С начала полномасштабного вторжения российских войск на территорию Украины мы в прямом эфире были свидетелями разворачивавшейся в Мариуполе трагедии. Разрушенные дома, десятки тысяч погибших. Отдельное место в этой истории заняли бойцы, которые мужественно боролись за каждый клочок города и в итоге оказались в окружении российских войск на предприятии «Азовсталь». Уже будучи практически изолированными от внешнего мира, военные уничтожали оккупантов, помогали гражданским, скрывавшимся на заводе от обстрелов, и до последнего, несмотря на потери и нечеловеческие условия, держали оборону. После эвакуации прямо в плен российских захватчиков связи с героями нет. Но узнать их лучше можно уже сегодня – благодаря проекту Юлии Гонтарук «Фортеця Маріуполь».
Режиссер-документалист принадлежит к творческому объединению «Вавилон'13». После 24 февраля она постоянно держала связь с бойцами полка «Азов», которые вместе с другими военными защищали Мариуполь. На основе своих онлайн-разговоров с защитниками Юлия создала документальный цикл под названием «Фортеця Маріуполь». Он имеет целью раскрыть портреты тех, кто все эти дни мужественно противостоял российской орде. К просмотру уже доступны несколько эпизодов: «Інтро», серии о бойце с позывным Барс, о пресс-офицере «Азова» Дмитрии Козацком (Оресте) и специальный эпизод о последнем дне на «Азовстали». Все они есть на YouTube-каналі #BABYLON'13.
Со многими бойцами полка «Азов» Юлия Гонтарук знакома лично. В 2015 году она впервые приехала в Мариуполь – снимать последствия обстрелов мирных кварталов города. Тогда режиссер сделала документальный фильм «10 секунд». И тогда же познакомилась с бойцами, помогавшими проводить эвакуацию мирного населения. Это были «азовцы».
«Я начала их снимать и поняла: будет совсем другое кино. Поэтому стала следить за тремя героями и создавать полнометражный фильм, что сейчас называется «Залізна сотня». Семь лет его делала, теперь финализирую. Другие ребята из этой роты, которых я тоже много снимала и три года ездила следила за ними, с началом полномасштабной агрессии оказались в Мариуполе, в кольце. Для меня это была личная боль, ведь многих я знала, дружила с ними, – рассказывает режиссер. – Я хотела приехать в Мариуполь, их там снимать. Но в городе уже расстреливались колонны. Поэтому я придумала такой формат видеозвонков туда, в кольцо. Плюс у меня было много снятого с ними материала, из 2015, 2016, 2017 годов. Это можно составить вместе, и будет такой портрет тех, кто защищает Мариуполь».
Со съемок предыдущих проектов с бойцами «Азова»
Гонтарук вспоминает, что успела сделать только один звонок, когда военные были не на «Азовстали». Еще один герой, с которым она договорилась о разговоре, погиб буквально за три дня до звонка. Другие разговоры записаны уже на металлургическом предприятии.
«Уникальность этого материала в том, что есть мемуары, которые военные пишут после того, как выходят из окружения. А у меня была возможность позвонить туда и записать, почувствовать человека прямо из осады. По ощущениям это как звонок в ад», – делится Юлия.
Формат цикла «Фортеця Маріуполь» – документальный сериал с разной формой серий. Каждый эпизод состоит из отрезков разговоров бойцов с режиссером, а также из архивных видео военных или видеоматериалов, которые они сняли на «Азовстали». Например, видеоразговор с Барсом организовать не удалось, поэтому режиссер написала ему вопросы и попросила записать ответы, когда появится свободное время, и отправлять видео. А первые кадры, с которых начинается эпизод, сняты еще в 2016 году в Урзуфе.
Автор вспоминает, что первые серии команда проекта – звукорежиссер Андрей Рогачев, режиссеры монтажа Роман Любый и Иван Банников – старалась делать очень быстро, чтобы как можно скорее опубликовать. На монтаж одной серии уходила примерно неделя: если работать и днем и ночью, и не прерываясь на воздушные тревоги. Режиссер признается, что они работали под сиренами, спали в монтажной – реально жили в офисе, пока монтировали.
Слева направо: Иван Банников, Юлия Гонтарук, Роман Любый
Но потом выяснилось, что спешка была лишней, ведь военные еще сами не знали, можно ли открывать их лица. В целом Гонтарук записала шестерых военных, и точно запланированы еще три серии, но когда они выйдут – неизвестно. «Например, перед пленом некоторые герои попросили закрыть видео. Когда они вернутся, я точно смогу распространить все, что записала. А пока ребята в плену, нельзя публиковать серии», – говорит Юлия.
Пресс-офицера «Азова» с позывным Орест Гонтарук раньше не снимала, поэтому он сам посылал ей необходимые кадры
Также режиссер отмечает, что было сложно начинать разговоры с военными. «Даже когда я переписывалась с ними: что спрашивать, что отвечать? «Держись»? Это ни о чем, когда человек может умереть в любую секунду». Так же сложно было и после записи диалогов: «Ты не можешь сказать «я вас понимаю», потому что ты не понимаешь. Это настолько выносит эмоционально, что я просто выходила курить на балкон... От разных разговоров были разные эмоции. От бойца с позывным Тавр я почувствовала колоссальную готовность к смерти за эту страну. Разговор с Навой (еще неопубликованный) был таким, что она сама начала плакать в кадре». Впрочем, кое-кто из бойцов говорил Юлии, что поговорить с ней – все равно что сходить на сеанс к психотерапевту. Некоторые из этих разговоров длились два, три и более часов. Но финальный монтаж – это 17 минут вместе с архивными видео.
«Я кинорежиссер по образованию. И я долго в профессии, то есть много работала с героями, с синхронами. Просто ты стоишь между зрителем и героем. И ты чувствуешь, что именно сейчас зрителю будет интересно увидеть и что важно было донести герою. Это были такие маячки, которыми я руководствовалась», – рассказывает Гонтарук о процессе монтажа. Начиная работу над проектом, режиссер не знала, что будет плен. Поэтому теперь монтаж осложняется ответственностью: от того, что именно войдет в финальную версию, могут зависеть жизни героев. «Здесь тонкая граница. Ты делаешь важное дело, чтобы люди остались в истории, чтобы о них знали. Но с другой стороны, ты должен это сделать так, чтобы не навредить им. Никому не нужно твое кино, если из-за него может что-нибудь случиться с героем. Это сложно», – признается Юлия.
Затем из записанных разговоров, возможно, будет смонтирован большой документальный фильм. Но режиссер не берется прогнозировать, пока у нее не сформировалась окончательная идея. «Это был такой импульс: я сразу понимала, что буду раскрывать людей, защищающих город. И очень корю себя, что не успела записать всех», – признается Юлия. В общей сложности на «Азовстали» было около двадцати человек, кого режиссер знала лично. Но во-первых, у бойцов были проблемы с интернетом. А во-вторых, времени у защитников катастрофически не хватало. «Там было по 25-30, а то и больше обстрелов авиации в день. Кто-то говорил: «Какие звонки? Здесь бы поспать хотя бы пару часов». Поэтому и не получилось многое записать», – объясняет Гонтарук.
Первые три серии проекта только на YouTube собрали более 500 тыс. просмотров, и работа Юлии востребована не только в Украине – по ее словам, многие обращаются из-за рубежа. Режиссер дает разрешение на распространение не на коммерческой основе (тем, кто хочет купить права, отказывает). Единственное условие – ничего не резать, не переделывать. Ведутся переговоры с американским телеканалом Sky, был разговор с BBC, а вот украинские вещатели пока не обращались. Впрочем, все серии «Фортеці Маріуполь» точно будут на YouTube. И кроме того, первый эпизод – «Інтро» – Гонтарук планирует отправить в Париж на выставку, где запланирован сбор средств для Украины.
Параллельно с «Фортецею Маріуполь» режиссер работает над проектом «Залізна сотня» – документальным фильмом о ребятах, возвращающихся с войны. Как они чувствуют себя в мирной жизни. «Сейчас все три моих героя снова пошли на войну, и я взяла камеру и снова начала их снимать», – говорит Юлия. Еще один большой проект в производстве – «Покоління Війна». Он рассказывает о добровольцах, росших на войне, и некоторые из них потом оказались на «Азовстали». Возможно, впоследствии он будет объединен с «Фортецею Маріуполь», так что работа продолжается.