О том, сколько зарабатывают голливудские звезды, раз в год нам рассказывает издание Forbes, но понять, насколько велика разница в заработках, из этих списков крайне сложно. Учитывая мировую тенденцию кинематографа к предоставлению женщинам более широкого доступа к финансированию, группа экономистов из Британии и США решила определить, каков зазор в заработке актеров и актрис.
Для этого были проанализированы гонорары 246 актеров и актрис, которые сыграли в 1343 картинах в период с 1980 по 2015 год. Данные о фильмах были получены из нескольких источников, включая сайты IMDb и Box Office Mojo, которые отслеживают данные о кассовых сборах. Экономисты учли несколько факторов, в том числе уровень заработка звезд, завоеванные награды и популярность в Twitter. Когда эти факторы были нивелированы, выяснилось, что актрисам платили на 56% меньше, чем их коллегам-мужчинам, что эквивалентно сумме $2,2 млн за фильм.
«Тенденция довольно стабильная. Результаты 2015 года почти не отличаются от показателей 1980 года без каких-либо признаков улучшения. Нас очень удивил такой большой зазор, учитывая, как часто актрисы поднимают тему равноправия, а также тот факт, что зачастую речь идет об актрисах уровня Мерил Стрип», - говорится в отчете.
Работа группы была представлена на конгрессе Европейской экономической ассоциации в Манчестере в прошлом месяце. В ней также учтено распределение фильмов по жанрам. Так, самый большой разрыв в зарплатах был у актеров и актрис боевиков – мужчинам платили на $1,8 млн больше. Интересно, что даже в ромкомах женщины зарабатывают меньше, хотя, как правило, роли в фильмах этого жанра по объему приблизительно одинаковые. Также установлено, что чем старше становятся актрисы, тем больше увеличивается разрыв в заработке – женщины старше 50 лет получают на 4 млн меньше, чем мужчины того же возраста.
«Если это нельзя объяснить действиями или популярностью актеров или актрис, то разрыв, конечно, может быть связан с сексизмом», - считает исследователь Искуэрдо Санчес.
Тем не менее, экономисты также предполагают, что «предвзятость производителя не может быть полностью устранена в качестве одной из потенциальных причин». Например, в фильме «Американская афера» 2013 года три главных звезды - Кристиан Бэйл, Брэдли Купер и Эми Адамс - отработали одинаковое количество смен: около 45 съемочных дней. Но в то время, как Бэйл и Купер заработали по $2,5 млн каждый и получили 9% прибыли, Адамс заработала только $1,25 млн и 7% от прибыли.
Авторы исследования предполагают, что одним из способов устранения разрыва может стать обнародование контрактов звезд, усиление позиций на переговорах и освещение темы низких заработков женщин в киноиндустрии в целом. А пока самый высокооплачиваемый актер Дуэйн Джонсон заработал в полтора раза больше, чем Скарлетт Йоханссон, возглавившая соответствующий топ актрис, - $89,4 млн против $56 млн.