контент, подключать до пяти устройств и смотреть видео на двух из них параллельно. Если в конце 2018 года насчитывалось порядка 9 млн пользователей сервиса, то по состоянию на май 2019-го их было уже 17 млн. Общий размер привлеченных инвестиций превысил отметку $350 млн. Рассматривают вариант первичного размещения акций (IPO).
Сентябрь
Французская медиагруппа Canal Plus (Canal+) получила разрешение от Еврокомиссии на поглощение базирующейся в Люксембурге медиакомпании M7 Group. Сумма сделки не разглашалась, но по оценкам превысила €1 млрд.
На момент закрытия сделки M7 Group управляла несколькими европейскими платформами платного видео: в частности, Austriasat в Австрии (прежде - в Венгрии), TéléSAT Numérique и TV Vlaanderen в Бельгии, CS Link в Чехии, KabelKiosk в Германии, CanalDigitaal и Online.nl в Нидерландах, а также Skylink в Словакии. В феврале 2018-го она запустила еще и Diveo в Германии, а в декабре того же года выкупила DTH-бизнес Liberty Global в Восточной Европе. Речь идет о платформах спутникового ТВ на территории четырех государств: бренд UPC Direct в Венгрии, FocusSat в Румынии и freeSAT в Чехии и Словакии. В целом у М7 насчитывалось порядка 3 млн абонентов гибридного спутникового и ОТТ-телевидения.
После закрытия сделки у Canal+ стало около 20 млн подписчиков телевидения во всем мире, включая 12 млн на территории Европы.
Октябрь
Одна из самых значимых сделок - поглощение австралийской медиагруппой Seven West Media региональной телекомпании Prime Media за $64 млн. В результате Seven West получила потенциальный охват рекламой в более 90% домохозяйств страны.
Правительство Австралии одобрило сделку, и некоторые чиновники заявили, что иначе Prime Media не смогла бы развиваться дальше - требовались денежные вливания. В оппозиции же ответили, что конкуренция на рынке ухудшается: Seven West Media с главным офисом в городе Перт и без того считается крупнейшей медиагруппой в Австралии. Она работает в сфере теле- и радиовещания, издательства газет и журналов (порядка 30 изданий), а также онлайн-платформ. Кроме Prime Media ей принадлежит частный вещатель Seven Network, один из крупнейших в Австралии, а также еще 12 местных телеканалов и контрольный пакет новозеландской продакшен-компании Great Southern Television (GSTV).
Декабрь
Под конец 2019 года состоялось знаменательное воссоединение медиахолдинга CBS и медиаконгломерата Viacom. Теперь компания называется ViacomCBS.
До декабря 2005-го Viacom и CBS были единой структурой, также носившей название Viacom. Но из-за разногласий между членами правления и затруднительного финансового положения было принято решение разделить активы. Затем случались попытки слияния: одна предпринималась в 2016 году, другая - в феврале 2018-го. Но обе провалились, хотя аналитики прогнозировали, что слияние произойдет как раз в 2019-м.
ViacomCBS получила контроль над киностудией CBS Films и продакшен-группой CBS Television Studios, дистрибутором CBS Television Distribution, несколькими десятками кабельных сетей, например CBS, AXS TV, MTV Networks, BET и Nickelodeon, Showtime Networks и Smithsonian Channel (50%). Также она владеет правами на трансляцию популярной в США Национальной футбольной лиги (National Football League) и управляет платформами онлайн-видео Awesomeness TV и Pluto TV.
Напоследок отметим, что в США продолжается процесс по возможному слиянию операторов Sprint и T-Mobile. Общая стоимость сделки составляет $26,5 млрд и предполагает объединение активов крупнейших операторов страны (третьего и четвертого по величине). По всей видимости, сделке дадут ход, и она, очевидно, станет одной из наиболее примечательных уже в наступившем, 2020 году.